Психолог Людмила Петрановская: «У подросткового возраста есть один плюс – он заканчивается»

Психолог Людмила Петрановская рассказала, почему подростковый возраст такой сложный, и кому в это время приходится тяжелее – родителям или детям.
Гид по материнству и детству
Вебинар «О детях по-взрослому»
Вебинар «О детях по-взрослому»Источник: Migration

Подростки вечно попадают в истории

Ребенок до подросткового возраста ориентирован на взрослых, на те правила, которые они устанавливают. Эти правила – его внешняя поддержка, которая позволяет ему не попадать в неприятные истории, не наделать глупостей.

В подростковом возрасте созревают те участки мозга, которые отвечают за то, что у нас ассоциируется со «взрослостью»: способность прогнозировать последствия своих действий, планировать, опираться на свои представления и ценности вне зависимости от эмоций. Однако эта система находится в стадии формирования и потому может быть очень уязвима для любого воздействия.

В то же время привязанность отходит на задний план, опора на взрослое мнение и на взрослые ограничения уходит в прошлое. Получается, что прежние механизмы регуляции у ребенка уже не работают, новые еще не сформированы, а эмоциональная раскачка сильная. Поэтому подростки попадают в разные истории, делают неразумные вещи. Сложно приходится и им, и их родителям.

Возраст, опасный депрессиями

Часто и депрессия, и другие клинические состояния начинают проявляться именно в подростковом возрасте и именно на фоне того, что происходит с ребенком. О депрессии мы говорим в том случае, когда состояние достаточно устойчивое и длительное.

Если дочка сидит дома 2-3 дня, а потом бежит гулять с подружками, то это не депрессия. А если какое-то состояние продолжается длительное время, если есть проблемы со сном, если ребенок плохо ест, то нужно подумать о том, чтобы обратиться к специалистам. К сожалению, подростки очень уязвимы.

Лучше перестраховаться и в случае сомнений обратиться к специалисту, чтобы понять, что происходит с ребенком. Возможно, ему нужна помощь.

Подростков тянет к опасным увлечениям, это в их природе

Подростки не всегда могут спрогнозировать последствия своих поступков, не понимают, что в результате их действий что-то уже нельзя будет изменить. Они находятся в «виртуальной» реальности. Это не потому, что они играют в игры, это – особенность их развития.

Подростковый возраст всегда был возрастом инициаций, когда надо было доказать свое право считаться взрослым. Подростку нужно испытать себя, а родители и общество категорически не позволяют этого. По сути, весь подростковый возраст – постоянная стычка этих интересов: взрослые не хотят тревоги и риска, дети, наоборот, хотят рисковать.

Субкультуры учат формировать «взрослые» отношения

Сами по себе субкультуры, если они не какие-то деструктивные, – это не плохо. Они помогают ребенку почувствовать себя среди «своих». Суть принадлежности к подростковой группе – это перенесение основного груза поддержки с вертикальных отношений в горизонтальные.

Depositphotos_124831572_s-2019
Источник: depositphotos.com

Чем отличаются взрослые от детей? У ребенка основной источник поддержки – родители (вертикальная иерархия). Взрослые люди получают такую поддержку в горизонтальных отношениях – от партнеров, друзей, коллег, различных специалистов. И все подростковые сообщества направлены на то, чтобы дети научились получать поддержку, утешение, помощь именно от горизонтальных связей. При этом в идеале у подростка должны сохраняться и вертикальные связи, и обращение к друзьям.

Сейчас в большинстве семей стараются максимально оберегать детей, не вступать с ними в конфронтацию. В итоге получается, что дома современным подросткам комфортнее, чем среди сверстников. Они понимают, что нигде их так не поймут и не поддержат, как дома.

В итоге современные родители уже не знают, как дождаться, пока этот огромный страус улетит куда-нибудь из «гнезда».

А выросшие дети не видят в сепарации от родителей смысла, потому что дома им лучше, чем «там», где непонятные люди, которые еще не факт, что полюбят и примут тебя.

Если ребенок вышел из-под контроля

Одинаковых семей не бывает, и ребенок может тяжело переживать подростковый период по тысяче причин. Бурный подростковый возраст – это еще не плохой прогноз на будущее, а послушный ребенок – это не гарантия его будущих успехов. Многие дети не бунтуют в подростковом возрасте, потому что им по большому счету нечему сопротивляться. Однако потом у них бывают большие сложности с тем, чтобы начать самостоятельную жизнь.

У родителей нет цели оградить подростка от проблем. Безусловно, ему нужны рамки и ограничения.

Рамки важно ставить из позиции уважения. Не «делай все, как я хочу», а «давай подумаем, что важно и полезно для тебя».

Подростки обычно очень чувствительны к тому, находимся мы на их территории или на своей. Если мы как родители должны гарантировать, чтобы он ходил в школу, то ребенок понимает, что тут мы на своей территории, мы хотим чего-то разумного.

Но если мы начинаем требовать, чтобы ему нравилось в школе, в которой скучно или чтобы он с удовольствием выполнял домашнее задание, которые ему не нравятся, то мы уже на чужой территории. Мы начинаем лезть туда, куда нас не просили, и получаем в ответ отпор.

Правил и границ не должно быть много

Но они должны быть понятны, по ним должны быть договоренности. Когда вы устанавливаете правила, вы опираетесь на иерархию, на то, что вы главные и знаете, как надо. И в этом смысле вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет недоволен, возникнет конфликт, потребуются санкции, если правила будут нарушены.

Если вы делаете вид, что устанавливаете границы, но при этом боитесь, что ребенок расстроится, что у вас нарушится какая-то связь и так далее, то вы дурите ему голову.

Вы не хотите быть такими «церберами», которые устанавливают правила, не хотите конфликтов, но при этом и свободу дать ему не можете.

Получается, вы хотите ничего не делать, но – чтобы подросток сам каким-то образом выполнял все, что вы хотите. От этого двоемыслия детей просто разрывает. Нужно понять в какой ситуации нам приемлем только один вариант его поведения, либо в какой-то ситуации нас устроят разные варианты.

Если же вы договариваетесь с подростком на равных, то вы обсуждаете его и свои интересы и приходите к общему решению, здесь не может быть ситуации, что кто-то кого-то продавил.

Все же у подросткового возраста есть одна хорошая особенность, про которую я советую всем помнить: он заканчивается. Обещают, что к 20 годам будет полегче. Пусть это будет для вас светом в конце туннеля.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: