Три клетки вправо, две влево — надоело: колонка редактора о бестолковом культе оформления тетрадей

Редактор «Летидора» Ольга Рудашевская рассуждает, влияет ли правильное оформление школьных работ на знания по предмету.

Источник: unsplash.com

От друзей и родственников я часто слышу жалобы на то, что школа слишком перегибает палку в требованиях, связанных с оформлением работ: когда для пятерки по предмету даже в пятых-девятых классах от детей требуют «три клеточки вправо, две вниз». А помарки, зачеркивания и просто неаккуратный почерк приводят к снижению оценки минимум на балл. В принципе понятно, откуда такие требования.

Сейчас одиннадцать классов школы нацелены на сдачу ЕГЭ, в котором очень важно правильным образом заполнять бланки. Если перенести ответы в экзаменационный лист невнимательно или неаккуратно, компьютер зачтет это за ошибку, что приведет к снижению итогового балла. Плохо и для выпускника, и для школы, которая заинтересована в высоких результатах учащихся.

К сожалению, в погоне за нужным количеством отступов есть риск забыть о сути изучаемых предметов.

Такая история произошла со мной, когда я училась в средней и старшей школе. Это были 2003–2009 годы. Мы были в рядах людей, первыми писавших ЕГЭ по всем предметам в 2009 году. О том, что мы будем сдавать ЕГЭ, стало известно то ли в десятом, то ли в одиннадцатом классе.

Учитель истории на первых уроках по своему предмету предупредила, что будет учить нас по классной и проверенной методике, которая точно даст результат. То же самое она рассказала нашим родителям на собрании. Речь шла о написании тезисных планов глав из учебников. По сути тезисный план представлял собой конспект, но оформленный строго определенным образом.

10 книг, которыми зачитывались советские школьники:

10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники
10 книг, которыми зачитывались советские школьники

В самом начале надо было красиво и четко переписать в тетрадь название главы из учебника, затем отступить несколько клеточек вниз (сейчас я не помню точное количество — лишь сам факт, что это было регламентировано), поставить римскую цифру один и переписать название первого параграфа. Затем прочитать этот параграф и записать основные мысли под арабскими цифрами, отступив вправо еще две-три клеточки.

Если ты хотел расписать пункт под арабской цифрой, то надо было отступить еще две клеточки влево и фиксировать тезисы, маркируя их дефисами.

В итоге если ученик четко следовал всем рекомендациям по оформлению, план должен был внешне напоминать несколько перевернутых лестниц.

Поначалу мы действительно внимательно читали параграфы, старались включить в план самое важное, следили за оформлением. Учитель старалась поощрять нас добрыми словами и хорошими оценками. Но если оформление было неаккуратным или неправильным, историчка раздражалась, не разбираясь, какие ребенок выделил мысли, отчеркивала в конце плана линию и ставила тройку или двойку. Просто за оформление.

Если же ты соблюдал все правила и в дополнение к этому использовал цветные ручки, выделял подпункты цветными маркерами, это вознаграждалось отдельной похвалой и пятеркой. В прямом смысле отдельной — за особенно красивое оформление полагалось две пятерки. К концу пятого класса все смекнули, что преподавателю важны не столько мысли, которые мы записывали в тетрадь, сколько то, как мы это делали. Пятерки получали девочки и мальчики с каллиграфическим почерком.

Ребята с мятыми тетрадями без обложек и с ужасно оформленными планами выделились в отдельную касту «неприкасаемых» — учительница с нескрываемым пренебрежением листала такие тетради, потом мотала головой и бросала «Передать» или «Ужас, как неаккуратно». Могла назвать ученика неряхой или бездарем. Бездарем, Карл! Только из-за того, что у тебя листы у тетрадки кудрявятся, а в плане размазалась ручка! Один из таких «бездарей», кстати, потом поступил на истфак МГУ, и вряд ли он обязан этим учительнице, от которой семь лет выслушивал обидные шутки о своих кривых руках и неаккуратном почерке.

6 типажей российских мам, ожидающих детей у школы:

6 типажей российских мам, ожидающих детей у школы
6 типажей российских мам, ожидающих детей у школы
6 типажей российских мам, ожидающих детей у школы
6 типажей российских мам, ожидающих детей у школы
6фотографий

В школе я входила в число прилежных учениц, которых учительница истории всегда хвалила. По предмету стояла пятерка. Но думаю, что все понимают: это была профанация. Помню, что в какой-то момент я стала делать план следующим образом: не читая параграфа, просто аккуратно переписывала лесенкой по первому предложению из каждого абзаца. Все. Вот и весь секрет успеха. Никаких тебе дат, имен. Базовыми знаниями по истории я обязана курсам при философском факультете МГУ, которые посещала в старших классах. А школьная история, к сожалению, так и будет связана в моей памяти с бесполезным переписыванием части учебника в тетрадь.

Поэтому когда сейчас я слышу, как некоторые учителя мучают (по-другому не сказать) детей оформлением работ, мне становится очень грустно. Я вспоминаю, сколько часов мы потратили на оформление планов, чтобы получить — нет, не знания, а пару лишних пятерок в школьный журнал.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10
Следить за порядком в тетради важно и нужно. Но не надо возводить это в культ так, чтобы все остальное (самое главное!) переставало иметь какое-либо значение.

Дорогие учителя, не мучайте детей оформлением работ. И не делайте так, чтобы дети считали, что оформление — это главное в вашем предмете.

Контент недоступен