Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как кормили грудью на Руси 50, 100 и 200 лет назад: 8 картин

Художников во все времена вдохновлял образ матери с ребенком на руках. Мы собрали восемь выдающихся произведений российских живописцев, чтобы показать, как менялось отношение к кормящим матерям в искусстве последние 200 лет.


1. Алексей Венецианов – «Сенокос» (1820-е годы)

Герои картины статичны, приближены к зрителю и отделены от заднего плана, как на портретах. В то же время перед нами разворачивается сюжет – мать оторвалась от работы в разгар страды, чтобы покормить ребенка. Она разговаривает со старшей дочкой.

На фоне изображено не просто поле – идет уборка сена, то есть художник показывает нам сценку из крестьянского быта. Кормление младенца – такая же часть жизни крестьянки, как труд. Нет конфликта между тем, что она держит малыша у груди, и тем, что происходит вокруг нее. Венецианов создает впечатление единства и гармонии.

2. Константин Маковский – «Жница» (1871 год)

Изображения крестьянской семьи в поле – не редкость в творчестве Маковского. Однако относиться к этим ярким, декоративным картинам как к документальным полотнам следует с осторожностью.

Маковский был известным коллекционером предметов народного творчества, любил «красивую старину»: резные предметы мебели и столовые приборы, расшитые одежды и головные уборы. Порой художник наряжал позировавших моделей в предметы из своего собрания.

Судя по названию этой картины, женщина вышла в поле собирать урожай и отложила серп на несколько минут, чтобы покормить ребенка. Однако она слишком нарядна для черной работы. Исследователи отмечали, что художник изобразил крестьянку в праздничном костюме Рязанской губернии.

3. Карл Лемох – «Выздоравливающая» (1889 год)

Сцены крестьянской жизни – главная тема творчества Карла Лемоха. Он часто писал многодетные семьи. На этой картине мать кормит младенца грудью, но это не главное ее занятие. Ее внимание обращено на ребенка постарше, которого она кормит с ложки, видимо, это и есть поправляющаяся после болезни девочка. А мама старается успеть за всеми приглядеть и обо всех позаботиться.

4. Зинаида Серебрякова – «Кормилица с ребенком» (1912 год)

В отличие от трех первых полотен, здесь художница обращает внимание зрителя именно на грудное вскармливание. Мастер с равной любовью и вниманием прописывает и крепкую, красивую, пышущую здоровьем женщину, и крупного младенца, и сам акт кормления – набухшую грудь и жест кормилицы.

В январе 1912 года у Зинаиды Серебряковой родилась дочка Таня. Это – один из первых ее портретов.

5.  Борис Григорьев – «Мать, жена художника с сыном Кириллом» (1915 год)

Об этом портрете упоминала в письме супруга Григорьева: «Мой сын родился в мае 1915 года, и мы переехали на дачу Куоккало. Я кормила его, и Борис написал с меня мадонну».

Однако в отличие от многих живописных Мадонн кормящая женщина на картине напряженно смотрит куда-то в сторону. В центре внимания не чувство матери к ребенку, а физическая, телесная связь между ними. И все же картина получилась очень нежная.

6. Борис Жарков – «Родился новый человек» (1938 год)  

Первый в России государственный роддом появился в конце XIX века, и предназначался он для женщин бедных или «легкого поведения». В те времена считалось, что рожать все же следует у себя дома под присмотром приглашенного врача или повитухи.

Создание сети специальных учреждений с профессиональной помощью – достижение советского времени. У рожавших в СССР женщин часто оставались тяжелые воспоминания о проведенных в роддоме днях, но на советской картине 1938 года не найти недовольных лиц. Художник показывает светлую палату и счастливую маму, которая кормит туго спеленатого младенца.

7. Аркадий Пластов – «Мама» (1964 год)

Пластов любил писать картины о детях, и эта работа посвящена первым дням малыша. Мама подает младенцу грудь. Старшая сестра смотрит, придерживая люльку одной рукой и сжимая медвежонка в другой. Обычная семья, деревянный деревенский дом, простое маленькое событие повседневной жизни. Но художник складывает все это в удивительно яркую и жизнерадостную картину.

8. Станислав Слесарский – «Кормилица» (2013 год)

Публикация от @bonmariy

Кормящая женщина сидит с пухлым младенцем на руках, за спиной у нее – поле спелого зерна. Рядом стоит девочка постарше, в руке у нее кукла. В этой современной картине легко различимы уже знакомые по предыдущим полотнам мотивы в изображении кормящей женщины.

Читайте также: Кормление грудью в зарубежном искусстве: 11 шедевров.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
23
Владимир Васильев
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
На жанровой картине 2013 года неизвестная эпоха, а то, что у девочки платье с оборками и кукла, не значит, что она из богатой семьи. В 2013 году такое платье можно в магазине купить или самой сшить.
Про роддома в СССР ерунду написали, как всегда. Роддома были большим прогрессом по сравнению с домашними родами до революции. Гораздо чище, профессиональные врачи, а не повитухи.
СсылкаПожаловаться
2013 вообще винегрет напоминает, какойто тутифрути
СсылкаПожаловаться
Владимир Васильев
Последняя картина, как и 4я. Отсылают нас заново в рабство. В 1912 и в 2013 явно подчёркивается а в 2013 , как многие заметили даже с показным принебрежением, классовость и разделение людей на расы.
СсылкаПожаловаться
Инга
Обратите внимание, что на всех полотнах (ну кроме больницы) изображены крестьянки. Кормление считалось уделом простых женщин. Знатные никогда этого не делали
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru