Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Почему дети не хотят учиться: 5 основных причин

Как помочь детям вернуть интерес к учебе, рассказывает профессор психологии, коуч-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.


unsplash.com

Ребенок слишком загружен

Современные дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, загружены настолько, что у них абсолютно не остается свободного времени. Ребенок весь день чем-то занят: он ходит в сад или в школу, дополнительно изучает языки, занимается теннисом, гимнастикой, музыкой и так далее. Уроки он делает поздно вечером, уже плохо соображая и совершенно без желания.

Дети так сильно устают, что у них в принципе пропадает какая-либо мотивация к обучению, и они ищут любую возможность увильнуть от занятий. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что родителей можно не слушаться, и за это ничего не будет. Дошкольники и младшие школьники еще как-то пыхтят, стараются вынести сверхнагрузку, а потом в какой-то момент просто срываются и уже больше ничего не хотят, да и не делают.

Если у ребенка нет свободного времени, он не сможет побыть самим собой, осознать свое «я», что-то придумать или помечтать, лежа на диване. А в итоге он не станет креативным и самостоятельным человеком — он будет просто следовать по графику, составленному другими.

Что делать родителям. В первую очередь, нужно снизить нагрузку, чтобы у ребенка появилось свободное время. Для дошкольника важно, чтобы ежедневно у него было три личных часа. Если ребенок ходит в сад, а потом на занятия, то все равно вечером у него должны быть эти часы отдыха. Для младшего школьника это минимум два часа свободного времени в день. Понятно, что эти цифры для ориентира, но к ним нужно стремиться.

Пусть ребенок в это время рисует, играет с кошкой, наряжается в мамино платье, лечит плюшевых зверей или просто наблюдает за полетом мухи. А иногда можно и на телефоне немного поиграть. Это тоже не страшно — гораздо страшнее, если у ребенка вообще нет свободного времени.

Также нужно посмотреть, есть ли перерывы между дополнительными занятиями: не получается ли так, что ребенок галопом несется из одного кружка в другой, а потом сразу в третий. Если занятия идут одно за другим, то придется их немного «проредить» — детство должно быть детством, а не бесконечной гонкой. И не стоит ждать результатов сразу. Ребенок отдохнет, восстановится, и тогда, скорее всего, у него вновь появится желание учиться и развиваться.

Ребенок запустил предмет

Следующая причина, по которой дети часто не хотят и даже не могут учиться, — это незнание. Это скорее характерно для детей старшего возраста, когда в школе начинаются более сложные предметы. Дети запускают математику, физику или химию, они уже фактически не понимают, что происходит на уроке и как надо делать домашнее задание.

pexels.com

Ребенок просто не знает, как подступиться к этому предмету, и тогда он перестает даже пытаться. Он может делать вид, что занимается, а на самом деле он будет смотреть в окно, тайком играть на телефоне и всячески саботировать работу и в классе, и дома.

Что делать родителям. Надо четко понять, что ребенок сам не справится. И все эти «Давай учись», «Ты что, не понимаешь? Тебе экзамен сдавать» — совершенно бесполезны. Когда ребенок ничего не знает, никакие нравоучения и назидания не помогут.

Здесь надо идти, как я говорю, по «методике швейцарского сыра». Выделим ключевые моменты: например, подумаем, что конкретно нужно подтянуть в том предмете, по которому он «плавает».

Если нам самим это сложно, можно на некоторое время нанять репетитора. 

Как только ребенок начинает хоть что-то понимать, интерес, как правило, возвращается. Здесь очень важны позитивные эмоции, вера в свои силы, радость от первых, пусть и небольших, побед. Когда ребенок осваивает один предмет, можно переходить к следующему. Если подойти к вопросу грамотно и ответственно, то через полгода мы не узнаем своего «лентяя».

Плохой контакт с учителем

Учитель, который не входит в контакт, не любит ученика, — довольно массовая причина отсутствия мотивации к учебе. Это чаще всего особенность младшей школы, где критически важна личность учителя и контакт с ним.

Марина Мелия

Недавно одна мама мне рассказывала о том, как ее вызвали в школу, и учительница пожаловалась: «Я просто не могу работать с вашим ребенком, у меня язва открывается, когда я его вижу». А что, собственно, он делал? Он ниточки какие-то драл и наматывал на палец, а ее это так раздражало, что она уже не могла слушать его ответы. Может ли ребенок в такой ситуации хотеть учиться? Очевидно, нет.

Что делать родителям. Нужно глобально быть на стороне ребенка, неважно — восемь лет ему или семнадцать. Ни в коем случае нельзя ставить его между молотом и наковальней: нападает учитель, а с другой стороны нападаем мы. В этом случае мы просто потеряем контакт с ребенком и тогда уже помочь ему будет трудно.

Если ситуация не сильно запущена, можно попытаться восстановить отношения, наладить общение с учителем, что-то объяснить ему, поговорить с ним. Но если мы видим, что это тщетно, значит, надо менять класс или школу. Не надо этого бояться — на кону образование ребенка и его самооценка.

Важно не просто защищать ребенка, а выяснить, что на самом деле происходит: понять конкретные причины неприязни, показать, почему учитель так реагирует на него. 

Травля в классе

Если в классе плохая атмосфера, ребенка дразнят и обижают, то никакой учебы там, конечно, не будет. Причем плохие отношения со сверстниками могут возникнуть в любом возрасте. Частые признаки неблагополучия при этом — неожиданное заикание, нервные тики, нежелание идти в школу, плохой сон и так далее. Дети не всегда открыто говорят о своих проблемах, поэтому родителям нужно быть внимательными и чуткими.

Если же ребенок приходит с синяками, вдруг начинает слишком часто якобы терять свои вещи или у него пропадают деньги на обед, то, скорее всего, он столкнулся с настоящим буллингом, то есть травлей. В этом случае надо действовать незамедлительно.

pexels.com

Что делать родителям. Если мы заметили тревожные признаки, то сначала расспросим ребенка — возможно, он сам все расскажет. А потом нужно действовать активно, но аккуратно: нельзя сводить счеты с обидчиками, но нужно привлечь к ситуации максимальное внимание взрослых – поговорить с учителями, директором, завучем, родительским комитетом. 

И параллельно нужно проводить работу с ребенком, рассказывать, как себя вести в этой неприятной ситуации, ссылаясь на свой опыт. Все мы бывали во всех трех ролях — агрессор, жертва и наблюдатель. Наш опыт поможет сыну или дочери справиться с ситуацией, переосмыслить ее. Ребенок не должен чувствовать, что он всегда жертва. Здесь самое важное — родительская работа и понимание того, что реально происходит в классе.

Если все методы не работают и ребенка продолжают травить, вы всегда можете его перевести в другой класс или школу. Иногда — это единственный способ сохранить психику и вернуть мотивацию к учебе.

Другие интересы

Возможно, ребенок потерял интерес к учебе, потому что все его мысли занимают другие вещи. У него вроде бы и сил полно, и учителя к нему прекрасно относятся, и с одноклассниками нет проблем — и вдруг все изменилось, ему уже ничего не надо. Например, подростковая влюбленность: ребенку ни до чего, он будет целыми днями сидеть и думать про эту девочку или мальчика. Или вдруг увлекается каким-нибудь экстремальным спортом, и все время занят этим. 

Что делать родителям. В данном случае возможны разные варианты. Иногда достаточно просто переждать, и все проходит само собой. Но, к сожалению, так бывает не всегда.

Если увлечение серьезное, то можно попытаться найти точки пересечения личных интересов ребенка и учебы.

Это могут быть совместные занятия с объектом подростковой влюбленности. Или если ребенок увлечен каким-то видом спорта, то можно ему показать книги по физике, которые объясняют законы движения, а книги по истории этого спорта вполне могут пересекаться с курсом общей истории.

* * *

Оценки — не главное

На самом деле причин, по которым дети не хотят учиться, гораздо больше — ровно столько, сколько и самих детей. Какие-то больше характерны для дошкольников и младших школьников, какие-то — для детей постарше. Но каждая из них может «выстрелить» в любом возрасте.

pexels.com
Важный момент: если ребенок справляется со сложными математическими задачами, говорит на трех языках, но не умеет управлять своими эмоциями или решать конфликты с одноклассниками, то ничего из вышеперечисленного не будет иметь значение для его успеха в жизни.

Учеба — это важно, но эмоциональная устойчивость, самоконтроль, социальный интеллект, умение разговаривать с разными людьми — намного существеннее.

Часто разгильдяи-троечники в итоге добиваются большего успеха, чем примерные отличники. Если троечник не сделал домашнее задание, то он будет думать, как ему выкрутиться, у кого списать, как поговорить с учителем — а это все довольно ценные навыки. Если же родители во всем помогают: клеят гербарий, готовят слайды для доклада, собирают портфель, — хорошие оценки, которые ученик набирает, ничего ему не дадут для реальной жизни.

Безусловно, натаскать на пятерку проще. А развитие социальных и эмоциональных навыков требует большего терпения от родителей, большего спокойствия, включения в жизнь ребенка. Поэтому плохие оценки — это некие знаки неблагополучия, а вот что за ними стоит, надо разбираться.

Посмотрите, как учатся люди со всего света:

Читайте также:

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Как увлечь школьников наукой: 2 истории

Психолог о конкурсах: «Дети не должны быть заложниками родительских амбиций»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
40
Евгения Рощина
Эти проблемы описывают ситуацию,когда ребенок в принципе готов ходить в школу и родители хоть что-то делают. У многих же детей проблема совсем в другом - в 4 года родители дали в руки гаджет и кроме него, "игр в телефончик" и меренья "у кого айфон новее" у ребенка вообще никаких мыслей в голове нет. Вот буквально вчера имела беседу с 2 детьми - 14 и 15 лет, один мне говорит - вот поедем к бабушке,а там его ждет 5й айфон. Я говорю -а его чем плох. А мне в ответ - вы не поймете,у него же 4й!!!.Я серьезно не понимаю как в 15 лет интересы все могут сводиться только к новому телефону и больше не к чему. В школу ходят и учатся только "чтоб папа не отобрал телефон". Вот и все.
СсылкаПожаловаться
Евгения Рощина
И кстати,видя современные тенденции с блоггерами, каналами на ютуб и т.д. у многих вообще отсутствует мотивация учиться - ну зачем учеба, когда можно заработать "лайками". На любого шизика находится аудитория каким-то чудом. Короче,честно,я в шоке от современных реалий.((
СсылкаПожаловаться
no name
>Если троечник не сделал домашнее задание, то он будет думать, как ему выкрутиться, у кого списать, как поговорить с учителем — а это все довольно ценные навыки.
ну-ну. ценные навыки для паразита. если у человека нет фундаментальных знаний, которые дают в школе, он не станет хорошим врачом, инженером, учёным. а всю жизнь будет кабанчиком на подскоке
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимПродолжу про 70 тыс.
Во первых хоч4тся сказать,  что ухудшать свое финансовое положение всегда сложно. Что с миллиона до 5000 тыс,  что с 70 до 35. Всегда.  И,  о ужас,  н косу это не понравится.  
Почитала комментарии.  И назрел вопрос.  
Есть теоретическая возможность переехать к матери в двушку.  Это не так чтобы очень далеко.  И теоретически по будням дома только ужинаем и ночуем.  Но это все равно будет вынос мозга.  И тысяч 15 она возьмет за нас.  Стоит ли это того? Если даже обозначить,  что на год к ней переехать.  Сумма за это время накопится тысяч 150-200... Но ребенка можно не лишать занятий...  Стоит ли того - не знаю 
198
АнонимТрудности подросткового возраста
Конечно, создавая данную тему, я ожидаю едких комментариев, форум становится злее и злее, но все равно напишу. Дочери 13 лет. Подростковый возраст в самом разгаре. Без того непростой характер стал ещё хуже. В учёбе съехала на тройки. И не потому, что стало сложнее, а потому что ей мешает телефон с интернетом. Вчера я убедилась в этом окончательно.
Мы подключили ей тариф с интернетом для учёбы. Поскольку мы с мужем работаем, а ей часто приходится пользоваться всемирной сетью. Предупредили. А интернета на компьютере у нас нет. Но вот со временем телефон стал для неё прямо какой-то зависимостью, когда отбирали телефон - занималась. И вот тут с гаджетом что-то случилось. Не видит сим-карту... Паника. Пришла вечером, поужинали, сказала, что пошла читать по учёбе. Но незаметно прихватила телефон бабушки. Читала в нашей с мужем спальне. Я несколько раз заходила туда по своим делам. Она сидела-читала, но с каким-то странным видом. Обман выяснился перед сном, когда бабушка потеряла свой телефон. В общем, не знаю я, что делать. Я ведь была не против интернета ребёнку, но не в ущерб учёбе, а тут такое...Контролировать её круглосуточно я тоже не могу. Говорит, что сделала уроки, а на самом деле только половину, телефон ведь важнее. Вчера вообще сказала ей, что будет с кнопочный телефоном ходить. Будем разбираться с её телефоном и отключить бы этот интернет! Расскажите, как вы боретесь с этой напасть и боретесь ли вообще. А то может это у меня психоз от авитаминоза и я преувеличиваю
107
Просто Марина 69Литературный конкурс. 7 класс
Сразу скажу, что не хвалюсь, а сомневаюсь. На конкурс прозы дочь выбрала Превращение Ф. Кафки. Я ей предлагала Булгакова, но, его, оказывается проходят в 10 классе, Собачье сердце. У меня взрыв мозга. Я очень много читала в школе, по программе и вне, но вот Кафка и Ницше я просто не читала. Может другое что поискать? Нужно что то особенное из классики. Чтобы накал чувств произвело впечатление.
85
АнонимУ ребенка паника. У меня уже тоже.
Добрый день. Мальчик 10 с половиной лет. Еще не подросток. Два дня назад по соском нащупал уплотнение, которое болит при нажатии.  Вчера показала педиатру знакомому, он посмеялся и сказал, что это подростковое. Переживать не нужно. Но у ребенка паника, плачет, что это опухоль, что врач ошибся. Успокаиваю как могу, но уже и меня подтрушивает. На тренировку  утром не пошел, к другу не вышел. Все время щупает и смотрит ролики на ютубе про детей, больных раком. Муж хотел его на коньки повести, отказался. Даже не знаю, что делать. Для подростковых заморочек рановато еще вроде. 
84
АнонимНе простой вопрос -классика или кремация
ДД! Давайте делиться мыслями на тему как похоронить.
Понимая что путь человека не вечный и рано или поздно этот вопрос затронет нас (хотя скорее всего, увы затрагивал).
Меня гложет вопрос, если человек не озвучил свое желание, то что выбрать.  Место Россия.
Могу заблуждаться, почему-то сложилось впечатление о том что кремация проще с организацией. И можно будет урну с прахом "похоронить" рядом с классическим захоронением (место на кладбище выкупленое).
Возможно вы расскажите, если сталкивались. 
Спасибо! Всем здоровья! 
83
blumen gartenКвартирный вопрос
Девы, добрый день. Ситуация в следующем-сейчас живём с мужем и двумя разнополыми детьми в четырёхкомнатной квартире, где у каждого есть личное пространство при необходимости. Но предстоит переезд в другой город, где хватит только на трёшку, и то "не настоящую". Две комнаты и кухня, объединённая с гостиной. Как всех разумно разместить? Детям по комнате и мы в общей проходной? На раскладном диване) С трудом это представляю...В настоящей жизни у нас закрытая дверь в комнате, в которую стучат, прежде чем войти. Придётся жить без дверей и менять привычки) Рационального решения не вижу
69
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru