Нельзя отмахиваться от детей
С годами происходит осознание того, что эмоциональное включение в детей первостепенно. Когда ты еще совсем неопытный родитель, тебе может казаться, что есть вещи важнее ребенка. Например, работа. Вот ты чем-то занят, и вдруг малыш подходит к тебе с каким-то вопросом, а ты говоришь, мол, подожди, потом. Казалось бы — ну что такого страшного?
А на самом деле так поступать нельзя, потому что пока ребенок маленький, он полностью от тебя зависит.
Каждое твое «я занят» для него — стресс.
У меня только с третьим ребенком появилась возможность полностью отдаться ему. Тосе повезло — ей с самого детства уделялось гораздо больше внимания, чем старшим, когда они были маленькими. Причем внимание это исходит не только от нас, но и от тех самых старших детей — так что младшая у нас со всех сторон в шоколаде.
Ужасно, когда ребенка отрицают
Одна из самых распространенных ошибок родителей — думать, что в мире есть что-то важнее, чем человек, которому они дали жизнь. Несмотря на то, что в своем окружении я подобного поведения не наблюдаю, я вижу какие-то грустные вещи в общественных местах — кафе, самолетах, на улице.
Мое мнение: женщина, становясь матерью, должна полностью изменить свою жизнь. Не в том плане, что все бросить и заниматься только ребенком, но все же сместить на него фокус.
Потому что у нее появился человек, за воспитание которого она отвечает. И зря некоторые думают, что, если ребенок маленький, он не способен на какие-то личные переживания, это не так.
Дети редко просят совета
У нас в семье есть хештег #МамаХватит. Старшие дети произносят эту фразу, когда я пытаюсь давать советы касательно тех областей, в которых они считают меня некомпетентной. А мне, конечно, трудно удержаться от каких-то замечаний, комментариев — это же все-таки мои дети, пусть и уже совсем взрослые.
Поэтому в основном все мои попытки причинить добро заканчиваются мягким напоминанием мне о том, что решение они будут принимать самостоятельно. Но я отношусь к этому спокойно.
Мудрость в том, чтобы в определенный момент понять и принять: все, что ты теперь можешь дать детям, — это свою реакцию на то, происходит в их жизни. Это не значит, что они прислушаются к тому, что ты им скажешь. Но иногда Степан и Софья даже сами приходят ко мне за советом. Правда, это бывает редко.
Степан окончил институт в Лондоне. Он работает 3D-дизайнером и, как он сам выражается, рисует будущее.
Соня отучилась в колледже, тоже в Англии, но не стала продолжать образование — решила сначала поработать. И, насколько я вижу, не пожалела: она целыми днями пропадает на работе, и ей там очень нравится. Она трудится в крупном медиахолдинге, который занимается организацией мероприятий и фестивалей. Дочь у руководства на хорошем счету. Это и понятно: она очень целеустремленная и ответственная девушка.
Не хочу обсуждать с дочкой ее первый поцелуй
У Тоси в разгаре переходный возраст. В этом плане у меня есть преимущество, как у опытного родителя — я уже проходила все это со старшей дочерью и поэтому понимаю, как и почему «плющит» младшую. Другой разговор, что помочь ей, бедной, тут мало чем можно. Поэтому просто стараюсь оставаться с ней в контакте, всегда быть готовой оказать помощь.
Взрослый тем и отличается от ребенка, что он может и должен себя контролировать.
Несмотря на то, что я считаю наши отношения с Тосей близкими, не уверена, что хотела бы, чтобы она рассказала мне, например, про свой первый поцелуй. Думаю, мне бы даже было неловко говорить с ней о подобном. Считаю, такие темы не обязательны между детьми и родителями — их лучше обсуждать все же с подругами.
Стараюсь всегда быть готовой к бою
Как любой подросток, Тося постоянно пытается меня прогнуть. Поэтому приходится быть этаким водяным матрасом, изменить форму которого, запрыгнуть на него, может, и можно попытаться, но вот прогрызть — никогда.
Сейчас Тосе очень важно быть как все, похожей на других — одеваться так же, вести себя так же, смотреть те же фильмы, что и сверстники. И когда ее заносит, когда ей срочно нужна футболка или гаджет, как у соседки, приходится ей по много раз объяснять, что это все необязательно — это все мода, и она скоротечна.
В школьные дела дочери не вникаю
Последние три года Тося живет в Испании, учится в английской школе. Решение перевезти дочь на ПМЖ в другую страну и самой переехать вместе с ней я приняла после того, как разочаровалась в российском образовании. В Москве мы сменили две школы, и в обеих я не увидела главного — желания учителей уважать моего ребенка, обеспечивать его вниманием, относиться к нему как к взрослому человеку, имеющему право на свое мнение.
Сначала я задумалась о домашнем образовании, но потом так вышло, что в Москве меня перестало что-то держать, и мы с дочкой решили попробовать уехать в Марбелью, где до этого постоянно отдыхали всей семьей и где все нам было знакомо. Выбор пал именно на английскую школу, потому что старшие дети 10-й и 11-й классы учились в Лондоне, и нас с Мишей (муж Татьяны Лазаревой. — Прим. ред.) устраивает качество полученного ими образования.
Самый главный плюс, который я сейчас вижу после трех лет обучения Тоси в Испании, — мое полное отстранение от ее школьных дел.
Сама я не говорю ни на английском, ни на испанском, поэтому бесед с учителями не веду. Изредка мы с ними обмениваемся письмами, читает и отвечает на которые Миша, у которого с языками все в порядке.
Но самое главное, что такое мое невникание в учебу дочери возможно только при условии моего полного доверия к школе и учителям. И оно есть! Потому что на школьных праздниках и по рассказам дочери я вижу, как к ней в школе внимательны, как важны для преподавателей их отношения с детьми.
Высшее образование не так уж нужно
Знаю, что бывают родители, у которых совершенно одинаковые взгляды на воспитание детей — один начинает фразу, а другой заканчивает. Этакая идиллия.
Но мы с Мишей не из таких. Основной момент, который на протяжении многих лет вызывал споры в нашей семье, — получать или нет детям высшее образование. У Михаила оно есть, у меня — нет, так что понятно, кто тут за какую команду играет. На Софье мы все-таки сошлись во мнении, что в наше время какая-то там корочка не так уж важна.
Не столь ценно формальное образование, сколько понимание того, что конкретно тебе интересно и чем ты хочешь заниматься в жизни.
Распределение обязанностей у нас с Мишей простое: у кого кто из детей рядом, тот за того и отвечает.
Соответственно, я — за Тосю, а Миша — за Степу и Соню, ведь они живут вместе с ним в Москве. Периодически, конечно, мы меняемся местами, но в общем в Испании я провожу больше времени, чем он.
Боюсь, что что-то недодала детям
Мои материнские страхи — такие же, как у всех. Боюсь, что когда-то буду детям в тягость. Хотя это, наверное, не так сильно меня пугает — все-таки их трое, уж как-нибудь распределят обязанности по уходу за мной в глубокой старости.
Уже постфактум боюсь, что что-то не то сделала в их воспитании, и уже этого не исправишь. В остальном я не очень тревожная и спокойно отпускаю детей в свободное плавание, потому что они уже, стоит признать, совсем взрослые и самостоятельные.
Внимание деньгами не заменишь
Если бы у меня спросили, как не избаловать ребенка деньгами, я бы дала всего один совет. Чтобы не избаловать ребенка деньгами, не надо баловать его деньгами. Но если серьезно, все не так просто.
Иногда гораздо легче дать ребенку денег, чем включаться в его жизнь и тратить на него свое время.
Обеспеченным людям часто кажется, что можно заменить свое внимание и любовь долларами и дорогими подарками. Стоит ли говорить, насколько это ошибочное мнение.
Нужно быть всегда готовой выслушать ребенка
Если говорить о моих правилах воспитания, их всего три. Первое — всегда давай возможность ребенку в момент страха уткнуться в твои колени.
Второе — отбрасывай свои дела, какими бы важными они ни были, если ребенок пришел к тебе за помощью или советом. Иначе больше он не придет.
И третье — всегда будь готов, что ребенок придет и потревожит тебя — в любой момент. Когда тебе неудобно, когда ты очень устала. И нужно быть готовой принять его или, если уж совсем нет сил, объяснить, что именно сейчас поговорить ты не можешь, но обязательно выслушаешь его позже. И, конечно, сдержать свое слово.
Энтузиазм по поводу YouTube-канала поиссяк, но мы не унываем
В ноябре будет год, как я с продюсером Антоном Казаковым запустила свой YouTube-канал для осознанных родителей, под лаконичным названием «Л». Сегодня мы переживаем период легких разочарований, потому что, стоит признать, до какого-то сумасшедшего взлета до сотен тысяч просмотров каждого выпуска дело не дошло — на нас подписано 67 тысяч человек. Энтузиазм, на котором мы работаем (спонсоров у нас пока не так много), конечно, из-за этого слегка поиссяк, но мы стараемся не унывать. Верим, что адекватных и думающих родителей на самом деле много, просто они пока не все про нас знают. Но это лишь вопрос времени!
В ближайших планах у нас как раз заняться продвижением канала. Удачи нам в этом! Кстати, очень посоветовала бы читателям этого материала посмотреть выпуск с Артемом Соловейчиком, потомственным педагогом и многодетным отцом. Там он очень интересно высказывается на тему воспитания без воспитания — весьма познавательно.
Читайте также: