Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

5 лучших воспитателей в истории

27 сентября в России отмечают День воспитателя и всех дошкольных работников. Именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России детский сад. Мы решили вспомнить известных воспитателей, без работы которых невозможно представить современного дошкольного образования.


Роберт Оуэн

Первый в мире детский сад – «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк фабрикант Роберт Оуэн. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.

Robert Owen by William Henry Brooke

Кстати, сам Роберт, сын мелкого лавочника, не получил систематического образования. Вся его учеба ограничилась двумя классами школы уэльского городка Ньютаун. Однако Оуэн страстно увлекался наукой, не боялся тяжелой работы и довольно быстро выбился в управляющего мануфактурой. А затем стал владельцем текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн верил, что характер человека формируют обстоятельства и социальное окружение. А значит, чем раньше начинается обучение и воспитание ребенка, тем больше шансов вырастить самостоятельно и рационально мыслящую личность. Большое значение Роберт придавал трудовому воспитанию.

Свои взгляды он решил проверить на практике, когда организовал «школу для маленьких детей». В ней занимались малыши в возрасте от года до 5 лет. Их обучали чтению, танцам, много времени отводилось играм на свежем воздухе. Дети 5-10 лет учились в дневной школе при фабрике. Им преподавали язык, арифметику, географию, естествознание, историю, а также привлекали к работе в мастерских, в саду и в поле. Подростки и взрослые, работающие на фабрике, учились по вечерам.

Нью-ланаркская фабрика прославилась далеко за пределами Шотландии как своими коммерческими успехами, так и благосостоянием рабочих. Ее даже посетил будущий император Николай I. Говорят, он предлагал Роберту Оуэну вместе с  двумя миллионами британских рабочих переселиться в Россию, однако фабрикант предпочел остаться на родине.

Фридрих Фрёбель

Хотя Роберт Оуэн создал первое по типу дошкольное учреждение, основоположником дошкольного воспитания и создателем понятия «детский сад» стал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Свой первый «детский сад» он открыл в 1840 году в Бланкенбурге.

GDR-stamp Friedrich Fröbel 20 1957 Mi. 565

Фрёбель был убежден, что в ребенке от природы заложены 4 инстинкта: деятельности, познания, художественный и религиозный. И цель правильного воспитания – развить природные особенности ребенка, помочь им раскрыться. Этим и должны заниматься в детском саду.

Большое внимание Фридрих уделял физическому развитию. Но стержнем его воспитательного метода для детского сада стала игра.

Педагог разработал практические пособия для развития маленьких детей, которые называют «дары Фрёбеля». Например, связанные из шерсти разноцветные  мячи на ниточках, благодаря которым дети знакомились с цветами, учились понимать пространство. Или деревянные шар, куб и цилиндр, с помощью которых дети узнавали о формах разных предметов.

В детском саду Фрёбеля воспитанники занимались с «дарами», рисовали, лепили, плели и вырезали из бумаги, вышивали. Много времени отводилось на подвижные игры. Кстати, некоторые из этих упражнений, усовершенствованных и переработанных, используются и в современных садах.  

Хотя в жизни в детских садах чаще встречаешь воспитательниц, режиссерам интереснее перевернуть все с ног на голову и посмотреть, как будут справляться с этой непростой работой мужчины. Вот почему самые популярные экранные воспитатели – "усатый нянь" Кеша Четвергов и «джентльмен удачи» Евгений Трошкин, которому пришлось на время превратиться в "доцента", не прощаясь с педагогикой, ведь на его перевоспитании оказалось трое преступников.

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович – первый в нашей стране теоретик и практик  общественного дошкольного воспитания. Она хотела навсегда эмигрировать в Швейцарию, однако там услышала курс лекций по системе дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля, затем увидела, как работают женевские детсады, – и вернулась в Россию.

Wikimedia Commons

В 1863 году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад». Например, она считала, что дошкольников нельзя отдавать в школу, но и только в семье ребенку в возрасте 3-7 лет расти неполезно. Он непременно должен воспитываться  в детском саду вместе со сверстниками и друзьями – под руководством «садовниц»-воспитателей.

«Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка <…>  Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад».

Работая с детьми, Аделаида обнаружила минус фрёбелевской системы: все развивающие занятия с детьми сводились к работе с дидактическими материалами (рисунками, кубиками, мячами). Получалось, что ребенок просто заучивал названия, свойства этих предметов, а также то, какие с ними нужно производить действия, но не понимал смысла своих игр.

«Попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. <…>  В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду», – предупреждала ярых фрёбелистов Симонович.

Мария Монтессори

Методы воспитания Марии Монтессори применяются в детских садах и развивающих центрах всего мира. А ведь начиналась ее работа с детьми с отклонениями в развитии. Однако после того, как ее воспитанники превзошли своих здоровых сверстников в письме, счете и чтении, Мария поняла, как плохо обстоят дела с обучением здоровых детей в Италии.

«Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали», – признавалась педагог.

Maria Montessori1913

Ее стараниями в 1907 году в Риме открылся «Дом ребенка» для детей рабочих. Именно здесь проверялись на практике знаменитые в наши дни принципы воспитания Монтессори: ребенок развивается сам, в своем темпе и без вмешательства взрослых.

Занятия в «Доме ребенка» проходили в группах, в которых занимались дошкольники разного возраста. Старшие заботились о младших, а те в свою очередь наблюдали и учились у старших детей. Воспитателям в «Доме ребенка» отводилась роль помощников, которые не указывали ребенку, чем, сколько и как ему заниматься, и ждали, когда он сам попросит их совета. 

Дети занимались в помещениях, где все организовали для их самостоятельных игр и занятий. У каждой вещи в классах было свое место, на которое ее нужно вернуть. Дети знали, что после игр их ожидала уборка, и потом уже ставили все на место без напоминаний взрослых.

"Засветился" в роли воспитателя дошкольников и Арнольд Шварценеггер в фильме "Детсадовский полицейский". Суровому копу ради выполнения важного задания пришлось устроиться в сад, заниматься с "мелюзгой" и, конечно, стать жертвой их проделок. Смотреть на это очень весело, но на месте "железного Арни" оказаться совсем не хочется.

Януш Корчак

Пожалуй, главное свое педагогическое правило – «Воспитатель должен любить детей» – польский врач и педагог Януш Корчак проиллюстрировал всей своей жизнью. В 1911 году он стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей. Он добровольно отправился в концлагерь, когда туда повезли его учеников. И погиб вместе с ними, до конца жизни оставаясь воспитателем.

Dom Sierot orkiestra pod batutą Janusza Korczaka 1923

«Дом сирот» Януша Корчака был организован как государство в государстве. И управлялся он детьми. У них были своя «конституция», выборный детский парламент, товарищеский суд, причем его решения были обязательны и для взрослых сотрудников учреждения.

Корчак с другими педагогами готовил детей к реальной жизни за стенами «Дома сирот»: «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Главные принципы метода Корчака заключались в том, чтобы любить ребенка, наблюдать за его поведением, не применять насилия в воспитании, быть с ним честным и требовать от него лишь то, что можно выполнить. Простые требования только на первый взгляд кажутся такими: «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребенка“ и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…».

Но какое усилие требуется сделать некоторым взрослым, чтобы признать, по завету Корчака, «что дети – разные».

А каких воспитателей знаете вы?

Читайте также: Как понять, готов ли ребенок к детскому саду? (тест).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
66
нэлли соркина
В своём интервью доктор Рошаль заметил,
что маленькие дети - умные люди, а к
подростковому возрасту они глупеют;)
СсылкаПожаловаться
Львёна
Аристотель.
СсылкаПожаловаться
nobodys&#39; wife
мда... в госсадах нашим "воспитателям" еще учиться и учиться....
Ни эмпатии к детям, когда плачущего ударившегося ребенка воспитатель "утешает" словами "Ничего страшного"(танцы с бубнами тож,канеш,не надо ,тем не менее посочувствовать не могут), ни сочувствия,когда дите в 2 САНТИМЕТРАХ От глаза ссадину получил,а вотсптитель вместо мед.помощи говорит "Может,хоть ЭТО тебя успокоит!"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимМоя дача и свекровь сестры
Отдала сестре дачу в пользование. Все расходы и коммуналку оплачиваю сама, у сестры с мужем сейчас большие финансовые трудности. Почти все лето сестра с детьми была там, сейчас вернулись в город. На даче осталась только ее свекровь.

И тут мне позвонила соседка, и говорит что на даче появились какие то новые люди .Оказалось, что эта свекровь пригласила к себе бж сына с детьми. Я позвонила сестре, та вообще в шоке. Позвонила мужу сестры и сказала, что у него ровно один день, выгнать с моей дачи посторонних. Иначе никакой финансовой помощи. Выгнал. Так теперь мне эта свекровь названивает с притензиями,что сын на неё рассердился .Это вообще как ?
434
АнонимДети из ДД ждут не любящих родителей, а тугие кошельки?.. Поправьте, если я ошибаюсь
Доброго дня!
Задумываемся об опеке.
Смотрю видео на сайте видеоанкет детей из дд.
У меня сложилось впечатление, что дети там очень избалованы.
У детей в семьях иногда нет и половины того, что есть у них.
И мне показалось, по их интервью, что кто повзрослее - они хотят найти не любящих маму и папу, а кошельки потуже. Это главное качество, которое им интересно в потенциальных опекунах...
Я не права?
426
Мадам Н.Д.Форум! Такой Форум!
Давно хотела поговорить о + и - нашего Форума, а тут созрела. Сначала решила сделать Анонимную тему, но передумала- не хочу скрываться, тем более всегда откровенно высказываю СВОЕ мнение, за что и получаю иногда......Итак, поговорим о нас.
361
Ящер ФридерикПутешествие по Германии. Минивстреча. Многофото.
Всем добрый день! 
Как уже вошло у меня в привычку, в последний день отпуска я делюсь с вами своими впечатлениями и настроением. В этот раз мы обошлись без моря, зато я решила съездить к родственникам в Германию и в этот раз взяла с собой дочку. Побывали в нескольких городах, увидели много красивого и интересного, а также в один из дней состоялась минивстреча форумчанок в скромном составе Ящер и Надёна с семьями (в неполном составе). Отчет свой я начну именно с этого. А дальше будет много фото из мест, где мы побывали и что - совершенно неожиданно! - довелось увидеть. 
Надеюсь, с выкладкой все получится. Фото будет много, так что запасаемся терпением.
255
ЛягушенцияТатуированные воспитательницы и воспитатели в саду
Просто интересно. У сына в подготовительной группе был воспитатель, мужчина- брутал.. под два метра ростом, весь в татухах и с пирсингом, но как его обожали дети! Отличный воспитатель. Сейчас адаптация у малого в яслях, воспитательница только что на лице без татуировок, приветливая и отзывчивая. Многие знают, мы не с РФ.
А у Вас есть такие и как Вы к такому относитесь ( воспитатели,учителя). ? Мама моя по началу, да и сейчас иногда в шоке) , от местных дет.садов в том числе, так как она проработала 25 лет воспитателем и 10 лет была заведующей в РФ, и для неё местные сады нечто ужасное)
238
викТОРИяПросто пообщаться...
Всем привет!
Вот малая заснула, а я уснуть не смогла. Вроде, и хочется, а как лягу, так мысли разные приходят в голову.

Почитала я вчера ответы на мою тему... В общем, многие правильно пишут - не умею распределять время, не могу правильно организовать домашних, домработница на шею села... Но снова эти едкие коменты из серии "как вас прижало" или "прячешь голову в песок"
Девочки! Вы и впрямь думаете, что ваше мнение единственно правильное? И правильное решение - это всениприменно то, какое выбрали бы вы?

Но я даже не об этом хотела рассказать.
Вот пишут, мол, в тайне хочу вернуться в Питер. Хм... Вот и да, и нет! В Питере мне жилось кайфово и вольготно - с мамой и замечательным отчимом под боком. Просто как у Христа за пазухой! НО! Живя с родителями, я была отчасти всё ещё ребёнком. Переехав в Сенегал, я первое время очень страдала! Меня ломало и выворачивало! Не из-за мужа или кого-то ещё, а просто так! (Поэтому и падчерицу я хорошо в этом плане понимаю). Но именно здесь я потихоньку становлюсь собой! Учусь обходится своими силами, без мамы. В Африке (не без страданий, конечно) я занялась творчеством. И пусть я не Набоков и не Бунин, но сам процесс приносит ни с чем не сравнимое удовольствие!
Скорее всего, при сытой питерской жизни я бы до этого не дошла.
Да и такая ли она "сытая"? (Надеюсь, все понимают, что я не только про еду сейчас говорю?) Среди моих знакомых мало кто живёт припеваючи. И если я "ничего слаще морковки не ела", то они и просто голодали? А сколько из моих знакомых ненавидят Питер и мечтают уехать! Ууууу! (Я не из их числа. Я нежно люблю свой город).

Я считаю, что у каждого свой путь. Я никогда не пройду путь кого-то из форумчанок, как и ни одна из вас не пройдет мой путь. Зачем пытаться самоутвердиться за мой счёт? Или же ваше "слаще морковки" на поверку не такое сладкое? ;)

Тема философская. Всё-таки общения мне не хватает. (Именно русскоязычного!) Хандра отпустила, хоть и дождик шел ночью, а желание порассуждать появилось.
197
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru