Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Чем необычна школа имени Тубельского

Здание школы №734 в Измайлово — типовое, но внутри этих стен многое устроено не так, как в большинстве таких же бесплатных городских школ. Это – Школа самоопределения, известная также как Школа Тубельского. 


В последние дни школу и ее дальнейшую судьбу много обсуждают в СМИ и соцсетях. Мама одного из учеников рассказала, что особенного в этом учебном заведении.

Во время загрузки произошла ошибка.

Родители решаются на переезд ради того, чтобы их дети учились здесь

Когда старшему сыну было 5,5 лет, мы с мужем попали на день открытых дверей в эту школу. В этот день мой страх перед школой пропал. Ушла и головная боль: куда мне отдать моего ребенка — активного (временами очень активного!), неусидчивого, громкого, веселого и открытого. Я очень боялась, что он будет «неудобным» учеником в обычной школе, и искала альтернативу.

Через полгода нам удалось перевестись в детский сад при Школе Самоопределения, из которого детей переводят в первый класс по приоритетным спискам. Это было одним из лучших решений за все время моего родительства.

Сейчас мой старший сын учится в третьем классе, у него бесконечно мудрая учительница. Как педагог и как родитель я у нее постоянно чему-то учусь.

Со временем в сад при школе Тубельского пошла и моя дочь, а теперь в очередь записан и годовалый сын. Такие семейные «паровозики» — правило почти без исключений для нашей школы и сада. Отдав одного ребенка сюда, понимаешь, что «обычные» сады и школы сильно проигрывают почти во всех отношениях.

При этом в сад Тубельского можно попасть так же, как и в любой другой сад у вас во дворе, через электронную очередь. Я знаю многих людей, которые специально переехали ради сада и школы Тубельского в Измайлово из других районов, и поменяли жизнь ради счастливого детства своего ребенка.

Учеба без оценок и домашних заданий

Началось все в 1985 году, когда в школу пришел новый директор – Александр Наумович Тубельский. Он начал реформы в школе, смело экспериментировал, активно участвовал в жизни школы и был настоящим другом учеников.

Естественным образом притягивались такие же увлеченные и неординарные педагоги. Тубельский с огромным уважением относился к коллегам и был убежден, что если освободить педагога от тяжести спущенной сверху программы и от гнета соотношения двоек и пятерок в классе, если дать учителю свободно и творчески действовать, то такой учитель сотворит чудо.

Во время загрузки произошла ошибка.

Школа перешла на 35-минутные уроки, так как было замечено, что в среднем 10 минут от урока обычно уходит впустую. Были отменены оценки вплоть до 8 класса: учеников призывали сравнивать свои успехи только относительно самих себя, а самомотивация была важнее стремления к оценке извне.

Отменены был и домашние задания, а на педсоветах, называемых здесь «педагогическими пленумами», обсуждались проблемы современной педагогики. Школа работала в режиме полного дня, вторая половина дня была логичным продолжением первой: с разнообразными пространствами и мастерскими.

В учебном процессе активно использовались неурочные формы: предметные и межпредметные погружения (например, когда класс выезжает в лес и играет в «каменный век»), разнообразные практические занятия, образовательные поездки и путешествия. Каждый октябрь в школе объявлялась «Лицейская неделя», которая заканчивалась балом. Самым настоящим балом! Директор, одетый в элегантный фрак, был в первых рядах танцующих.

В нашей школе устраивались погружения в исторические периоды, девочки шили себе средневековые платья, а мальчики учились фехтовать, каждый составлял себе «родословную» графства разных происхождений, мы готовили декорации, оформляя актовый зал под средневековый замок, ели курицу руками, танцевали, а парни участвовали в «рыцарских» турнирах. Все это делалось чтобы «проживать» атмосферу эпохи (так гораздо интереснее изучать историю). <...> Наша школа была совершенно отдельной планетой. Сказочной планетой.
Воспоминания выпускницы школы Тубельского

В школе была создана и успешно действовала собственная «Конституция». Работал «Суд чести», на котором решались реальные проблемы между учениками или учителями и учениками.

Тубельскому в своем маленьком государстве — школе — удалось взрастить настоящую демократию. Он был убежден, что стране нужны свободные люди, и считал, что они вырастают только в атмосфере доверия: учителя – к ученику, администратора – к учителю.

Как ему удавалось много лет сохранять в школе особый уклад? Наверное, все дело в том, что Александр Тубельский был авторитетом для многих и к нему прислушивались. В 2000 году он стал президентом Ассоциации демократических школ России — он хотел, чтобы таких школ становилось больше, чтобы они делились опытом друг с другом.

Александр Наумович был предан своему делу и очень любил детей. Но самое важное — уважал. Каждый день он заходил во все классы и говорил «Доброе утро». Я помню, как с кем-то поссорилась еще будучи в началке. Директор увидел, что девочка плачет и «не на уроке», позвал меня к себе в кабинет, поговорил со мной, напоил чаем с бутербродами. Вместо того, чтобы сделать «замечание», позвонить родителям и отправить в класс.
Воспоминания выпускницы школы Тубельского

В 2007 году Александр Наумович в возрасте 66 лет ушел из жизни. Но школа осталась, остались педагоги, выпускники, которые часто возвращались в школу в качестве учителей, и дети, которым повезло учиться в такой школе.

Главный принцип: уважение личности ребенка

Школа менялась, и часто звучало, что «школа уже не та, что при Тубельском». Но основной ее принцип — уважение личности ребенка — оставался неизменным.

Здесь по-прежнему дети ходят без формы, и вольны самовыражаться (синие волосы не возбраняются). Уроки снова стали по 45 минут, а оценки не ставят только до 4 класса.

Долго держалась концепция полного дня, но с 2017 года школа ввела платную продленку. Вместе с платной продленкой в 2017/18 учебном году платными стали многие мастерские, а когда-то выбор у школьников был огромный — от керамики или столярной мастерской до киноклуба.

Школа осталась открытой для родителей. Еще Тубельский говорил о том, как важно, что родитель в любой момент может зайти в школу, поговорить с учителем, узнать, чем живет его ребенок в школе. Он с грустью говорил о том, что видит в других школах, как несчастные бабушки, мамы и папы, ждут у дверей детей, потому что им не разрешено заходить в школу.

Александр Наумович Тубельский придумал систему, по которой любой ученик мог стать «собой», или по-крайней мере выйти на путь к самопознанию. Он верил, что каждый человек в этом мире создан для чего-то конкретного, уникального. Что не обязательно быть «хорошистом» по всем предметам и безупречно зубрить учебники, а что действительно обязательно, так это найти «себя»
Воспоминания выпускницы школы Тубельского

Выпускников Школы Самоопределения сложно как-то охарактеризовать, все они разные. В этом и есть глубокий смысл самоопределения. Объединяет их одно: они — личности, они провели 11 лет в стенах школы, где их уважали и где к ним прислушивались.

Атмосфера свободы в школе способствует формированию «универсальных умений»: умение представить себя, умение общаться, умение доказывать и аргументировать.

Школа Самоопределения — это школа, где ребенка признают человеком, где он имеет право на ошибку, где он может искать, где ему не записывают в дневник «бегал на уроке физкультуры», где он ощущает себя полноправным членом общества, где он может высказываться. Словом, там, где ребенок — личность, человек, а не объект образования.

Сад при школе Тубельского: балы и «Физкультура по-другому»

Отдельно хочется рассказать о детском саде при школе. Сотрудники других — обычных — детских садов, попав сюда на семинары, уезжают в большом удивлении.

Личность ребенка и уважение к ней — на первом месте. Дети проживают свою жизнь в саду в разновозрастных группах от 3 до 6 лет, где старший учится помогать младшему, а младшему есть за кем тянуться. В группах 25-27 детей. У детей не педагог по рисованию, а «Дядя Слава», не педагог по столярному мастерству, а «Папа Карло».

Во время загрузки произошла ошибка.

Особое внимание в детском саду уделяют физическому развитию детей. В каждой группе установлен уникальный спорткомплекс и дети имеют свободный доступ к нему. Когда-то именно этот сад и школа стали экспериментальной площадкой Сергея Реутского и его «Физкультуры по-другому». Сейчас этот подход вновь заинтересовал педагогическое сообщество, он используется в передовых школах Москвы.

Реутский говорил о недостатке двигательной активности у современного ребенка, которого не отпускают гулять во двор, которого привозят в школу на машине и, в лучшем случае, отдают в спортивную секцию. Но этого катастрофически мало для полноценного развития. Поэтому для полноценной физической нагрузки он создал искусственную средуфизкультурные комплексы, чтобы через свободную игру в этих комплексах дети добирали недостающую физическую нагрузку.

Если физкультурный комплекс достаточно сложно и интересно устроен, то его пространство заставляет ребенка постоянно возвращаться. Оно предоставляет свободу и выбор: двигайся куда хочешь и сам определяй сложность пути. Оно заставляет сосредоточиться. Здесь можно почувствовать, как работают простейшие механизмы: наклонная плоскость, блок, рычаг. Дети учатся сотрудничать друг с другом, а опыт преодоления препятствий дает им радость и уверенность в своих силах.

Осенью в саду проводят бал, и малыши в бальных платьях и фраках танцуют свой первый вальс.

Во время загрузки произошла ошибка.

Новогодняя сказка, которую воспитатели сада сами придумывают и показывают детям, — настоящий интерактивный спектакль.

Во время загрузки произошла ошибка.

Каждый год педагоги с детьми устраивают для родителей цирк. За акробатическими номерами стоит очень много труда малышей и взрослых: преодоления, познания — себя и своего тела.. Олимпиады, лыжня, праздник песни — и, наверное, я что-то еще упустила.

Родители детей, которые ходят в сад и школу имени Тубельского, проживают детство вместе со своими детьми. Не получается в этом саду и школе просто привести и отдать ребенка, а вечером забрать. Мы готовим костюмы и декорации для бала, сочиняем песни, проводим мастер-классы — например, по рисованию песком и росписи пряников, а на выпускной в саду ставим сказку. Когда выпускался наш сын, мой муж написал сценарий, родители расхватали роли и увлеченно играли для детей. Мы — полноценные участники жизни своих детей, которая затягивает и увлекает.

Также читайте: 5 вещей, которых вы не знали об учителях.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
33
Shishkova Meri
Я же писала: за редким исключением. Согласна, что к тестированию можно подготовиться очень хорошо даже тому, кто ранее не блистал на уроках русского языка. Но это все - за счет упорного труда. Разве это плохо? А те, кто отлично знает русский язык, обычно получают очень высокий балл (за редким исключением; наверно, волнение сказывается). Им просто будет легче готовиться. Поверьте, пожалуйста, моему опыту.
Положительно также то, что не нужно повторно сдавать экзамены для поступления. Меньше стрессов. Опять-таки - равные возможности для всех, независимо от места проживания.
СсылкаПожаловаться
Сергей Горюнов
В ответ на комментарий от Shishkova Meri
Shishkova Meri
Помню, как раньше, до введения ЕГЭ, писали выпускное сочинение. Все ученики, за редким исключением, приходили со шпаргалками и открыто списывали. Учителя делали вид, что не замечают, некоторым (отличникам) сами помогали. О какой объективности оценки знаний могла быть речь? Хочу подчеркнуть также, что у учителя просто не было возможности ставить объективные оценки: администрация требовала высокий процент успеваемости. Так что, уверена, ЕГЭ - самая объективная форма оценки знаний. Что касается начитанности, действительно, раньше дети читали художественную литературу. Сейчас их отвлекает компьютер, у них просто другой образ жизни. На мой взгляд, самая главная задача учителей словесности в наше время - пробудить интерес к чтению. Будут читать - будут грамотны.
СсылкаПожаловаться
Я писал свое выпускное сочинение в 1994м году без шпаргалок "Тема одиночества в творчестве Лермонтова". У меня 2 высших образования ММА им Сеченова (красный диплом) и МГТУ им Баумана. и всегда на экзаменах, где были тесты я набирал меньший результат. ЕГЭ можно вызубрить или купить, навыки и знания купить нельзя. При ЕГЭ плохо говорящие по русски ученики получают 100 баллов, а умные дети довольствуются меньшим.
СсылкаПожаловаться
Лёля
Мой сын учился в этой школе. Тогда из нее все бежали. Тубельский - отличный пиарщик, к тому же у него покровители хорошие. Сына всячески старался выпереть из школы, вообще, Тубельский был человеком нетерпимым и не очень добрым. Сын сложный, с тиком, но довольно нормальный, сейчас вон и даунов стараются учить вместе, а у моего были проблемы со здоровьем неизмеримо меньшие. Пришлось от Тубельского в 9 класс идти в другую школу(которую нормально закончил). Но до сих пор вспоминаю нетерпимость и агрессию директора. А теперь,вижу, он оказывается очень любил детей???
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

608
ms.PanterraПортрет Путина в садиковской группе

В нашем садике в группах на видном месте висят портреты ПУТИНА - прямо как иконы (как раньше говорили: в красном углу). Воспитатели и заведующие говорят, что это в рамках патриотического воспитания.
Знаю, что в некоторых садах и школах и бюсты Путина в холлах стоят. Это нормально???
Мое мнение: нет! 

362
йа Бешеная теткаПричины, по которым вам отказывали в приеме на работу

Всем привет . 
в нашем маленьком городишке пыталась я себе недавно найти подработку или временную работу,
Пригласили в одно место на собеседование -резюме мое им понравилось ,вроде как подхожу 
ну и пришла я как всегда в своем обычном виде-джинсы/пуховик/рюкзак/угги
после получаса собеседования мне сказали что я им не подхожу
ПРИЧИНА-я не слежу за собой,т.е. ногти не накрашены/глаза тоже  да и вообще я старовата 



отгадайте куда я устраивалась на работу )))))))))) 
ну и делитесь причинами отказа в трудоустройстве странными и не очень 

309
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

300
Лилиан Андреаскайтеконфеты на день рождения в класс

Такая ситуация.  Дочь (десятый класс) решила на свой день рождения принести одноклассникам конфеты: шоколадные, хорошей фирмы.
Звонит медсестра и реально орёт - мальчик-диабетик наелся конфет и теперь ему плохо. Чуть позже звонит классная, извиняется за медсестру и просит не носить в школу конфеты.
Ну во-первых парню шестнадцать, он что не в курсе своих проблем?
А во-вторых, мне-то что делать?
Звонить маме обжоры и извиняться? Взгреть доченьку неизвестно за что? Идти к директору? Я в шоке.
Вины не вижу нашей. Ни грамма.

232
Тата фон ШпигельКто не работает, тот ест?

Девочки, всем привет.
Есть ли такие, кто не работает? Не пашет, как лошадка? А занимается хобби, собой, детьми, домом и т.д.? Или платья на работе показывает отсюда и до обеда?
Как вы пришли к этому счастью? и Счастье ли это?
Просто поболтать.

232
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети