Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Домашнее образование: все о плюсах и минусах

Домашнее образование или хоумскулинг в последнее время становится все популярнее. Тысячи родителей забирают детей из школы и учат их сами. О плюсах, проблемах и мифах, связанных с такой формой обучения, нам рассказал Алексей Семенычев, психолог-консультант и основатель сообщества «Альтернативное образование».


Алексей Семенычев

– Алексей, почему вообще родители делают выбор не в пользу школы?

– В первую очередь причина кроется в несовершенстве школьной системы, в том, что она не отвечает современным потребностям. То есть школа не решает те задачи, которая она должна решать, а сама школьная программа невероятно затянута. Хочу сразу сказать, что наши дети точно так же успевают все сдавать, в том числе и ЕГЭ, и ГИА. Разница в том, что у них больше самостоятельности. Принцип самостоятельности здесь вообще главный. Школа, даже самая современная, не настроена на то, чтобы научить детей самостоятельно работать.

Но ведь в новых федеральных стандартах прописан индивидуальный подход. Вы, получается, в это не верите?

– Честно говоря, у нас вообще есть тенденция, что декларация заменяет реальность, и не только в образовании, а вообще везде. Я не хочу говорить про школу плохо. Действительно, есть хорошие школы, и мы это признаем. Но для того чтобы построить индивидуальный путь развития, надо менять структуру школы. Для этого, как минимум, нужно иметь класс не на 30 человек, а на 15. Если нет диалога в классе с каждым учеником, нельзя говорить, что это индивидуальное обучение.

Многие родители боятся недодать своему ребенку знаний на домашнем обучении…

– И правильно делают, что боятся. Выбор траектории развития ребенка – это непросто. Нужно понимать своего ребенка, знать, чем он увлекается, и что ему нравится. Домашнее образование – это реальный труд, но в итоге вы видите, что дети не напрягаются так, как в школе, не устают. Они высыпаются, ходят в кружки, которые им нравятся. Однако все это рождается в работе.

А как быть с графиком? Делать его свободным или жестким, как в школе?

– Вы знаете, вопрос, действительно, сложный, и у каждого на него свой ответ. Что касается меня, то я все-таки представляю исключение из правил. У меня трое детей, я воспитываю их один и работаю из дома. Тем, кто работает в офисе, наверное, сложнее. Но это вопрос приоритетов: на что вы готовы тратить свои время и деньги. Если вы считаете, что в первую очередь вам нужно заработать миллион, то, конечно, времени на то, чтобы самостоятельно учить ребенка, у вас не останется. Тем не менее, это не означает, что учеба ребенка отнимет все ваше время. На практике достаточно нескольких лет занятий, после которых навык учиться самостоятельно закрепляется.

Как обычно реагируют на уход из школы друзья и родственники?

– Это довольно серьезная проблема, и обычно она возникает с дедушками и бабушками. Непонимание поначалу, конечно, присутствует. Но обычно это длится первые несколько лет. Когда они видят результат, видят ребенка, который развит и занимается делом, вопросы, как правило, снимаются. Подчеркну: не через один год, а через два-три. Тогда уже и бабушки с дедушками чему-то сами начинают учить, радуются, что к внукам можно и днем приехать, а не вечером, когда они устали после школы. Важный момент: чтобы ребенок перевелся на домашнее обучение, нужно согласие обоих родителей. Если кто-то против, лучше этого не делать, потому что поддержка семьи является ключевой.

С какими проблемами вообще сталкиваются родители, которые переводят детей на домашнее обучение?

– Во-первых, отвыкание от школы, на это уходит обычно первый год. Даже после одного года, проведенного в школе, перевести ребенка на домашнее образование тяжело, причем эта проблема касается не только самого ребенка, но и взрослых. Нужно войти в русло, изучить программы, освоиться, сдать первую аттестацию, выстроить свой учебный план. Вторая проблема – социализация, круг общения у ребенка не должен ограничиваться только лишь семьей. Третья проблема не так критична, но она есть: это взаимоотношения со школой. Ребенка нужно обязательно приучать к тому, что школа потребует неких формальностей. Например, отступать определенное количество клеточек в тетради. Это все решаемо. Есть еще отношения с администрацией школы, которая, к примеру, может провести аттестацию внезапно. Или экзамены ставят каждый день, что запрещено по закону. Таких нюансов очень много.

Как часто ребенку нужно проходить аттестацию?

– У всех по-разному. Есть, например, дистанционные школы, которые вообще посещать не надо. Там ученики сдают только ГИА и ЕГЭ. А есть школы, которые каждые два месяца вызывают ребенка, чтобы проверить его знания по одному и тому же предмету. По закону школа совместно с родителями устанавливает график аттестаций. На практике же учебное заведение может постоянно вносить изменения, а родителям остается либо подчиниться, либо спорить. Форму сдачи определяет школа: это может быть и собеседование, и тест, и сочинение. Как правило, проблем со сдачей не возникает. Во всяком случае, получить тройку вообще не проблема. Другое дело, что такую оценку мало кто хочет получать. Случаев, когда уж совсем все плохо, единицы. И обычно дело там в том, что ребенок долго болел. Бывает, что и на второй год оставляют, но в школу насильно никого не забирают.

Давайте поговорим о мифах, которые витают вокруг домашнего образования. Вот, например, предположение о том, что у ребенка без школы не будет социализации…

– Это, конечно, очень популярное заблуждение. Я скажу так: школа не то место, которое изначально социализирует. Однако я не буду говорить, что проблемы социализации не существует. Конечно, она есть, о чем я и говорил. И к ней надо внимательно относиться. И первое, что вы даете понять ребенку, – уверенность в том, что за его плечами стоит семья. Только тогда происходит созревание его личности. А социализация как раз – это зрелая личность перед обществом. Если у ребенка есть страх ошибки, страх иерархии (что как раз наблюдается в наших школах), то это социализации как раз мешает. Второе – общение, которое, безусловно, необходимо. И хоумскулеры не сидят дома: они развиваются, ходят в секции и кружки, в гости, активно общаются с ровесниками. Подростки сами находят тусовку. У них есть свой круг интересов, и такой круг, между прочим, должен быть и у школьников.

Некоторые, впрочем, считают, что дети на домашнем образовании – это те, кто не успевает в обычной школе.

– Главная проблема школы сейчас как раз в том, что там 80% учеников не успевает. Здесь разница в том, что есть родители, которым на это просто наплевать. Они возмущаются тем, какая школа плохая, и какой в ней никудышный учитель, но ничего не делают. Вот те, которым не наплевать, забирают детей из школы и учат сами. Неофициально около 10% детей приходят в «семейку» из-за беспомощности школы. Это очень важный и неприятный момент. Вот, к примеру, мальчика выгнали из школы со словами: «Переводите ребенка на семейное образование, мы не в состоянии его выучить сами», хотя его родители вообще изначально не думали ни о каком уходе из школы. Но таких случаев немного, я бы не стал делать на них акцент. Гораздо больше на «домашке» детей с широким кругозором, детей талантливых. Это факт.

Я бы хотел подчеркнуть, что хоумскулинг не означает того, что ребенок навсегда уходит из школы. Он может туда и вернуться. К примеру, родители могут забрать его в начальной школе, а потом он снова будет ходить на занятия. Делается это для того, чтобы дать ребенку хороший старт, научить самостоятельности. Вернуться в школу после этого можно будет в любой момент.

Также читайте о родителях-дауншифтерах.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
58
ангелина гюрджянц
В ответ на комментарий от Ирина Н.
Ирина Н.
Новомодные тенденции индивидуального обучения и ведут к тому, что люди не умеют общаться, жить в обществе и помогать друг другу, никакой социализации у детей с индивидуально/заочной формой обучения нет, так как все секции и кружки (которые будет посещать ребенок) не направлены на социализацию, а только на развитие навыков и способностей. Как родители дома могут развить в ребенке качества, необходимые в жизни? Как они научат его жить в обществе, где много таких, как он?Мир не будет крутиться вокруг одного конкретного человека. Одно дело предметы, подготовка к ЕГЭ и прочее, а другое - жизнь, взаимоотношения с людьми. Школа только 11 лет, а дальше? Всю жизнь жить изолированно от общества? Ведь мир так жесток и несправедлив, а система несовершенна!
СсылкаПожаловаться
в онлайн форме обучения идёт серьёзная тенденция развития, в том числе по направлению к сохранению социализации. В России уже есть онлайн гимназия, где занятия ведутся онлайн, учитель видит всех учеников, а они учителя и друг друга, некоторые задания выполняются совместно между учениками, созданы ученические чаты, разрабатываются летние программы (лагеря).
СсылкаПожаловаться
тват твтв
Родители забирают своих детей из школ по глупости
СсылкаПожаловаться
Василиса Премудрая
В ответ на комментарий от Лариса Рыбалко(Погорелова) История переписки3
Лариса Рыбалко(Погорелова)
Полностью с Вами согласна.
СсылкаПожаловаться
Благодарю за поддержку))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
501
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
278
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
256
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
220
Анна ВитковскаяБоюсь подхватить инфекцию в детской поликлинике
Сегодня звонила медсестра и сказала завтра приходить с дочей на сдачу крови в детскую поликлинику. Дочке месяц всего. Ужасно боюсь что подхватим какую нибудь заразу, здоровые дети в поликлинику не ходят. Вот думаю, стоит ли вообще идти? Или лучше не рисковать?
140
МаковаяАмстердам
Девочки, добрый вечер! Надо очень быстро переориентироваться на Амстердам, собирались до этого часа в Прагу
. Подскажите контакты, явки и пароли, кто где жил. Цены несколько обескураживают. Понятно, лучше жить ближе к центру, но, может, где еще есть удачные локации. Известный отельный сайт тоже смотрим, но надо быстро, голова уже кругом.
И меня подруга тут сбивает с толку - под апартаменты визу вообще дают?
128
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru