Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Учитель: домашние задания детям не нужны

Оценки, зубрежка, домашние задания – все это школа, скажет большинство родителей. Что угодно, но только не школа, – ответит педагог Дима Зицер, директор школы и создатель Института Неформального образования. Он рассказал, как можно и нужно учить детей по-другому.


Дима Зицер | Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Домашние задания не нужны

Я считаю, что задавать уроки на дом – это обман с образовательной точки зрения. Не так происходит закрепление.

Если я, учитель, не могу в школе сделать то, что должен, и задаю домашнее задание, то это профнепригодность.

Понятно, что родители будут заставлять детей сделать то, чего не сделал я, – а с какой стати?

Например, английские неправильные глаголы не надо «долбить» дома. Дети в моей школе хорошо говорят по-английски, потому что у нас в третьем классе была игра «Мой заокеанский друг». Мы связались с американской школой, они удивились нашей наглости, но оказалось, что это очень интересно. Мы дружили по интернету, и – дети заговорили.

Ошибки в сочинениях можно не исправлять

Я не исправляю ученикам ошибки в сочинениях до определенного возраста. У меня есть много инструментов, чтобы школьник сам обратил на них внимание.

Я могу взять не красную, не желтую ручку, а сделать какую-нибудь загогулину ­­в тексте – и пусть ищет ее, если хочет. А не хочет, пусть не ищет. Я рассказываю сейчас о детях, которые учатся таким образом - и при этом раз в году с успехом пишут государственные контрольные.

Я – училка литературы, и мне хочется, чтобы дети хорошо говорили по-русски. Как это сделать? Надо с ними разговаривать.

Мне говорят: «Наши дети не читают». И они читают, действительно, меньше, чем их мамы и папы. Но ведь у родителей не было такой альтернативы, какая есть у современных детей, а если бы была, посмотрел бы я на них! Читайте вместе со своими детьми.

Оценки – самая субъективная вещь на свете

Когда учительница ставит плохую оценку, это она ставит плохую оценку, может быть, потому что ей нахамили в транспорте с утра или разболелась мозоль. Ничего более субъективного, чем оценка, в мире нет.

Более-менее объективной вещью, и то – с большим субъективным блоком, является человеческая обратная связь. Так я могу хотя бы уточнить: что вы имели в виду, когда сказали, что вам кажется, будто у меня в математике сумасшедшие успехи?

Пятибалльная система – только вдумайтесь: «единица» не используется никогда, положительных оценок две. Вот я написал диктант и сделал в диктанте 28 ошибок, как один из моих учеников в прошлом году. Я получил «два». Мне взяли репетитора, я старался-старался, сделал 18 ошибок. Что я получил? «Два». Я еще старался, бросил все кружки, занимался только русским языком, сделал 12 ошибок. Что я получил? «Два». И даже если я сделал 5 ошибок, я получил «два». Такая объективная реальность.

Depositphotos.com

Иностранный язык нельзя выучить школьными методами

Большинство из нас не выучили английский язык именно тем способом, который предлагают наши школы. Словарные слова, неправильные глаголы, домашние задания – так английский язык выучить нельзя.

Аделаида Симонович, которая в 1857 году открыла в России первый детский сад, писала о том, как вредно детям рано учить иностранный язык. По ее мнению, они выучат его в тот момент, когда захотят, а пока пусть играют. Удивительным образом жизнь доказывает, что она права.

Раньше третьего класса этот «клик» не произойдет. У ребенка должно наступить осознание того, зачем ему нужен язык. Рэп полюбить, кино на иностранном языке посмотреть – ему нужна какая-нибудь зацепка.

Учеба строится на личном интересе

Ничего нельзя выучить, когда у тебя нет зацепки и понимания того, для чего тебе это нужно. Если есть личный интерес, то будут и повторения, но не потому, что этого захотел учитель.

Заинтересовать человека можно только одним способом – заинтересоваться чем-то самому. Дети берут пример со взрослых. Если я сижу перед телевизором с бутылкой пива и говорю: «Иди почитай! Это так интересно – читать», – это невозможный проект.

Меня в свое время поразили слова Ги де Мопассана: «Ничто не зажигает так, как чужая страсть». Начните страстно что-нибудь делать. Неважно что – варить рыбу, жарить котлеты или ходить по квартире на лыжах. Страсть зажигает, удивите ребенка, пригласите его разделить вашу страсть.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
56
Валера Северин
«Ничто не зажигает так, как чужая страсть» - где же взять таких "страстных", когда цель - улучшение отчётности?!!
СсылкаПожаловаться
Nats
В ответ на комментарий от KCath
KCath
в точных науках и языках должна быть база. А остальные предметы типа изо, окружающего мира, краеведения и прочую фигню "для общего развития", согласна со статьей, как раз и надо преподавать по такому принципу. А лучше вообще из программы убрать. Мой ребенок учится в "престижной" гимназии. По рус, матем, англ домашка - 1-2 упражнения от силы. Зато по остальным предметам задают доклады постоянно, по 5-10 листов в рабочих тетрадях, даже по физ-ре как-то задали на дом зарядку нарисовать)))ребенок всю началку вынужден дома по 2-3 часа заполнять рабочие тетради с бредовыми заданиями.
СсылкаПожаловаться
Это так! Школу превратили в цирк! А домашние задания - часто ВСТРОЕНЫ в систему "КРАСИВОЙ" отчетности для школы: ДОКЛАДЫ, которыми можно отчитаться и поучаствовать в очередной "конференции", за которые школа получает "очки" и место в рейтингах, судорожное участие школьников в различного рода "Олимпиадах", чтобы школа получила очередные очки и место в других "рейтингах".
Про знания учеников, правда, давно ЗАБЫЛИ. Это стало общим местом...
----
У самого 3 детей школьного возраста. Сердце болит смотреть на это школьное "образование", оказание "образовательных услуг" - родители НОЧАМИ выполняют задания за своих детей )))). Когда ученику 1 класса, еще не изучившему все БУКВЫ, не умеющему читать - ЗАДАЮТ НАПИСАТЬ ДОКЛАД по теме ! ))))))))))) Сюрреализм!
СсылкаПожаловаться
Nats
Статья об "очередном новаторе", который прекрасно встроен в "болонскую систему образования" по развалу Российской школы - сейчас такие востребованы - надо просто сдавать ЕГЭ без проблем...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ЯщерПеревертыши-подменыши
С добрым утром! 
На днях вспоминали мы игру в перевертыши - угадать название книги по ее "перевернутому" названию. Поиграть хотелось, а думать мне было как-то совсем некогда, поэтому троекратное ура Крысатуле - она подготовила нам материал для угадайки! Некоторые книги из предложенных ей я даже сама не угадала и ответов не спрашивала, буду думать вместе с вами ) 
Развлекаемся, угадываем и присоединяемся со своими загадками 
я, может, тоже на ходу че-нить придумаю. 
П.С. я выкладываю книги. Так что если кто-то предложить загадку с названием фильма - уточняйте, что это фильм, ладно?
787
Божья КоровкаФильм :В бой идут одни старики. Что осталось за кадром.
Всем доброго времени суток.
В предверии завтрашнего праздника я хочу рассказать вам о потрясающем фильме: В бой идут одни старики. 
Вышедший на экраны в 1974 году, фильм покорил сердца 44,3 млн. кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. 
253
ЛавкаНу хорошо (по следам)
Раз вы так хотите назову вещи своими именами и снова спрошу. 
Как Вы называете интимные места друг друга?
У нас с нашим мужчиной так. Моя грудь Ларисочка, писечка Шанелька, а член мужчины Его-го-шечка (от того что он о-го-го). 
А у Вас как?
243
Елена ХарчевниковаК теме о мальчике из Приморья или как жить с тем, когда твой ребенок изгой в классе.
У нас две дочки приемные. Расскажу о старшей. Мы взяли ее когда ей было почти девять лет, она училась в первом классе. Жила до детдома в ужасных условиях и ,как сказали врачи, такого детская психика не смогла вынести и в результате туберкулез внутригрудных лимфоузлов. Лечилась около года, мы взяли уже когда она была здоровой и возили ее в краевой диспансер два раза в год на профосмотры. Мы живем в селе все друг друга знают. В классе дети есть дети и дразнили, как полагается, новенькую. Она яростно огрызалась и это привлекало детей все больше. И вот почему-то невзлюбили все. односельчане считали, что мы взяли ребенка из-за получаемых пособий, в местном ФАПе  у двух фельдшеров дочки учились с нашей, они,естественно о диагнозе знали и скрывать не собирались. В школе она не была успевающей и это тоже не нравилось учительнице, но заниматься она с ней и не собиралась, удивленно спросила почему не взяли лучше ребенка. Первый инцидент произошел, когда дети дразня ее, высыпали все фломастеры в унитаз, а у нее никогда не было ничего своего и тут все новое, а фломастеры она очень любила.Схватила обидчицу и подрались с ней. и тут началось со всех сторон: зачем взяли, если не умеете воспитывать, да еще такого ребенка, две медички тут же помчались в школу, чтобы такого ребенка исключили из школы.В общем, мы выкручивались как могли. Я тоже и молчать не стала: где был учитель, когда все это происходило, мой ребенок проблемный, почему вы не следите. Сама проконсультировалась с психологом. Очень ценные советы мне дал психолог. На следующий год я уже стала понимать, что ребенок в школе слабый, все вокруг сплотились против и что-то надо решать, чтобы ребенок мой не комплексовал. Отправила ребенка на танцы. но не в селе, в город возила. Вроде бы и наладилось Надя моя там успешно занималась, выступала, участвовала в конкурсах. А дома было все как прежде. Правда в третьем классе сменилась учительница и относилась очень хорошо к Наде, занималась с ней после уроков и давала в обиду нашу девочку. В пятом опять стало все на свои места, классную наша тоже не интересовала. Семь лет занимались в музыкальной на хореографии, закончила.В девятый класс пошли, уже готовились к экзаменам.Вот интересно, до того не любили ребенка, что даже никогда в школе в самодеятельность не брали и не берут, просто игнорируют. В девятом математику сдала только в сентябре. Родители устроили выпускной, нашу не позвали: зачем позорить их детей. Пригласили в последний момент девочка одна, просто предложила пойти попить чаю и пойти купаться. Наша пришла, а там все с родителями и в нарядных платьях.Пошла в десятый, а куда ж еще. в десятом совсем плохо.Детей мало,все "успешные", наши игнорируют, последний пример, не сдала тетрадь во время по биологии и с ней сказали всем, чтобы не разговаривали:позорит класс.Згаете, как тяжело нам, родителям. и одеваем мы ее хорошо, и с конкурсами была она везде, деньги мы платили. Но это только больше отдаляло ее от одноклассников. и классной говорила я, вот все бестолку. Считаю, что вот в музыкальной школе и было у нее нормальное детство, там они и не сильно общалась с детьми, но хоть изгоем не была. Скоро ЕГЭ, не боюсь, вряд ли она сдаст, пойдет куда-нибудь на базе девяти.Куда торопиться, она круглая сирота, мы приемные, ее не бросим, да и платить будут. А вот со второй девочкой, младше Нади и взяли мы ее позже, все по-другому. Та не такая забитая, да еще лидер по характеру, за себя постоять сможет, с ней и в школе все по-другому.
237
Фея, просто ФеяРассказать - не рассказать?
Добрый день!
             Букв и информации много!
Есть друзья детства, были женаты, сыну 27 лет. Для матери единственный ребенок, она пока так и не замужем, у отца есть еще дочка лет 12 от второго брака. Сын был вполне  нормальный среднестатистический ребенок, школа - техникум - армия - институт на заочке, работал на хорошей работе.  Жил с матерью, но с отцом тесно общались.  Года два назад  сошелся с женщиной, она его лет на 5 постарше, ее дочке сейчас 4,5 года. Поначалу было все хорошо, ну в десны конечно не целовались, но вполне нормально общались с обоими родителями.
            С год назад сын свел общение с обоими родителями на нет. Дошло до того, что они даже не знают ни номера телефона, он его сменил, ни адреса, квартиру снимают и не сообщил куда переехали. С работы тоже уволился.
            В новогодние праздники столкнулась сразу с обоими родителями на похоронах.  Мать даже расплакалась, отец выдал пару крепких словечек про неблагодарных деток, оба не понимают за что так с ними, винят во всем сожительницу, дескать, попал под влияние.
           Сначала совершенно случайно, по благотворительным делам, узнала что сожительница сама ВИЧ-диссидентка, и не лечит дочь. Фамилию сожителя в документах видела, но она достаточно распространенная, полного имени не было, только инициалы,  как-то не подумала что это сын друзей.
         На днях ездила в областную больницу, встретила там сына. И если бы он меня не окликнул, я бы его даже не узнала, настолько ужасно стал выглядеть. Сам напросился возвращаться со мной, так и озвучил, что если сэкономит 250 рублей за автобус, это будет круто, хотя ждать меня пришлось почти 2 часа.
         Ехал он на заднем сиденье, полулежа, видно было что самочувствие плохое. Сначала чего-то шуршал своими бумажками, потом уснул. Про родителей с ним заговорила, ответил резковато что разберется сам, ну я и заткнулась.
         На след. день нашла торчащую из-под сиденья бумажку, само собой, стала читать что это. И узнала что он тоже ВИЧ-инфицирован. Он сказал что зарабатывает сейчас на базе, с утра идет, если есть машины, грузит и получает ежедневную зарплату. С утра туда поехала чтобы отдать бумажку, немного поговорили. Спросила, почему не скажет родителям, ответ - а зачем я им такой?
         Вот сижу и думаю, рассказать - не рассказать родителям? Ну хотя бы что серьезно болен.
       
         
183
Хатуль МаданХелп!
Девы и дамы мои...
ХЕЛП!!! Хелп ми, плиз..
Краткое описание ужаса.
подарили мне сертификат в салон на краску-стрижку, стилист,  туда-сюда.  Красил, стриг.. Пока ехала домой, поняла - голова чешется.. сильноооооооо. ну не беда, не в первый раз, бывает,краска не зашла,  приехала, еще раз голову вымыла, антигистаминными зарядилась.. Голова подсохла.. Мама  моя.. Это какой-то оранжевый ужас?
Как с ним в люди идти непонятно.
Вопрос. Через сколько можно ЭТО перекрасить.
140
Подпишитесь на нас
Новости Mail.ru Дети