Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Статьи,

Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны

Авторская методика Марии Монтессори считается одной из самых популярных на сегодняшний день. Разберемся, в чем ее преимущества перед другими программами раннего развития и, главное, какие у нее недостатки.


Фото Legion-Media.ru

Сразу оговоримся, что философствования относительно целесообразности раннего развития детей мы опустим. Это сугубо личное дело каждой семьи. К тому же, однозначного ответа на данный вопрос до сих пор не существует. А значит, этот спор будет вечным.

На сегодняшний день известно несколько десятков авторских методик развития детей, что называется, с пеленок. Самыми известными и эффективными признаны образовательные системы Сесиль Лупан, Глена Домана, Масару Ибука, Николая Зайцева и т.д. Однако бесспорным лидером по востребованности считается авторская методика итальянского врача, педагога и психолога Марии Монтессори. Ее программа активно используется в современных центрах раннего развития детей, детских садах, хотя изначально она создавалась для того, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями адаптироваться к жизни в социуме.

Идея педагогики Монтессори заключается в четком разделении среды на 5 активных зон, каждая из которых отвечает за формирование определенного навыка. Прежде всего, для гармоничного развития ребенку необходимо освоение зоны практической жизни. Это подразумевает оттачивание таких навыков, как одевание, мытье посуды, приготовление обеда совместно с мамой, уборка игрушек в детской комнате и т.д.  Как правило, этому малыш учится, наблюдая за родителями и другими взрослыми.  

Монтессори - хорошая методика, но я бы не отдала своего ребенка туда, где занимаются только по ней. Особенно, если в планах есть отдать ребенка в обычный детский садик. Есть множество детских центров, где совмещается несколько направлений. С сыном для занятий я из нее беру многое, но не все.
Вероника *****Пользователь «Дети Mail.ru»

Не менее важной задачей Мария Монтессори считает формирование зоны сенсорного развития. Ребенку предлагают выполнить определенные задания или поиграть, опираясь на помощь органов зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Таким образом малыш познает окружающий мир.

Развитие математической зоны помогает детям понять, что такое форма, количество, объясняет, как количество визуализируется в символике. Бок о бок с ней формируется языковая зона, в рамках которой малыш учит буквы, слоги, обучается чтению и письму. Сведения об искусстве и культуре ребенок развивает в так называемой «космической» зоне.

Отличительной особенностью педагогики Марии Монтессори является дистанцирование воспитателя от ребенка. Малышу дается возможность развиваться самостоятельно, в то время как взрослый является лишь наблюдателем этого процесса. Разумеется, в случае необходимости он оказывает помощь ребенку, но в целом, набираться опыта, изучая предметы и явления, он должен сам.  Автор методики уверена, что именно такой формат обучения позволяет максимально раскрыть внутренний потенциал ребенка.

Практика системы Монтессори не предполагает разделения детей на возрастные группы. Напротив, чем более разновозрастные дети будут составлять коллектив, тем эффективнее будут передаваться знания.

Детское мышление существенно отличается от взрослого. Мария Монтессори называет его впитывающим мышлением. Оно базируется на образах, но характеристики их – «плохие» и «хорошие», «полезные» и «вредные» – отсутствуют. То, чему учат мама и папа, воспитатель – единственно верно, убеждены дети. Значит создание среды, в которой бы сочетались сенсорные впечатления и образцы подражания взаимодействия человека с предметами, явлениями – есть основная задача взрослых.

Однако естественному формированию каждой зоны Мария отводит строго определенный период жизни ребенка. Так, с рождения до 6 месяцев необходимо активно заниматься развитием речи. Восприятие порядка нужно формировать от 0 до 3 месяцев жизни, а сенсорному развитию отводится период с рождения до 5,5 месяцев. Оттачивать координацию малыш начинает с 1 года. Заканчивается этот процесс к 4 годам. Мелкие предметы ребенок способен освоить в 1,5-2,5 года. Формирование социальных навыков происходит с 2,5-6 лет. Если малыш не получил навык в нужный период естественным путем, то, скорее всего, больше ему не представится такой возможности.

В тоже время методику Монтессори часто обвиняют в некоей однобокости развития. Она нацелена, главным образом, на тренировку мелкой моторики, развитии аналитических способностей, логического мышления. Сфера творческая, эмоциональная практически не формируется. К примеру, сюжетно-ролевые игры, развивающие воображение и фантазию, Мария Монтессори считала бесполезным  и даже вредным, тормозящим развитие, занятием. Творческий досуг характеризовался как бессмысленный и неправильный уход ребенка в вымышленный мир. 

Книге отводится в педагогике минимальная роль. То есть, нигде не сказано, что читать их не нужно, но нигде и не пропагандируется чтение.

Психологи предупреждают родителей тихих и застенчивых детей. Методика подразумевает самостоятельное развитие без особого вмешательства взрослых. Они приходят на помощь только если ребенок сам об этом попросит. Замкнутые дети вряд ли это сделают.

В сущности, большинство центров раннего развития не практикуют методику Монтессори в чистом виде. Чаще всего из нее заимствуется лишь часть, которая перемежается с другими авторскими программами раннего развития – этакое развивающее ассорти, которое направлено на гармоничное получение основных навыков, необходимых в школе. 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
20
солька солька
я поняла,что для застенчивых и замкнутых эта методика не подходит? но уж с мамой -то такие дети смогут её освоить.
СсылкаПожаловаться
love is
фигня какая-то...
СсылкаПожаловаться
Вероника Другова
Вообще не правильная и поверхностная интерпретации методики, видно что человек писавший статью далек от понимания методики, называется услышал звон и не знаю где он. Синзетивные периоды развития указаны не правильно! А потом после таких статей приходят родители и говорят, что им не нравится метод Монтессори, хотя о нем ничего и не знают толком....
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимБолезнь сшитая по нашим меркам.
Всем добра и здоровья.
Мысль не моя, но по-моему очень верная. Надеюсь кому-нибудь поможет успокоиться и взглянуть на последние пандемийные события с другой стороны.


Наблюдaю за пpoисходящим и вс...
238
АнОнимПро доброжелателей
Добрый вечер, девчонки. Что-то сегодня пообщавшись с приятельницами задумалась. Тема такая, банальная. У каждого свои проблемы, сложности, дети. И в общем история какая. Очень часто когда я чем то ...
150
ТильдаЧто не так с родителями, у которых детки - аутята?
Все 4 года, что у сына аутизм, я спрашиваю себя, что со мной не так. И никак не могу понять. У меня ни у кого в семье не было аутизма, а я отличилась. Родила сына с аутизмом. Семья в шоке. Со сторо...
149
АннаСтоит ли бояться ?
У всех короновирус, а у меня псих по соседству объявился, очень кратко опишу, а то целый бестселлер может выйти. Живу в частном доме, а по соседству весьма, нет.. Очень специфическая семья, художни...
140
АнонимГде грань между здоровой и нездоровой любовью к животным.
Оговорюсь сразу я сама люблю животных. У меня всегда дома были кошки и собаки. Но обычно количество животных в доме не превышало 2 независимо от метража квартиры. Тему решила создать потому что мен...
130
K O R O leva LeraAKLERЭто испытание мы должны пройти!
Было испытание у наших предков - воевали,
А у нас теперь другое - пандемИя.
Мудрости, терпения, здоровья вам желаю.
С вирусом в борьбе сейчас объединимся?
Без общения, работы - жалкое существованье...
108
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru