Решить за 60 секунд. Как 51-летний учитель рвет тикток уроками математики

Учитель математики из Челябинска Петр Земсков завел канал в тиктоке. Он решает теорему Пифагора за 60 секунд, и у его роликов миллионы просмотров. Педагог снимает их вместе с женой Катей, у них шестеро детей, младшему — полтора года. Как сделать математику такой увлекательной, Петр Земсков рассказал корреспонденту «Правмира» Ольге Кожемякиной.

Задачу про центр круга посмотрели 5 млн человек

— Петр Александрович, как донести до детей, что математика им нужна? Понятно, что нужно иногда отмерить, куда полочку повесить. А есть какие-то нетривиальные причины учить математику?

— Есть. По крайне мере, математика так же, как музыка, литература, скульптура и архитектура — часть мировой культуры.

Я стараюсь про пользу объяснять сразу, до того, как приступлю к объяснению темы. Например, говорю: «Слушайте, вчера была такая проблема. Я ходил в магазин. Купил круглую столешницу и одну ножку к ней. Куда ее нужно установить? В центр круга. А его продавцы не отметили. Давайте разбирать, как искать центр круга».

— Я бы пальцем ткнула.

— Но нам же надо абсолютный центр найти, не приблизительный. Если вы неправильно прикрепите ножку, а потом поставите чашку, стол наклонится, упадет.

Когда мы выложили ролик с этой задачей в сеть, в тиктоке его посмотрели 5 миллионов человек. Это же о чем-то говорит?

Много бытовых задач, которые мы можем решить с помощью математики. Зачем теорема Пифагора, равенство треугольников за седьмой класс? Оказывается, нужно. Почему изучают треугольник? Начнешь ты что-то строить в хозяйстве, дойдешь до крыши. Все стандартные крыши представляют из себя в сечении треугольник. Примеров много.

— Когда и почему в вашей жизни появился тикток?

— Наверное, это скептически звучит: 50-летний блогер пришел в тикток, на молодежную площадку. Мне будет 52 года, а в этой сети уже давно предлагали завести канал мои же ученики, девятиклассники: «Петр Александрович, почему вас там нет до сих пор?» Тогда эта площадка мне показалась фейковой — какие-то челленджи, все поют и пляшут. А в январе 2021 года я почувствовал, что народ пресытился развлекательным контентом, и решил, что пора.

Сейчас в моем тиктоке 631 000 подписчиков. Канал на ютубе завели еще в 2017 году, там сейчас почти 250 000.

— В чем фишка ваших каналов в той и другой соцсети?

— В тиктоке сразу перехожу к решению, потому что надо уложиться в 15, 30, 60 секунд. Теорему Пифагора мы там доказываем за 60 секунд. Это дисциплинирует. В тиктоке надо все динамично делать. Пять секунд — и выдали определения смежных углов. Тему урока обозначили за 15 секунд. А если что-то непонятно, тикток позволяет крутить ролик столько, сколько тебе нужно, пока не нажмешь кнопку «стоп».

Сейчас в интернете пишут, что учитель дал курс геометрии за 7-й класс за две недели. Так и получилось.

Две недели по 7 роликов в день. Можете себе представить, как мы пахали? Чтобы успешно зайти в тикток, надо мощно вдарить в первые две недели. Тогда мы это делали интуитивно, а потом узнали, что так оно и есть. Сейчас уже выкладываем по одному ролику в день. Слоган сделали доверительный — «Порешай со мной!» Каждый ролик начинается с этого призыва.

В ютубе народ более строгий. Когда из меня вдруг вырвется шутливый персонаж, это не очень заходит. Но мы точно знаем, что это — вариант тиктока. Работа в соцсетях — это еще и отдушина учителя. Предположим, в классе начнешь решать задачу со звездочкой, несколько человек вникает, а для остальных урок пройдет впустую. В чем фишка? Доверительная интонация. Почти полное отсутствие монтажа. Мы работаем без купюр. Я могу, конечно, подрезать ролик, если вдруг решение задачи привело меня в тупик. 10 минут смотреть в ютюбе, как я пытаюсь вырулить — не то, что от меня ждут.

Кого-то подкупает моя искренность, эмоции крепкого уральского мужчины. Полагаю, что привлекает и четкость изложения. Никаких лишних слов! Это я взял у Виктора Федоровича Шаталова (ученый, советский педагог. — Прим. ред.). Он говорил, что при решении задач, объяснении материала правила произносят всегда одними и теми же словами.

Смешные замечания в школьных дневниках:

Игорь Низов / Фотобанк Лори
Смешные замечания в школьных дневниках (фото)
Смешные замечания в школьных дневниках (фото)
instagram.com/ dimonstrr
instagram.com/katya_003_meow
18

Все удивляются: ну как же, главное же мысль понять. Но если правило звучит «катет равен половине гипотенузы, а угол напротив него равен 30 градусам», то так надо и озвучивать. Не нужно ничего придумывать. Нужно говорить так, как есть в учебнике, чтобы не путать ученика, облегчить ему запоминание. Все лишнее уже отсечено за 4000 лет.

Ну вот, например, литература. Читаем: «Стужа и яркий солнечный свет. День был великолепный». А ведь что я сказал на самом деле? «Мороз и солнце — день чудесный». Зачем перефразировать прекрасные строки Пушкина? Так же и в математике. Придумывать не нужно.

Каждый раз я ищу интересные задачи для записи роликов. Бывают провалы. Вот я месяц не мог найти такую. Решали что-то, я думал — они интересные, а оказалось — нет. Публика на канале у нас подготовленная, народ капитально разбирается в математике.

«Уходим от стереотипов и нытья»

— Когда рассказываете о работе над своими каналами в соцсетях, периодически произносите слово «мы». Кто ваш помощник?

— Катя, моя жена. И когда я смотрю вам в глаза и задаю вопрос «Понятно?», значит, я в тот момент смотрю в глаза ей. Она инженер и первый человек, кто воспринимает решение задач. Если ей непонятно, говорит мне об этом. Можем записать по новой.

Перед камерой, даже если снимает жена, все равно испытываю волнение и стресс. Ролики пишем обычно в субботу, когда за нашим полуторагодовалым сыном может посмотреть бабушка.

— Какое ощущение себя вам дает работа в сети?

— Знаете, хочется своим примером показать, что работать учителем — это интересно, весело, престижно. Кто-то скажет, что учителя получают немного, откуда взяться престижу? Наверное, да, я не буду спорить. Хотелось бы больше. Но я стараюсь все-таки быть кормильцем в семье, и надеюсь, у меня получается. Хочется уйти от стереотипа, нытья и сказать: «Посмотрите, вот белая рубашка, безукоризненный галстук, человек ухожен и не унывает. Он — учитель!»

Когда мы делаем новогодние выпуски, показываем нашу большую семью за столом у елки. У нас на двоих с Катей — шестеро детей. Улыбчивая, довольная жена, приятная атмосфера в квартире.

Эта картинка о чем говорит? Значит, все у нас накормлены, одеты, есть где жить. Значит, этот учитель может обеспечить большую семью. Значит, в этой семье есть любовь, деньги, успех. Итак: можно пойти в пединститут, закончить матфак и все это получить. Я думаю, своим каналом мы подняли престиж профессии учителя на неимоверную высоту.

— В тиктоке на вас то розовый пиджак, то ярко-синий, то галстук с необычным рисунком. Специально работаете над образом?

— Может, это не главное, но учитель всегда должен хорошо выглядеть. Человек моего поколения в шортах на экзамен пойти не может, даже если будет 50 градусов жары и скажут, что можно. Позавчера у нас было плюс 36, но я надел легкий пиджак и белую рубашку. Так пошел на экзамен.

Работаем ли над образом в сети специально? Не знаю. Иногда просто решим, что давно не надевал тот розовый пиджак. Но вот, например, галстук. Каким он может быть у учителя геометрии? Смотрите, какой рисунок (берет учебник геометрии и подставляет его к галстуку). Вот так идеально совпадает рисунок. Катя выбирала галстук. Сказать, что сделала она это не специально — тоже нельзя.

«Буду не рофлить, а шутить»

— Как соцсети влияют на ваши отношения с учениками?

— Думаю, положительно. Мне удалось найти тон в тиктоке, который не делает меня якобы своим. В тиктоке — явно молодежная среда. На их площадке, на их территории я добился успеха.

Я не тот дядька-учитель, на которого жалко смотреть. При этом я не использую лексику их поколения, не употребляю таких слов, как рофлить (шутить), флексить (танцевать, делать какие-то движения с выпендрежем), рандомно (случайно, наугад). 

Если стану эти слова употреблять, это будет дешевый авторитет. Я с ними разговариваю на своем языке, но в их смыслах. Могу рассуждать о подписчиках, говорить об этом не понаслышке, приводить примеры из практики. Ко мне ученики могут подойти и спросить на перемене что-то интересное для них, я всегда поделюсь тем, что знаю сам.

— Сегодня довольно часто на вопрос ребенку «кем хочешь стать?» можно услышать ответ «блогером». Спрашивают дети, как вы добились такого успеха и что для этого нужно?

— Меня приглашали в пару учебных заведений Челябинска на встречу с интересным человеком. Этим интересным человеком был я. Можете представить мое волнение? Я видел встречи в Останкино с Евтушенко, Рождественским, а тут я с ребятами. Готовился.

Там как раз состоялся разговор о блогерстве. На мой взгляд, чтобы стать успешным блогером, важно, чтобы тебе было о чем говорить своим подписчикам. Не обладая особыми навыками, умениями — о чем ты будешь с ними говорить? Ты в чем-то должен разбираться.

Важно, чтобы был правильный контент. Вот некоторые говорят, что профессионально снимают ролики, и сетуют на то, что их никто не смотрит. Смотрю на эти ролики. Да, снято прекрасно, но они разноплановые, в них нет концепции, темы. Поэтому прежде всего нужно стать специалистом в чем-то. Например, ходишь в танцевальный кружок? Расскажи о том, как правильно ставить ногу, как подать руку партнеру в танце, как правильно держать осанку и голову.

У нас была главная задача, когда мы только завели свой канал на ютубе — дать геометрию за 7-8-й классы в интернет. Вторая задача — поднять престиж профессии учителя. Мы горели этим. 

Детям всегда говорю, что если изначальной задачей в блогинге ты видишь заработок, жаждешь его — вряд ли выйдет что-то толковое. Сначала должен быть интерес.

Мы ни рубля не вложили в раскрутку своих каналов. Два года записывали на ютубе, следили за подписчиками и реакцией, но было все довольно вяло. Ушло время, чтобы мы пришли к такому результату, как сегодня. Ютуб дает небольшой доход, а тикток — это полный альтруизм, но через него мы можем привлечь подписчиков на ютуб.

Прыгнул на спинку стула, как Валерий Сюткин в клипе

— В классе вы прошли тему, сделали контрольную работу. Поняли, кто как усвоил. Вам важно, чтобы материал в сети тоже усваивался? Как это понять?

— Конечно, важно, чтобы усваивался. Иначе зачем тогда все делаем? Как проверить знания в сети? Никак. Могу судить о чем-то только по комментариям. Иногда благодарят — мол, тему понял за 40 секунд, хотя прежде не мог разобраться в течение трех уроков. Уверен, что из пяти миллионов человек кто-то все равно вникает в тему. Иначе зачем нужно подписываться на наши уведомления о появлении новых роликов? Значит, это полезно.

— Обратная связь есть? Вам пишут?

— Конечно. И «ВКонтакте» пишут, и на электронную почту. И дети, и взрослые. В ютубе я решил пресловутую задачу по геометрии под номером 337. Она набрала очень много просмотров. Но мое решение было замысловатым, и вот я получаю письмо со сказочным вариантом решения этой задачи.

Я записал ролик с этим решением и упоминанием автора — Владимира Гаркуши, нашего подписчика, увлеченного геометрией. Его вариант решения показал в Москве математику Алексею Владимировичу Савватееву. Он был в восторге.

— В одном из своих роликов на ютубе вы запрыгиваете на стул и лихо спрыгиваете с его спинки, удерживая равновесие. Когда стали блогером, пришлось обучиться каким-то штукам специально, чтобы удивить аудиторию?

— Это я умел. Мне было лет двадцать, когда увидел в клипе группы «Браво», как подобный несложный трюк делает Валерий Сюткин, когда про оранжевый галстук поет. Я подумал — как интересно, а у меня получится? Чисто математически рассчитал, оказалось несложно и совсем безопасно. Когда мы записывали тот ролик, я решил сделать что-то не особо интеллектуальное, а после перейти к интеллекту. Элемент шоу присутствует в наших роликах, но не всегда. А вот самоиронию использую часто.

— С темой буллинга в сети сталкивались, как вы отвечаете троллям?

— Я его не ощущаю. Во-первых, мне за пятьдесят, я состоявшийся мужчина. И вдруг какой-то комментарий выведет из себя? Нет. Но если укажут на ошибку — такое случается — критику по существу приму.

Не терплю всякого рода ксенофобию, если вижу оскорбительные комментарии или нецензурную брань — сразу удаляю. Слежу за доброжелательностью обстановки.

— Вот вы — учитель, а своим детям приходилось математику объяснять? Проще это или сложнее?

— Может быть, даже сложнее. Иногда сдержаться бы, если вдруг понимаешь, что правило, которое должно быть выучено, твой ребенок не знает. Сейчас двое сдают ЕГЭ. У нас вообще свободно с этим. Не понял что-то — подойди, спроси. Если долгое время не подходят, спрашиваю сам, все ли понятно по пройденным темам.

Петр Земсков вместе с младшим сыном Андреем. Малыш любит полистать учебник геометрии

Скажет: «Я — гуманитарий», — и учить не будет

— Петр Александрович, принято делить людей, особенно в школе, на гуманитариев и технарей. И если ребенок схватил «трояк», родители махнут рукой: «Ну, ты у меня гуманитарий». Действительно ли, если ребенок не математик, надо отстать от него? Правильно ли так успокаивать?

— Разделение на гуманитариев и технарей часто звучит как оправдание. Человек себе придумал отговорку «я — гуманитарий» вместо того, чтобы потрудиться, выучить правило по геометрии и попробовать его применить. Я считаю, что школьную программу способен осилить любой человек, хотя бы базовые вещи. Необязательно решать задачи со звездочкой.

Если мы будем поощрять ребенка в том, что он — гуманитарий, или сами оправдывать результат его неуспешной учебы, порой просто прикроем лень.

Умственный труд — тоже труд.

Смотрите, что происходит после начальной школы. Там все понятно и просто — два яблока, пять яблок. Писать умеют все, читать умеют все, считать мало-мальски — тоже. И все думают, что учеба — это легкотня.

На самом деле это умственное преодоление. Такое же, как физическое, когда, например, нужно покорить вершину горы. Чтобы подняться туда, надо напрячь волю, заставить себя и пойти. И вот есть задача, которую ты не понял. Но есть голова, воля и учитель, который может помочь.

— Вам встречались такие, кто все-таки не понимал? И что вы тогда делали?

— Я все же считаю, что такое бывает, если ученик запустил учебу, перестал выполнять домашние задания.

Был у меня один случай. Объяснил уже не раз ученику задачу, но он не может ее решить, и тогда я, человек не особенно воцерковленный, начал читать «Отче наш» (Петр Александрович читает молитву вслух). И вы представляете — он тут же ее и решил! Потом разговаривал со знакомым священником, рассказал ему эту историю — вон чего сила молитвы творит.

Я стараюсь, чтобы дети поняли тему. Мне можно задать вопрос на любой стадии урока или на перемене. Если кто-то не понял, вижу в классе того, кто понял, предлагаю ему поделиться опытом с одноклассником.

Но тут некоторые говорят, что тем самым я как бы акцентирую внимание на том, кто понял, а кто — нет. Но урок же не соревнование, кто лучше понял. Вот я пятиклассников веду, выполняем самостоятельную, и вдруг бежит один — «я сделал!» Другой бежит, и я вижу, что начальная школа — некий соревновательный процесс. Но мы-то просто учимся решать задачи, которые нам помогают решать другие задачи, жизненные.

— Но существуют же склонности к тем или иным наукам, как вы думаете?

— Наверное, да. Кто-то легко справляется, без напряга. Другой — наоборот. Ну, вот пример. Два ученика, оба сдают экзамен. Один ничего не учил, один раз прочитал, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, и как-то все легко понял и запомнил. Доказательство теоремы было на уроке. Он пришел на экзамен и быстренько все доказал, применил.

Второй ребенок. Теорема Пифагора — квадрат чего? А-а-а, гипотенузы. Надо выучить. Он три часа учил формулировку, четыре — доказательство теоремы, к утру натренировался применять это в задачах. Пришел и также все ответил.

Один большим трудом достиг результата, а другой — на одном таланте, памяти. Оба получили «пять».

— Тут ситуация такая, когда учитель может и задуматься, какую оценку ставить?

— По факту — оба сделали. Я за то, чтобы обоим — пятерки. Но иногда возникают ситуации, когда учитель думает: этот талантливый, потому ему — «пять», а другому — «четыре». Или наоборот: этот — трудился, он молодец, ему «пять», а другому — «четыре», потому что если бы занимался, мог бы еще лучше.

Такого разделения быть не должно. Ну вот техника чтения, к примеру. Весь класс читает 200 слов в минуту, а один ученик — 180 слов. Норматив — 150. У всех должны быть пятерки.

Мы ставим оценки не в сравнении знаний и умений учеников, а по нормативу.

Почему не «пять»?

— У вас не было мысли, что нужны оценки, которые бы означали «лучше, чем “отлично”»?

— Да я бы лучше без оценок жил. Почему? Что делает родитель, когда приходит ученик домой? Спрашивает: «Как в школе, чего получил?» И это — весь разговор. Мало кому интересно, что в жизни ребенка происходит еще — с кем дружишь, что было веселого? А может быть, ребенку плакать хочется?

Так растет мальчик, растет девочка, которых на протяжении 10 лет спрашивали «Что получил?» Девочка со временем выйдет замуж, какой вопрос она задает мужу? «Сколько принес?» Двадцать раз спросит, а потом может и семья развалиться, потому что никто жизнью друг друга не интересуется. Допустим, тут я сгустил краски. Но что происходит с оценками? Именно оценку добывают любыми путями, не знания.

Хотя оценка, по идее, эквивалент твоим знаниям.

— Вам часто задают вопросы про оценки? Почему именно так оценили, а не иначе?

— Бывает, и родители спрашивают: «Почему у моего ребенка не “пять”?» А ведь вопрос простой. Вот учебник геометрии. Открываете правила, просите своего сына или дочь рассказать их.

На «пять» ученик должен знать все до одного. Он должен уметь доказывать любую теорему, решить любую задачу за курс класса, который закончил. Тогда у него «пять». 

В курсе геометрии за 7-й класс 362 задачи. Мы берем 10 задач по разным темам и просим ребенка решить их. В течение часа он это делает. Если решил 6 задач — «трояк» у него есть. 9 задач — это пятерка. Можно одну и не решить. Потому что, положа руку на сердце, есть здесь задачи, которые не всем учителям под силу решить. Например, все та же — под номером 337.

— Можно напрочь отбить желание учить математику?

— Можно отбить желание учиться вообще. Вот сделал домашнее задание сын, мама проверила, заставила переписать. Получается, что задание он выполняет дважды, а то трижды и больше. Да со слезами, а ему все твердят: «Переписывай, переписывай, переписывай!»

А ему учитель в школе уже сказал: «Если ошибся, зачеркни и напиши рядом». Вот я третий день решаю задачу — у меня тоже все перечеркнуто несколько раз. Но тут — отражение моего процесса. Я считаю это нормальным. И вот он уже сделал, а ему велят заново! Время 12 ночи, и мама хочет спать, и сын. И пришел он в школу безрадостный, ненавидит ее.

— А если еще в школе конфликт с учителем. Тогда что? С вами такое случалось? Что вы делаете в таких ситуациях?

— Конфликт нужно гасить на начальном этапе, чтобы ситуация не затянулась в тугой узел, который уже не развязать.

Однажды я пришел в 9-й класс. Это был наш первый урок, мы еще друг друга не знали. Начало урока, и вдруг ни с того ни с сего мне хамит молодой человек. Я мог бы сказать: «А ну-ка, встал и вышел вон!» или что-то еще в таком духе. Но можно же разговаривать.

Я спросил, что произошло, почему мне хамят просто так? Почему такое происходит, меня заранее уже ненавидят, словно самого лютого врага. Я никого не оскорбил, никого не обидел, в чем дело? Ведь мы еще даже не контактировали.

Молодой человек словно очнулся. Сейчас мы прекрасно ладим.

— После истории в Казани что вы чувствуете, о чем думаете?

— В тот день мы все очень переживали. Ходишь ты каждый день в школу, дети ходят, и тут такое. Сейчас немного отлегло.

Я больше думаю не о безопасности как таковой, а о том, как себя поведу, если вдруг что-то произойдет. Учителя, которые были рядом с детьми в Казани, до последнего вздоха — герои.

Вспоминаются слова Высоцкого: «Я не люблю себя, когда я трушу». Смог бы я так же? Не знаю. Никто не знает, как психика среагирует в подобных ситуациях.

Что нужно сделать? Сложный вопрос. Вот все мы учились оказывать первую помощь, а есть у нас практика? Вспомним мы об этом, когда будет нужно? Практики-то нет. Учебы проводить регулярные? Ну, наверное. Но есть уверенность и в том, что человек не может быть готовым ко всему. Сложно просчитать, какие могут быть ситуации.

Тот мальчик в капюшоне — самый лучший для своей мамы

— Какие они — современные дети? Что их отличает от других поколений?

— Когда мои друзья интересуются, предполагают, что дети сейчас — ужас какие, я всегда говорю, что они однозначно лучше нас. Да, совершают иногда нелицеприятные поступки, но не от того, что хотят насолить учителю.

От недостатка воспитания ученик может что-то выкрикнуть. И тогда ты спрашиваешь: «Женя, Саша, что это было? Тебе 15 лет. Аркадий Гайдар в твоем возрасте дивизией командовал». Им уже интересно — кто такой Гайдар? Рассказываю. 

Тут дело вот в чем. Разница поколений. Вот мне 51 год, я совсем из другого поколения. Я и мой отец еще понимаем друг друга, у нас одинаковый уровень цитирования. Мы с ним в каких-то базовых моментах одинаковые.

Он для меня авторитет только потому, что старше и опытнее. И если он мне говорит — держи пилу определенным образом и пили определенным образом, я ему поверю просто так. Мне не нужно это с ним обсуждать, я просто выполняю. А теперь внимание! Когда я объясняю поколению Z — младшим школьникам — условно про то, как пилить, мне задают вопрос: «А почему именно так? Почему правой рукой? Почему прижимать нужно именно коленом?»

Хочется сказать: «Слушай, мне 50 лет, я сто раз отпиливал бруски — я знаю, как удобнее». Но сейчас это не работает. Ты либо помогать его не зови, либо объясняй все подробно, аргументируй, убеждай.

— Что вас особенно трогает из того, что слышите от детей?

— Дети иногда говорят: «А почему это сделать должен именно я? Ведь я такой же, как все...» Мгновенно вспыхиваю и говорю: «Когда отцу твоему выдали тебя в роддоме, он взял тебя на руки, и вместе с матерью они потихонечку пошли к машине, привезли маленький кулечек домой, с тех пор вся их жизнь крутилась вокруг тебя. Потому что ты — самый лучший на Земле. По крайней мере для вот этих двух человек. Тебя родили, чтобы ты стал лучшим. А ты как все собираешься жить. Мать купила тебе лучшие штаны, такой кепки не было ни у кого во всем дворе, отец тебе купил самый лучший велосипед! И у каждого из вас — так! Вот вы можете представить, что сейчас мне урок срывает лучший человек на Земле?»

Я все время помню о том, что тот самый мальчишка в классе, который сидит на задней парте и ему все время говорят: «Сними капюшон на уроке» — самый лучший для своей матери.

— Какие три качества вы считаете самыми важными для современного учителя?

— Расскажу историю, которая и будет ответом на вопрос. Однажды, когда мы учились в институте, наши девчонки делали стенгазету. Взяли интервью у преподавателя и спросили примерно об этом же. Он ответил, что прежде всего — высокая духовность.

И это все? А как же любовь к детям, к предмету? Но все это и складывается из твоего внутреннего состояния. Будучи высокодуховным человеком, ты же не пойдешь учить детей, если не можешь с ними ладить? Ты же не пойдешь преподавать математику, если не знаешь ее?

Достоинство ученика и учителя. Это базовые вещи. Они неприкасаемы. Ученик — такой же человек, он чувствует так же, как ты. К нему нужно относиться с уважением.

На моих уроках нет повелительного тона — «Встали! Сели!» Я говорю: «Прошу встать», «Прошу сесть». Но если кто-то шумит, могу замолчать. Не потому что я такой крутой, а потому что учитель не имеет права давать урок, когда кто-то его не слышит. Иначе это означает, что ученик не усвоит тему.

Работаю в лицее, и если что-то не так с поведением, всегда напоминаю ученикам о лицеистах другого века — Пушкине, например. Всегда есть на кого равняться.

Ольга Кожемякина

Читайте также:

Смотрите видео: