Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Психолог Елена Журавлева: «Родители сами отучают детей восторгаться чем-то новым»

Педагог и психолог Елена Журавлева рассказала, стоит ли родителям помогать ребенку с уроками и как перестать воспринимать «домашку» как что-то мучительное.


Проект Дети Mail.ru опросил 8 000 родителей школьников на тему их отношения к выполнению домашних заданий. Оказалось, что 56% мам и пап постоянно делают их за ребенка. 37% опрошенных считают, что нужно помогать детям с домашним заданием, и только 33% заявили, что школьник должен справляться сам. Так кому же задают «домашку»?

depositphotos.com

Вот что говорит Елена Журавлева.

Давайте начнем с того, как вообще выглядит стандартный день ребенка. Если это не каникулы, то, когда он утром встаёт, первое, что слышит, это: надо успеть позавтракать и пойти в школу. Потом он проводит несколько часов в школе, возвращается домой и садится за уроки — в этом участвуют родители. Дальше цикл повторяется.

Попробуйте записать фразы, которые ребенок слышит от вас в стандартный учебный день. Самые популярные из них: «Ты сделал уроки после школы?», «Сделаешь уроки, только потом пойдешь гулять», «Если до восьми вечера ты не сделаешь все уроки, то не будешь смотреть мультики». Получается так, что главное — это уроки.

Вообще, если ребенок ходит в школу, то создается впечатление, что ничего, кроме уроков, не существует. Школа вытесняет всю остальную жизнь. В этом надо как-то выживать и ребенку, и родителю, и при этом не портить отношения.

Иногда кажется, что родитель нанимается на работу в школу младшим помощником младшего преподавателя. Его святая обязанность — контролировать процесс. А что если это не главная задача родителя? Давайте попробуем все-таки вернуть родителя в его естественное состояние, разрешим ему уволиться с должности контролера.

Настолько ли важно контролировать «домашку»?

Ребенок всегда ждет от родителя защиты. Он хочет, чтобы его слышали и понимали. Ему важно быть интересным и значимым для родителей.

Дом — это то место, где есть люди, готовые уделить ему внимание. Это важно для ребенка в любом возрасте, даже когда он уходит в свою комнату и закрывает дверь. Ему нужно осознавать, что когда он ее откроет и выйдет, то там его будут ждать. 

Не с каждым учителем складываются такие отношения, что ребенок готов пустить его в свой круг. Детям нужен родитель, которому они будут адресовать все свои вопросы. Поэтому у родителя есть важная функция — помогать ребенку в познании мира. А не постоянно контролировать, выполнил ли он домашнюю работу.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Родители часто волнуются, что дети столкнутся с непреодолимыми трудностями. Наша задача — помогать с ними справляться. Для этого нужно заметить, что эти трудности есть. Здесь требуется наблюдательность, чуткость и понимание своего ребенка.

В ребенка «встроена» жажда познания мира и стремление к развитию. Не бойтесь, что если вы один раз поможете ребенку с уроками, то он будет вас мучать ими всю жизнь. Вы всегда можете отказаться.

Безусловно, важно провести границу между тем, что делаете вы, и тем, что ребенок делает сам. Но стоять на позиции, что он должен «только сам», не совсем правильно.

Есть классические правила, как приходить на помощь: во-первых, по запросу. Ребенок просит о помощи — вы помогаете. Если он не просит, вы даете ему возможность столкнуться с результатом. Даже если он получит завтра двойку, не страшно — мир не рухнет из-за нее.

А что если ребенок начнет списывать?

Если ребенок умеет списывать и знает — откуда, то это хороший навык. Это значит, что у него все хорошо с мышлением: он знает, где добыть нужную информацию.

Другой момент — когда это этично, а когда нет. Например, приготовить шпаргалку — это очень полезная ученическая работа. Ты можешь потом ею не воспользоваться и честно сдать экзамен. Сама по себе шпаргалка — гениальное изобретение, потому что в ней нужно лаконично изложить суть. И поэтому помощь родителей может состоять в том, чтобы оценить, хорошо ли сделана шпаргалка.

Как поддержать тягу детей к знаниям?

Познавательная активность у всех детей на высоте. Если вам кажется, что ваш ребенок потерял эту способность, это означает, что вы перестали замечать, где у него она проявляется. Значит, есть какая-то сфера интересов, где он реализует эту познавательную активность, но эта сфера скрыта от вас по какой-то причине. Например, она не попадает в ваш диапазон «правильного» развития. Так, компьютерные игры обычно выпадают из поля зрения родителей. Стоит задуматься и посмотреть, что вы упускаете.

unsplash.com

Получается, что как только ребенок сообщает нам о том, что он узнал что-то новое, хорошо бы говорить в этот момент: «Здорово», «Интересно», «Ну надо же». И только потом уже включать свой фильтр: «Ну это не важно».

Важно не игнорировать и не отвергать детские открытия, чтобы не убить восторг от познания. К сожалению, именно мы, взрослые, отучаем детей восторгаться чем-то новым.

Очень важно, чтобы родитель обращал внимание на открытия ребенка. Рассчитывать, что это будет сделано в школе,  бессмысленно.

Как относиться к оценкам?

Часто бывает, что дети приходят в пятый класс из начальной школы с двумя идеями: что учиться надо только на пятерки и что хороший ученик всегда знает правильный ответ.

Первая идея — разрушающая, потому что учиться с пятого класса на все пятерки труднее, чем в начальной школе. Так ребенок попадает в мир, который его каждый день травмирует.

Вторая идея для современного мира неуместна. Хороший ученик — это тот, который не знает правильный ответ, но ищет его.

Чтобы не травмировать ребенка, ему нужно объяснить, что оценка не определяет его как человека. Его не надо ругать, а нужно объяснить, что, если захочет, он сможет изменить оценку, приложив больше усилий в следующий раз. Ребенок должен понять, что оценка не влияет на отношение родителей к нему.

Как правильно реагировать на успехи ребенка?

Очень важно гордиться успехами ребенка. Успех — это не четверка в четверти, не ЕГЭ, не выигранный конкурс. Успех может быть в том, что сегодня он смог написать два предложения, и при этом не сделал 25 перерывов, не вздыхал и не охал, а просто сел и написал. Родитель должен уметь из любого маленького успеха делать «Ого-го».

Нужно радоваться не только результату, но и самому факту движения к этому результату. Иногда успех — это просто участие в чем-то. Если ребенок решается после неудачи снова заняться каким-то делом, это тоже тот самый мелкий успех, который, кроме родителя, заметить некому.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также:

6 горячих вопросов о «домашке»

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
31
Сергей
И как мы сами росли и учились?
Домашку ребенок должен делать сам. Если что-то не получатся - пусть спрашивает. Но ему надо объяснить, а после этого он все равно должен сделать сам, а не делать за него. Проверять надо. Ругать за ошибки - нет, надо их разбирать. Как-то так.
СсылкаПожаловаться
Сергей
По поводу шпаргалок - учил своего не только, как ее сделать, но и как незаметно пользоваться :)
СсылкаПожаловаться
KoZaK
В ответ на комментарий от Сергей
Сергей
И как мы сами росли и учились?
Домашку ребенок должен делать сам. Если что-то не получатся - пусть спрашивает. Но ему надо объяснить, а после этого он все равно должен сделать сам, а не делать за него. Проверять надо. Ругать за ошибки - нет, надо их разбирать. Как-то так.
СсылкаПожаловаться
Как-как... Одна из самых пьющих стран в мире, закредитованная, злая и грустная. Ещё и храмы лепят по десять в день. Так и учились, а ведь это всё из детства) Надеюсь наши дети будут счастливей)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимПроверка домашней работы
Посоветуйте! ребенок пишет домашнюю работу! я проверяю исправляю ошибки, ребенок переписывает. Учитель делает мне замечания, что исправляю я, а не ребенок. И оценивает первый вариант, а не переписанный! Если не исправляю, то мне замечания, что я не проверяю как учится ребенок, не контролирую выполнение домашнего задания. я запуталась. Диалога с учителем нет.
352
Мария МамсВо сколько лет вы родили своих детей?
Мне 26, трое детей - два сына 8 и 5 лет и дочь 2.6 года. Четвёртого ребёнка (дочь) рожу в марте в 27.
321
Маркиза не ангеловРобин из Шервуда
Как вы помните или не помните из моей старинной темы,  мне очень нравится Дин Винчестер и я его хочу.  А вот до него был Робин Гуд! Тот самый из Шервуда! И сегодня я вам расскажу,  что мы знаем об этом герое народных преданий, какие баллады есть о нем, как отражен его образ в литературе и кинематографе. Самое интересное на мой взгляд - это материал о сериале моей юности.  Теперь мы создадим соответствующее настроение хорошей музыкой и вперед в Шервудский лес!

https://my.mail.ru/mail/roman-nov81/video/_myvideo/5.html

317
Кассандра КосмическаяДелаем уроки до 24.00!!!! 6 класс. Как у вас.
Утро доброе... или не очень. Вторую неделю подряд делаем уроки до 24 ночи. Нет слов уже. 6 класс. Я понимаю , что  музыкалка и 2 репетитора тоже время отнимают. НО... раньше  укладывался до 22 часов. А сейчас ...  даже и не торопиться, то чаю попьет с телевизором, то с котом вдруг играет. Я вынуждена постоянно караулить его у двери, т. к. отвлекается по любому поводу. Утром как зомби встает, я не лучше.

Раньше делал много в выходные и было нормально. Сейчас..все пофиг.... как ушел плавать(плавает для себя 1 раз в нед.) в субботу в 15. в 21 только явился, плавает пока тренер не выгонит. После плаванья надо отдохнуть... После еды тоже... Кругом сплошной отдых. 

Вчера я не выдержала, накричала, в итоге сегодня со мной не разговаривает. Я сейчас в отпуске и вижу как он делает уроки. А делает он их с телевизором и постоянным отдыхом.

Накипело уже, бесит все. И сын тоже начал меня раздражать, ощущение что с каждым днем он все медлительнее и медлительнее.
Где -то в чем - то не права... По дому ничего не делает - не когда. Что не  так делаю??? С уроками помогаю.

Как сейчас говорят - лучший пример, это родители. Я, как родитель, не знаю слово отдых дома. И он это видит. Я все время чем-то занята. Один огород  в сезон чего стоит. Мой пример в итоге - совсем не пример. 
204
Хатуль МаданВот пуля просвистела и ага.
Сейчас будет долгая история, готовьтесь.
В августе ребенок мой встал вставать по ночам. Под лозунгом "срочно нужно в туалет". Вставать, гулять, пить чай, засыпать под утро Тревожная мать в моем лице потащилась с ним по врачам.
Педиатр-уролог-хирург-невропатолог.  УЗИ, анализы всего, снимки, МРТ, ЭЭГ. Исключали воспаления, травмы, нервы.. 
Таблетки. От воспаления на всякий случай, от нервов ( и матери тоже). Встает. 2-3 раза, Хвала богам, что не по 2-3 часа гулять по квартире, а сразу засыпать начал к октябрю. потому как в школу никакой приходил. В школе съехал. Не криично, но с недосыпа ляпать стал прямо чудные ошибки.
Это преамбула. Ну, вы в курсе.
А теперь амба.
13 днем он позвонил мне из школы , что у него болит в паху. 
- Сильно болит?
- Не очень...
- Ходить больно?
- Нет..
- Сидеть больно?
- Нет..
- В туалет ходить больно?
- Нет..
- Сейчас  12, я могу забрать тебя через час.
- Я сам приду.
Пришел, Поел, поиграл, сделал уроки. В 16-00 началось.  Опять заболело . В 18-00 его осмотрел врач-хирург в поликлинике, а там уже опухло и посинело. причем резко, за те 30 минут, что от дома до поликлиники ехали.  В 19-00 госпитализировали. в 22-00 прооперировали. Аневризма вены  в паху. Тромбированный участок тоже в наличии.
Морозовская больница суперская. Врачи замечательные. На нашу удачу хирург на дежурстве был самый, что ни на есть специалист по этому вопросу.
Парень мой даже испугаться не успел.
Зато я что-то знатно перетряслась.


Всем здоровья и хороших докторов на пути.
199
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 14 («Реклама»). Голосование
Всем доброго времени суток!

В нашей жизни без рекламы никуда. Она везде, она во всех, она во всём. Доказательством этого служит 20 конкурсных стихотворений и 1 внеконкурсное. И всё это без моего вмешательства, без моей ругани и без моих пиналок)))
Поэты, всегда бы так!!!
Так что с радостью рекламный Четырнадцатый внутрифорумской поэтический конкурс объявляю открытым!!!
 
Напомню задание.
Тема – «Реклама».
Усложняющий элемент – имя известного человека (актёр, писатель, певец и т.д.).
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (21 ноября), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 22 ноября.
 
Прошу прочитать и оценить каждое стихотворение. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… или +1 (...) непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1 № 55 или +1 (55)
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (21 ноября). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 22 ноября.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
П.П.С. Забывашки, вам оставлю место.





161
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru