Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны

Авторская методика Марии Монтессори считается одной из самых популярных на сегодняшний день. Разберемся, в чем ее преимущества перед другими программами раннего развития и, главное, какие у нее недостатки.


Фото Legion-Media.ru

Сразу оговоримся, что философствования относительно целесообразности раннего развития детей мы опустим. Это сугубо личное дело каждой семьи. К тому же, однозначного ответа на данный вопрос до сих пор не существует. А значит, этот спор будет вечным.

На сегодняшний день известно несколько десятков авторских методик развития детей, что называется, с пеленок. Самыми известными и эффективными признаны образовательные системы Сесиль Лупан, Глена Домана, Масару Ибука, Николая Зайцева и т.д. Однако бесспорным лидером по востребованности считается авторская методика итальянского врача, педагога и психолога Марии Монтессори. Ее программа активно используется в современных центрах раннего развития детей, детских садах, хотя изначально она создавалась для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями адаптироваться к жизни в социуме.

Идея педагогики Монтессори заключается в четком разделении среды на 5 активных зон, каждая из которых отвечает за формирование определенного навыка. Прежде всего, для гармоничного развития ребенку необходимо освоение зоны практической жизни. Это подразумевает оттачивание таких навыков, как одевание, мытье посуды, приготовление обеда совместно с мамой, уборка игрушек в детской комнате и т.д.  Как правило, этому малыш учится, наблюдая за родителями и другими взрослыми.  

Монтессори - хорошая методика, но я бы не отдала своего ребенка туда, где занимаются только по ней. Особенно, если в планах есть отдать ребенка в обычный детский садик. Есть множество детских центров, где совмещается несколько направлений. С сыном для занятий я из нее беру многое, но не все.
Вероника *****Пользователь «Дети Mail.ru»

Не менее важной задачей Мария Монтессори считает формирование зоны сенсорного развития. Ребенку предлагают выполнить определенные задания или поиграть, опираясь на помощь органов зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Таким образом малыш познает окружающий мир.

Развитие математической зоны помогает детям понять, что такое форма, количество, объясняет, как количество визуализируется в символике. Бок о бок с ней формируется языковая зона, в рамках которой малыш учит буквы, слоги, обучается чтению и письму. Сведения об искусстве и культуре ребенок развивает в так называемой «космической» зоне.

Отличительной особенностью педагогики Марии Монтессори является дистанцирование воспитателя от ребенка. Малышу дается возможность развиваться самостоятельно, в то время как взрослый является лишь наблюдателем этого процесса. Разумеется, в случае необходимости он оказывает помощь ребенку, но в целом, набираться опыта, изучая предметы и явления, он должен сам.  Автор методики уверена, что именно такой формат обучения позволяет максимально раскрыть внутренний потенциал ребенка.

Практика системы Монтессори не предполагает разделения детей на возрастные группы. Напротив, чем более разновозрастные дети будут составлять коллектив, тем эффективнее будут передаваться знания.

Детское мышление существенно отличается от взрослого. Мария Монтессори называет его впитывающим мышлением. Оно базируется на образах, но характеристики их – «плохие» и «хорошие», «полезные» и «вредные» – отсутствуют. То, чему учат мама и папа, воспитатель – единственно верно, убеждены дети. Значит создание среды, в которой бы сочетались сенсорные впечатления и образцы подражания взаимодействия человека с предметами, явлениями – есть основная задача взрослых.

Однако естественному формированию каждой зоны Мария отводит строго определенный период жизни ребенка. Так, с рождения до 6 месяцев необходимо активно заниматься развитием речи. Восприятие порядка нужно формировать от 0 до 3 месяцев жизни, а сенсорному развитию отводится период с рождения до 5,5 месяцев. Оттачивать координацию малыш начинает с 1 года. Заканчивается этот процесс к 4 годам. Мелкие предметы ребенок способен освоить в 1,5-2,5 года. Формирование социальных навыков происходит с 2,5-6 лет. Если малыш не получил навык в нужный период естественным путем, то, скорее всего, больше ему не представится такой возможности.

В тоже время методику Монтессори часто обвиняют в некоей однобокости развития. Она нацелена, главным образом, на тренировку мелкой моторики, развитии аналитических способностей, логического мышления. Сфера творческая, эмоциональная практически не формируется. К примеру, сюжетно-ролевые игры, развивающие воображение и фантазию, Мария Монтессори считала бесполезным  и даже вредным, тормозящим развитие, занятием. Творческий досуг характеризовался как бессмысленный и неправильный уход ребенка в вымышленный мир. 

Книге отводится в педагогике минимальная роль. То есть, нигде не сказано, что читать их не нужно, но нигде и не пропагандируется чтение.

Психологи предупреждают родителей тихих и застенчивых детей. Методика подразумевает самостоятельное развитие без особого вмешательства взрослых. Они приходят на помощь только если ребенок сам об этом попросит. Замкнутые дети вряд ли это сделают.

В сущности, большинство центров раннего развития не практикуют методику Монтессори в чистом виде. Чаще всего из нее заимствуется лишь часть, которая перемежается с другими авторскими программами раннего развития – этакое развивающее ассорти, которое направлено на гармоничное получение основных навыков, необходимых в школе. 

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
20
tsunami
Изучай хоть все методики мира, все равно сделаешь из ребенка свое подобие.
СсылкаПожаловаться
Людмила Сафронова
Самое главное в развитии и воспитании детей любого возраста - искреннее отношение к чувствам, реакциям, действиям Вашего ребёнка или воспитанника. Знать и помнить о последовательности реализации рефлексов выживания, развития умений и т.д. Например, если пришло время младенцу познавать мир через звуки, то обеспечьте ему возможность для экспериментирования со звуками: бумагу разной фактуры, чтобы мог рвать её и слушать, звучащие игрушки, различные предметы, которые он может бросать и слушать, как они будут звучать при падении, и пр. Роль взрослых не только в наблюдении, но и в организации возможности движения, в совместных движениях и играх. Если Вы позитивны, жизнерадостны в общении с младенцем, то создаёте соответствующий эмоциональный фон развития ребёнка, основанный на доверии, так как Вы не сторонний наблюдатель, фиксатор событий, а участник жизни Вашего ребёнка. Таким образом, он и получит не так называемое "раннее развитие", а естественное развитие, которое необходимо каждому ребёнку. Скорость усвоения жизненно необходимых действий будет разной у разных детей. Зависит от их индивидуальных особенностей. Думаю, что в подростковом возрасте Вам тогда не придётся приходить на приём ко мне и моим коллегам. Подростки, которые не получили в своей жизни подтверждения доверительных отношений с родителями, тем не менее очень нуждаются в общении "глаза в глаза". Родители же, часто уставшие от круговерти жизни, очень торопятся со своими детьми. Но они не обязаны быть совершенными. Нужны ли именно методики? Думаю, что дело не в них. А в нашей готовности к активному участию в жизни наших детей.
СсылкаПожаловаться
Галина Воробьева
По-моему любая, даже самая лучшая методика однобока. Это субъективный взгляд автора на мир ребенка и его возможностей. Ведь дети индивидуальны и никогда не знаешь что нужно конкретному ребенку и какие способности у него со временем разовьются. Просто мамам нужно проявлять к своим детям как можно больше внимания. много с ними говорить и быть примером подражания, в хорошем смысле. А не перекладывать заботу о своем чадушке на педагогов, нянь и бабушек.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АльцинаС тихим шелестом шурша....
 А у нас родители совсем весной овеяны? В Алтайском крае уволили учительницу русского языка и литературы вот за эти фотографии,выложенные в соцсети. Учитель школы занималась зимним плаванием,участвовала в празднике моржей,посвященным Универсиаде и несколько фоток выложила в соцсети. Какие то особоморальные родители увидели и пожаловались директору школы. Та предложила учителю написать заявление на увольнение. Другие родители встали в защиту,но последняя новость ,учитель все таки уволилась или ее уволили. Вот что это? Зависть к красивой тетке,какие то непонятные мне моральные устои. Что в этих фотках не так? Подробности все в новостях,с телеыона сложно много текста писать...Грустно все это как то...
451
Елена НиколавнаВ роддоме Москвы выявили корь.
В контакте врачи отделения, десятки женщин и новорожденные. Женщина СКРЫЛА при поступлении наличие кори у старшего ребенка. От инфекционки отказалась. 
официальный коммент роддома в его соцсети:
" Доброе утро! В соответствии с предписанием главного санитарного врача СВАО г. Москвы в период с 18 марта по 6 апреля включительно в родильном отделении №1 ГКБ имени А.К. Ерамишанцева введены режимно – ограничительные противоэпидемические мероприятия. 
11 марта 2019 года в 13 ч 02 минуты в приемное отделение родильного отделения № 1 ГКБ имени  А.К. Ерамишанцева, расположенного по адресу: ул. Ленская, дом 15, корпус 1, “самотеком” в связи с началом родовой деятельности обратилась пациентка Х., 37 лет. После оперативного родоразрешения в 20 часов 42 минуты того же дня пациентка вместе с новорожденным ребенком находилась палате интенсивной терапии и далее - в трехместной палате акушерского физиологического отделения. 15 марта 2019 года в ГКБ имени А.К. Ерамишанцева поступила оперативная информация, что данная пациентка находилась в домашнем очаге кори (8-летний сын пациентки болел корью в момент поступления женщины в стационар). Данную информацию пациентка о себе ранее не сообщала, в том числе при тщательном опросе на этапе приемного отделения. После получения сведений о контакте в домашнем очаге с ребенком, болеющим корью, пациентке был предложен перевод в клиническую инфекционную больницу № 1, от которого она категорически отказалась, была выписана.
По ближним контактам выявлено 18 человек медицинского персонала, контактных по зданию роддома – 252, пациентов – 102. 
Все сотрудники ГКБ имени А.К. Ерамишанцева заблаговременно были обследованы и ревакцинированы живой коревой вакциной.
Все контактные по кори пациентки и новорожденные выведены под активный патронаж амбулаторных медицинских организаций по месту жительства.
Родильное отделение № 2 ГКБ имени А.К. Ерамишанцева располагается по адресу: улица Костромская, дом 3 и работает в штатном режиме. После окончания режимно - ограничительных противоэпидемических мероприятий родильное отделение № 1, расположенное по адресу: улица Ленская, дом 15, корпус 1, продолжит свою работу."

Меня бомбит. ВОЗ включила отказ от прививок в топ-10 глобальных угроз человеку.
р-р-р-р-р-р.

369
Коровелла МуУ детей из многодетных семей отнимают детство
Прочитала очень интересное мнение в интернете, хочу узнать ваше мнение.

Вчера нашей дочери исполнилось десять лет. Вот уже десять лет почти всё наше окружение задалбывает вопросом, когда мы собираемся заводить второго ребёнка. Десять лет мы отвечаем, что никогда. Десять лет все удивляются — как же так! Ведь один ребёнок в семье вырастет эгоистом!

Да, пусть моя дочь вырастет эгоисткой. Но больше у нас с мужем детей не будет, потому что мы оба — из многодетных семей, и для нас обоих жизнь до 18 лет была настоящим адом.

Моё счастливое детство закончилось, когда родился второй младший брат. После того, как мама вернулась из роддома с третьим ребёнком, мне, 9-летней соплюхе, было объявлено, что теперь никаких игрушек и развлечений — я буду помогать маме. И я помогала. Мой день начинался в 5 утра, когда я должна была встать, приготовить всем завтрак, собрать себя и брата-первоклассника в школу, погладить пелёнки и одежду для малыша и погулять с собакой. Затем мы шли в школу, приходили домой, я делала свои уроки, делала уроки с братом, шла гулять с мелким, потом шла гулять с собакой. А там уже и вечер, а значит — помощь с готовкой, купание мелкого и сон. Ничего страшного, казалось бы. Но прошло три года, и родилась младшая сестра. К этому времени я отвечала не только за школу, но ещё и за детский сад, уборку и всё ту же собаку.

Мне теперь было запрещено общаться с друзьями, потому что «тыжестаршая!» должна сидеть дома и возиться с малышнёй. А ещё через два года на колу мочало, начинай сначала — родилась ещё одна сестра. И поскольку мне к тому времени уже было 14, к возросшим ежедневным обязанностям добавились и ночные дежурства — младшую сестру кормили не молоком, а смесью, и приготовление этой смеси (и само кормление) были теперь моим фронтом работ, потому что «мама устаёт, ей надо отдыхать». А девятикласснице отдыхать было не надо, видимо. Моя успеваемость скатилась едва ли не на самое днище, потому что после бессонных ночей я была как зомби, и ни о каких пятёрках не могло быть и речи. Классная руководительница беспокоилась за меня и спрашивала маму, что со мной происходит, на что та отвечала, что я плохо учусь, потому что тупая, а не сплю ночами, потому что таскаюсь по подъездам с гопниками.

Денег в семье водилось немного. Не голодали, но хорошая колбаса была праздничным блюдом. Впрочем, я видела её ещё реже, чем остальные, потому что никаких угощений и вкусностей мне не полагалось — «тыжестаршая» должна всё отдавать младшеньким, им нужно расти. То же самое касалось красивой одежды и прочих вещей. Если покупалось что-то новое, то мне перепадало крайне редко.

А когда мне исполнилось 16, отец ушёл из семьи, бросив мать со всем нашим выводком. Стало совсем мерзко. Мать начала пить, и сильнее всех огребала я, потому что отец ушёл из-за меня, разумеется, я ж была такая дура и неумеха и вообще всегда его бесила.

Когда мы приходили в школу избитые, это вызывало вопросы, но мать либо врала, что мы подрались на улице, либо плакала, что не сдержалась, ведь ей так тяжело одной тянуть столько детей. Её все жалели, а нас называли неблагодарными свиньями — мама так много работает ради нас, а мы не ценим эту святую женщину!

Мне удалось хорошо сдать выпускные экзамены, до сих пор не могу понять, как. Это точно было чудо, потому что к концу школы абсолютно вся домашняя работа и забота о младших братьях была на мне одной. Мать по дому не делала ничего — после работы она либо пила, либо залипала за компьютером.

Мой персональный кошмар закончился в день моего 18-летия. Тогда мать едва не разбила мне голову, запустив сахарницей, и орала, что лучше бы тогда сделала аборт. И я поняла, что больше не могу. В этот же вечер я собрала вещи и ушла. Нашла работу, где предоставляли жильё. Да, это была маленькая холодная каморка, но я там впервые за много лет просто тупо выспалась в тишине и покое.

Потом закончила курсы парикмахеров и визажистов, научилась делать брови и ногти, появились деньги на съём жилья, а через несколько месяцев я перетащила к себе первого брата. Начали работать вместе, копить деньги. Правда, поначалу копить не получалось — почти всё, что оставалось от оплаты квартиры, тратили на всякую хрень, которой были лишены в детстве и ранней молодости. Вот казалось бы, что такого в том, чтобы купить шоколадку? А для нас это было чем-то запредельным. МЫ. САМИ. КУПИЛИ. СЕБЕ! ШОКОЛАДКУ! Не младшеньким, не кому-то ещё, а именно себе. Но потом мы всё же взяли себя в руки и начали откладывать брату на образование.

Строить отношения с противоположным полом было очень трудно, потому что никто меня не учил, как вести себя с парнями, более того, общаться с ними строжайше запрещалось, потому что я же шлюха и принесу в подоле ещё один бездонный рот. По незнанию я, конечно, наломала дров, но в 24 года встретила своего мужа, с которым счастливо живу уже 12 лет.

Он тоже из многодетной семьи. Детей там было восемь. Семья была довольно обеспеченная, но в ней был нездоровый культ старшего брата, а к младшим относились как к побочному продукту жизнедеятельности родителей. Им покупали только еду и расходные материалы для школы, вещи донашивали друг за дружкой, зато у старшего было всё самое лучшее. Единственный в семье компьютер — тоже у него. На отдых за границу возили только старшего, остальные отправлялись отрабатывать барщину к бабушке на дачу.

Мой муж тоже сбежал в 18 и с тех пор не поддерживает с семьёй никаких связей. Мой брат выучился в институте и сейчас собирается создавать семью. Ни он, ни его девушка вообще детей не хотят. Остальных домочадцев я забыла, как страшный сон. Мать пытается выбивать из нас с братом алименты, так как на старости лет опять родила, и ей нужны деньги, но никто не признает её нетрудоспособной, слава богу. Остальных своих братьев и сестёр я тоже не вижу и не хочу видеть. Может быть, я гадина, но я их не люблю. Я их не хотела и не просила, они много лет были для меня только источником неприятностей (я даже с трудом могу вспомнить их имена), так что пусть с ними разбираются люди, породившие их на свет — это их обязанности, в конце концов.

Да, мне сейчас напишут, что не все многодетные семьи такие. Но я за свою жизнь видела достаточное количество многодетных семей, чтобы сказать, что таких, как у нас с мужем — большинство. С виду они все кажутся идеальными: вся семья одна команда, друг за друга горой, а любви родителей хватает на всех с избытком. Так вот, не хватает. Всегда кого-то любят больше, всегда на кого-то (обычно на старшего) ложится половина родительских обязанностей, вплоть до материального содержания своих многочисленных братьев и сестёр. Вот такого старшего можно сразу вычислить, он даже выглядят не так, как обычные дети. Если вы видите у 10-летнего ребенка глаза 40-летнего потрёпанного жизнью человека, перед вами типичный Старший. Он уже давно не мечтает об играх с мамой и папой, о новых книжках и игрушках, он хочет не сдохнуть до совершеннолетия, чтобы наконец-то сбежать из концлагеря «Весёлая семейка».

Ни у меня, ни у мужа нет чувства локтя и прочих радостей, о которых говорят нынешние борцы за традиционные семейные ценности. Зато мы чемпионы мира по прятанью еды, вранью и сну с открытыми глазами. Мы долго избавлялись от отвратительных привычек, являющихся визитной карточкой выходца из многодетной семьи и когда нам наконец-то это удалось, мы хотим только одного — чтобы нашу семью оставили в покое. Да, у нас одна дочь. Больше детей не будет, и если я говорю «не будет», то имею в виду «не будет никогда», потому что я недавно сделала перевязку маточных труб. Да, мы эту одну дочь балуем, мы хотим, чтобы её детство было похоже на детство, а не на статью в газете «Новости криминала» в рубрике «Бытовуха».

Поэтому, прежде чем призывать людей плодиться, как кролики, лучше научите их ответственности перед своими детьми и пониманию, что дети — это не продукт жизнедеятельности, это живые люди, которым нужна любовь, забота и внимание.

////// А тут есть мамы которые сами из многодетных семей? Что скажете? Хотите тоже много детей, или ограничитесь 1-2 ребенком?
360
excerptionВсем, кто боится пауков и змей, в тему не заходите...
А всем остальным привет и хорошего настроения 

Будет у меня сегодня пугающая подборка фотографии об Австралии. 
Надеюсь, что эта тема не отпугнет желающих приехать в Австралию. 
Австралия - страна большая. И тут много безопасных мест :)
Такое может произойти только в Австралии....
322
Божья КоровкаФильм "Одиноким предоставляется общежитие". Что тосталось за кадром.
Всем доброго времени суток.

В 80-е годы прошлого века об одиночестве говорить было не принято. В те годы люди жили коллективно, счастье человека было только в коллективе, ни о каком одиночестве и речи не было. А потому первые брачные объявления вопринимались как какая-то неудачная шутка: как может женщина так открыто предлагать себя? 
Вот и фильм "Одиноким предоставляется общежитие" получил достаточно неоднозначные отзывы.

Так что же осталось за кадром? Как Аркадию Инину вообще пришла идея снять фильм о "запретной" теме? Кто мог сыграть роль свахи вместо Натальи Гундаревой? Почему лицо коменданта Виктора Фролова украшено шрамом? Об этом и о многом другом я вам и расскажу в своей теме.

Приятного чтения!

227
Коза АгатаАктеры и роли
тема болтательная, можно с фотками
а вот у вас любимые актеры есть - как вы думаете, кого бы они могли сыграть? каких героев при экранизации книг или может быть персонажей фильмов, которые уже сняты? или исторических личностей? а может, наоборот, у вас есть любимая книга, кто бы мог сыграть ее героев? или если какой-то фильм бы переснимали?
173
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru