Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

5 лучших воспитателей в истории

27 сентября в России отмечают День воспитателя и всех дошкольных работников. Именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России детский сад. Мы решили вспомнить известных воспитателей, без работы которых невозможно представить современного дошкольного образования.


Роберт Оуэн

Первый в мире детский сад – «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк фабрикант Роберт Оуэн. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.

Robert Owen by William Henry Brooke

Кстати, сам Роберт, сын мелкого лавочника, не получил систематического образования. Вся его учеба ограничилась двумя классами школы уэльского городка Ньютаун. Однако Оуэн страстно увлекался наукой, не боялся тяжелой работы и довольно быстро выбился в управляющего мануфактурой. А затем стал владельцем текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн верил, что характер человека формируют обстоятельства и социальное окружение. А значит, чем раньше начинается обучение и воспитание ребенка, тем больше шансов вырастить самостоятельно и рационально мыслящую личность. Большое значение Роберт придавал трудовому воспитанию.

Свои взгляды он решил проверить на практике, когда организовал «школу для маленьких детей». В ней занимались малыши в возрасте от года до 5 лет. Их обучали чтению, танцам, много времени отводилось играм на свежем воздухе. Дети 5-10 лет учились в дневной школе при фабрике. Им преподавали язык, арифметику, географию, естествознание, историю, а также привлекали к работе в мастерских, в саду и в поле. Подростки и взрослые, работающие на фабрике, учились по вечерам.

Нью-ланаркская фабрика прославилась далеко за пределами Шотландии как своими коммерческими успехами, так и благосостоянием рабочих. Ее даже посетил будущий император Николай I. Говорят, он предлагал Роберту Оуэну вместе с  двумя миллионами британских рабочих переселиться в Россию, однако фабрикант предпочел остаться на родине.

Фридрих Фрёбель

Хотя Роберт Оуэн создал первое по типу дошкольное учреждение, основоположником дошкольного воспитания и создателем понятия «детский сад» стал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Свой первый «детский сад» он открыл в 1840 году в Бланкенбурге.

GDR-stamp Friedrich Fröbel 20 1957 Mi. 565

Фрёбель был убежден, что в ребенке от природы заложены 4 инстинкта: деятельности, познания, художественный и религиозный. И цель правильного воспитания – развить природные особенности ребенка, помочь им раскрыться. Этим и должны заниматься в детском саду.

Большое внимание Фридрих уделял физическому развитию. Но стержнем его воспитательного метода для детского сада стала игра.

Педагог разработал практические пособия для развития маленьких детей, которые называют «дары Фрёбеля». Например, связанные из шерсти разноцветные  мячи на ниточках, благодаря которым дети знакомились с цветами, учились понимать пространство. Или деревянные шар, куб и цилиндр, с помощью которых дети узнавали о формах разных предметов.

В детском саду Фрёбеля воспитанники занимались с «дарами», рисовали, лепили, плели и вырезали из бумаги, вышивали. Много времени отводилось на подвижные игры. Кстати, некоторые из этих упражнений, усовершенствованных и переработанных, используются и в современных садах.  

Хотя в жизни в детских садах чаще встречаешь воспитательниц, режиссерам интереснее перевернуть все с ног на голову и посмотреть, как будут справляться с этой непростой работой мужчины. Вот почему самые популярные экранные воспитатели – "усатый нянь" Кеша Четвергов и «джентльмен удачи» Евгений Трошкин, которому пришлось на время превратиться в "доцента", не прощаясь с педагогикой, ведь на его перевоспитании оказалось трое преступников.

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович – первый в нашей стране теоретик и практик  общественного дошкольного воспитания. Она хотела навсегда эмигрировать в Швейцарию, однако там услышала курс лекций по системе дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля, затем увидела, как работают женевские детсады, – и вернулась в Россию.

Wikimedia Commons

В 1863 году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад». Например, она считала, что дошкольников нельзя отдавать в школу, но и только в семье ребенку в возрасте 3-7 лет расти неполезно. Он непременно должен воспитываться  в детском саду вместе со сверстниками и друзьями – под руководством «садовниц»-воспитателей.

«Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка <…>  Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад».

Работая с детьми, Аделаида обнаружила минус фрёбелевской системы: все развивающие занятия с детьми сводились к работе с дидактическими материалами (рисунками, кубиками, мячами). Получалось, что ребенок просто заучивал названия, свойства этих предметов, а также то, какие с ними нужно производить действия, но не понимал смысла своих игр.

«Попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. <…>  В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду», – предупреждала ярых фрёбелистов Симонович.

Мария Монтессори

Методы воспитания Марии Монтессори применяются в детских садах и развивающих центрах всего мира. А ведь начиналась ее работа с детьми с отклонениями в развитии. Однако после того, как ее воспитанники превзошли своих здоровых сверстников в письме, счете и чтении, Мария поняла, как плохо обстоят дела с обучением здоровых детей в Италии.

«Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали», – признавалась педагог.

Maria Montessori1913

Ее стараниями в 1907 году в Риме открылся «Дом ребенка» для детей рабочих. Именно здесь проверялись на практике знаменитые в наши дни принципы воспитания Монтессори: ребенок развивается сам, в своем темпе и без вмешательства взрослых.

Занятия в «Доме ребенка» проходили в группах, в которых занимались дошкольники разного возраста. Старшие заботились о младших, а те в свою очередь наблюдали и учились у старших детей. Воспитателям в «Доме ребенка» отводилась роль помощников, которые не указывали ребенку, чем, сколько и как ему заниматься, и ждали, когда он сам попросит их совета. 

Дети занимались в помещениях, где все организовали для их самостоятельных игр и занятий. У каждой вещи в классах было свое место, на которое ее нужно вернуть. Дети знали, что после игр их ожидала уборка, и потом уже ставили все на место без напоминаний взрослых.

"Засветился" в роли воспитателя дошкольников и Арнольд Шварценеггер в фильме "Детсадовский полицейский". Суровому копу ради выполнения важного задания пришлось устроиться в сад, заниматься с "мелюзгой" и, конечно, стать жертвой их проделок. Смотреть на это очень весело, но на месте "железного Арни" оказаться совсем не хочется.

Януш Корчак

Пожалуй, главное свое педагогическое правило – «Воспитатель должен любить детей» – польский врач и педагог Януш Корчак проиллюстрировал всей своей жизнью. В 1911 году он стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей. Он добровольно отправился в концлагерь, когда туда повезли его учеников. И погиб вместе с ними, до конца жизни оставаясь воспитателем.

Dom Sierot orkiestra pod batutą Janusza Korczaka 1923

«Дом сирот» Януша Корчака был организован как государство в государстве. И управлялся он детьми. У них были своя «конституция», выборный детский парламент, товарищеский суд, причем его решения были обязательны и для взрослых сотрудников учреждения.

Корчак с другими педагогами готовил детей к реальной жизни за стенами «Дома сирот»: «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Главные принципы метода Корчака заключались в том, чтобы любить ребенка, наблюдать за его поведением, не применять насилия в воспитании, быть с ним честным и требовать от него лишь то, что можно выполнить. Простые требования только на первый взгляд кажутся такими: «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребенка“ и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…».

Но какое усилие требуется сделать некоторым взрослым, чтобы признать, по завету Корчака, «что дети – разные».

А каких воспитателей знаете вы?

Читайте также: Как понять, готов ли ребенок к детскому саду? (тест).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
66
нэлли соркина
В своём интервью доктор Рошаль заметил,
что маленькие дети - умные люди, а к
подростковому возрасту они глупеют;)
СсылкаПожаловаться
Львёна
Аристотель.
СсылкаПожаловаться
nobodys&#39; wife
мда... в госсадах нашим "воспитателям" еще учиться и учиться....
Ни эмпатии к детям, когда плачущего ударившегося ребенка воспитатель "утешает" словами "Ничего страшного"(танцы с бубнами тож,канеш,не надо ,тем не менее посочувствовать не могут), ни сочувствия,когда дите в 2 САНТИМЕТРАХ От глаза ссадину получил,а вотсптитель вместо мед.помощи говорит "Может,хоть ЭТО тебя успокоит!"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АльБатросАборт казнить нельзя помиловать!
По следам модно нынче, ну и я сделаю.
Уважаемый форум, проблема стара как мир: беременность настала, биопапа свалил в туман, мама рожает и разгребает, папа отделывается копеечными алиментами или вовсе нулевым взносом в содержания потомка.

На форуме высказываются мысли, что надо папу-маму в правах и обязанностях уровнять.
Как это сделать?
Особенно интересует ситуация, когда беременность возникла по обоюдному согласию, но на ранних сроках дама решает прервать. Показаний к прерыванию нет, биоотец против аборта и хочет ребёнка. 
В случае, когда папа не хочет, а мама хочет - она оставляет беременность.
При уравнивании в правах: мама не хочет, папа хочет - беременная обязана выносить ребёнка, абот запрещён без согласия.
Так?
Господа и дамы, ответьте, что вы думаете по этому поводу.
А то у меня уже дёргается глаз.
Всем спасибо.
543
EXTAДля тех кто знает мою ситуацию
Девочки, кто в курсе событий, просто поговорите со мной, я очень нервничаю. Завтра мой выход на работу после 10 лет перерыва. Я ооочень боюсь, хотя сейчас мне писала начальница, спрашивала все ли в силе, сказала что ждет завтра и что это будет первый рабочий день. Но я таак боюсь, хотя знаю, что не тупая и справлюсь, просто надо войти в курс дел. Муж крутит нервы, с утра позвал в кафе, все нормально вроде, а теперь орет завтра ты не выходишь, сначала съездишь на родину с ребенком потом делай что хочешь! Какая нафиг родина, кто меня ждать будет месяц. Я выхожу полюбому, в нашем городе место в офисе не найти! Но этот урюк давит на больное, живи отдельно тогда, ультиматумы ставит и т.д. Все как всегда, мне поддержка нужна, а тут такое. Домой грозится меня завтра с работы не пустить. Боюсь как бы не случилось чего со здоровьем с нервов, давление скаконет и [ удалено модератором  ], и поеду я в больничку заместо работы!
427
Маргарита СафринаАлименты, стоит ли подавать?
Здравствуйте, девочки, кто подавал на алименты на мужчину, который всеми силами открещивался от своего чада и не помогал совсем? Не строил ли потом вам этот папуля гадости в отместку? Есть ли смысл ловить такого чудака? Платил ли он? 

В браке официально не были, несколько лет были в отношениях, при новости о беременности везде заблокировал и скрылся в неизвестном направлении, как будто я случайная интрижка. Ребенка решила оставлять, оформила все выплаты, не стала сначала за ним бегать, не до того было. Скоро ребенку 1,5 годика, пособия закончатся, хочу подавать на алименты, но побаиваюсь что сама же лишу себя спокойной жизни. А, с другой стороны, деньги очень нужны, не шикуем.
343
Panna CottaИ все же...)
Всем привет! Долго я думала, стоит ли здесь создавать тему... Все же решилась) 
31 мая мы с мужем все же дошли до ЗАГСа) дожал, хотя мне и без штампа неплохо жилось. 
160
Вера РодинаДавненько не брала я шашек в руки! Т.е. давненько новые стишки не толкала в массы.
Многие могут и не знать, что за стишки такие. Они пишутся по правилам, никаких знаков препинания и заглавных букв. Рифмы тоже не обязательны, главное, соблюдать ритм. Ну, это правила в кратком виде. Кому не понравится, значит, это не ваше. Мне, например, вафли не нравятся, а нравится эклер. Так что на вкус на цвет ...
Ох, а эклер мне нельзя по здоровью, но так хочется!
 Ладно, поехали, стишки-пирожки, порошки и прочие.
119
Елена НаумоваЛишний вес у девочки (?)
Здравствуйте! Хотелось бы спросить у вас совета.
Дело в том, что моей дочке (12 лет) на танцах сказали, что она за последние пару месяцев потолстела, и что до конца июня надо бы сбросить лишний вес. Но на самом деле она у меня даже худенькая (ну так, на взгляд). Я спросила у неё, говорил ли ей кто-нибудь о том, что она "довольно пышненькая". Она грустно ответила, что некоторые друзья. Но она совсем не полненькая и очень активная. Вот и что с этим делать?
108
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru