Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «Детей травмируют не оценки, а реакция родителей на них»

Как детей калечат мнимые престижные школы и почему важно формировать у ребенка философское отношение к оценкам, рассказывает психолог Людмила Петрановская.


Лекторий «Прямая речь»

Держитесь подальше от так называемых «крутых» школ

Будьте очень критичны ко всему, что касается оценок, рейтингов и успеха в школе. 

Так называемые «крутые» школы травмируют многих детей не только психологически, но и на физическом уровне – у школьников в буквальном смысле ухудшается здоровье.

Я видела детей, которые в результате такого обучения получали всевозможные кожные болезни, экземы.

Держитесь подальше от школ, в которых нагнетается ситуация истерики вокруг оценок. Они не стоят того, чтобы калечить ребенка.

Школа может искусственно стать престижной

Процесс обучения должен доставлять удовольствие, а не быть источником постоянного стресса, унижения или страха, что тебя исключат.

В последнее время я встречаюсь с интересной тенденцией, когда учебное заведение искусственно становится престижным. Такие школы для одаренных детей работают по очень простому принципу: объявляют себя престижным учебным заведением с конкурсом 20 человек на место, отбирают самых способных, тех, кто хочет учиться. Если ребенок не справляется с программой, дают понять, что ему тут не место!

Травмируют не оценки, а ваше отношение к ним

Важно, чтобы родители и дети философски относились к школьным оценкам. Они могут быть полезны только тогда, когда между педагогом и учеником есть ясная договоренность, что пятерка или тройка – это просто отслеживание его продвижения. В этом случае оценки не травмируют детей.

Если же на эти цифры на бумаге накручивать дополнительные смыслы, например, «ты плохой», «ты меня разочаровал», «позор семьи», то тогда и пятерка с минусом, и «звездочка», и «солнышко» могут травмировать.

Если ребенок сильно переживает из-за оценок

Обычно излишне расстраиваются и переживают из-за оценок тревожные дети, и чаще всего это не единственное проявление их тревожности и перфекционизма. По мере приближения к подростковому возрасту такая преувеличенная реакция может принимать довольно серьезные формы, вплоть до психологических расстройств.

Успокойте ребенка, объясните, что ничего страшного в плохой оценке нет. Убедитесь, что давление идет не из школы, что там не нагнетают сверх меры обстановку вокруг оценок.

Если в учебном заведении все обстоит благополучно, а ваши разговоры не помогают и ребенок все равно сильно переживает и расстраивается, то я бы посоветовала обратиться к психологу.

Каждый учитель считает, что его предмет главный

Все в жизни имеет свою цену. Что значит стать отличником? Это значит тратить на каждый предмет много времени. Поскольку ресурсы ребенка не безграничны, он будет отрывать время от чего-то еще, например, сна, прогулок, общения.

Если все это ради предмета, с которым старшеклассник готов связать свою будущую профессию, то на него не жалко ни времени, ни сил. Но если речь идет о дисциплине, которой он точно не собирается заниматься в дальнейшем, можно прагматично решить: «Меня устраивает четверка».

Конечно, каждый учитель считает, что его предмет главный. Стоит проговорить этот момент с ребенком. Тогда ему будет проще смириться с более низкими оценками по каким-то предметам.

Образование дарит свободу

Образование само по себе – это не то, что делает человека хорошим или плохим, счастливым или несчастным. Оно расширяет сферу свободы. Грубо говоря, человек, который умеет кататься на велосипеде, свободнее, чем тот, который не умеет.

Человек, который знает английский язык, свободнее, чем тот, который его не знает.

Чем больше человек знает и умеет, тем шире его сфера свободы, это важно доносить до детей. Совершенно другое ощущение – когда для достижения этой свободы из вашего ребенка делают жертву обучения, а не хозяина процесса!

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также:

Людмила Петрановская: «Помните, что вы рожали ребенка не для того, чтобы он сдал ЕГЭ»

Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста»

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
25
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от руслан бакалов
руслан бакалов
побежал к завучу жаловаться но сам получил выговор потому что я заинтересовала детей хорошими оценками а потом они сами начали учить физику завуч вызвала наугад самых 2 они уже к этому времени все знали учили им стало интересно призыв учителям заинтересовуйте детей предметом учите играючи вы же с детьми работаете
СсылкаПожаловаться
Согласна, что учитель должен заинтересовать детей предметом, а оценками лучше поощрять. Чем чаще ученик получает двойки, тем меньше у него стимула пытаться учить хоть что-то.
Но когда учитель, пусть и ИЗО, пишет без запятых и слово "двоюшник" вместо "двоечник", это просто ужасно.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от Nature История переписки3
Nature
Пардон, дайте выдержку пожалуйста, не могу найти где там у нее в кусочке про престижные школы, про низкую квалификацию учителей и программу. и где там про то что ученики не в состоянии в таких школах \\всесторонне развиваться, становится самостоятельным и приобретает навыки сбора, анализа информации и много всего прочего\\
Я у нее увидела только то, что программа сильная, подбирают изначально умных деток, а слабых отсеивают.
СсылкаПожаловаться
Там написано не то, что программа на самом деле сильная, а что школа заявлена сильной. И отбор способных детей в сильной школе нужен потому, что слабые не потянут, а такой псевдосильной он обеспечивает большое число хороших оценок, показуху, программа же может быть не лучшей, как и преподаватели.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от Nature
Nature
Оценка это не что-то там эфемерное, это оценка знаний ребенка. так и надо относиться. По получении плохой оценки разбирать почему так вышло, если вместо домашки ребенок балду пропинал, понадеявшись, что не спросят, то и поругать нормально. если недопонял чего, 1. вместе разобраться что, 2. научить своевременно спрашивать что не понял.
т.е. реагировать надо не на саму оценку, а на то, в следствии чего она плохая.
СсылкаПожаловаться
ВСледствиЕ
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
excerptionАнглия и Шотландия.
Всем привет и замечательно настроения!
В этот раз моя фототема  не об Австралии.
И фотографии на с сайта АВС, а с сайта ВВС. 
Добро пожаловать! 
240
владимир коваленкокак дети....
Она взрослая замужняя женщина,я помладше немного её...работаем вместе...видно,что нравимся друг другу,но она занята,а у меня принципы,что с замужними ни ни....я пытаюсь прервать этот замкнутый круг,тем,что прекращаю общение,а она обижается и всё равно возвращает всё на это полузависшее состояние,наверное ей нравится этот флирт,а мне хочется большого...но....
154
Чем больше я сплю, тем меньше от меня вредаШкола скорочтения, ваш опыт
Добрый день!
Что скажете про занятия в платных школах скорочтения?
Я посмотрела, у них сеть практически во всех городах. Что это, реально полезно? В некоторых отзывах пишут, что детей вредно скорочтению учить, грамматика якобы потом страдает..
Девочки из Уфы, подскажите хорошие развивайки, секции, танцы.. Как раз сейчас везде запись на сентябрь...
Всем спасибо, кто отпишется.
152
Мадам Н.Д."Да здравствует мыло душистое!" Из истории привычных вещей.
Продолжаю серию тем об истории привычных вещей, связанных с гигиеной. 
Ссылки на предыдущие темы:
"Давайте же мыться!?" 
https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototem...
"Дела интимные"
https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototem...
"История нижнего белья"
https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototem...
146
Маркиза не ангеловЛеди Коварство
Вспомните, как будучи детьми мы льнули к экрану телевизора, когда там шел наш любимый фильм «Три мушкетера». Как мы восхищались бесстрашной тройкой мушкетеров, подпевали юному д. Артаньяну «Пора-пора-порадуемся на своем веку». И как неприятен нам был хитрый кардинал Ришелье, Рошфор и самый отрицательный герой романа – Миледи. Она – графиня де Ля Фер, леди Винтер – постоянно преследовала наших героев, творила козни и несла за собой смерть. Но в то же время какая-то сила притягивала к этой заклейменной цветком лилии женщине, ее сила и хитрость тоже заслуживали восхищения….

 

Терехова - Миледи
125
Мадина ДжаваковаАлименты
Может кто-то сталкивался -по решению суда установили 75% выплаты из зп
(Долг по алиментам и штраф)
Человеку ничего не остаётся на жизнь
Как поступить чтоб меньше снимали ?
Долг большой насчитали, и получается раз в месяц приходят на карту копейки ,остальное на алименты уходит
117
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru