Мало учеников в классах
Это, наверное, главная особенность. В наших классах – около 10-15 человек. Выпускников в этом году пятеро, а первоклассников – шестеро. Но так было не всегда.
В 1970-х, например, было две параллели – в классах «А» и «Б» училось по 30 человек. Но случилась перестройка, в селе развалилось несколько предприятий, работы не стало, заработков – тоже. Рожать в селе стали в разы меньше, и уже к середине 1990-х за партами сидело десяток-полтора учеников, а то и меньше.
Года три назад в 11-м классе был всего один ученик. Но в последние годы рождаемость стала расти – во многом благодаря программе по выдаче материнского капитала. На него в деревне можно купить неплохой дом – хорошее подспорье для молодой семьи. И если прошлый год на первоклассников почему-то был неурожайным, то в 2018-м заявлений о приеме в первый класс подано уже 20.
Среди учителей нет молодых кадров
Большинство педагогов здесь давно заработали право на заслуженный отдых и пенсию – не только по выслуге лет, но и по возрасту: многим учителям давно перевалило за 60 лет.
Есть среди учителей даже такие, чей стаж в профессии – полвека. Например, директор нашей школы, которая ведет уроки в начальных классах, преподает уже 49 лет. При этом у нее нет квалификационного разряда (видимо, аттестацию она не проходила и не пыталась). Основная часть педагогов имеет 1 квалификационный разряд. Высшего нет ни у кого.
Нет в школе и молодых кадров. Изредка появляются, но надолго не задерживаются. Работать с утра до вечера за 12-15 тысяч рублей не рвется никто.
К примеру, в 2015 году в школу приехал молодой учитель физкультуры с 5-летним стажем работы. Его тепло приняли и коллектив, и дети. Уже через год педагог оказался в числе финалистов областного конкурса педагогического мастерства среди учителей-мужчин «Рыцарь в образовании», и его «переманили» в школу районного центра.
В школе процветает совместительство
Поскольку учителей в сельской школе не хватает, некоторые пытаются работать, как говорится, «за себя и за того парня». К примеру, учитель ИЗО ведет еще и уроки географии.
Информатику по совместительству преподает учительница физики, которая в компьютерах не очень-то разбирается – даже ученики средних классов ее «обгоняют».
Педагогический коллектив школы вместе с директором – это 18 человек. У большинства – высшее образование, лишь у учителей начальных классов средне-специальное – педучилища.
Самый популярный предмет — технология
У нескольких учителей в графе «квалификация/разряд» написано просто и ясно: «Соответствует занимаемой должности». Например, у учителей технологии, которые не имеют педагогического образования, но прекрасно справляются со своей работой.
Девочкам технологию вот уже 30 лет преподает бывшая швея, начинавшая свою трудовую биографию закройщицей в сельском КБО (комбинате бытового обслуживания). Мальчиков учит трудовик, тридцать с лишним лет назад окончивший сельскохозяйственный техникум.
Местные школьники любят «труды» и на районных олимпиадах по технологии показывают отличные результаты. Дело тут даже не в педагогах: сельские дети любят работать руками – это им гораздо интереснее, чем решать уравнения, читать классику или учить английский язык.
В школе есть все необходимое, чтобы дети могли шить и пилить: для мальчиков – токарный и фрезерный станки с набором инструментов, для девочек – восемь швейных машин, манекен, гладильная доска и утюг.
Дети сами выращивают себе «обеды»
Весной и в летние каникулы дети трудятся на школьном участке. Они высаживают цветы в клумбы, морковь и свеклу – на грядки.
Но большую часть земли занимает картошка. Сажают и обрабатывают ее во время летней трудовой практики ученики, а осенью копают старшеклассники.
И все это – не забавы ради. Повар в школьной столовой пускает урожай в дело – на пюре, жаркое по-домашнему, щи, суп с перловкой.
Дежурный класс играет на переменах с «началкой»
Как и в городской, в деревенской школе есть дежурный класс. Ученики при входе проверяют сменку, следят за порядком в столовой. А еще дежурные на переменах играют с учениками младших классов в подвижные игры – всем известный «Ручеек» или «Красное знамя».
В игре «Красное знамя» правила простые. Дети делятся на две команды и по очереди поют: «Красное знамя, ударное звено, дайте нам (имя) и больше никого». После выбора двое игроков из противоположных команд встают у черты и стараются перетянуть друг друга.
Вместо родительского комитета — управляющий совет
Вместо родительского комитета школьные вопросы решает управляющий совет, в который входят педагоги, родители и учащиеся (Совет старшеклассников и Управляющий Совет школы). Но я, честно говоря, далека от школьной политики и на заседаниях совета не была ни разу. И я еще ни разу не сдавала денег ни на что, кроме как на покупку прописей и оплату школьных обедов.
Что касается школьных мероприятий, то, как и в других школах, здесь отмечают День учителя, Новый год и другие праздники. Правда, актового зала нет. Сценки, вокальные и танцевальные номера показывают прямо в коридоре. После «официальной» части, конечно же, бывает дискотека.
Моей дочери в школе нравится. Она не спешит после уроков домой, с удовольствием посещает кружки – «Мир оригами», «Я леплю из пластилина», «Шахматы». Но даже если дополнительных занятий нет, дочь все равно ненадолго остается в классе – порисовать красками, поиграть с одноклассницами в настольные игры или в дочки-матери. Учительница не против.
Читайте также: 5 особенностей детских садов в российской глубинке.