Педагоги и родители считают, что сопли – не причина, чтобы оставлять ребенка дома. И даже напротив: чем больше соплей было в детстве, тем меньше их будет в юности. Соплями нарабатывается иммунитет, значит, сопли в каком-то смысле полезны для детского развития – переболел и больше не будешь.
Если ребенок зашмыгал носом и покашлял, но у него нет температуры, он сегодня окажется в саду. И завтра будут шмыгать носом уже все дети.
Поначалу это нас очень удивляло. Мы вспоминали московский детский сад. Там воспитатели, кажется, слышали звук втягиваемых детским носом соплей за километры. Мы не успевали еще ступить на территорию детского сада, а навстречу нам уже бежал, размахивая руками, воспитатель: «Нет! Нет! И нет! С соплями – домой!»
В Берлине в роли этих перестраховщиков оказались мы сами. «Та девочка! – говорил я жене, и глаза мои округлялись от ужаса. – Та девочка в детском саду кашляет, и из носа у нее висит зеленая козюлька!»
Мне хотелось грудью закрыть нашу Ксению от бактерий. Была бы моя воля, я бы замотал ее полностью в полиэтилен и водил бы так – лишь бы бактерии не прорвались.
Однажды на наших глазах кашлянул и высморкался воспитатель. Я думал, у меня случится сердечный удар.
Однако время шло, сопли текли, и мы становились спокойнее. «Это неизбежность, – сказал нам детский врач. – Если хотите, давайте девочке чай с вареньем на ночь. Если совсем чешутся руки, промывайте нос. Сопли не пройдут, но вам, вероятно, станет от этих действий полегче».
Немецкая детская медицина относится к ОРВИ спокойно. Главный принцип: если есть возможность не лезть к дитю со всеми медицинскими штучками, не пичкать его таблетками и антибиотиками, – давайте мы не полезем.
Как таковых детских поликлиник в Берлине нет. Родители ребенка сами выбирают одного из педиатров, кабинеты которых во множестве разбросаны по городу, и ходят на приемы к нему.
Врача выбирают по рекомендациям знакомых или по территориальной близости: чем ближе и удобнее, тем лучше. Если детский терапевт не нравится, его можно поменять, забирайте документы и несите их другому специалисту.
К терапевту нужно ходить каждые 2-3 месяца, даже если вы не болеете (забыть о визите не дают уведомления по почте). Он проводит осмотр-профилактику, может брать простые анализы.
Если возникают подозрения на болезнь, терапевт дает направление в частный кабинет к другому врачу. Или, если речь идет о серьезных процедурах вроде томографии, – это может быть направление в одну из городских клиник Шарите. Шарите – это крупнейший в Европе госпиталь, в состав которого входят более чем 100 клиник и институтов.
Посещения детского врача, анализы, скорую помощь и даже (частично) лекарства оплачивает детская страховка.
Медицинское страхование в Германии обязательно. Можно оформить частную страховку (стоимость пакета в среднем – 250 евро в месяц на человека). Или – так делает большинство людей – выбрать государственное страхование. Тогда взносы будут поделены между вами и работодателем (их будут удерживать автоматически из зарплаты вместе с другими налогами).
При общей удобности детской медицины у нее есть один большой минус: даже, если у ребенка температура, вам придется идти к врачу самому. Скорую вызывают только в крайних случаях, ОРВИ и грипп к ним не относятся.
Вы будете сидеть в очереди с другими плачущими детьми, проклинать все на свете, и когда, наконец, попадете в кабинет, то врач скажет: «О, это просто вирус, который надо пережить».