Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
182
Андрей
В ответ на комментарий от Светлана Борисова История переписки2
Светлана Борисова
Здесь нет противоречия со статьей. У каждого свой темп, есть и РОО... Главное- нельзя за амбициями не видеть ребенка...
СсылкаПожаловаться
Тем можно существенно увеличить мотивацией, только мотивацией которой ребенок глубоко проникся, то есть любит ребенок велосипед, так составьте режим дня, что бы после занятий ребенок с вами поедет в лес в парк на велосипеде, а время ограниченно, кататься хочется больше, следовательно уроки нужно сделать хорошо и так что бы не переписывать, и скорость и качество сделанного улучшается. И расхлябанность пропадает.
СсылкаПожаловаться
Андрей
В ответ на комментарий от Людмила
Людмила
Ну весь уже доказано, что раннее развитие вредит! О каком изучении иностранного вы говорите, если дети ещё в родном языке звуки не все выговаривают?! Читаешь, общаешься и понимаешь, что мамаши действительно ополумели. Играйте со своими детьми, общайтесь, гуляйте и в процессе этого давайте информацию соответственно возрасту. Куда бежите?! Хочется похвастаться перед соседкой? Ну, тогда вам можно лишь посочувствовать
СсылкаПожаловаться
На счет раннего развития не соглашусь, как всегда правда посередине. В Индии дети в школу идут с 4 лет. Английский нормально мой сын изучал с 5 лет, с нормальным репетитором, с которым и пели и танцевали, то есть начали с игровой формы обучения и нормально втянулись, естественно про чтения и письмо забывать не стоит. И не надо забывать и про все остальное, про частое катания по лесу на велосипедах, про кино и зоопарки и про увлекательные для ребенка настольные игры. Мой уже до второго класса с успехом работает с отрицательными числами, причем научился сам благодаря настольным играм, так как по условием игры нужно считать и отрицательные числа, но считала, у нас бабушка, но а ребенок следил за счетом по своему желанию, ну так сам и научился. Все лето почти каждый день занимался, но всего около часа в день, но эти занятия были плодотворные, второй класс по математике прошли, и полтора месяца третьем занимаемся, без всякого экстрима. Просто ребенка нужно приучать к системе получения знаний и понятному режиму дня, ребенок должен знать, он с уроками справиться, а дальше будет очень интересно, типа поездки в лес на велосипедах, или еще чего, иногда игры компьютерные, тогда все будет легко и плодотворно. По школьную систему согласен, она далеко не идеальна, а учить надо, так как рынок труда за который достойно платят крайне ужат, и это тоже ребенок должен знать.
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Чтобы понять ребёнка и его стремления, надо его чувствовать и вспоминать своё детство. У меня старший сын попросил купить ему азбуку в 3 года и четыре месяца, потому что соседская девочка с удовольствием делала уроки в первом классе, когда рядом, развесив уши, сидел мой младший сын. К 4 годам он уже бегло читал, математикой занимались мы, родители. Со вторым сыном было всё наоборот. Мы не настаивали, ожидая... Даже со многими проблемами в первом классе. Результат: мальчишки поступили в Московский ВУЗ, но на разные факультеты, отучились бесплатно и нашли себя в жизни!) Так что, если ребёнок просит о чём-то в связи с его дальнейшим обучением, не надо ему в этом отказывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
SirensЭх, мечты,мечты...Мечта моя Финляндия.
Что-то появилось у меня мечта, переехать в будущем через года два - три в Финляндию (может), конечно это останется мечтой, но что-то пока сплю и вижу. Хотелось бы узнать, если на форуме есть кто из Финляндии, реально ли перехать? Найти работу! Тем более я не одна, с ребёнком.
Заранее благодарю, кто по теме ответит!))
227
АнонимДетские вагоны
По мотивам моей поездки на Сапсане. Почему не создают отдельный вагон для пассажиров с детьми? Ведь и родителям было бы удобно, и остальные пассажиры бы не страдали. 

Сразу оговорюсь, я не против "мыжехотимездить" или детей и тп. Я просто думаю, что если в самолете возможности оградить одних от других нет, то уж в поезде-то это так легко сделать!
164
АнонимДвойная любовь
Скучно на форуме и на работе(.Решила создать болтательную тему. 
Еще нашла здесь на форуме человека, который тоже одновременно любил 2-х женщин -Тургенев это. И любил по настоящему, как мне из стихов видится.
Подружилась я на работе с одним мужчиной 21 год назад. Я была свободной, он-женат, один ребенок. Все как мне нравится в мужчинах, умный, с юмором, симпатичный, душа любой компании. Старше меня на 3 года. Как мы с ним отрывались, и не передать, творили черти-что, только с ним я напивалась до невменяемости (т.е. не контролировала ничего). Интим был (но он не главное)))). Ну и болтали обо всем, я знала в разы больше, чем жена, естественно. Была в него влюблена пару месяцев, а потом это переросло в любовь. У него тоже.
Параллельно я влюбилась, вышла замуж, развелась, родила ребенка, имею длительные сложные отношения с мужем, нынешним, которого люблю тоже уже много лет.
Общаемся с тем человеком редко, где-то 3-4 раза в год, но это ничего не меняет.
Моих мужей с ним знакомила, но ничего не вышло, они сильно ревновали((
к чему сей опус спросите? а задело меня неверие, что нельзя любить двух одновременно, и что это-не любовь, а всякие разные другие чувства!
Кроме Тургенева и меня, есть кто в это верит?
114
НикаНетКак считать слова
Здравствуйте. Сыну 2 года ровно. Речи нет. Щебечет на своем, и несколько нормальных слов есть - мама, папа, дай, это, еще, всё. В норме должно быть около 100 слов, фразы из 2 слов, новые слова каждый день появляться. Ничего этого и близко нет. Скоро плановый прием у педиатра, хочу оценить степень тяжести, посчитать слова, не знаю, как это правильно делается. Вот есть у него звуковые имитации типа му-му (корова), мяу-мяу (кошка) - это считается словами? Или если от слова только первый слог или слово сильно искажено, это считается? Например, у него автобус - это "ась", а поезд получился "вась". Это считать словами?  
101
Стрелкав преддверии школы так сказать...
девочки-отличницы, старательные зубрилки, хорошистки тоже можно)) к вам вопрос. сейчас, про прошествии лет, считаете ли вы, что это все надо было? заставлять вас прописи писать, читать по списку и тп? собираетесь ли требовать от детей такого же старательного учения или планируете ослабить давление?
считаете ли, что хорошо оформленные контурные карты и выученная география помогли? хотели бы больше проводить время в школьной тусовке (если бы можно было развернуть время назад)))
расскажу про себя. круглая отличница все годы. причем всегда гордилась тем, что была не зубрилкой. а именно через понимание. и что? сейчас, через 15 лет после окончания школы, оказывается, что очень много пробелов, очень много забыла напрочь. моя теория, что мозг просто не способен качественно хранить такие огромные объемы информации. и сейчас часто оказывается, что в беседе другие люди помнят больше фактов интересных или деталей, из школы или фильмов даже, чем я. я честно очень разочарована, что столько сил было потрачено впустую в общем-то. к своим детям планирую относиться гораздо лояльнее в плане учебы...
91
НикаНетРаннее половое развитие
Дочке 9 лет и 2 месяца. Уже и грудь растет, еще в прошлом году начала, и волосы на лобке прилично так, и даже подмышками уже есть! Не рано ли? У меня это все в 11 лет началось. Переживаю, что останется низкорослой. С началом месячных рост сильно замедляется. У нее сейчас рост 137 см, еще расти и расти. Скоро плановый осмотр у педиатра, хочу попросить проверить костный возраст. Я так понимаю, это рентген запястья. Вопросы к форуму: у кого дети такие ранние, что у них с ростом в итоге получилось? Можно ли остановить созревание или уже поздно? Что даст определение костного возраста? Ну вот определят они, допустим, что не соответствует ее возрасту и дальше что? С этим можно что-то сделать или это просто информация к сведению? 
Еще хотела спросить. У дочки есть корни татарские и казахские, это прям чувствуется по внешности. Может для этих народов раннее развитие - это норма?  
91
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru