Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Психолог Елена Журавлева: «Родители сами отучают детей восторгаться чем-то новым»

Педагог и психолог Елена Журавлева рассказала, стоит ли родителям помогать ребенку с уроками и как перестать воспринимать «домашку» как что-то мучительное.


Проект Дети Mail.ru опросил 8 000 родителей школьников на тему их отношения к выполнению домашних заданий. Оказалось, что 56% мам и пап постоянно делают их за ребенка. 37% опрошенных считают, что нужно помогать детям с домашним заданием, и только 33% заявили, что школьник должен справляться сам. Так кому же задают «домашку»?

depositphotos.com

Вот что говорит Елена Журавлева.

Давайте начнем с того, как вообще выглядит стандартный день ребенка. Если это не каникулы, то, когда он утром встаёт, первое, что слышит, это: надо успеть позавтракать и пойти в школу. Потом он проводит несколько часов в школе, возвращается домой и садится за уроки — в этом участвуют родители. Дальше цикл повторяется.

Попробуйте записать фразы, которые ребенок слышит от вас в стандартный учебный день. Самые популярные из них: «Ты сделал уроки после школы?», «Сделаешь уроки, только потом пойдешь гулять», «Если до восьми вечера ты не сделаешь все уроки, то не будешь смотреть мультики». Получается так, что главное — это уроки.

Вообще, если ребенок ходит в школу, то создается впечатление, что ничего, кроме уроков, не существует. Школа вытесняет всю остальную жизнь. В этом надо как-то выживать и ребенку, и родителю, и при этом не портить отношения.

Иногда кажется, что родитель нанимается на работу в школу младшим помощником младшего преподавателя. Его святая обязанность — контролировать процесс. А что если это не главная задача родителя? Давайте попробуем все-таки вернуть родителя в его естественное состояние, разрешим ему уволиться с должности контролера.

Настолько ли важно контролировать «домашку»?

Ребенок всегда ждет от родителя защиты. Он хочет, чтобы его слышали и понимали. Ему важно быть интересным и значимым для родителей.

Дом — это то место, где есть люди, готовые уделить ему внимание. Это важно для ребенка в любом возрасте, даже когда он уходит в свою комнату и закрывает дверь. Ему нужно осознавать, что когда он ее откроет и выйдет, то там его будут ждать. 

Не с каждым учителем складываются такие отношения, что ребенок готов пустить его в свой круг. Детям нужен родитель, которому они будут адресовать все свои вопросы. Поэтому у родителя есть важная функция — помогать ребенку в познании мира. А не постоянно контролировать, выполнил ли он домашнюю работу.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Родители часто волнуются, что дети столкнутся с непреодолимыми трудностями. Наша задача — помогать с ними справляться. Для этого нужно заметить, что эти трудности есть. Здесь требуется наблюдательность, чуткость и понимание своего ребенка.

В ребенка «встроена» жажда познания мира и стремление к развитию. Не бойтесь, что если вы один раз поможете ребенку с уроками, то он будет вас мучать ими всю жизнь. Вы всегда можете отказаться.

Безусловно, важно провести границу между тем, что делаете вы, и тем, что ребенок делает сам. Но стоять на позиции, что он должен «только сам», не совсем правильно.

Есть классические правила, как приходить на помощь: во-первых, по запросу. Ребенок просит о помощи — вы помогаете. Если он не просит, вы даете ему возможность столкнуться с результатом. Даже если он получит завтра двойку, не страшно — мир не рухнет из-за нее.

А что если ребенок начнет списывать?

Если ребенок умеет списывать и знает — откуда, то это хороший навык. Это значит, что у него все хорошо с мышлением: он знает, где добыть нужную информацию.

Другой момент — когда это этично, а когда нет. Например, приготовить шпаргалку — это очень полезная ученическая работа. Ты можешь потом ею не воспользоваться и честно сдать экзамен. Сама по себе шпаргалка — гениальное изобретение, потому что в ней нужно лаконично изложить суть. И поэтому помощь родителей может состоять в том, чтобы оценить, хорошо ли сделана шпаргалка.

Как поддержать тягу детей к знаниям?

Познавательная активность у всех детей на высоте. Если вам кажется, что ваш ребенок потерял эту способность, это означает, что вы перестали замечать, где у него она проявляется. Значит, есть какая-то сфера интересов, где он реализует эту познавательную активность, но эта сфера скрыта от вас по какой-то причине. Например, она не попадает в ваш диапазон «правильного» развития. Так, компьютерные игры обычно выпадают из поля зрения родителей. Стоит задуматься и посмотреть, что вы упускаете.

unsplash.com

Получается, что как только ребенок сообщает нам о том, что он узнал что-то новое, хорошо бы говорить в этот момент: «Здорово», «Интересно», «Ну надо же». И только потом уже включать свой фильтр: «Ну это не важно».

Важно не игнорировать и не отвергать детские открытия, чтобы не убить восторг от познания. К сожалению, именно мы, взрослые, отучаем детей восторгаться чем-то новым.

Очень важно, чтобы родитель обращал внимание на открытия ребенка. Рассчитывать, что это будет сделано в школе,  бессмысленно.

Как относиться к оценкам?

Часто бывает, что дети приходят в пятый класс из начальной школы с двумя идеями: что учиться надо только на пятерки и что хороший ученик всегда знает правильный ответ.

Первая идея — разрушающая, потому что учиться с пятого класса на все пятерки труднее, чем в начальной школе. Так ребенок попадает в мир, который его каждый день травмирует.

Вторая идея для современного мира неуместна. Хороший ученик — это тот, который не знает правильный ответ, но ищет его.

Чтобы не травмировать ребенка, ему нужно объяснить, что оценка не определяет его как человека. Его не надо ругать, а нужно объяснить, что, если захочет, он сможет изменить оценку, приложив больше усилий в следующий раз. Ребенок должен понять, что оценка не влияет на отношение родителей к нему.

Как правильно реагировать на успехи ребенка?

Очень важно гордиться успехами ребенка. Успех — это не четверка в четверти, не ЕГЭ, не выигранный конкурс. Успех может быть в том, что сегодня он смог написать два предложения, и при этом не сделал 25 перерывов, не вздыхал и не охал, а просто сел и написал. Родитель должен уметь из любого маленького успеха делать «Ого-го».

Нужно радоваться не только результату, но и самому факту движения к этому результату. Иногда успех — это просто участие в чем-то. Если ребенок решается после неудачи снова заняться каким-то делом, это тоже тот самый мелкий успех, который, кроме родителя, заметить некому.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также:

6 горячих вопросов о «домашке»

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
34
Сергей
И как мы сами росли и учились?
Домашку ребенок должен делать сам. Если что-то не получатся - пусть спрашивает. Но ему надо объяснить, а после этого он все равно должен сделать сам, а не делать за него. Проверять надо. Ругать за ошибки - нет, надо их разбирать. Как-то так.
СсылкаПожаловаться
Сергей
По поводу шпаргалок - учил своего не только, как ее сделать, но и как незаметно пользоваться :)
СсылкаПожаловаться
KoZaK
В ответ на комментарий от Сергей
Сергей
И как мы сами росли и учились?
Домашку ребенок должен делать сам. Если что-то не получатся - пусть спрашивает. Но ему надо объяснить, а после этого он все равно должен сделать сам, а не делать за него. Проверять надо. Ругать за ошибки - нет, надо их разбирать. Как-то так.
СсылкаПожаловаться
Как-как... Одна из самых пьющих стран в мире, закредитованная, злая и грустная. Ещё и храмы лепят по десять в день. Так и учились, а ведь это всё из детства) Надеюсь наши дети будут счастливей)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маша РябининаМуж-дальнобойщик.Хочу секса.
Привет,девочки и мальчики.История такая,неприятная,щекотливая и интимная Муж уже второй год как пошёл работать в дальнобой.Я была категорически против,даже небольшой скандал закатила.Не послушал-пошел!График:два месяца он на работе и месяц дома.Приезжает,конечно дикий секс,оргии такие,что ни в одном порно такого нет,готовы съесть друг друга.А что потом? Он уезжает и я начинаю потихоньку сходить с ума.Первые две недели о сексе даже не думаю,на третьей начинаю мастурбировать,порно,фаллоимитатор даже купила.Так ещё две недели держусь.Потом все, начинается "ломка".Возбуждает даже запах мужской туалетной воды.Я работаю,вожу дитё в школу,занимаюсь чем то по дому и всегда в моей голове только секс,я ни на чём не могу сосредоточиться!Рассматриваю украдкой мимо проходящих мужиков и представляю их в постели.Меня это жутко бесит,ночами не могу спать.Начинаю злится,на себя,на мужа, раздражает всё.Так прошёл год.И вот совсем недавно меня так припекло это желание,что я залезла на сайт знакомств,и познакомилась с парнем.Тут же ночью мы обменялись телефонами и договорились о встрече на завтра.Встретились,он очень симпатичный,накаченный(женатик),я тоже красотка,желание у обоих через край,искра пробежала при первом же взгляде.Он снял номер,и мы пошли.И тут странность такая,я осознала вдруг что это оооочень не просто вот так [ удалено модератором  ] с незнакомым мужиком в какой то гостинице,не то удовольствие,как с мужем,с которым ты расслаблена,знаешь его и делаешь,что хочешь.Вроде парень этот и любовник хороший и всё при нем,но я даже не кончила,ни разу за три контакта.Может,из за презерватива,не знаю.Потом чувствовала себя последней [ удалено модератором  ]и всё такое,но через месяц я наконец решила ему ответить и опять встретиться,но так и не смогла,мерзко всё это как то.И тут меня осенило,а что если спать с женщиной,это вроде как и не измена.Почитала на форумах,вроде женщины новички оставались довольны.Может попробовпть?Но где их искать?Только пожалуйста,без осуждений,я уже взрослая девочка и сама решаю,как мне жить.Мне к слову уже 38 лет,правда,выгляжу на 30,не больше.Муж работу не бросит всё равно,а мне как выжить в этом мире???
599
Анонимплач ребенка доводит меня до истерики
Я почти целый день ношу ребёнка на руках, развлекаю как могу, напокупала куча всяких приблуд типа генераторов белого шума и качелей с вибрацией для засыпания. Очень устаю так как живу одна с мужем за границей, ближайшие родственники за 5000 км от нас, друзей и знакомых тут нету, помочь некому, муж все время работает, а я даже покушать не всегда успеваю. Когда ребёнок плачет, я прихожу в бешенство, матерюсь, кричу, закрываю рот ребёнку, говорю ему что отдам его в детдом, а когда он успокаивается, то сама плачу и извиняюсь перед ребёнком. Все чаще посещают мысли выйти в окно, но вот ведь незадача, только 3 этаж. Почти не сплю, ребёнок не засыпает до 2 ночи, просыпается ночью каждые 3 часа, днём не спит, с мужем постоянно ругаюсь, он сегодня меня даже [  удалено модератором  ] послал. Обращалась к врачу, предложил походить на групповую терапию, а у меня даже времени помыться нету, молчу уже про походы на терапию, до которой мне добираться час с двумя пересадками. Короче не знаю что и делать, хочу выйти из дома, и никогда сюда больше не вернуться. Можно ли отдать ребёнка на усыновление без согласия мужа? Хочется чтобы у ребёнка была нормальная семья.
205
АнонимЛитература в школе
Дочь учится в шестом классе. В лицее. До этого года была ударницей. Сейчас большие проблемы с литературой. Дело в том, что у них очень требовательная, учительница по этому предмету. Несмотря на то, что ребёнок все читает, она часто получает неудовлетворительные оценки и потом всю четверть ходит их исправлять. Весь класс так. Пока не исправят хотя бы на "3". И вот в этой четверти учительница, видимо, хочет из моей дочери сделать ударницу. Она постоянно оставляет её после уроков. Оставит сегодня, несмотря на то, что у ребёнка ещё музыкальная школа. Сказала ей, что и в музыкалку не отпустит. А моя ответственная очень, ревёт, боится опоздать. И в школе вчера ревела. Учительница говорит, что вызовет родителей в школу. Вот такое чувство, как будто у неё "2" выходит. Средняя оценка в электронном журнале пока "3,5". Я не ругаю ребёнка за такие оценки, потому что в моей школьной жизни тоже была похожая учительница и я знаю, каким трудом давались эти "4". Как успокоить ребёнка? Поговорить с учителем нормально не получится, она считает правой только себя. В истории школы много случаев, когда на неё писали жалобы, обсуждали на педсовете и т. д. С русским языком у дочери все хорошо. 
192
Наши души ещё живыСтранствия продолжаются: п.2: Новосибирск
Фроша, Богдашка и немного истории
166
Завидуйте_МолчаБоится садика....
Всем привет! Ребенок в сад всегда ходила с удовольствием, а три дня назад на замене была другая воспитательница и так вышло, что ребенок ударилась об стол или шкаф и сильно разбила губу. Подробности я не знаю, забирала ребенка не я, наша воспитатель тоже пояснить ничего не может (понятно что она ж не видела). Ну бесятся дети, в этом ничего криминального. НО, ребенок с того дня не хочет ходить в сад. Каждое утро это истерики со словами мама я боюсь (чего именно объяснить не может), мама пожалуйста не надо в сад и т.д. Девочки, милые, как мне помочь побороть этот ее страх? Сейчас выходные, понятно что куда нибудь сходим, как то отвлечемся, но боюсь что в понедельник начнется тоже самое. С памятью у нее отлично, не забудет так быстро.
63
SalomeaШоколадная
Нет, ну что может быть лучше кофе с шоколадом на ланч 


Мои фавориты - это темный с цельным фундуком и молочный с ним же 


Ну и эклеры ещё сегодня ‘случайно’ завалялись 


А вы разделяете любовь к овощам или предпочитаете другой вид перекуса?  

59
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru