Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

Психолог Елена Журавлева: «Родители сами отучают детей восторгаться чем-то новым»

Педагог и психолог Елена Журавлева рассказала, стоит ли родителям помогать ребенку с уроками и как перестать воспринимать «домашку» как что-то мучительное.


Проект Дети Mail.ru опросил 8 000 родителей школьников на тему их отношения к выполнению домашних заданий. Оказалось, что 56% мам и пап постоянно делают их за ребенка. 37% опрошенных считают, что нужно помогать детям с домашним заданием, и только 33% заявили, что школьник должен справляться сам. Так кому же задают «домашку»?

depositphotos.com

Вот что говорит Елена Журавлева.

Давайте начнем с того, как вообще выглядит стандартный день ребенка. Если это не каникулы, то, когда он утром встаёт, первое, что слышит, это: надо успеть позавтракать и пойти в школу. Потом он проводит несколько часов в школе, возвращается домой и садится за уроки — в этом участвуют родители. Дальше цикл повторяется.

Попробуйте записать фразы, которые ребенок слышит от вас в стандартный учебный день. Самые популярные из них: «Ты сделал уроки после школы?», «Сделаешь уроки, только потом пойдешь гулять», «Если до восьми вечера ты не сделаешь все уроки, то не будешь смотреть мультики». Получается так, что главное — это уроки.

Вообще, если ребенок ходит в школу, то создается впечатление, что ничего, кроме уроков, не существует. Школа вытесняет всю остальную жизнь. В этом надо как-то выживать и ребенку, и родителю, и при этом не портить отношения.

Иногда кажется, что родитель нанимается на работу в школу младшим помощником младшего преподавателя. Его святая обязанность — контролировать процесс. А что если это не главная задача родителя? Давайте попробуем все-таки вернуть родителя в его естественное состояние, разрешим ему уволиться с должности контролера.

Настолько ли важно контролировать «домашку»?

Ребенок всегда ждет от родителя защиты. Он хочет, чтобы его слышали и понимали. Ему важно быть интересным и значимым для родителей.

Дом — это то место, где есть люди, готовые уделить ему внимание. Это важно для ребенка в любом возрасте, даже когда он уходит в свою комнату и закрывает дверь. Ему нужно осознавать, что когда он ее откроет и выйдет, то там его будут ждать. 

Не с каждым учителем складываются такие отношения, что ребенок готов пустить его в свой круг. Детям нужен родитель, которому они будут адресовать все свои вопросы. Поэтому у родителя есть важная функция — помогать ребенку в познании мира. А не постоянно контролировать, выполнил ли он домашнюю работу.

Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Родители часто волнуются, что дети столкнутся с непреодолимыми трудностями. Наша задача — помогать с ними справляться. Для этого нужно заметить, что эти трудности есть. Здесь требуется наблюдательность, чуткость и понимание своего ребенка.

В ребенка «встроена» жажда познания мира и стремление к развитию. Не бойтесь, что если вы один раз поможете ребенку с уроками, то он будет вас мучать ими всю жизнь. Вы всегда можете отказаться.

Безусловно, важно провести границу между тем, что делаете вы, и тем, что ребенок делает сам. Но стоять на позиции, что он должен «только сам», не совсем правильно.

Есть классические правила, как приходить на помощь: во-первых, по запросу. Ребенок просит о помощи — вы помогаете. Если он не просит, вы даете ему возможность столкнуться с результатом. Даже если он получит завтра двойку, не страшно — мир не рухнет из-за нее.

А что если ребенок начнет списывать?

Если ребенок умеет списывать и знает — откуда, то это хороший навык. Это значит, что у него все хорошо с мышлением: он знает, где добыть нужную информацию.

Другой момент — когда это этично, а когда нет. Например, приготовить шпаргалку — это очень полезная ученическая работа. Ты можешь потом ею не воспользоваться и честно сдать экзамен. Сама по себе шпаргалка — гениальное изобретение, потому что в ней нужно лаконично изложить суть. И поэтому помощь родителей может состоять в том, чтобы оценить, хорошо ли сделана шпаргалка.

Как поддержать тягу детей к знаниям?

Познавательная активность у всех детей на высоте. Если вам кажется, что ваш ребенок потерял эту способность, это означает, что вы перестали замечать, где у него она проявляется. Значит, есть какая-то сфера интересов, где он реализует эту познавательную активность, но эта сфера скрыта от вас по какой-то причине. Например, она не попадает в ваш диапазон «правильного» развития. Так, компьютерные игры обычно выпадают из поля зрения родителей. Стоит задуматься и посмотреть, что вы упускаете.

unsplash.com

Получается, что как только ребенок сообщает нам о том, что он узнал что-то новое, хорошо бы говорить в этот момент: «Здорово», «Интересно», «Ну надо же». И только потом уже включать свой фильтр: «Ну это не важно».

Важно не игнорировать и не отвергать детские открытия, чтобы не убить восторг от познания. К сожалению, именно мы, взрослые, отучаем детей восторгаться чем-то новым.

Очень важно, чтобы родитель обращал внимание на открытия ребенка. Рассчитывать, что это будет сделано в школе,  бессмысленно.

Как относиться к оценкам?

Часто бывает, что дети приходят в пятый класс из начальной школы с двумя идеями: что учиться надо только на пятерки и что хороший ученик всегда знает правильный ответ.

Первая идея — разрушающая, потому что учиться с пятого класса на все пятерки труднее, чем в начальной школе. Так ребенок попадает в мир, который его каждый день травмирует.

Вторая идея для современного мира неуместна. Хороший ученик — это тот, который не знает правильный ответ, но ищет его.

Чтобы не травмировать ребенка, ему нужно объяснить, что оценка не определяет его как человека. Его не надо ругать, а нужно объяснить, что, если захочет, он сможет изменить оценку, приложив больше усилий в следующий раз. Ребенок должен понять, что оценка не влияет на отношение родителей к нему.

Как правильно реагировать на успехи ребенка?

Очень важно гордиться успехами ребенка. Успех — это не четверка в четверти, не ЕГЭ, не выигранный конкурс. Успех может быть в том, что сегодня он смог написать два предложения, и при этом не сделал 25 перерывов, не вздыхал и не охал, а просто сел и написал. Родитель должен уметь из любого маленького успеха делать «Ого-го».

Нужно радоваться не только результату, но и самому факту движения к этому результату. Иногда успех — это просто участие в чем-то. Если ребенок решается после неудачи снова заняться каким-то делом, это тоже тот самый мелкий успех, который, кроме родителя, заметить некому.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также:

6 горячих вопросов о «домашке»

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
34
Сергей
И как мы сами росли и учились?
Домашку ребенок должен делать сам. Если что-то не получатся - пусть спрашивает. Но ему надо объяснить, а после этого он все равно должен сделать сам, а не делать за него. Проверять надо. Ругать за ошибки - нет, надо их разбирать. Как-то так.
СсылкаПожаловаться
Сергей
По поводу шпаргалок - учил своего не только, как ее сделать, но и как незаметно пользоваться :)
СсылкаПожаловаться
KoZaK
В ответ на комментарий от Сергей
Сергей
И как мы сами росли и учились?
Домашку ребенок должен делать сам. Если что-то не получатся - пусть спрашивает. Но ему надо объяснить, а после этого он все равно должен сделать сам, а не делать за него. Проверять надо. Ругать за ошибки - нет, надо их разбирать. Как-то так.
СсылкаПожаловаться
Как-как... Одна из самых пьющих стран в мире, закредитованная, злая и грустная. Ещё и храмы лепят по десять в день. Так и учились, а ведь это всё из детства) Надеюсь наши дети будут счастливей)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Полкило ИзюмаМеня терзают смутные сомнения
Живу с мужчиной, он зарабатывает немного больше, чем я (иногда я зарабатываю почти столько же, как он), но у него есть 2 детей, на которых он тратит часть зп. Есть машина, не новая, куплена мной до...
251
Ольга Голубева1 класс. Карантина не будет?
Вопрос , возможно ли обучение он лайн для первоклассников в случае карантина повторного. Есть время ещё год в садик ходить. Стоим перед выбором
164
АнонимЯ свинья
Хочу поделиться и обратиться за советом, вдруг кому-то удалось побороть себя из из свиноты стать нормальной тетенькой.  Свином я была всегда, с детства гора книжек на столе, одежда комом на стуле. ...
134
АнонимЖалею, что не имею подруг: как быстро найти подругу во взрослом возрасте?
Добрый день!
Пока два месяца сидела дома, впервые в жизни пожалела, что у меня нет подруг. Ещё и фильмов женских насмотрелась, где героини встречаются по вечерам в кафе, обсуждают проблемы, мужчин,...
120
АннаПроект постановления правительства РФ по внедрению цифровой образовательной среды.
Готовы перейти на онлайн обучение своих детей на постоянной основе?
"Целью эксперимента является создание и апробация цифровой образовательной среды (далее - ЦОС) и обеспечение возможности исп...
120
Мария-Мирабела"Больница на окраине города"
Здравствуйте, дорогие форумчане! Внезапно захотелось напомнить вам, а кого-то и познакомить с прекрасным чехословацким сериалом из моего далекого детства «Больница на окраине города». По ТВ видела ...
81
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru