Застенчивые дети: как придать уверенности ребенку

Еще полвека назад скромность в человеке однозначно воспринималась как достоинство, а сегодня гораздо выше ценятся хорошо развитые коммуникативные навыки. Как же быть, если самореализации ребенка мешает чрезмерная стеснительность?
Многодетная мама
lori-0001797004-bigwww-1.jpg
Источник: Migration

Я была очень робким ребенком. Поздороваться с соседями было для меня подвигом, а в школе я почти никогда не могла уверенно преподнести свои знания. К счастью, все это в прошлом, но теперь у меня самой растет дочка, которая не принимает участия в школьных концертах и едва шепчет стихи наизусть. Я очень хорошо ее понимаю. Но также я отдаю себе отчет в том, что болезненная застенчивость может здорово осложнить ей жизнь. Думаю, многим мамам близка эта тема, и они так же, как и я, хотели бы помочь своим деткам преодолеть чрезмерную робость.

Конечно, взрослые люди также подвержены застенчивости, но ее причины психологи рекомендуют искать именно в детстве. Считается, что, помимо природной предрасположенности, формированию робкого характера способствуют отношения ребенка с родителями. Если мама с папой воспитывают свое чадо слишком «правильно», контролируя каждый его шаг, опекают его сверх меры, предъявляют к нему завышенные требования или элементарно недодают любви – все это располагает к развитию у ребенка неуверенности в себе. Если малыш впечатлительный и ранимый, то это качество разовьется в нем скорее, чем в его «толстокожем» сверстнике, оказавшемся в аналогичных условиях.

Дочери очень понравился один мальчик, а она боится с ним заговорить. Плачет все время и говорит, что себя ненавидит за то, что такая стеснительная.

Наиболее распространено мнение, что сверхстеснительность является следствием заниженной самооценки, но это не всегда так. Нередко ее причина кроется в высоком самомнении и эгоцентризме застенчивых детей. Ребенок может ощущать себя центром вселенной, к которому приковано внимание окружающих, и от этого смущаться еще больше. Вообще, психическая организация личности – область тонкая, и не так легко в ней все разложить по полочкам: ведь в каждом человеке переплетается множество, казалось бы, взаимоисключающих качеств. Но можно сказать с уверенностью, что излишняя застенчивость у детей, как правило, обусловлена отсутствием адекватной самооценки и зависимостью от мнения окружающих.

К сожалению, неуверенность в себе может сыграть роковую роль в достаточно серьезных вещах – таких, как выбор профессии или спутника жизни. В подростковом возрасте она может трансформироваться в наглость, нарочитое нарушение общепринятых норм поведения – именно так зачастую проявляется самостоятельное преодоление застенчивости.

Что же делать, чтобы уберечь ребенка от столь тяжких последствий «хронической» робости? Вероятнее всего, имеет смысл проконсультироваться с практикующим психологом. Он поможет оценить масштаб «бедствия» и, при необходимости, посоветует посетить курс занятий, которые обычно проходят в групповой форме и вызывают у деток лишь положительные эмоции. Но, все-таки, в немалой степени успех будет зависеть от родителей, ведь именно они создают ту «среду обитания», в которой развивается юная личность, именно в их силах помочь ребенку выстроить гармонию с его собственным «Я».

Моя старшая дочь уверенной в себе стала лишь тогда, когда получила сертификат об окончании Школы Моделей. До этого никак не могла ее убедить, что она у меня умница и красавица.

Важно объективно оценить свои ожидания от ребенка: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае его может преследовать страх не соответствовать этим ожиданиям, боязнь неудачи. Если же, напротив, не доверять ребенку решения простейших для его возраста задач, подавлять в нем развитие самостоятельности, его вера в себя может быть подорвана. Естественно, обе ситуации не благоприятствуют развитию адекватной самооценки у подрастающей личности.

Хотя это и непросто, но нужно постараться воспитать у ребенка чувство собственного достоинства: объяснить ему, что не надо сравнивать себя с другими, так как каждый человек ценен своей индивидуальностью, научить воспринимать себя как данность. В таких разговорах очень полезно призывать на помощь чувство юмора, которое никогда не помешает в отношении к себе, но, конечно, шутить нужно крайне осторожно.

Возможно, родителям придется пересмотреть свои взгляды на некоторые аспекты воспитания. Прежде всего, важно установить тесный эмоциональный контакт с ребенком, дать ему почувствовать себя значимой личностью, и просто любимым. Необходимо подарить ему уверенность в том, что его принимают безусловно, то есть, со всеми достоинствами и недостатками, к которым, кстати, не нужно относить застенчивость, не нужно акцентировать на ней внимание. Сближению с ребенком очень способствуют совместные активные игры, такие как салки или жмурки. Будет замечательно, если во время таких игр он сможет вдоволь нахохотаться, выплеснуть эмоции, а возможность «осалить» запыхавшегося папу, к примеру, внесет вклад в повышение детской самооценки.

Застенчивых детей необходимо обучать навыкам общения. Для этого хорошо бы составить перечень фраз, помогающих построить разговор, и «репетировать» диалоги на самые разные темы. В подобных занятиях очень хорошо помогают сюжетно-ролевые игры.

Мамина подруга своего сына в театральную студию отдала, чтобы он был увереннее в себе. Ему очень помогло. Был забитым, скованным, а стал душой компании!

Уверенность в себе формируется как результат успеха. Один из способов преодоления застенчивости – найти ребенку такое занятие, где бы он смог развить имеющиеся у него способности, достигая положительных результатов. Отлично действуют на робких детей занятия в театральных кружках, но главное, чтобы их посещение не было принудительным.

Чего категорически не рекомендуют делать специалисты, так это называть таких детей робкими или застенчивыми, тем самым предопределяя их поведение в дальнейшем. Ни в коем случае нельзя критиковать ребенка за нерешительность, сравнивать с более бойкими детьми Ему также не принесет пользы, если мама или папа будут нарочно ставить его в заведомо тяжелые психологические ситуации, например, заставляя рассказать стих при малознакомых гостях, или пойти познакомиться вон с тем мальчиком. Расширять горизонты общения робкого ребенка следует постепенно, шаг за шагом, давая ему возможность почувствовать вкус успеха. Очень важно научить ребенка не бояться совершить ошибку. Кстати, родительский пример в этом деле будет эффективнее, чем слова.

Кроме прочего, психологи утверждают, что «залюбленные» дети – те, что прямо-таки купаются в родительской ласке, никогда не страдают от излишней робости. Разумеется, все мы очень любим своих детей, но, возможно, они в этом не всегда уверены и потому не уверены в себе? А ведь это повод задуматься.