Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

10 главных принципов монтессори-педагогики

Авторская методика Марии Монтессори считается одной из самых популярных на сегодняшний день. В чем причина ее успеха и каковы главные принципы этой педагогической системы?


1. Ребенок — главный

Мария Монтессори была убеждена, что идти за потребностями ребенка – лучший и единственно верный путь. Только ребенку известно, что наиболее актуально для него сегодня, здесь и сейчас. Он может посвятить час переливанию воды, и никто не поведет его рисовать солнышко или надевать кольца на пирамиду. 

Во время загрузки произошла ошибка.

2. Педагог направляет и не мешает

Конечно, ребенок – главная движущая сила процесса обучения. Но взрослый – всегда рядом и действует так деликатно, чтобы не сломать и не разрушить естественную тягу к новому и интересному.

С проблемой обучения персонала сталкивалась и Мария Монтессори. Вот что она писала в своих дневниках: «Мой опыт подготовки наставниц работе в моих школах открыл мне, как далеки прежние методы от новых. Даже интеллигентные наставницы, усвоившие основной принцип, с большим трудом проводят его в жизнь. Она не может осознать, что ее новая роль лишь с виду пассивна, подобно работе астронома, который неподвижно сидит у телескопа, в то время как в пространстве вращаются миры. Идею, что жизнь идет сама собой, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо наблюдать ее и понимать, не вмешиваясь, – эту идею очень трудно усвоить и осуществить на практике».

3. Обстановка вокруг ребенка меняется вместе с его интересами

Среда – столп монтессори-педагогики. Она удовлетворяет потребности каждого ребенка в классе. Она изменяется и подстраивается под запросы ребенка. Педагоги всегда держат руку на пульсе жизни класса, наблюдают за детьми и меняют материалы на полках в зависимости от актуальности на данный момент времени.

4. В группах занимаются дети разного возраста

Очень многому ребенок учится, наблюдая за работой таких же детей, как он сам. И разновозрастные группы как нельзя лучше подходят для такого перенимания опыта внутри детского коллектива.

Ребенку очень важно видеть «зону ближайшего развития», то, чего он еще не умеет. Но вот ребенок, почти такой же, как он сам, демонстрирует это умение, и хочется тянуться, хочется тоже научиться.

Во время загрузки произошла ошибка.

Раньше такую зону ближайшего развития обеспечивала семья, в которой было много детей, и разница в возрасте была небольшой. В современной семье ребенку часто не на кого посмотреть и «опереться» в своем развитии. Именно поэтому разновозрастные группы так эффективны и полезны для развития детей.

5. Дети свободны заниматься тем, чем им хочется

Ребенок заходит в класс и выбирает себе занятие сам. Эта свобода конкретного ребенка иногда пересекается со свободами других детей, которым тоже хочется, например, поиграть именно в эти игрушки. И тут вступают простые правила класса - кто первый взял материал, тот и занимается. Можно предложить поиграть вместе, но ребенок вправе отказаться, и никто не назовет его жадиной. Отсюда вытекает следующий принцип. 

6.  Дети сами выбирают, заниматься им в одиночестве или в группе

Дети учатся отстаивать личное пространство, уважать чужое и взаимодействовать друг с другом. Пришедшие в сентябре ребята, которые расстраиваются, если с ними «не поделились», уже к концу учебного года спокойно относятся к желанию другого ребенка заниматься чем-то самому. В то же время если чем-то действительно хочется заняться вместе – дети прекрасно договорятся и найдут компромисс. 

7. Дети занимаются столько времени, сколько хотят

В монтессори-классе никто не подгоняет ребенка. Не вырывает вещей из рук («ну ты же уже поиграл, дай мне!»). За этим следят педагог и сами дети. 

Во время загрузки произошла ошибка.

В то же время, если ребенок взял материал и через 2 минуты понял, что он не хочет нанизывать бусины, а хочет резать салат - он уберет поднос с материалом на место и никто не скажет ему: «Ну позанимайся еще, смотри какие красивые разноцветные бусинки».

8. В группе действуют правила, которые соблюдают все, даже взрослые

Например, у всех материалов в классе есть свое место. После того как ребенок позанимался, он знает, что надо убрать все обратно. Со временем это становится так естественно, что делается на автомате и без напоминаний. 

Еще, например, в монтессори-классе все стараются поддерживать комфортный уровень тишины, разговаривают спокойно и негромко, даже педагоги.

9. Ребенок сам может оценить свою работу

Мария Монтессори подбирала для детей такие материалы, с которыми можно заниматься самостоятельно. Им не нужен взрослый, чтобы сказать, правильно выполнена работа или нет.

Например, знаменитые цилиндры с разным диаметром: если ребенок поставил цилиндр не в то отверстие, он сам заметит ошибку и исправится. 

Во время загрузки произошла ошибка.

10. Никто не станет навязывать ребенку свою помощь

Самостоятельность поощряется и поддерживается, никто не будет его торопить, подталкивать и помогать без просьбы. Но ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу.

Читайте также: Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
10
TSVETKOVA
интересно ,какая может быть ПРИЧИНА,ЧТОБЫ ОТДАТЬ РЕБЕНКА???!!....
СсылкаПожаловаться
Эйве
данное направление хорошо только как дополнение к основному развивающему и обучающему направлению
СсылкаПожаловаться
Пампарам
В ответ на комментарий от TSVETKOVA
TSVETKOVA
А сама эта дамочка своих детей не воспитывала, она их отдавала чужим людям на воспитание. Теоретичка, словом...
СсылкаПожаловаться
У нее был один ребенок и были причины того почему она отдала. Кстати она регулярно навещала сына,а позже он продолжал ее дело
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
353
мама кошкаСитуация в школе.Продолжение.
Девочки спасибо всем тем кто написал в прошлой теме и дал советы.Сегодня  утра были в школе,беседовали с классным руководителем.Она была очень удивленна,сказала что мальчики эти очень тихие и положительные и от них она такого не ожидала.Сказала что с ними поговорит.Но мы настояли чтобы вызвали родителей мальчиков.Сегодня пол пятого пойдем разговаривать.Но не приятно то что мне только что позвонила учитель с продленки,возмущалась что мы пошли к классному руководителю,говорила что мальчики такие положительные ,она с ними говорила и они сказали что не делали такого.И что мой ребенок выдумывает и вообще это же она их ударила веникам.В общем все разворачивается так как вы и писали в прошлой теме.Во всем пытаются обвинить дочка а мальчики у нас не причем.
328
Плюшенция.. лягушенция..Фотки .. фоточки
а давайте посмотрим, покритикуем, похвалим друг друга.. и начну с себя.. принимаю тапки, помидоры. все пригодится
258
Пятачок)Книжная тема)
Добрый вечер, дамы!)
Кто что нового прочитал, делимся, пожалуйста!))
Приветствую обсуждения прочитанных книг, рекомендации и просто разговоры за жизнь))
Усаживаемся поудобнее и начинаем!))
226
Кактусхочет побыть один
всем добрый день. не знаю для чего пишу, наверное для поддержки. в отношениях со своим мужчиной 2 года, вместе не живем. вроде все было хорошо, виделись часто, я чувствовала, что любит. в середине марта поехала на неделю в командировку. постоянно переписывались, скучал. по моему возвращению резко отказывается от встреч, слышу фразы типа «ушел в себя» «никого не хочу видеть» «депрессия». потом обвинения посыпались. типа я в ответ не даю ему того, чего он хочет(не готовлю, не ночую у него). дико обидно и больно. предлагаю встретиться-категорический отказ, типа пока не готов. переписывается охотно, но инициатива больше от меня. расставаться не хочет пока. не отрицает, что чувства остались у него.  очень тяжело от неопределенности. было ли у ваших мужчин так? 
вероятность того, что у него кто-то появился практически нулевая. после работы сразу едет домой и все
199
Юлиана"Муж обеспечивает..."- а что это значит?
Девочки, с пятницей всех вас! И хороших выходных. Тема просто поболтать, поделиться мнением. Навеяно разговором со знакомой-
она не работает, но говорит: "муж обеспечивает". Но. В кино/кафе/парки они не ходят, еду покупают по акции, мясо- только курица, на развивашки ребенок почти не ходит (денег нет), если встречаемся-
в кафе берет максимум кофе, квартира его добрачная от родителей (ипотеки нет), в платную больницу или поликлинику не обращается. Но говорит : "меня муж обеспечивает". Нередко на форуме тоже читаю эту фразу: "Меня муж обеспечивает", "Я не работаю, зарплаты мужа хватает", "Я работаю, но основной добытчик муж"... Так вот, а на что хватает? Что значит обеспечивает? Тема просто поболтать. Какие потребности муж финансово должен обеспечивать, чтобы можно было так сказать? Отпуск? Раз в год в Анапе или 3 раза в год в Доминикане? домработница? или еда/коммуналка/секции для детей достаточно? Понятно, что у всех по-разному, но интересно.
181
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru