Учитель: домашние задания детям не нужны

Оценки, зубрежка, домашние задания – все это школа, скажет большинство родителей. Что угодно, но только не школа, – ответит педагог Дима Зицер, директор школы и создатель Института Неформального образования. Он рассказал, как можно и нужно учить детей по-другому.
журналист, филолог
Дима Зицер
Дима ЗицерИсточник: Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Домашние задания не нужны

Я считаю, что задавать уроки на дом – это обман с образовательной точки зрения. Не так происходит закрепление.

Если я, учитель, не могу в школе сделать то, что должен, и задаю домашнее задание, то это профнепригодность.

Понятно, что родители будут заставлять детей сделать то, чего не сделал я, – а с какой стати?

Например, английские неправильные глаголы не надо «долбить» дома. Дети в моей школе хорошо говорят по-английски, потому что у нас в третьем классе была игра «Мой заокеанский друг». Мы связались с американской школой, они удивились нашей наглости, но оказалось, что это очень интересно. Мы дружили по интернету, и – дети заговорили.

Ошибки в сочинениях можно не исправлять

Я не исправляю ученикам ошибки в сочинениях до определенного возраста. У меня есть много инструментов, чтобы школьник сам обратил на них внимание.

Я могу взять не красную, не желтую ручку, а сделать какую-нибудь загогулину ­­в тексте – и пусть ищет ее, если хочет. А не хочет, пусть не ищет. Я рассказываю сейчас о детях, которые учатся таким образом - и при этом раз в году с успехом пишут государственные контрольные.

Я – училка литературы, и мне хочется, чтобы дети хорошо говорили по-русски. Как это сделать? Надо с ними разговаривать.

Мне говорят: «Наши дети не читают». И они читают, действительно, меньше, чем их мамы и папы. Но ведь у родителей не было такой альтернативы, какая есть у современных детей, а если бы была, посмотрел бы я на них! Читайте вместе со своими детьми.

Оценки – самая субъективная вещь на свете

Когда учительница ставит плохую оценку, это она ставит плохую оценку, может быть, потому что ей нахамили в транспорте с утра или разболелась мозоль. Ничего более субъективного, чем оценка, в мире нет.

Более-менее объективной вещью, и то – с большим субъективным блоком, является человеческая обратная связь. Так я могу хотя бы уточнить: что вы имели в виду, когда сказали, что вам кажется, будто у меня в математике сумасшедшие успехи?

Пятибалльная система – только вдумайтесь: «единица» не используется никогда, положительных оценок две. Вот я написал диктант и сделал в диктанте 28 ошибок, как один из моих учеников в прошлом году. Я получил «два». Мне взяли репетитора, я старался-старался, сделал 18 ошибок. Что я получил? «Два». Я еще старался, бросил все кружки, занимался только русским языком, сделал 12 ошибок. Что я получил? «Два». И даже если я сделал 5 ошибок, я получил «два». Такая объективная реальность.

Depositphotos_161647474_l-2015
Источник: Depositphotos.com

Иностранный язык нельзя выучить школьными методами

Большинство из нас не выучили английский язык именно тем способом, который предлагают наши школы. Словарные слова, неправильные глаголы, домашние задания – так английский язык выучить нельзя.

Аделаида Симонович, которая в 1857 году открыла в России первый детский сад, писала о том, как вредно детям рано учить иностранный язык. По ее мнению, они выучат его в тот момент, когда захотят, а пока пусть играют. Удивительным образом жизнь доказывает, что она права.

Раньше третьего класса этот «клик» не произойдет. У ребенка должно наступить осознание того, зачем ему нужен язык. Рэп полюбить, кино на иностранном языке посмотреть – ему нужна какая-нибудь зацепка.

Учеба строится на личном интересе

Ничего нельзя выучить, когда у тебя нет зацепки и понимания того, для чего тебе это нужно. Если есть личный интерес, то будут и повторения, но не потому, что этого захотел учитель.

Заинтересовать человека можно только одним способом – заинтересоваться чем-то самому. Дети берут пример со взрослых. Если я сижу перед телевизором с бутылкой пива и говорю: «Иди почитай! Это так интересно – читать», – это невозможный проект.

Меня в свое время поразили слова Ги де Мопассана: «Ничто не зажигает так, как чужая страсть». Начните страстно что-нибудь делать. Неважно что – варить рыбу, жарить котлеты или ходить по квартире на лыжах. Страсть зажигает, удивите ребенка, пригласите его разделить вашу страсть.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».