Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
182
Андрей
В ответ на комментарий от Светлана Борисова История переписки2
Светлана Борисова
Здесь нет противоречия со статьей. У каждого свой темп, есть и РОО... Главное- нельзя за амбициями не видеть ребенка...
СсылкаПожаловаться
Тем можно существенно увеличить мотивацией, только мотивацией которой ребенок глубоко проникся, то есть любит ребенок велосипед, так составьте режим дня, что бы после занятий ребенок с вами поедет в лес в парк на велосипеде, а время ограниченно, кататься хочется больше, следовательно уроки нужно сделать хорошо и так что бы не переписывать, и скорость и качество сделанного улучшается. И расхлябанность пропадает.
СсылкаПожаловаться
Андрей
В ответ на комментарий от Людмила
Людмила
Ну весь уже доказано, что раннее развитие вредит! О каком изучении иностранного вы говорите, если дети ещё в родном языке звуки не все выговаривают?! Читаешь, общаешься и понимаешь, что мамаши действительно ополумели. Играйте со своими детьми, общайтесь, гуляйте и в процессе этого давайте информацию соответственно возрасту. Куда бежите?! Хочется похвастаться перед соседкой? Ну, тогда вам можно лишь посочувствовать
СсылкаПожаловаться
На счет раннего развития не соглашусь, как всегда правда посередине. В Индии дети в школу идут с 4 лет. Английский нормально мой сын изучал с 5 лет, с нормальным репетитором, с которым и пели и танцевали, то есть начали с игровой формы обучения и нормально втянулись, естественно про чтения и письмо забывать не стоит. И не надо забывать и про все остальное, про частое катания по лесу на велосипедах, про кино и зоопарки и про увлекательные для ребенка настольные игры. Мой уже до второго класса с успехом работает с отрицательными числами, причем научился сам благодаря настольным играм, так как по условием игры нужно считать и отрицательные числа, но считала, у нас бабушка, но а ребенок следил за счетом по своему желанию, ну так сам и научился. Все лето почти каждый день занимался, но всего около часа в день, но эти занятия были плодотворные, второй класс по математике прошли, и полтора месяца третьем занимаемся, без всякого экстрима. Просто ребенка нужно приучать к системе получения знаний и понятному режиму дня, ребенок должен знать, он с уроками справиться, а дальше будет очень интересно, типа поездки в лес на велосипедах, или еще чего, иногда игры компьютерные, тогда все будет легко и плодотворно. По школьную систему согласен, она далеко не идеальна, а учить надо, так как рынок труда за который достойно платят крайне ужат, и это тоже ребенок должен знать.
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Чтобы понять ребёнка и его стремления, надо его чувствовать и вспоминать своё детство. У меня старший сын попросил купить ему азбуку в 3 года и четыре месяца, потому что соседская девочка с удовольствием делала уроки в первом классе, когда рядом, развесив уши, сидел мой младший сын. К 4 годам он уже бегло читал, математикой занимались мы, родители. Со вторым сыном было всё наоборот. Мы не настаивали, ожидая... Даже со многими проблемами в первом классе. Результат: мальчишки поступили в Московский ВУЗ, но на разные факультеты, отучились бесплатно и нашли себя в жизни!) Так что, если ребёнок просит о чём-то в связи с его дальнейшим обучением, не надо ему в этом отказывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Анна ЖуковаСвекровь собирается продать свою квартиру, а деньги "промотать"
Девочки, хочу поделиться чудесной историей, которую с возмущением рассказала моя сослуживица. Ее свекровь объявила детям (мужу сослуживицы и его младшему брату), что собирается продать свою квартиру, на вырученные деньги снять маленькую уютную однокомнатную в центре, жить не в чем себе не отказывая в плане еды-одежды, а остаток потратить на путешествия. Она рассчитала все так: она уже на пенсии, проживет еще максимум лет 15, как она считает. Квартира стоит почти 5 миллионов (не Москва, но крупный миллионник). Получается 333 тысячи в год, это 27 тысяч в месяц. Плюс ее пенсия - получается отличный доход почти полтос в месяц, на это можно и есть, и снимать и пару раз в год ездить куда-то бюджетно отдыхать.
И вот мою сослуживицу рвет на части. Они с мужем рассчитывали на эту квартиру. Хотя бы пополам с братом. А свекровь возьмет и проживет все деньги в свое удовольствие. И никакой недвиги им не достанется, даже в денежном эквиваленте.

Младший брат мужа с мамой перестал разговаривать после этого заявления. Говорит, что квартиру они с отцом в свое время получили от крупного предприятия такую большую только благодаря тому, что уже были они с братом. Пусть приватизирована она была только на родителей (их совместное решение), но по праву там есть и доля их, детей.

Муж сослуживицы не так резко настроен, но решение мамы тоже не одобряет (папа умер давно). А жена брата уже подсчитала, что прожить свекровь может и дольше 15 лет, женщины сейчас долго живут,и  кто тогда будет мамо содержать? На пенсию особо не поснимаешь, так что мамо вселится к кому-то из сыновей "доживать", и обе невестки и слышать об этом не хотят.
Вас такое решение бабули тоже возмущает? По мне так она  в своем праве. У детей жильишко есть, хоть и не большое и не шикарное, и в ипотеку, но с первоначальными взносами молодым помогали все родители, и эта свекровь в том числе. То есть она считает свой долг перед детьми выполненной, и мне кажется, что она права, нет?
574
Kuznetsova MariaРезультаты конкурса рассказов. Групповое разоблачение
Приветствую вас, мои дорогие любители почитать, поголосовать и поотгадывать. Сегодня мы подводим итоги непомнюужекакогопосчету конкурса коротких рассказов. Авторы постарались, а критики их оценили по достоинству. Кто же победил в честной борьбе? Кто сегодня мастер слова и повелитель запятых. Давайте же сейчас это узнаем.
На третьем месте у нас сегодня рассказ  А группа у нас дружная. Ему и его автору Инессе Федоровне  досталось 26 ваших голосов.
На втором месте с 30 голосами расположился Ящер с рассказом Слабая я.
А наш сегодняшний рассказ победитель - Ах эта свадьба. Рассказ получил 35 баллов и написала его Ящер.
И как он это делает такими маленькими лапками? 



Поздравляю всех участников нашего конкурса. Все авторы и голосователи большие молодцы. Хорошего всем дня. Но не расслабляемся. До лета будет еще один конкурс. Так что ждите объявлений.
ПС. Уно моменто. Сейчас всех авторов выложу
ППС. Если кого перепутаю, чур не ругайте меня, я хорошая)))
245
О-Лесяне знаю как назвать - просто выговориться...
добрый день. милые дамы! Хотела написать анонимно. а потом решила будь как будет....
Даже не знаю как начать... почти 3 месяца назад родилась дочь. второй ребенок.  Либо я не была готова к трудностям. либо... короче не знаю. Вроде настраивала себя морально. что да будет сложно. но я справлюсь. нол видимо не справляюсь. какой-то депрессняк. По сравнению со старшим сыном (а теперь я понимаю, что он у меня был в подарочном варианте) дочь  неспокойная - дома практически не спит (по 15 минут), толком не ест (на ГВ). сначала стала набирать хорошо. сейчас смотрю, что и сбрасывать стала. Ест мало (порой по 70 грамм всего), ручная, толком нельзя ничего сделать по дому и приготовить. пустышку не берет. отсюда бывает такое. что больше часа могу ее кормить и пытаться уложить спать. спит хорошо только на улице в движении. причем в быстром. но я  же не могу столько времени ходить-ходить и ходить...бывает. что в коляске орет так. что уши закладывает и ничего не помогает. по полчаса может орать, от ее ора у меня порой нервный тик начинается. успокаивается только когда столбиком на руках носишь.. Пустышку не признает никак (мне кажется если бы в итоге взяла бы. то было бы намного легче...есть старший сын (4 года) практически полностью на папе (в садик. из садика. вечером. когда младшую барышню кормишь укладываешь (а это может длиться и полчаса и полтора). Я просто выматываюсь морально. сама пью валерианку... а еще. что наверное самое страшное. нет к собственной маленькой дочке таких же нежных чувств как было к сыночку... не могу понять себя и от этого стыдно самой перед собой и перед ней особенно. все для нее делаю на автомате. нет пока особой любви... может потому что подсознательно хотела второго мальчика и в принципе девочек не очень люблю по жизни???
не знаю чего хочу. может просто почитать истории от том. что все проходит и это пройдет. что перерастет ребенок и будет нормально все. как бы мозгами все понимаю. но нервы не выдерживают... 
Спасибо всем. кто откликнется желательно добрым словом. критику принимаю. но сейчас и так тяжело... добивать не надо...
если смогу. то отвечу. обычно на форум захожу с телефона когда кормлю свою барышню. с телефона отвечать много неудобно... на компе клава старая. поэтому и запятых практически нет. залипают клавишы... короче все наперекосяк...
196
Катя СлободянВторая серия ИП
Привет. Кто уже посмотрел? Как вам? У меня двоякое впечатление какое-то. Столько ждали, а ничего толком не происходит ((( или я не права?
182
РомашкаКесарево. Выбор анестезии
Уже задумалась о выборе, так как время летит быстро, не хочется решать на скорую руку. Будет скорее всего кесарево, так как заодно меня стерилизуют (перевяжу трубы), обычная практика у нас.
Так вот, прошлый раз тоже было кесарево со спинальной анестезией. Не больно нет, но это просто как фильм ужасов. Я чувствовала прикосновения, чувствовала как тащат ребёнка,ковыряется, зашивают. Так как я человек абсолютно не переносящий всё, что связано с медициной, для меня это был и остаётся ужасным днём, напоминающий фильм ужаса наяву. Но ты видишь ребёнка, муж рядом...
Для меня , для моей психики, был бы лучше полный наркоз.. но это не очень хорошо для малыша, он тоже получает дозу наркоза, как мне объяснили в прошлый раз. Плюс я в самый счастливый момент жизни буду в отключке, плюс в таком случае муж присутствовать не сможет и покладут ли мне ребёночка на грудь сразу, тоже не известно.
Хотелось бы просто услышать ваши мысли по этому поводу. Решать естественно самой.
154
АгенаСамостоятельный ребенок
Сегодня пошла в магазин,небольшой,местный,стою в мясном отделе,подходит девчушка,лет семи. Маленькая,коса длинная,серьезная такая. Громким голосом попросила кг фарша домашнего и пакет,потом прошла в другой отдел,взяла булку хлеба,батон,положила в другой пакет. Везде расплачивалась картой. Разболталась с продавщицой,это что за чудо с косичками,та говорит,да молодец деваха,всегда одна приходит,еще и выбирает,переспрашивает,что лучше. А вы карту банковскую ребенку когда доверили(те) и в магазин самостоятельно отправи(ли)те?
125
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru