Обустраиваем детскую по системе Монтессори: 5 шагов

«Помоги мне сделать это самому» – один из главных девизов монтессори-педагогики. Разбираемся, как с помощью правильной организации пространства в комнате ребенка помочь ему стать более самостоятельным, а значит, более уверенным в своих силах.

Зачем что-то специально менять?

У родителей может возникнуть вопрос: «Так ли уж нужно что-то менять в домашней обстановке для ребенка? Мария Монтессори считала, что это необходимо. «Дом взрослых», где все устроено для нужд больших людей, не дает детям эффективно развиваться.

Контент недоступен

Главная цель перемен – сделать ребенка независимым от взрослого настолько, насколько это в его возрасте возможно. Когда дети растут в специально подготовленном для них окружении, они все меньше и меньше прибегают к помощи взрослых, увереннее управляют своей жизнью, осознавая свои силы и совершенствуя свои навыки.

Шаг 1. Сделайте дом безопасным для детей

С рождением ребенка многое меняется в доме, появляются новые предметы, и первым делом родителям стоит подумать о безопасности пространства. В квартире не должно быть мест, представляющих опасность для детей, если они способны туда забраться.

Как обезопасить квартиру:

♦ Заклеиваем острые углы мебели.

♦ Устанавливаем ограничители на окна.

♦ Обзаводимся заглушками для розеток.

♦ Убираем все провода с пола.

♦ Прячем бытовую химию в недоступное для детей место.

♦ Переставляем с нижних ярусов полок, шкафов и комодов все хрупкое, бьющееся или колющее.

Шаг 2. Разместите вещи так, чтобы ребенок доставал их сам

Присядьте на пол и постарайтесь взглянуть на комнату (а потом и весь дом) глазами ребенка. Где, к примеру, находятся выключатели света? Дети должны сами до них дотягиваться.

Есть ли подставки-скамеечки возле унитаза и/или раковины? Сможет ли ребенок сам взять полотенце, чтобы вытереть руки?

Получится ли у него без вашей помощи залезть/слезть со стула за обеденным столом? В этом плане плохой вариант – стульчики для кормления. Ребенок в них – «пленник»: сидит, пока мама не решит, что можно встать из-за стола. Хорошая альтернатива – стол и стул маленького размера. И пусть ребенок сам за ними ухаживает: накрывает на стол, протирает его от грязи и пыли, уносит посуду.

Хорошо, если у ребенка в комнате стоит кувшин с водой и его чашка. Всегда можно подойти и налить попить. Кувшин должен быть маленьким и легким, а чашка – устойчивой.

Шаг 3. Самостоятельность ребенка начинается с прихожей

Теперь давайте представим, как вы заходите с ребенком в квартиру. Есть ли у него удобная скамейка в прихожей, где можно присесть и спокойно снять обувь, а затем убрать ее самостоятельно? Есть ли крючок, на который 1,5-годовалый ребенок в состоянии сам повесить верхнюю одежду?

Контент недоступен

Или ребенок быстро разувается-раздевается мамой, а вещи раскладываются по «взрослым» местам, до которых ему даже не дотянуться? Мария Монтессори такого не одобрила бы, ведь это ключевой аспект организации среды для ребенка, ничуть не менее важный, чем порядок на полке с игрушками.

Шаг 4. Правильно организуйте рабочее место

Принцип доступности распространяется и на рабочее место ребенка, в первую очередь, стол, за которым ему будет удобно рисовать, лепить, играть.

Стол – это чистый лист. Лучше всего, если он будет однотонным, без отвлекающих картинок и надписей. И он не должен быть завален кисточками, кусочками пластилина, деталями конструктора или игрушками.

Все необходимое для творчества можно поместить в специальную коробку или отвести для таких вещей место на стеллаже.

Полки с книгами лучше не перегружать. Пусть это будет 5-7 изданий, которые вы периодически будете менять. Так ребенку легче определиться с выбором. А вот когда полка завалена до отказа всевозможными книжками, определиться с выбором сложнее.

Шаг 5. Пусть ребенок сам следит за порядком

Вещи в детской должны лежать так, чтобы ребенок мог сам их взять. Например, можно выделить под них нижние ящики комода. Внутреннее пространство ящика удобно организовать с помощью коробок или специальных разделителей.

Рядом со шкафом повесьте большое зеркало, чтобы ребенок мог посмотреть на себя во весь рост. Так у него будет возможность самостоятельно заметить, если что-то не в порядке с его внешним видом.

Вещей не должно быть слишком много, облегчите ребенку проблему выбора. В идеале их нужно рассортировать так, чтобы дети знали, где лежат их носки, где – шорты, а где – футболки. Для этого можно привлекать их к сортировке и раскладыванию белья после стирки.

Да, не всегда ребенок сможет соблюдать принцип сортировки внутри своих ящиков. Наверное, носки будут попадаться и в отделении с футболками, и между штанами. Маме придется помогать малышу следить за порядком, и тогда поддерживать более-менее постоянное расположение вещей удастся.

Почему так важно, чтобы ребенок был максимально автономен в сфере одевания/раздевания? Отдавая детям в руки эту ответственность, мы дарим им очень важное ощущение – уверенность в себе.

Мама троих, монтессори-педагог