Каково быть беременным акушером-гинекологом: личный опыт

Как проходит беременность у тех, кто точно знает «как должно быть» и «что делать»? С какими трудностями сталкиваются во время родов люди, чья работа – помогать другим появиться на свет? Рассказывает мама двоих детей, акушер-гинеколог, к.м.н. Татьяна Румянцева.
Редактор, мама двух девочек

Не пошла обходными путями «для своих»

Не так давно я стала мамой во второй раз. Когда я ждала старшего сына, то не смогла критично отнестись к своему состоянию: работала до последнего, хотя организму уже нужен был отдых.

На этот раз отвечать самолично за свое здоровье я не собиралась: хотела оплатить контракт и не думать больше ни о чем, то есть сделать все официально, а не обходными путями «для своих». Но это легко сказать, а вот выбрать врача и клинику для ведения беременности было практически невозможно.

Для меня важно, чтобы врач мог принимать мои «особенности»: свое мнение по каждому поводу, желание обсудить все назначения и тактику ведения беременности. Люблю, когда врач не нагнетает обстановку и настраивает на позитивный лад. Уверена, что профессионал, работающий с беременными, не может быть жестким или грубым.

Контракт долго не заключала и в женскую консультацию не бежала

На учет в этот раз я встала в начале второго триместра. До этого жила обычной жизнью, не бегала на УЗИ и не сдавала анализы. Дело в том, что у меня за плечами был опыт потерь беременностей, и я не хотела лишней нервотрепки.

Во время самой первой – неудачной – беременности я встала на учет рано. На плановое скрининговое УЗИ в 12 недель мы пошли вместе с мужем и услышали страшное: неразвивающаяся беременность, множественные пороки плода. Описать мое состояние в этот момент невозможно. И знаете, в чем я себя винила больше всего? Я ждала этого.

Я знала, что у гинекологов все не как у людей!

В эту беременность я решила: лучше расстроиться один раз, чем жить в постоянном напряжении. Советовалась с коллегами по мере необходимости, но контракт долго не заключала и в женскую консультацию не бежала. Мы с мужем спокойно поехали в отпуск, а по возвращении пошли на УЗИ и узнали радостную новость.

Попробовала сделать наружный акушерский поворот

Контракт заключила с тем же врачом, у которой рожала первого сына. Я старалась быть послушным пациентом: сама себе ничего не выписывала и за всю беременность принимала только витамины, разве что кроме последних нескольких дней перед родами, когда начало пошаливать давление.

Если в первую беременность я столкнулась с преэклампсией, то в эту меня ждал другой подвох – тазовое предлежание плода. Оба эти осложнения встречаются примерно у 5% беременных, и мне «посчастливилось» дважды попасть в яблочко.

Я решила сделать наружный акушерский поворот, потому что у нас тазовое предлежание – чаще всего повод для кесарева сечения, а я очень хотела родить естественным путем. Моя врач не поддержала эту идею, но я сделала по-своему. Нашла специалистов, которые умеют делать такой поворот, – прекрасных докторов из московского роддома.

Процедура такая: на поздних сроках беременности акушер руками через живот поворачивает малыша из тазового предлежания в головное. Удается она только в 60% случаев. К сожалению или к счастью, мой ребенок остался сидеть на попе, но я попробовала.

Беременному мозгу не всегда прикажешь вести себя разумно

Не знаю, сколько я набрала во вторую беременность. За весом и давлением я следила с позиции страуса. Когда вес превысил те цифры, которые я готова была принять и понять, я просто перестала за ним следить.

С давлением еще веселее было. Как-то раз мы с мужем собирались в ресторан. Измеряю давление: 170 на 110 мм рт. ст. С такими симптомами всем и в обязательном порядке нужно ехать в роддом. Я же первые 20 минут еще собиралась в ресторан с мыслями: «Вот я полежу, отдохну, померяю повторно, и все будет нормально!». В итоге я осталась дома. Так делать нельзя, но беременному мозгу не всегда прикажешь вести себя разумно. Врач, когда узнала об этом, сильно ругалась, а я обещала, в следующий раз оперативно «сдаться» докторам.

Врачи надо мной смеялись

Большинство врачей вокруг были настроены на кесарево сечение. Я до конца не верила, что мне позволят родить естественным путем. Подозревала, что в родах найдут показания к операции, чтобы избежать потенциальных проблем. Когда поняла, что разрешат попробовать естественные роды, врач внутри меня выключился.

Во время схваток читала книжку.

Монитор стоял так, что мне плохо было видно показания сердцебиений плода и схваток. Тогда я решила, что это знак, и я не должна следить за процессом.

Эпидуралку выпросила на полном раскрытии. Врачи надо мной смеялись: книжку читает и эпидуралку просит! А потом две потуги – и на свет появился мой мальчик.

Кесарево и роды в тазовом предлежании — бесценный опыт

Врач и беременная женщина боролись безостановочно внутри меня во время каждой беременности. И женщина всегда побеждала. Я рада, что прошла через все свои испытания. Думаю, что неудачные беременности позволяли мне особенно остро испытывать радость от хороших новостей и наслаждаться каждым днем ожидания.

Уже после первых родов я стала лучше понимать своих пациенток. Например, я на себе прочувствовала некоторые послеродовые осложнения и проблемы с налаживанием грудного вскармливания. Не могу сказать, что это в корне изменило мою тактику ведения пациенток, но добавило уверенности во многих случаях.

Когда во вторую беременность я узнала о тазовом предлежании, первая мысль была: «Теперь я должна прочувствовать на себе либо кесарево, либо роды в тазовом! И то, и другое – бесценный опыт». Подруга смеялась надо мной: «Если сейчас будет кесарево, ты обязана потом рожать в третий раз, чтобы испытать естественные роды после кесарева сечения!». 

Появление ребенка в семье – это важный и волнительный момент не только для женщины, но и для мужчины. Молодые отцы нередко считают, что их программа-максимум в отношении новорожденного – купить коляску и собрать кроватку. Однако это далеко не так. Им тоже нужно готовиться к родам супруги.