Странности первоклашки: что является нормой?

Вчерашний дошкольник не сразу привыкает к тому, что все интересы теперь нужно подчинять учебе. Первый год школьной жизни – это всегда поиск места в коллективе, установления контакта с учителем и сверстниками. А основная же часть школьных «сюрпризов», как правило, связана с расхождением родительских ожиданий и реальности.
Многодетная мама
Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

Необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни, привыкание к новому коллективу и поиски своего места в нем становятся порой нелегким испытанием для многих первоклашек. Это в равной степени касается как застенчивых и неуверенных в себе детей, так и вполне коммуникабельных, но, например, страдающих завышенной самооценкой. Нередко случается, что испытанные в школе стрессы отражаются на поведении ребенка, делая его странным в глазах мам и пап. Так, к удивлению родителей, ребенок может начать:

– вставать во время урока, громко говорить или, наоборот, залезать под парту, не желая отвечать на вопросы учителя;
– вести себя непривычно шумно и даже «буйно», приходя из школы;
– грубить старшим и не слушаться их;
– время от времени «впадать в детство» – капризничать, хныкать, играть в забытые до этого времени игрушки, проситься «на ручки» и так далее;
– всячески привлекать к себе внимание близких, требовать от них ласки и прочих проявлений любви;
– проявлять единичные признаки регресса в интеллектуальном развитии: хуже, чем до поступления в школу, читать или считать, путать названия времен года и т.д.;
– проявлять нетипичную пунктуальность и гипертрофированное чувство ответственности – слишком рано вставать, испытывать болезненный страх перед опозданием в школу, по нескольку раз перепроверять содержимое ранца, чтобы ничего не забыть и т.п..

Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

Что делать? Быть рядом с ребенком, выслушивать, вникать в его трудности и относиться к ним со всей серьезностью, поддерживать его добрым словом и не забывать про тактильный контакт. Активно участвовать в жизни класса (для первоклашки это очень важно), сотрудничать с учителем, от которого зависит эмоциональная обстановка в коллективе и который способен найти индивидуальный подход к каждому ученику. Не пропустить начало так называемого школьного невроза, настигающего некоторых чрезмерно ответственных первоклассников и проявляющегося в повышенной тревожности, новых нежелательных привычках, навязчивых телодвижениях, морганиях или энурезе, а при первых «подозрительных» признаках – обратиться к специалисту.

Просто усталость

Необходимость сидеть в одной и той же позе на протяжении всего урока и при этом сосредоточенно следить за действиями учителя – задача не из легких. Не каждому семилетнему ребенку она по плечу, особенно если он совсем не привык к подобным нагрузкам. Если же малыш эмоционально возбудим, если по натуре он непоседа или склонен к быстрому утомлению, вполне вероятно, что его поведение с началом школьной жизни также изменится. В этом случае ребенок может:

– жаловаться на усталость и общее недомогание;
– начать чаще болеть;
– стать раздражительным;
– проявлять нежелание ходить в школу;
– долго (иногда по нескольку часов) спать днем;
– страдать расстройствами аппетита и ночного сна.

Фото: lori.ru
Фото: lori.ruИсточник: Migration

Что делать: Понимать, что усталость – это нормально, особенно на непростом этапе адаптации к школе. Стараться не перегружать ребенка кружками и дополнительными занятиями хотя бы первые несколько месяцев учебы. Установить четкий режим и неукоснительно ему следовать. Обязательно предусмотреть для ребенка возможность ежедневной прогулки. Следить, чтобы питание первоклассника было качественным и сбалансированным.

Не все сразу

Не всегда адаптация к школе проходит гладко и у родителей. Случается, что трудности, испытываемые первоклассником в связи с началом школьной жизни, оказываются для них неожиданными. Так, например, мамы и папы могут обнаружить, что их ребенок:

– не такой сообразительный (развитый, способный, гениальный), как им казалось: не делает больших успехов в учебе, немного отстает на фоне одноклассников;
– не такой воспитанный, как им казалось: на его поведение жалуется учитель или другие родители;
– не такой общительный, как им казалось, и не так просто находит свое место в социуме: ссорится с одноклассниками, вызывает у кого-то из них неприязнь или, может быть, даже страдает от их нападок.

Что делать: Любить ребенка таким, какой он есть, но при этом трезво воспринимать его недостатки и корректировать их по мере возможности. Успехи в учебе в большинстве случае можно подтянуть, для этого нужно лишь время, желание и последовательность. Проблемы же во взаимоотношениях с одноклассниками могут иметь глубокие корни, уходящие в особенности поведения самого ребенка. Возможно, ему понадобится помощь психолога, хотя большинство внимательных и чутких родителей благополучно справляются и без нее.