Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

10 главных принципов монтессори-педагогики

Авторская методика Марии Монтессори считается одной из самых популярных на сегодняшний день. В чем причина ее успеха и каковы главные принципы этой педагогической системы?


1. Ребенок — главный

Мария Монтессори была убеждена, что идти за потребностями ребенка – лучший и единственно верный путь. Только ребенку известно, что наиболее актуально для него сегодня, здесь и сейчас. Он может посвятить час переливанию воды, и никто не поведет его рисовать солнышко или надевать кольца на пирамиду. 

Во время загрузки произошла ошибка.

2. Педагог направляет и не мешает

Конечно, ребенок – главная движущая сила процесса обучения. Но взрослый – всегда рядом и действует так деликатно, чтобы не сломать и не разрушить естественную тягу к новому и интересному.

С проблемой обучения персонала сталкивалась и Мария Монтессори. Вот что она писала в своих дневниках: «Мой опыт подготовки наставниц работе в моих школах открыл мне, как далеки прежние методы от новых. Даже интеллигентные наставницы, усвоившие основной принцип, с большим трудом проводят его в жизнь. Она не может осознать, что ее новая роль лишь с виду пассивна, подобно работе астронома, который неподвижно сидит у телескопа, в то время как в пространстве вращаются миры. Идею, что жизнь идет сама собой, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо наблюдать ее и понимать, не вмешиваясь, – эту идею очень трудно усвоить и осуществить на практике».

3. Обстановка вокруг ребенка меняется вместе с его интересами

Среда – столп монтессори-педагогики. Она удовлетворяет потребности каждого ребенка в классе. Она изменяется и подстраивается под запросы ребенка. Педагоги всегда держат руку на пульсе жизни класса, наблюдают за детьми и меняют материалы на полках в зависимости от актуальности на данный момент времени.

4. В группах занимаются дети разного возраста

Очень многому ребенок учится, наблюдая за работой таких же детей, как он сам. И разновозрастные группы как нельзя лучше подходят для такого перенимания опыта внутри детского коллектива.

Ребенку очень важно видеть «зону ближайшего развития», то, чего он еще не умеет. Но вот ребенок, почти такой же, как он сам, демонстрирует это умение, и хочется тянуться, хочется тоже научиться.

Во время загрузки произошла ошибка.

Раньше такую зону ближайшего развития обеспечивала семья, в которой было много детей, и разница в возрасте была небольшой. В современной семье ребенку часто не на кого посмотреть и «опереться» в своем развитии. Именно поэтому разновозрастные группы так эффективны и полезны для развития детей.

5. Дети свободны заниматься тем, чем им хочется

Ребенок заходит в класс и выбирает себе занятие сам. Эта свобода конкретного ребенка иногда пересекается со свободами других детей, которым тоже хочется, например, поиграть именно в эти игрушки. И тут вступают простые правила класса - кто первый взял материал, тот и занимается. Можно предложить поиграть вместе, но ребенок вправе отказаться, и никто не назовет его жадиной. Отсюда вытекает следующий принцип. 

6.  Дети сами выбирают, заниматься им в одиночестве или в группе

Дети учатся отстаивать личное пространство, уважать чужое и взаимодействовать друг с другом. Пришедшие в сентябре ребята, которые расстраиваются, если с ними «не поделились», уже к концу учебного года спокойно относятся к желанию другого ребенка заниматься чем-то самому. В то же время если чем-то действительно хочется заняться вместе – дети прекрасно договорятся и найдут компромисс. 

7. Дети занимаются столько времени, сколько хотят

В монтессори-классе никто не подгоняет ребенка. Не вырывает вещей из рук («ну ты же уже поиграл, дай мне!»). За этим следят педагог и сами дети. 

Во время загрузки произошла ошибка.

В то же время, если ребенок взял материал и через 2 минуты понял, что он не хочет нанизывать бусины, а хочет резать салат - он уберет поднос с материалом на место и никто не скажет ему: «Ну позанимайся еще, смотри какие красивые разноцветные бусинки».

8. В группе действуют правила, которые соблюдают все, даже взрослые

Например, у всех материалов в классе есть свое место. После того как ребенок позанимался, он знает, что надо убрать все обратно. Со временем это становится так естественно, что делается на автомате и без напоминаний. 

Еще, например, в монтессори-классе все стараются поддерживать комфортный уровень тишины, разговаривают спокойно и негромко, даже педагоги.

9. Ребенок сам может оценить свою работу

Мария Монтессори подбирала для детей такие материалы, с которыми можно заниматься самостоятельно. Им не нужен взрослый, чтобы сказать, правильно выполнена работа или нет.

Например, знаменитые цилиндры с разным диаметром: если ребенок поставил цилиндр не в то отверстие, он сам заметит ошибку и исправится. 

Во время загрузки произошла ошибка.

10. Никто не станет навязывать ребенку свою помощь

Самостоятельность поощряется и поддерживается, никто не будет его торопить, подталкивать и помогать без просьбы. Но ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу.

Читайте также: Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
10
Сонна
Спорная методика. Любая методика преследует определённые цели, и хороша она или нет покажет конечный результат.
СсылкаПожаловаться
Angelika
Водили как-то сына на 4 часа в такую группу Монтессори. Ему понравилось )) Но на сколько это работает в длительном времени, не могу сказать.
СсылкаПожаловаться
lucky(Лаки)
Младшая дочь с 2,5 лет посещала группу Монтессори. В 3 года начала читать. К 5 годам чтение было 120 слов в минуту. С 8.00 до 12.00 ч. были в группе Монтессори, с 12 часов в обычном саду. Когда были в подготовительной группе, дочь читала уже толстые книги, когда воспитатели обычного д/сада только знакомили детей с Азбукой.Легко обучались в гимназии с 2 языками. Сейчас дочке 17 лет,она читающая молодежь.Хороший оратор. Я очень довольна этой системой!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
татьяна конюховаПапы в декрете. Хотите?
Прочитала о семейном укладе в Скандинавии. Папы отвечают за все повседневные обязанности, а начало этому положили государственные программы, стимулирующие отцов брать декретный отпуск. В Норвегии он длится полгода, в Дании – 4 месяца, а в Швеции – 3 месяца. Отпуска полностью оплачиваются государством. При таких условиях отцы могут проводить больше времени с детьми, активно участвовать в их жизни. Я в восторге, это прямо бальзам на мою душу, радуюсь за скандинавов. И вот интересно, а как бы наши женщины и мужчины отреагировали на такую инициативу? ( Да-да, мечтать не вредно). И если положительно, то готовы ли они к варианту, когда государство оплачивает половину или четверть заработка? Просто поболтать) Понятно, что речь не идет о том, что без этой половины заработка семья просто не выживет.
335
Анонимипотека на всю жизнь
доброго времени суток.
уже прошел ровно год как взяли ипотеку.
и сводим концы с концами(
раньше жили с родителями. И наконец то теперь живем отдельно.
есть ребенок 4 года.
Моя зп полностью уходит на обзательные платежи (ипотека .коммуналка). на зп мужа,все остальное в том числе оплата сада, бензин. еда ит.д.
 одежду когда себе покупали в последний раз забыла.( зп 35000)
вот как еще 19 лет протянуть(
я изначально была против такого срока, и квартиры дорогой в хорошем районе. присматривала что поскромней.
она настоял сказал ,что все норм будет.
он прав- голодом не сидим.
Ну а жить когда? ипотек в 50 лет закроем((((
257
Просто Марина 69Закон о животных
Настал праздник и у животных. Вышел закон, точное название не спрашивайте, уже забыла. Убивать бродячих нельзя, за жестокое обращение тюрьма, за выгул без поводка штраф. Надеюсь закон будет рабочим и догхантерам реальные сроки будут давать, а нерадивых владельцев собак штрафовать реально. Написала для недавней форумчанке с фобией. Правда, если детей мучают, то условку дают(это про бабушку с 3 внучками). Будем ждать ещё законов нормальных.
233
ГалинаАвария, зачем снимать?
11 января попали с сыном в аварию.
Стояли на трассе , ждали гибдд, машин набилось много. Снегопад, видимость нулевая, трасса не чищенная.
Ждали Гибдд 8 часов. И вот за это время проезжающие мимо машины снимали на телефон, не снимал только ленивый. Через день нашли аварию в сети.
Вот интересно неужели так интересно снять на телефон и выложить в сеть, у людей неприятности. Были аварии с пострадавшими, неужели нравится снять и выложить в сеть, ЗАЧЕМ??? Ваше мнение?
Мы тоже увидели себя на видео, было не приятно.
113
АнонимПро подарки детям
Дочка ходит в старшую группу дс.  В пятницу ее пригласила на день рождения девочка из группы, праздник будет в следующую субботу.  Сейчас написала ее мама,  прислала все координаты и ссылку на подарок.  Набор лего техник.  Чуть больше 5 тысяч... Ну,  в общем,  я не готова дарить такой подарок не близким друзьям. Что делать?  Дочка уже только и говорит про день рождения подружки,  попыталась маме написать,  что подарим лего,  но может быть другой набор,  на что она ответила,  что ждут именно его.  
Я для себя вижу 2 варианта :
Маме сказать,  что мы не можем прийти,  дочь в этот день отвезти куда-ндь развлечься... Но что сказать?  Почему не пойдем на день рождения? 
Так и сказать маме,  что не могу купить такой дорогой подарок... Но чего ждать от нее?  Чтобы она разрешила дарить другое?- унизительно.  
В общем, надо как-то разрулить эту ситуацию.  
К слову,  отмечать будут они в кафе в нашем районе,  где отмечали все всегда,  то есть каких-то супер затрат,  за которые они хотят компенсацию в виде подарка,  не будет. 
108
Юлия ДаниловаВстречи одноклассников .
 Получаю я приглашения на мероприятия от нашего местного кафе . Раз сходили и теперь шлют все время .  Устраивается шоу программа для одноклассников . И озадачилась : а не пойти ли нам . Кинула рассылку почти всем, потом почти у всех удалила .  Блин ,с кем хотела бы пообщаться - нет (кто в другой стране ,кто в другом городе ,кто умер уже ). И вот получается ,что общаемся мы впятером . С одной одноклассницей прямо часто ( мужья наши подружились ) . С остальными -  привет(кивком ) и то не со всеми.  
А как то от знакомых слышала ,что собираются они прямо каждый год ( ну не все естественно ) . И так прямо позавидовала по -хорошему . А тут еще на сайт школы своей зашла и в разделе *история*  фотки нашего класса нашла в колхозе . Как то аж защемило - юные ,веселые,беззаботные.   А вы с одноклассниками  встречаетесь ? 
97
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru