Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Статьи,

Учитель: домашние задания детям не нужны

Оценки, зубрежка, домашние задания – все это школа, скажет большинство родителей. Что угодно, но только не школа, – ответит педагог Дима Зицер, директор школы и создатель Института Неформального образования. Он рассказал, как можно и нужно учить детей по-другому.


Дима Зицер | Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Домашние задания не нужны

Я считаю, что задавать уроки на дом – это обман с образовательной точки зрения. Не так происходит закрепление.

Если я, учитель, не могу в школе сделать то, что должен, и задаю домашнее задание, то это профнепригодность.

Понятно, что родители будут заставлять детей сделать то, чего не сделал я, – а с какой стати?

Например, английские неправильные глаголы не надо «долбить» дома. Дети в моей школе хорошо говорят по-английски, потому что у нас в третьем классе была игра «Мой заокеанский друг». Мы связались с американской школой, они удивились нашей наглости, но оказалось, что это очень интересно. Мы дружили по интернету, и – дети заговорили.

Ошибки в сочинениях можно не исправлять

Я не исправляю ученикам ошибки в сочинениях до определенного возраста. У меня есть много инструментов, чтобы школьник сам обратил на них внимание.

Я могу взять не красную, не желтую ручку, а сделать какую-нибудь загогулину ­­в тексте – и пусть ищет ее, если хочет. А не хочет, пусть не ищет. Я рассказываю сейчас о детях, которые учатся таким образом - и при этом раз в году с успехом пишут государственные контрольные.

Я – училка литературы, и мне хочется, чтобы дети хорошо говорили по-русски. Как это сделать? Надо с ними разговаривать.

Мне говорят: «Наши дети не читают». И они читают, действительно, меньше, чем их мамы и папы. Но ведь у родителей не было такой альтернативы, какая есть у современных детей, а если бы была, посмотрел бы я на них! Читайте вместе со своими детьми.

Оценки – самая субъективная вещь на свете

Когда учительница ставит плохую оценку, это она ставит плохую оценку, может быть, потому что ей нахамили в транспорте с утра или разболелась мозоль. Ничего более субъективного, чем оценка, в мире нет.

Более-менее объективной вещью, и то – с большим субъективным блоком, является человеческая обратная связь. Так я могу хотя бы уточнить: что вы имели в виду, когда сказали, что вам кажется, будто у меня в математике сумасшедшие успехи?

Пятибалльная система – только вдумайтесь: «единица» не используется никогда, положительных оценок две. Вот я написал диктант и сделал в диктанте 28 ошибок, как один из моих учеников в прошлом году. Я получил «два». Мне взяли репетитора, я старался-старался, сделал 18 ошибок. Что я получил? «Два». Я еще старался, бросил все кружки, занимался только русским языком, сделал 12 ошибок. Что я получил? «Два». И даже если я сделал 5 ошибок, я получил «два». Такая объективная реальность.

Depositphotos.com

Иностранный язык нельзя выучить школьными методами

Большинство из нас не выучили английский язык именно тем способом, который предлагают наши школы. Словарные слова, неправильные глаголы, домашние задания – так английский язык выучить нельзя.

Аделаида Симонович, которая в 1857 году открыла в России первый детский сад, писала о том, как вредно детям рано учить иностранный язык. По ее мнению, они выучат его в тот момент, когда захотят, а пока пусть играют. Удивительным образом жизнь доказывает, что она права.

Раньше третьего класса этот «клик» не произойдет. У ребенка должно наступить осознание того, зачем ему нужен язык. Рэп полюбить, кино на иностранном языке посмотреть – ему нужна какая-нибудь зацепка.

Учеба строится на личном интересе

Ничего нельзя выучить, когда у тебя нет зацепки и понимания того, для чего тебе это нужно. Если есть личный интерес, то будут и повторения, но не потому, что этого захотел учитель.

Заинтересовать человека можно только одним способом – заинтересоваться чем-то самому. Дети берут пример со взрослых. Если я сижу перед телевизором с бутылкой пива и говорю: «Иди почитай! Это так интересно – читать», – это невозможный проект.

Меня в свое время поразили слова Ги де Мопассана: «Ничто не зажигает так, как чужая страсть». Начните страстно что-нибудь делать. Неважно что – варить рыбу, жарить котлеты или ходить по квартире на лыжах. Страсть зажигает, удивите ребенка, пригласите его разделить вашу страсть.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
57
Фай Родис
Учёба, как и любое другое дело, это не только интерес, но ещё и труд и самодисциплина. Бывают плохие дни , когда ничего не хочется. Если не проявить упорство, то и результата не будет. Помните, per aspera ad astra? Про неправильные глаголы, и английский через интерес к рэпу, вообще, без комментариев. Давайте немецкий по порнофильмам учить. Дас ист фантастиш, как говорится.
СсылкаПожаловаться
.
Математику без наработки практики по решению, а это исключительно домашняя самостоятельная работа, не усвоить. Чисто гуманитарные вещи - тут есть рациональное зерно, но точные науки - категорически нет.
СсылкаПожаловаться
KCath
в точных науках и языках должна быть база. А остальные предметы типа изо, окружающего мира, краеведения и прочую фигню "для общего развития", согласна со статьей, как раз и надо преподавать по такому принципу. А лучше вообще из программы убрать. Мой ребенок учится в "престижной" гимназии. По рус, матем, англ домашка - 1-2 упражнения от силы. Зато по остальным предметам задают доклады постоянно, по 5-10 листов в рабочих тетрадях, даже по физ-ре как-то задали на дом зарядку нарисовать)))ребенок всю началку вынужден дома по 2-3 часа заполнять рабочие тетради с бредовыми заданиями.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
MilaЧто делать и как? Быть или или
Добрый вечер/день/утро! Тему не анонимно создаю, потому что к анонимам предвзятое отношение на форуме. Дано, есть квартира однушка, оформлена на мужа, он по доброте пустил пожить на начальном этапе...
196
Светыч и Л+ТОсобенности при рождении
Вспомнилось как 8 лет назад я создавала тему о том, что сын родился со шрамом на губе. Сразу после родов увидела у него на нижней губке белую полосочку, рубчик поперёк губы не в центре а немного сп...
161
МаковаяМодные стрижки
Девочки, пойду сегодня стричься. Обычно я легко перехожу от длинных волос к коротким, но тут иду с тяжелым сердцем, стричься не планировала - даже отращивала, сейчас ниже лифчкиа отросли :( Но после ...
153
АнонимА вы бы смолчали?
Жену брата, мне в отдел навязала мама. Хотела как лучше, а получилось как обычно в жизни бывает. Невестка меня подставила и как оказалось, готовилась к этому достаточно долго. В результате, она пол...
123
AshaПереходный возраст детей
Думала, что пройдёт меня мимо переходный возраст так как сын няшка и все понимает. А нет. Сейчас отстань, сделаю, сейчааас и там подобное в словарном запасе. Телефон с рук не выпускает, тренировки ...
92
Амина СадыкиУмер принц Филипп
Умер принц Филипп, герцог Эдинбургский. Ему было 99 лет.

С глубокой скорбью королева Елизавета II объявила о смерти своего любимого супруга, Его Королевского Высочества принца Филиппа, герцога Эд...
87
Подпишитесь на нас