Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

10 главных принципов монтессори-педагогики

Авторская методика Марии Монтессори считается одной из самых популярных на сегодняшний день. В чем причина ее успеха и каковы главные принципы этой педагогической системы?


1. Ребенок — главный

Мария Монтессори была убеждена, что идти за потребностями ребенка – лучший и единственно верный путь. Только ребенку известно, что наиболее актуально для него сегодня, здесь и сейчас. Он может посвятить час переливанию воды, и никто не поведет его рисовать солнышко или надевать кольца на пирамиду. 

Во время загрузки произошла ошибка.

2. Педагог направляет и не мешает

Конечно, ребенок – главная движущая сила процесса обучения. Но взрослый – всегда рядом и действует так деликатно, чтобы не сломать и не разрушить естественную тягу к новому и интересному.

С проблемой обучения персонала сталкивалась и Мария Монтессори. Вот что она писала в своих дневниках: «Мой опыт подготовки наставниц работе в моих школах открыл мне, как далеки прежние методы от новых. Даже интеллигентные наставницы, усвоившие основной принцип, с большим трудом проводят его в жизнь. Она не может осознать, что ее новая роль лишь с виду пассивна, подобно работе астронома, который неподвижно сидит у телескопа, в то время как в пространстве вращаются миры. Идею, что жизнь идет сама собой, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо наблюдать ее и понимать, не вмешиваясь, – эту идею очень трудно усвоить и осуществить на практике».

3. Обстановка вокруг ребенка меняется вместе с его интересами

Среда – столп монтессори-педагогики. Она удовлетворяет потребности каждого ребенка в классе. Она изменяется и подстраивается под запросы ребенка. Педагоги всегда держат руку на пульсе жизни класса, наблюдают за детьми и меняют материалы на полках в зависимости от актуальности на данный момент времени.

4. В группах занимаются дети разного возраста

Очень многому ребенок учится, наблюдая за работой таких же детей, как он сам. И разновозрастные группы как нельзя лучше подходят для такого перенимания опыта внутри детского коллектива.

Ребенку очень важно видеть «зону ближайшего развития», то, чего он еще не умеет. Но вот ребенок, почти такой же, как он сам, демонстрирует это умение, и хочется тянуться, хочется тоже научиться.

Во время загрузки произошла ошибка.

Раньше такую зону ближайшего развития обеспечивала семья, в которой было много детей, и разница в возрасте была небольшой. В современной семье ребенку часто не на кого посмотреть и «опереться» в своем развитии. Именно поэтому разновозрастные группы так эффективны и полезны для развития детей.

5. Дети свободны заниматься тем, чем им хочется

Ребенок заходит в класс и выбирает себе занятие сам. Эта свобода конкретного ребенка иногда пересекается со свободами других детей, которым тоже хочется, например, поиграть именно в эти игрушки. И тут вступают простые правила класса - кто первый взял материал, тот и занимается. Можно предложить поиграть вместе, но ребенок вправе отказаться, и никто не назовет его жадиной. Отсюда вытекает следующий принцип. 

6.  Дети сами выбирают, заниматься им в одиночестве или в группе

Дети учатся отстаивать личное пространство, уважать чужое и взаимодействовать друг с другом. Пришедшие в сентябре ребята, которые расстраиваются, если с ними «не поделились», уже к концу учебного года спокойно относятся к желанию другого ребенка заниматься чем-то самому. В то же время если чем-то действительно хочется заняться вместе – дети прекрасно договорятся и найдут компромисс. 

7. Дети занимаются столько времени, сколько хотят

В монтессори-классе никто не подгоняет ребенка. Не вырывает вещей из рук («ну ты же уже поиграл, дай мне!»). За этим следят педагог и сами дети. 

Во время загрузки произошла ошибка.

В то же время, если ребенок взял материал и через 2 минуты понял, что он не хочет нанизывать бусины, а хочет резать салат - он уберет поднос с материалом на место и никто не скажет ему: «Ну позанимайся еще, смотри какие красивые разноцветные бусинки».

8. В группе действуют правила, которые соблюдают все, даже взрослые

Например, у всех материалов в классе есть свое место. После того как ребенок позанимался, он знает, что надо убрать все обратно. Со временем это становится так естественно, что делается на автомате и без напоминаний. 

Еще, например, в монтессори-классе все стараются поддерживать комфортный уровень тишины, разговаривают спокойно и негромко, даже педагоги.

9. Ребенок сам может оценить свою работу

Мария Монтессори подбирала для детей такие материалы, с которыми можно заниматься самостоятельно. Им не нужен взрослый, чтобы сказать, правильно выполнена работа или нет.

Например, знаменитые цилиндры с разным диаметром: если ребенок поставил цилиндр не в то отверстие, он сам заметит ошибку и исправится. 

Во время загрузки произошла ошибка.

10. Никто не станет навязывать ребенку свою помощь

Самостоятельность поощряется и поддерживается, никто не будет его торопить, подталкивать и помогать без просьбы. Но ребенок всегда может обратиться за помощью к педагогу.

Читайте также: Методика развития Монтессори: сильные и слабые стороны.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
10
TSVETKOVA
интересно ,какая может быть ПРИЧИНА,ЧТОБЫ ОТДАТЬ РЕБЕНКА???!!....
СсылкаПожаловаться
Эйве
данное направление хорошо только как дополнение к основному развивающему и обучающему направлению
СсылкаПожаловаться
Пампарам
В ответ на комментарий от TSVETKOVA
TSVETKOVA
А сама эта дамочка своих детей не воспитывала, она их отдавала чужим людям на воспитание. Теоретичка, словом...
СсылкаПожаловаться
У нее был один ребенок и были причины того почему она отдала. Кстати она регулярно навещала сына,а позже он продолжал ее дело
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ваше ВеличествоResort - 2020
Всем привет! В светской жизни случилось небольшое затишье и чтобы не скучать предлагаю окунуться в мир моды. 
Resort или Cruise - это промежуточная коллекция, она предваряет весенне-летнюю и демонстрирует основные ее тенденции. 
419
ульяна микИ мне навеяло. Как мы выжили без интернета)
Колитесь, кто что ел несъедобное в детстве? Ну или мало съедобное? Сомнительное?

Моя сестра с двух лет ела червяков) почему - она и сама не знает. 
Я обожала стебли пить растений, а еще какое-то дерево, веточку ломаешь. кожу снимаешь и вкусно,  листья клена,  зеленую смородину, кислицу,  раз на спор съела глину, в три года стекло - стаканчик откусила)

Яблоки-фрукты воровали, но это съедобное. 
Мальчик соседский пробовал волчью ягоду, ходил гордый (живой). 
Мухоморы (уже подростками) тоже соседи пробовали, типа приход))) 
Пепел на хлеб, чтобы сигаретами не пахло. 
Шишки хвойные.
Зубную пасту (ее вообще вкусно).
На костре как-то лягушку приготовили, высокую кухню осваивали. 

Господи, как страшно было жить) 
405
Я сегодня прелесть какая гадостьФеминитивы
Всем доброго времени суток. 
Недавно в одной популярной соцсети наткнулась на такой пост:
«Привет! Таня, что за фишка такая — на ресурсе стали писать „директорка“ или „стилистка“ вместо привычных „директор“ и „стилист“. Вот это перебор, я считаю»

На, что блогер (блогерша, блогерка?) ответила:
Привет! Наоборот, это компенсация недобора. Русский язык не разрешает маркировать женским родом уважаемые, престижные и высокооплачиваемые занятия, он нам прямо говорит, что женщины — второсортные существа. И внедрение феминитивов эту ситуацию меняет. Ситуация изменится в том числе и потому, что нам перестанут резать ухо слова, демонстрирующие, что женщина — это человек. А пока общество формирует негативный по отношению к женщинам язык, а язык форматирует сознание и представление о мире конкретного человека.

Несколько примеров. Мы только в мужском роде называем статусные творческие профессии: поэт, композитор, балетмейстер — полно обсуждений в духе «не называйте Ахматову поэтессой, она поэт». Только в мужском называем людей, обладающих властью: президент, полицейский, министр, депутат. Только в мужском определяем людей с мозгами: гений, ученый, мудрец. При этом женщинам на малооплачиваемых и низкоквалифицированных работах (уборщица, официантка, санитарка) никто не говорит, что пол маркировать не нужно, и достаточно названия профессий в мужском роде: уборщик, официант, санитар.

Когда женщина делает что-то плохое, нет никакой проблемы использовать феминитивы: садистка, живодерка, воровка, — и указание пола опять становится достаточно уместным. Более того, если спросить себя, какие ассоциации вызывает слово «профессионал», это будет мужчина в костюме или рабочей одежде рядом с какими-то устройствами или инструментами, либо просто кто-то очень востребованный в офисе. Первая ассоциация на слово «профессионалка» — проститутка. Вторая, впрочем, тоже.

Так представления о женщине как о недочеловеке с исключительно обслуживающими функциями сформировали соответствующий вокабуляр, а он в свою очередь указывает нам наше место в этом мире. Мне лично это место не нравится, и никто такого отношения просто по факту рождения не заслуживает. 

Как вы думаете это уже перебор????
А, да феминитивы - это слова женского рода, альтернативные или парные к аналогичным «мужским» понятиям.
Я вот считаю, что это передергивание и бред. Представляю договор с должность. генеральная директорка. Или счет подписывает главная бухгалтерка. Или секретарка
246
Эляне верю я в этих псевдо-мусульманок
Гуляла с детьми и встретила бывшую коллегу, она была несколько лет в любовницах у нашего начальника (он женат был, имея тогда уже двух жен,мусульманин,со всеми вытекающими), а тут смотрю она идет, одета в мусульманскую одежду, в платке с ребенком в коляске, она то славянка православная была, а тут чего????? я честно в шоке от ее вида, и не оттого,что я что-то против мусульман имею, а оттого,что ну не верю я, что это от души и от сердца она так облачилась. девушки-опомнитесь.
232
Василиса МикулишнаНе хочу внуков
Шутка, рано мне еще, сыну 18)
Просто навеяло. 
Нашла я тут у калитки котенка, ползает в пыли, пищит, худющий, грязный и голодный. Но шустрый. Только калитку открыла, он шмыг и по ступенькам, которые выше его, взлетел на крыльцо)
Ну что, отмыла, накормила, приласкала. Ест сам, но титьку еще просит, все норовит мне халат замуслякать. Сам с ладошку размером.
Так вот к чему тема: прошло три дня, а я уже устала не спать по ночам, нянькаться, на ручках носить, подлавливать для туалета. Не было у бабы заботы))) Так что не хочу внуков, мне с головой котенка хватило)))
Пы. Сы. Персиком назвала эту рыжую шкоду. Вроде пацан, но это не точно

Хвастайтесь своими.
228
Мария СоболеваКазнить нельзя помиловать
Встретились на прошлой неделе две истории. Одна, о девушке, которая пыталась спасти щенка, и была проклята любителями животных, прозвучала в новостях. Для тех, кто не слышал, повторю коротко. Щенка сбила машина, случайно оказавшаяся рядом девушка отвезла его к ветеринарам, потратила больше 5 тыс. на обследование и стала искать опекунов щенку в соц.сетях, т.к. сама не имела возможности о нем заботиться. Ветеринары дали неутешительный прогноз, за два часа на призыв девушки никто не откликнулся. Щенка усыпили. После этого зоозащитники проснулись и начали оскорблять и проклинать девушку
Вторую историю рассказала приятельница по дороге на дачу. Дачи у нас в деревнях, которые в 60-е годы начали вымирать, в 90-е - превращаться в дачные поселки, а сейчас некоторые превращаются в коттеджные. В одном из таких поселков инициативная группа провела собрание и собирает подписи под требованием отрубить голову единственному в населенном пункте петуху за то, что недисциплинированная птица встречает рассвет звонким "ку-ка-ре-ку" 
А вы бы подписались под приговором петуху?
228
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru