Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как мы портим детям здоровье антибиотиками: колонка педиатра

С 12 по 18 ноября проходит Всемирная неделя правильного использования антибиотиков 2018. О том, как не надо принимать антибиотики и почему дети так часто болеют, рассказал педиатр Сергей Щеглов.


ivolodina / Фотобанк Лори

Антибиотики – одно из величайших изобретений человечества, наше большое эволюционное достижение. Они произвели революцию в медицине, в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, сыграли важную роль в ходе Второй мировой войны.

С помощью антибиотиков мы смогли поменять некоторые принципы биологического взаимодействия, которые формировались в природе миллионы лет. Это, пожалуй, покруче, чем все космические полеты, вместе взятые. Но дело в том, что природа – очень тонкая штука, а человека из царства животных еще никто не исключал. На каждое наше действие будет оказано противодействие.

Обыкновенная история «с последствиями»

Заболел, например, гражданин острым респираторным заболеванием. Взяв на работе отгул, начал он страдать и чахнуть. Врача вызывать не стал – больничный все равно нормально не оплатят. Но любой согласится, что просто так чахнуть – занятие непродуктивное. Поэтому, мобилизовав последние ресурсы организма, пошел гражданин в аптеку, где, собрав консилиум из местных пенсионеров и двух провизоров, после недолгого совещания купил коробочку.

В коробочке оказалось несколько блистеров с таблетками, а также инструкция. Попил он пару дней эти таблетки, и вроде уже самочувствие улучшилось, температура нормализовалась, и соплей поменьше, и мокрота отходить начала. Можно уже и на работу идти. Выходит, что получил гражданин положительный опыт антибиотикотерапии, получил его самостоятельно, и остался доволен.

Но вот заболел у гражданина ребенок, а за ребенка уже страшнее, чем за себя самого. Вызвали участкового педиатра. Пришел участковый, раздеваться не стал, натопал в коридоре сапожищами, руки не помыл, глянул с порога ребенку в горло, сказал: «вирусы», выписал свой выверенный набор «фуфломицинов» и ушел. Вернее, убежал.

Прошло два дня, ребенку не легчает, даже наоборот. Педиатра вызывать уже не очень-то хочется, по вполне понятным причинам. Что делать гражданину? Разумеется, есть на этот случай несколько народных рецептов. Самый распространенный – такой: покупаем пузырек с антибиотиком (лучше импортным), в инструкции все подробно написано. Разводим с водой (лучше согласно инструкции, но это как получится). Даем строго по инструкции! Вуаля. После двух дней приема (строго по инструкции) ребенку делается лучше.

На четвертый день о флакончике начинают забывать. Да и к тому же все знают, что антибиотики вредные. Зачем травить ребенка этой гадостью дальше, если он и так уже поправляется?

В следующий раз к участковому будут обращаться только за справкой. Гражданин уже знает, какой нужно купить пузырек, и как употреблять его содержимое. Любой опытный (или желающий произвести впечатление опытного) родитель с гордостью вам скажет: «Я своего малыша умею лечить самостоятельно!» Первая часть нашей истории закончилась относительно хорошо – ребенок поправился. Иногда бывает и по-другому. Но мы не станем нагнетать ужас, а посмотрим, что будет дальше.

Лечат они, лечат, а вылечить не могут

Опять заболел ребенок. Врача вызывать не стали. Выбрали антибиотик по принципу народной фармакологии (азитромицин от кашля, цефиксим – от ушей), или пошли проверенным путем, и купили ту «ерунду, которая в прошлый раз неплохо помогала». День дают, два дают, а не легчает, даже скорее наоборот. Народная медицина советует в таких случаях: «следует поменять антибиотик». Так и поступают.

Через несколько дней ребенок идет на поправку. Выпито полфлакона одного антибиотика, затем две трети флакона – другого. То есть это два нерациональных незаконченных курса противомикробной терапии! И все брошено! У участкового просят освобождение от физкультуры «на подольше», потому что ребенок будет долго еще кашлять. Но, в конце концов, жалобы уходят.

А еще через пару месяцев что-то ребенок снова захворал. И сопли гнойные, и заеды в углах рта. Нос попрыскали, заеды подмазали, стало получше, и все бы хорошо, но вдруг раз – и начался, например, фурункулез. Участковый педиатр пришел грустный и озадаченный, разулся, помыл руки. К хирургу талончик сразу не добыть, взялся доктор сам лечить хворь. Вскоре и хирург подключился. И вот лечат они, лечат, а вылечить не могут. А еще через некоторое время гнойный синусит с госпитализацией…

Конец этой истории хочется оставить открытым, по-моему, такие приемы развивают фантазию, но, я думаю, что здесь уместно задать наши с вами любимые самые главные вопросы (по Герцену и Чернышевскому). И постараться честно на них ответить.

Кто виноват?

В первую очередь виноват, конечно, золотистый стафилококк. Он живет в глотке у всех нас, и до поры до времени не причиняет неприятностей. Но вот случилось ОРЗ вирусной природы, в дыхательных путях воспаление, пожар и караул.

Стафилококк, словно мародер во время стихийного бедствия, бежит туда, где горит, чтобы горело сильнее. Мы травили его антибиотиками, но неправильно и бессистемно. Он стал вырабатывать устойчивость к антибиотикам. Несколько раз мы проделали это с ним, и он из трусливого обывателя, живущего в носоглотке, превратился в сильного бандита. И теперь ребенку (а все дети – это будущие взрослые) жить с этой агрессивной флорой до конца своих дней.

Syda Productions / Фотобанк Лори

Во-вторых, виноваты врачи. Сколько умных книг, книжечек, брошюр и руководств написано о рациональной антибиотикотерапии, сколько прочитано лекций для студентов медвузов и практикующих врачей! Однако динамика по-прежнему вялая.

Малограмотные (или ленивые) эскулапы сыплют антибиотики горстями направо и налево там, где это не нужно (например, в первые дни ОРВИ, без всяких анализов, без суда и следствия), и в то же время стесняются адекватно полечить гнойный риносинусит. Меняют антибиотики как перчатки, не разобравшись в проблеме, бьют из гаубицы по воробьям. Не думают о нежелательных эффектах антибиотиков (а их много). Идут на поводу у напуганных пациентов, которые не хотят принимать антибиотики, вместо того чтобы адекватно объяснять людям, как нужно поступить и почему. А доктор в этой нашей истории, на мой взгляд, просто очень измотан населением и поэтому он закис, хотя, может, он и не самый плохой врач.

В-третьих, виноваты сами пациенты (а в нашем случае – родители пациентов), которые заливают в своих детей серьезные вещества, даже не задумываясь, какие от этого могут быть последствия, или наоборот, не дают антибиотики, назначенные врачом исключительно по показаниям, или творчески перерабатывают эти назначения.

Что делать?

1. Не заниматься самолечением. Не принимать антибиотики самостоятельно. Искать консультации грамотного специалиста.

Дорогие родители, вы же заинтересованы, чтобы ваши дети были здоровы, я точно это знаю! Да, бывают плохие доктора, но я уверен, многие из моих коллег хотят быть хорошими врачами, и немало для этого делают. И я все еще надеюсь, что адекватный врач – это не редкость.
Сергей Щеглов
врач-педиатр

2. Выполнять назначения врача. Если доктор сказал, принимать препарат 7 дней, значит, надо принимать 7 дней. Не 5, не 4, а 7. Не лечиться одним и тем же лекарством каждый раз. Антибиотики надо менять от заболевания к заболеванию. Это – основы рациональной антибиотикотерапии. Это правило касается всех препаратов, имеющих противомикробную активность, в том числе и капель в нос, и капель в глаза, и спреев для горла и так далее.

3. Не слушать советов аптекарей, соседей, родителей или друзей в вопросах, касающихся приема антибиотиков. Если врач назначил препарат А, значит, без обсуждения с врачом нельзя поменять его на препарат А-1, который ну прямо совсем такой же, но стоит дешевле и в ближайшей аптеке имеется в наличии.

Читайте также: Антибиотики по умолчанию: как лечат детей в Италии.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
88
Оксана
К сожалению, когда доктор прописывает антибиотики (да и прочие таблетки), - не хочет даже слушать возражения типа "ребенок не будет есть таблетки и пить суспензию/сироп, - у него сразу рвота начинается!" Просишь их как людей прописать инъекции, - ни в какую. Да, возможно, не для всякого антибиотика они есть. Мои дети не могут почему-то принимать никакие лекарства перорально (и старшей - ничего! вон, 16 лет уже, здоровее большинства сверстников). Но врачи уперто прописывают таблетки или микстуры на каждую жалобу с отмашкой "в еду подмешаете". Как тут не ругаться? Зачем вообще к ним обращаться?..
СсылкаПожаловаться
Юлия Шикина
Тема про антибиотики ангажирована гражданкой Вероникой Скворцовой? Антибиотики нужно принимать на начальной стадии заболевания, когда от них есть максимальный эффект. Мы же таскаемся по врачам, по анализам и получаем лечение в виде терафлюшек, чай ромашки и прочих "нетоксичных" лекарств. Время упущено, болезнь набирает силу и уже прописанные антибиотики в ударной дозе не вполне справляются со своим назначением. Гражданка Скворцова идет по западному пути медицины, прежде чем купить лекарство сходи к врачу и заплати за его посещение. К сожалению у нас поход к врачу это целая экспедиция, а не как у них, все равно что сходить в магазин. И о вреде антибиотитиков, отравиться можно чем угодно, даже аспирином, если головы нет, прописывают например диклофенак в лошадиных дозах и без рецепта. Антибиотики нужны в свободной продаже и не надо о нас заботиться, вашу "заботу" мы испытываем на себе каждый день.
СсылкаПожаловаться
Ушла в баню
"И я все еще надеюсь, что адекватный врач – это не редкость." Адекватный врач - это большая редкость. И если в большом городе среди множества больниц есть выбор и можно искать варианты, то в маленьком городе с одной больницей и врачами распределенными по остаточному принципу и целевому договору выбор не такой большой. Да и система сейчас такая, что врач может и хотел бы помочь, да стандарт не позволяет. А антибиотики, сейчас у нас назначают все реже, а вот фуфлофероны (мицины) и прочее направо и налево и попробуй только скажи врачу, что ты не согласен из принимать. Автоматически превращаешься в симулянта и лоботряса.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена Дремучие люди.
Почитала женскую тему про эти дни и поняла, сколько людей живут в прошлом веке! Женщины, девушки, давно изобрели силиконовые чаши! И можно не пользоваться бабушкиными прокладками! И тампонами!  Купить можно в интернет магазине или китайский али, цены от 100 р и до 2 тыс. Вставил и забыл! До следующего посещения раковины с мылом, помыл и опять новенькая! Раз в месяц прокипятить и убрать в мешочек. Носить можно в сумочке, весит 2 грамма, размер как пол яичка. А столько женщин скупают прокладки пачками! Это же дико неудобно! Зачем вам эти бабушкины средства? Пусть и в современном варианте? Кто нибудь пользуется современными средствами? Или все сидят на этих старинных ? Лето же!!! А вы ходите с этими пахучками!
430
Маркиза не ангеловЖемчужина любовного пыла
Возможно, мораль — это не что иное, как наиболее жестокое проявление злобы.

(Анри Бек)

 

1994 — Королева Марго (реж. Патрис Шеро) — в роли королевы Марго — Изабель Аджани


Имя Маргариты Валуа, королевы Франции и Наварры, вошло в историю вместе с образом прекрасной дамы эпохи Возрождения, воспетым Ронсаром и прославленным кистью Клуэ. Современники называли ее Минервой, покровительницей наук и искусств. Потомки назовут ее одной из первых феминисток. Соперничая с мужчинами в науках и искусстве, она отстаивала еще и право женщин на свободу выбора в любви….
317
анжела митрофанская"Мы-мама" : как лишить ребёнка самостоятельности одним местоимением
По следам темы об инфантильных мужчинах.
Я часто слышу это самое "мы" вместо "он" или "она". Непонимание (или даже раздражение) было всегда, но особо не задумывалась о причинах и последствиях, а сегодня как-то удачно наткнулась на статью. Как раз после темы "Как вырастить инфантильного мужчину".
Хочу поделиться с вами отрывками и, если пожелаете, обсудить.
101
А СерДе4кО То, ЗаНяТо! )))Последствия после гипоксии у детей.
Доброго времени суток! Моему сыночку сейчас 3,7. У него гипоксия при рождении. Мальчик плохо говорит, точнее не разговаривает за исключением нескольких слов: мама, папа, дела, баба, дай, вода, пить. Ещё может по слогам повторять. Врач нам прописала пантогам, семакс, магний б6 и гимнастику. Впрочем как и всем детям, которые по разным причинам не разговаривают. Сынок только менее плаксивый стал. Думаю толку никакого от лекарств не будет. Может у кого-то такая была ситуация? Что вы делали?
71
Валерия37,2-37,6 месяц без признаков болезни
Ребенку 2,3 года.. уже месяц после лёгкого ОРВИ ( сопли и т.37,6 максимум) у него держится температура,при чем скачками...Во сне ночью 36-36,7 , после пробуждения идет вверх... 37,3-37,6 до конца дня, что бы ни делал... Анализы мочи и крови в норме, ухо-горло -нос-в норме.. Сахар в норме, глисты и энтеробиоз-отрицательно... Веселый, активный, ест хорошо.. Зуб вылез еще в начале болезни.. Все десна спокойные...
Пролечились мирамистином+аквалор+генферон , затем назначили сумамед, тоже пропили.. Сейчас 3ий день кипферон вставляем.. Всё по назначению врача... Но температура так и зашкаливает...Доктор и не знает что с нами... куда еще обратиться? Что следует обследовать?
Девушки, кто именно в такой ситуации был? Откликнитесь, подскажите , что предпринять?
Как у вас это прошло? Что диагностировали? Был ли вообще какой-то диагноз?
Страшно подумать, что могу пропустить начало чего-то серьёзного?
57
ТатаВарочная панель
Кто покупал варочную панель с 2-3 конфорками - вы не пожалели? Хватает вам?
45
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru