НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Один день из жизни московского роддома: репортаж

22 июля 2018
Журналистка Дарья Шипачева разбирается, как там все устроено.
Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

– Ты чего такая уставшая? – спрашивает одна медсестра другую.

– Да я, кажется, за смену похудела на размер, аж белье сваливается! Всю ночь по скорой принимала рожениц!

Ночь – горячее время для роддома, когда большинство младенцев стремится появиться на свет. Часто роды начинаются в промежуток с 2 до 6 часов утра. А пиковое время появления младенцев на свет – с 8 часов утра до полудня.

Все дело в работе гормонов. Ночью у женщин падает уровень стрессового гормона – кортизола, это дает организму сигнал о том, что он в безопасности. С наступлением темноты растет концентрация «гормона сна» – мелатонина, это также говорит о том, что наступило ночное время «передышки». Именно при таком гормональном фоне усиливается действие окситоцина, который и вызывает родовую деятельность.

Я пришла в роддом No 4 ГКБ им. В.В. Виноградова Департамента здравоохранения Москвы примерно в 11 часов утра – и застала трех пациенток на финальной стадии родов.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Вот М. – 35 лет, первые роды, полное раскрытие. Она разрешает нам войти в родовой бокс и задать ей пару вопросов.

– Вам тут комфортно? Персонал не обижает?

– Кровать отличная, очень удобная... – М. внезапно замолкает, сморщившись от боли.

– Дыши: «Фууууууу! Фуууууу!» – с улыбкой подбадривает ее акушерка.

– Нет, как видите, все очень хорошо относятся. Я не бываю тут одна, постоянно кто-то рядом, – продолжает М., отдышавшись.

Заведующая родово-операционным отделением Нина Кузнецова рассказала, что пациентку привезли в 3 ночи, хотя воды у нее отошли еще вчера вечером.

– Дома хотела рожать, сама! Но потом поняла, что с этим что-то не так, испугалась, решила все-таки вызвать скорую, – вздыхает завотделением.

Домашние роды – настоящий бич наших дней. Медики выступают категорически против этого: никогда не знаешь, чем закончится такая самодеятельность, а за помощью в больницу в случае осложнений можно и не успеть.

Главный врач роддома No 4 Ольга Шарапова пояснила, что для полноценных родов нужно позвать взрослого и детского врачей-анестезиологов-реаниматологов, неонатолога, врача-акушера-гинеколога, пару акушерок, а также подготовить специальный транспорт – если понадобится срочно перевозить женщину в стационар. В роддоме все эти специалисты есть и приходят к пациентке по первому требованию, а готовы ли вы собрать дома такую команду?

– Одна женщина так рожала на дому – и оказалось, что у нее слишком узкий таз. К нам ее привезли уже с разрывом матки, кровотечением и с ребенком, который страдал в утробе матери. После экстренной операции малыша отправили в реанимацию, так как состояние у него было критическим, – рассказала главврач.

Родовое отделение: камеры, фитболы и джакузи

В роддоме No 4 принимают женщин из разных районов Москвы и с разными финансовыми возможностями. Роды по ОМС и по контракту практически не отличаются – за деньги можно получить разве что индивидуальное сопровождение акушерки или врача в течение всего процесса. У каждой пациентки – отдельный бокс в родовом отделении: она попадает туда сразу после приезда в стационар и выходит из него уже с ребенком на руках.

На втором этаже 17 боксов, сейчас они все заняты. Кроме М., у которой уже почти начались потуги, в палатах находятся женщины на разных стадиях родовой деятельности. Их всех я могу увидеть на экране большого монитора – там идет трансляция с камер, расположенных в боксах.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

– Перед тем как лечь к нам, пациентки подписывают информированное согласие на съемку. Записи мы храним в течение полугода – мало ли, вдруг придется пересмотреть их, если возникнут какие-то осложнения. По камерам мы всегда сможем отследить, кто находился с женщиной в боксе во время родов, и что там происходило, – рассказывает главный врач.

Мы возвращаемся в палату к М. Она уже не просто громко дышит, но еще и начинает периодически кричать. Ребенок скоро появится на свет. Акушерки зовут врача.

– Видите, это аппарат кардиотокографии (КТГ) – он непрерывно регистрирует сердцебиение плода и тонус матки женщины. Вот эта длинная лента накопилась тут с трех ночи. По КТГ мы отслеживаем, все ли в порядке, не нужно ли экстренное кесарево, – объяснила завотделением.

Если М. понадобится экстренное кесарево, ее отвезут в операционное отделение, которое находится в противоположном крыле того же этажа. Туда как раз спешит одна из акушер-гинекологов.

– Что там у тебя, Наташ? – интересуется главврач.

– Экстренное кесарево – нарушение кровообращения у плода, изменения по КТГ, гипоксия, – спешно объясняет врач-акушер-гинеколог и скрывается за дверями хирургического отделения.

А мы идем дальше по родовому – посмотреть, как выглядят боксы для платных пациенток. В общем-то, они не сильно отличаются от тех, что роженицы получают по ОМС – разве что пространства немного больше, а в углу стоит джакузи.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

– Они не рожают в воду, но там можно расслабиться в первой фазе родов – пока идет раскрытие шейки матки, – пояснила заведующая отделением.

Родовое отделение: вертикальные и партнерские роды

– А где женщины рожают? Я вижу тут только одну кровать! – удивилась я.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Это специальная кушетка для родов — рахмановская кровать. На ней женщина лежит до начала потуг, а потом мы можем адаптировать ее под нужды пациентки: приподнять спинку для вертикальных родов или убрать нижнюю часть для обычных, горизонтальных, – рассказала заведующая.

Сегодня многие женщины стремятся рожать вертикально – и ничего удивительного: подобное положение тела во время родов позволяет ребенку выйти под тяжестью собственного веса, а женщине приходится меньше тужиться. Как результат – меньше напряжения и боли, при этом риск разрывов и других осложнений для матери и ребенка такой же.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Как это выглядит? Женщина становится на колени, лицом к спинке кровати, руками и локтями упирается в нее. В таком положении ей придется провести минут 30-40.

– А это удобно? У нее ничего не затекает? – спрашиваю я, глядя на пациентку, которая рожает именно в этой позе.

– Рожать в принципе не очень удобно, но это положение более физиологично, чем лежа на спине. Женщина может даже придержать рукой головку ребенка, когда он появится на свет – можно сказать, сама у себя приняла роды! У нас выбирают вертикальное положение примерно 60% от всех рожениц, – рассказала главный врач.

Еще одно условное «нововведение», которое набирает популярность, это партнерские роды. Во многих российских роддомах они доступны по ОМС, в том числе и в роддоме No 4. Единственное условие для мужа – это сделать флюорографию и сдать «госпитальный комплекс» анализов: ВИЧ, сифилис, гепатит В и С (а также при наличии свободного, изолированного бокса).

– А часто мужья приходят «рожать»?

– Да, и с каждым годом все чаще. Сейчас где-то 40% родов – партнерские, – отвечает завотделением.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

– Мы имеем право пропускать на роды только тех, кто состоит с пациенткой в официальном родстве – родители, дети, официальный муж – и, конечно, сдал все анализы, – рассказала главврач. – В нашей практике были случаи, когда под видом «близких родственников» на родах пытались присутствовать доулы, гражданские мужья или просто подруги, которым стало интересно, как проходят роды. Одна пациентка привела так доулу, представив ее как родную сестру, которая должна была «помогать» ей рожать, а на самом деле – мешала акушеркам и врачам работать, давая указания, как и что необходимо делать. Медицинского образования у этой доулы не было.

Пока мы обсуждали тонкости современных родов, девушка, выбравшая вертикальные роды, уже родила малыша.

– Как все прошло? – спросила главврач у акушера-гинеколога, которая спешила к следующей пациентке.

– Отлично. Только вот у ребенка, оказывается, врожденная патология – расщелина мягкого неба. Мама не знала об этом, УЗИ не всегда показывает эту патологию, – отвечает врач.

– И что теперь? Операция? – заволновалась я.

– Надо дать маме время прийти в себя. Возможно, придется прислать к ней одного из наших штатных психологов. А потом мы пригласим детского челюстно-лицевого хирурга для консультации. Он уже подскажет, что делать дальше, – пояснила акушер-гинеколог.

Послеродовое отделение: палаты по ОМС и по контракту

Мы со старшей акушеркой послеродового отделения поднимаемся на третий этаж. Там лежат женщины, которые уже успешно справились с родами и учатся быть мамами.

Роддом имеет международный статус ВОЗ и ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку»: это значит, что младенец круглосуточно находится с мамой (но если женщина хочет поспать, его унесут в отдельную комнату), пациенток учат правильно прикладывать малыша к груди.

Я хочу поговорить с кем-нибудь из послеродового отделения, но женщины отказываются. Наконец, я нахожу молодую маму, которая согласилась рассказать о своем опыте, – это певица Юлия Плаксина, которая родила вчера днем.

Юлия рожала по ОМС, поэтому я прохожу в обычную палату: бокс с двумя комнатами, в каждой – по две кровати, общие ванна и туалет. У контрактниц, кстати, условия чуть лучше (и это одно из немногих отличий платных родов) – они живут в комнате одни, там же есть телевизор и стулья для посетителей.

Семейная палата больше напоминает гостиничный номер
Семейная палата больше напоминает гостиничный номер
Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Юлия рассказала, что в первый раз рожала в 21 год, в другом роддоме, и получила такой «незабываемый» опыт, что чуть не поставила крест на дальнейшем деторождении:

– Мне не понравилось, как там со мной обращались. Знаете, обычно говорят, что первые роды – самые страшные, потому что пугает неизвестность. Но у меня все сложилось с точностью до наоборот: в первый заход я не боялась, так как не знала, чего могу ожидать, а вот в этот раз паника была довольно сильной. Я очень боялась повторения прошлого опыта.

В этом же роддоме Юлия сама появилась на свет в 1992 году. И когда понадобилось выбрать место для вторых родов, интуиция подсказала, что ей нужно именно сюда. Певица встретилась с врачами и акушерками, побеседовала с ними и поняла – это ее.

Юлия Плаксина с сыном
Юлия Плаксина с сыном
Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

– В первый раз я тоже рожала в другом роддоме, за деньги. И при этом отношение меня совершенно не устраивало. Сейчас я тут по ОМС, но обращаются со мной в разы лучше. Я поняла, что главное – не деньги, контракты и дорогой ремонт в палате, а хорошие руки, в которые ты попадаешь, – признается женщина.

Я желаю Юлии и малышу здоровья, и иду дальше по третьему этажу – к отделению реанимации.

Отделение реанимации: выхаживают с 22 недели

Здесь находятся недоношенные младенцы и новорожденные, которым требуется особый уход и лечение. Своих подопечных представляет анестезиолог-реаниматолог.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Один ребенок (30 недель) находился на искусственной вентиляции легких, но ему ввели специальные препараты, и теперь он дышит самостоятельно. Питается он через зонд маминым молоком, а также ему вводят внутривенно белки, жиры и углеводы – чтобы набирал вес.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

– А это ребенок родился на 34 неделе. Седьмая попытка ЭКО, геморрагический синдром. Это опасно, так как может развиться внутреннее кровотечение. Мы будем делать ему переливание плазмы, – рассказывает врач.

Она говорит, что сейчас выхаживают детей, рожденных с 22 недели. Но все равно это слишком рано – у таких младенцев слишком большой риск повреждений нервной системы, зрения, слуха и т.п. А вот дети, что родились после 26 недели, уже бывают полностью здоровыми после выхода из реанимации.

Мы идем по коридору дальше – там лежат малыши в менее тяжелом состоянии. Им уже было проведено необходимое лечение, и теперь требуется дополнительная реабилитация в специализированной детской больнице, поэтому завтра поедут в стационар – Морозовскую больницу. Скоро при роддоме откроют свой перинатальный центр и необходимость в переводе младенцев в другие больницы отпадет.

Перед переездом в Морозовскую больницу
Перед переездом в Морозовскую больницу
Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Выписка: встреча с оркестром

Мы в комнате, где готовятся к выписке. Здесь стоят пеленальные столы – здесь одевают младенцев, чтобы выйти вместе с ними в большой мир.

Источник: Екатерина Брудная-Челядинова

Говорят, сейчас выписку организуют не так торжественно, как это было раньше. Но некоторые родственники умудряются удивить сотрудников роддома – например, когда встречают молодую маму и малыша с целым оркестром.

В три часа дня женщины, готовые к выписке, встречаются со своими семьями. Они улыбаются, обнимаются, фотографируются в нарядном зале на память. У них и их детей впереди долгая и, наверное, счастливая жизнь.

Читайте также: Как рожают в Арабских Эмиратах: личный опыт.

Научная журналистка