Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для возникновения невроза. То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.
Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.
Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них отметка в дневнике – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие строгие папы и мамы заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.
Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному чувству неуверенности у ребенка и панике перед демонстрацией родителям дневника.
Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны воспринимать школу как тяжкий крест для ребенка и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.
Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.
Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?
Когда ребенок только начинает ходить в школу, его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.
«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».
Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.
1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы...» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, способности быть хорошим другом и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.
2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может наладить отношения с учителем, или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».
Важно дать детям понять, что они всегда будут любимы, независимо от школьных оценок. Ваша цель – сформировать интерес, а не гонку за пятерками.
4. Будьте готовы к открытому разговору и помощи. Если нужно, будьте готовы нанять репетитора, попросить учителя о дополнительных занятиях по проблемному предмету, помочь самим. Детям важно знать, что в трудной ситуации вы готовы быть с ними рядом.
5. Не требуйте, чтобы школьник был успешен во всем. Помогите ему чем-то увлечься; пусть тратит основные силы на то, что ему интересно. Хорошо, если помимо учебы есть занятие, в котором ребенок будет успешен: спорт, музыка, художественная школа. Если что-то удается хорошо, ребенок проще воспринимает неидеальные результаты в школе. Таким образом, успех поможет ему скомпенсировать трудности.
6. Расскажите, что нет людей, которые никогда не получали плохих оценок. Вы можете вспомнить случай, как сами получили двойку или тройку, и посмеяться над ним вместе. Некоторые психологи даже советуют отметить первую двойку мороженым и шоколадным тортом, чтобы у школьника не закрепилось чувство тревоги по поводу плохих оценок.
И напоследок еще одно важное правило: обязательно воодушевляйте, настраивайте своих детей на то, что у них все получится. Часто бывает, что из-за прошлых неудач дети ожидают новых провалов и перестают верить в лучшее. Когда родители верят в детей, учеба перестает быть гонкой за оценками.
Также читайте о том, к каким неожиданностям стоит подготовиться родителям первоклассников.