Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
182
василий чапаев
Огромное спасибо !!!!!!! Очень актуально,для меня - и очень все интересно.
СсылкаПожаловаться
Мария
Познавательная статья, согласна на 100%.
СсылкаПожаловаться
Ловозерская ТИК
Замечательная статья. Вот только в нашей школе ждут от ребенка всего того, что в статье, вполне справедливо, считают не важным. И у детей - куча проблем... Индивидуальный подход только декларируется
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимПоздно пришел домой
Сразу скажу- я никому до костей не доверяю, даже себе. Но дело в другом. Вчера муж ушел гулять с друзьями, я знала с кем он и где (опять таки, теоритически знала). Ушел в 22:30. пришел после часу ночи. Вроде не долго. Но! Я почему-то обижена. У него много хороших друзей, но так чтоб на каждый день, он общается с мужиками, которых я терпеть не могу. Я ему это говорила и не раз. Я и им не доверяю, зная прекрасно их интересы. Короче, я его попросила долго не гулять, а он пришел в час. Это конечно не частое явление, но все равно, бывает уходит к друзьям, приходит поздно. Я ничего не говорю, но чтоб в это время- это первый рез. Писал где-то в 12 ночи, я сказала что ребенка кормлю. И суть темы- не знаю поймете или нет, у меня зависть, двое детей на мне, даже на маникюр иду с детьми к подруге (в итоге этот маникюр отваливается через 2 дня, так как одной рукой ребенка держу, вторую сушу под лампой), мой день- марафон, с утра отвожу в сад, потом сама на работу, после работы в сад, после сада к врачу, так как сезон орви, и бессонные ночи с грудничком и с больным ребенком, а он, видите ли, устал, хочет отдохнуть. Повторюсь- он свободный человек, ходит куда хочет, но вот со вчерашнего дня такая обида, так поздно он еще никогда не приходил от друзей, думаю можно было бы услышать просьбу, прийти пораньше. Ссор, истерик не было, не думайте. Просто жмет горло эта обида, да и вообще, обида на всю эту ситуацию. Он говорит- наши позиции разные, ты мама, обьязана, а я не обьязан сидеть с двумя, можешь старшую оставить, с младшей гулять сколько хочешь, но я на это не согласна, хочется как-то чтоб он почувствовал что я испытываю каждый день, и кому реально нужен отдых. Думаю детей оставить на него, сходить с подругой в кино, как вариант. Даже не знаю каких советов ожидаю от вас, просто хочется освободиться от этого негатива.
199
Коза Агатаслушаем голоса в голове - вспоминаем лето - угадываем авторов!
угадайка
конкурс тут https://deti.mail.ru/forum/klubnyj_blok/...
авторы вот
Ящер,
Надин Губер,
Некоторые люди такие дуры,
Аноним 1,
Арсалана,
Пятачок, 
Julia Shelegova,
Азриэль Азраэлев, 
Жить хорошо,
Крысатуля,
Ирина Ятчени,
Аноним 2,
Кукушка,
Роль второго плана,
 Аноним 3,  
Аноним 4, 
Оговорка (от Марии): Возможно некоторые имена не являются форумскими никами, они брались из почты, авторы их замалчивали
169
ульяна микЭто еще не первый класс...домашние задания.
Ааааааа! 

Наверное, все)
Задают простейшие задания (подготовка к школе) - раскрасить змейку разными цветами, или круги синим, треугольники зеленым, и тд. Ничего сверхъестественно и главное, ничего, чтобы Ваня не умел давно!  Он все это рисует-раскрашивает, просто так.  Но как только мы садимся делать уроки, у него включается режим крайнего тупизма (Ваня синий круг какого цвета? - круглого), вкупе с резко возросшими сломанными карандашами (ой, опять сломался), кучей отвлекающих маневров (пить, писать, умираю), неудобной мебели (упал со стула), и тд. 

У меня глаз дергается. 

Детей учат как следует издеваться над родителями???  Готовят к первому классу??? 

Причем заниматься Ваня идет охотно. Но где-то есть кнопка запуска режима домашних заданий.... 
153
Анониммать и мачеха
У мужа двое детей от первого брака - младшие школьники. Воспитывает их в основном его бывшая теща - бывшая жена (мать детей) занята в основном собой и перспективами нового удачного замужества и видит их раз-два в неделю. Муж встречается с детьми еще реже. Алименты выплачивает, но уже давно у него идея забрать ребят к себе. Никогда не скрывала, что против этого, хотя понимала, что такой вариант возможен. Ну не готова я к нему. ни физически, ни морально, боюсь. Общих детей у нас нет. Есть ли в вашей жизни положительные примеры, когда отец брал детей в новую семью? И насколько мачеха способна заменить мать? Думаю, что при таком раскладе,  мать они будут видеть хорошо, если по праздникам, а, может, реже, а то и вовсе раз в год по обещанию.
129
АнонимКоллега случайно подслушала разговор
Прошу совета. Минут 40 назад коллеги ушли в кулинарию за обедами (обедаем в офисе). Я, оставшись одна, начала разговаривать с подругой по телефону, точнее плакаться, рассказывать в очередной раз про своего мужчину, которого я не вижу сутками. В какой-то момент я в грубой форме сказала, что мне не хватает интима, и в этот самый момент мимо кабинета проходила моя подчиненная и с удивлением на меня уставилась. Я опустила глаза и продолжила разговаривать с подругой очень тихо. Моего мужчину, с которым у меня проблемы такого плана, мои коллеги хорошо знают, он часто приходит в офис, и тут такие откровения о нас(((
Я понимаю, что сама виновата, на эмоциях начала разговаривать на личные темы громко и в не подобающем тоне. Коллектив небольшой и совсем новый, друг друга хорошо не знаем, общаемся друг с другом очень вежливо, и тут такие откровения с моей стороны((( Она явно была в шоке. 
Посоветуйте, стоит ли мне подойти к ней и как-то объяснится? Или делать вид, что ничего не случилось? я из-за происшедшего не обедала с ними, сказала, что не хочется...
117
АнонимСитуация.
Здравствуйте, дорогие мои. Тему создаю анонимно, и очень прошу, если кто-то догадается чья - не пишите. Ситуация бредовая. Не хочу чтобы знакомые прочли.
Про одноклассника сына я тему уже создавала. 
Тема была про Монголию, в которой мы не были. Про его подставы с ДЗ, про пробитые палкой ботинки и прочее. 
Дальше больше. 
1) Выяснилось, что мальчике и часть одноклассников сидят на энергетиках, это ладно  и снюсе. Это уже похуже будет. 
Присмотритесь и к вашим детям. Вещица на первый взгляд безобидная, но если много скушать, мало того, что действует как легкий наркотик, так еще и рак вызывает. И продается практически в свободном доступе. 
2) Дитятко утопило журнал. Вместе с одним из друзей сына. Моего там не было. Ушел с ребятами играть в футбол. Но учитель вызывает и меня в школу. Так как деточка начала валить вину на всех. Пытаясь отмазаться. Благо свидетелей много. И я в том числе. Гуляли вчера с мужем и сыном на той площадке. Очень хороший мальчик, сын мама из РК тоже там гулял. он бы точно такой бред творить не стал. мальчик отличник.  
С журналом того  пацана видели даже те, в ком сомнений нет. И сына в этот день видело множество людей, кто не заинтересован в его прикрытии. 
Не знаю что делать. Пацан пугает. Уже не знаю, что дальше от него ожидать. 
Своему даже подходить к тому запретила. Но один класс. Одна компания. Сейчас многим запретили с ним общаться, но запреты действуют слабо. 
102
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru