1. Рафаэль — «Мадонна в кресле» (ок. 1514 г.)
![Raphael_Madonna_della_seggiola Raphael_Madonna_della_seggiola](https://resizer.mail.ru/p/799cadc6-0150-588c-85f6-eba57ea8d256/AQAJkJb-tDU5Cr0kcD3ZdEf0cBJUBx9rRu3suLwSVvh0zNRMGnegULArmFmj7WH0xdNhgG1Zm_a8RgDyfTCH_aADQNI.jpg)
Образ Мадонны повлиял на то, как художники изображали матерей и детей на протяжении многих веков и по сей день. Это портрет матери с ребёнком на руках. Красивая женщина держит малыша, она любуется им, горделиво показывает или, как в данном случае, обнимает, словно желая защитить от всего мира. Изображения детей будут частью материнского или семейного портрета ещё много сотен лет.
2. Г. Метсю — «Больной ребёнок» (ок. 1660 г.)
![93494 93494](https://resizer.mail.ru/p/09ca41bc-cc80-513c-8aa1-9997ab0e62b9/AQAJmUw8TY2huFbeZjpiwRrOhA2a5BjIkbvZxtOBrApiJlnX7Iw3e32DQ4_pqOdlfimU8nDO7uL9SBhwbERiMeg-uDQ.jpg)
Жанровая живопись, то есть изображение бытовых сцен, была очень популярна в Голландии XVII в. Однако Габриель Метсю привносит в изображение матери, осматривающей заболевшего ребенка, второй, религиозный контекст.
На стене в комнате висит картина: если приглядеться, то видно, что это «Распятие». Поза ослабевшего больного напоминает некоторым искусствоведам положение, в котором часто изображали тело Христа на руках у оплакивающей его Марии.
И всё же на полотне Метсю тема божественной материнской любви и боли не является главной. В центре внимания и художника, и зрителя – человеческая боль, тревога обычной женщины за своего земного ребёнка.
3. М.-Э.-Л. Виже-Лебрен — «Портрет Марии-Антуанетты с детьми» (1787 г.)
![Marie_Antoinette_and_her_Children_by_Élisabeth_Vigée-Lebrun Marie_Antoinette_and_her_Children_by_Élisabeth_Vigée-Lebrun](https://resizer.mail.ru/p/1eeab1cc-1301-5f6b-a39a-7c87e699d460/AQAJANpqbC1lJ5leM3a1snxfwjsPPwZQGqrk7RwmCbWcend7jwac8XfIZ5HyThsybeZcpYUBB0y6AxSNYY6u5zWxQS0.jpg)
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен была настолько талантлива, что стала любимой портретисткой Марии-Антуанетты и написала десятки её портретов. Почти все – очень нежные и личные.
Однако в 1785 году Виже-Лебрен получила заказ на изображение королевы как респектабельной женщины и прекрасной матери с детьми–наследниками династии. От первых эскизов до завершения работы прошло два года. И хотя картина задумывалась как официальный семейный портрет, Виже-Лебрен даже сюда привносит лирические нотки.
Королева держит на коленях младшего сына, дочка льнёт к матери, а наследник престола придерживает занавес над пустой колыбелью – это намёк на смерть младенца-принцессы, скончавшейся во время работы над картиной. Парадный портрет превратился в изображение семьи, совсем недавно пережившей потерю малыша.
4. Ж.-Б. С. Шарден — «Мальчик с волчком» (1738 г.)
![075e3d1fd441076e4084afebffc38b9c31097 075e3d1fd441076e4084afebffc38b9c31097](https://resizer.mail.ru/p/f66d14ca-34f2-58c9-9f52-d661d69fdb8a/AQAJc-3UkkAhyKFmpz3G-TvOWf6tv4pJJyN4jsx8CM_Vi7PW8THHgaWy9WsSyyzON_dPZtv1HfeondfKmVCtMHmedBg.jpg)
Обычай времени требовал, чтобы детей изображали маленькими взрослыми, во взрослой одежде и даже в парике. На первый взгляд, Жан-Батист Симеон Шарден следовал традиции. На столе перед мальчиком чернильница и стопки книг. Судя по всему, он должен бы корпеть над уроками. Но вместо этого он сдвинул всё на край стола и запускает маленький волчок. Это один из первых в европейской живописи портретов ребёнка, занятого самым настоящим детским делом – игрой.
5. Т. Гейнсборо — «Портрет мальчика в голубом» (1770 г.)
![Thomas_Gainsborough_-_The_Blue_Boy_The_Huntington_Library_San_Marino_L._A. Thomas_Gainsborough_-_The_Blue_Boy_The_Huntington_Library_San_Marino_L._A.](https://resizer.mail.ru/p/f1e14184-ff03-564e-9c82-cf0351a96af9/AQAJKPzqsqM2jo5EDPmB8eSfDxnZdd0EgQBZitZ0HIyaSM_GqA6lsy-DTHz2I_G0N3xjhMP7fKM3ilBZH3Ff_UhKjs0.jpg)
Английские портреты XVIII в. – одни из самых знаменитых, а эта поэтичная картина-загадка – самая популярная во всем английском изобразительном искусстве. Личность модели долгое время была окутана тайной. Никто точно не знает, кто этот мальчик и почему художник написал его портрет. Сегодня считается, что это сын богатого торговца скобяными товарами, которого Гейнсборо решил изобразить в костюме аристократа.
6. Дж. Рейнолдс — «Леди Кэролайн Скотт в виде "Зимы"» (1776-1777 гг.)
![reynolds3_AxGbABC reynolds3_AxGbABC](https://resizer.mail.ru/p/d0e930e7-40da-5731-9f68-961bee79df9a/AQAJh3AIv9SPJ2iAwtxxfAG7x0obNKC6X4bQUif4QPhO6nE62LupB2edpq4nriGaw6n--aIz6bX_Haju2NYPEa8bBf8.jpg)
Джошуа Рейнолдс легко ладил с детьми как в жизни, так и в живописи. И это хорошо видно по портрету леди Кэролайн Монтегю-Скотт, дочери третьего герцога Баклу. Юная герцогиня греет руки в муфте, от мороза у неё разрумянились щёки. Рейнолдс пишет портрет девочки-аристократки, но показывает её не как наследницу голубых кровей, а как простого весёлого ребёнка. Если не прочитать подпись, ни за что не угадаешь, что смотришь на портрет герцогини.
7. Кл. Моне — «Прогулка. Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)» (1875 г.)
![Claude_Monet_011 Claude_Monet_011](https://resizer.mail.ru/p/1269ad1d-aeac-5b1a-8830-db18152234dc/AQAJL2h5-XBy0pnnOvcEjib5_ZtSK88WlUScT-whYr7-Ie8ULW02k9AMwcBOEwBEcVJwLF5s1X226EQFoY6kpsyXfbo.jpg)
Клод Моне стремился передать движение воздуха, солнечный свет – это были новые идеи в живописи середины XIX в. Их появление совпало с нововведениями в медицине: врачи стали рекомендовать пациентам проводить больше времени на свежем воздухе, среди растений или даже на морском побережье.
В результате горожане начали уезжать на лето на природу, а у художников появился дополнительный повод работать на пленэре, то есть на воздухе. Моне оставил несколько изображений своей жены Камиллы и детей в саду или на прогулке в полях, но это – самое известное.
8. М. Кэссетт — «Маленькая девочка в голубом кресле» (1878 г.)
![12cas_b 12cas_b](https://resizer.mail.ru/p/b0ec6538-7b07-5aee-a5d6-e4acee64e65f/AQAJZqowprlBvZWMEYGCDYRHVURfMHmacE0gTGjC-oBBZ59n5H66HMDaYaLX5Uu3wl6q5vyj-dOYIFvKwFnCi_K3DuQ.jpg)
Американка Мэри Кэссетт была прекрасно образованной женщиной: она жила в нескольких европейских странах, получила отличное образование, свободно владела тремя языками. Можно с уверенностью утверждать, что она знала каноны живописи и понимала, что делает, когда отказалась следовать утвердившимся правилам изображения детей маленькими «прелестными ангелочками» или аристократами.
Девочку нарядили (бант в волосах подходит к клетчатой накидке, пряжки на новых туфельках блестят) и посадили позировать. Но ей это всё не нравится. Ребенок не скрывает скуки, не смотрит на художника. Девочка скорчила недовольную гримасу и сползла по креслу, не обращая внимания на задравшееся платье и смятую накидку. Это совершенно новый образ детства в живописи, отчасти – вызов образу маленькой безупречной кокетки, который с ранних лет навязывали девочкам.
9. Э. Дега — «Отдыхающая танцовщица» (1879 г.)
![260491 260491](https://resizer.mail.ru/p/01a8229f-4bec-50d9-bc81-8d7e3e1ebcd6/AQAJ8xE4zIWwiZdJkb1p1JPihI1g1RaXZ6lUlSozSi_5CieBX0sMiTNCCOdtlPkB4IgY9Ua3fqMkJXr2cAYIbuSQOt8.jpg)
Эдгар Дега более известен изображениями изящных балерин на сцене или на репетиции. Однако на этой картине пастелью и гуашью художник нарисовал девочку, измученную балетной муштрой. Она ловит момент между упражнениями, чтобы передохнуть. Известно, что модели живописца едва исполнилось 14 лет.
10. А. Росси — «Игра» (1888 г.)
![1385256349-5 1385256349-5](https://resizer.mail.ru/p/281cb079-64dc-5866-8d06-0ba18883e19f/AQAJcPfXn_TxthEKUFFeuQDjIBoi4h4A8GY_Qxcrfr5RHUgjcxtZ3r7eBj6E9Y6yho2-P7NzheWQhS73vzbiBwRhZmY.jpg)
Жанровая живопись была в моде в Англии эпохи королевы Виктории. Разбогатевшие буржуа с удовольствием покупали картины, на которых изображалась их обыденная жизнь, слегка приукрашенная кистью художника. В этих полотнах не было лжи, зато было внимание к деталям, фактуре вещей. Художники не идеализировали жизнь, но старались показать её ярко.
В этом жанре работали сотни живописцев, в том числе весьма популярный в своё время Александр Росси. Сюжет его картины «Игра» довольно прост. Мы видим домашнюю забаву, мальчик играет с собакой, прячется от неё за стулом и большой куклой. Фигуры игроков полны жизни, движения, очевидно, что оба получают от игры удовольствие. При этом художник уделяет столько же внимания обивке стен, зеркалу, столикам и вазам, сколько своим героям – собаке и ребёнку.
11. П. Пикассо — «Девочка на шаре» (1905 г.)
Одна из самых знаменитых картин Пабло Пикассо была написана в непростой период его жизни. Художник недавно приехал в Париж и поселился в бедном, богемном квартале города. Он часто ходил смотреть представления цирка и написал несколько картин, героями которых стали акробаты.
Мы видим, как девочка пытается удержать равновесие на шаре, но, кажется, вот-вот соскользнёт. Вся её лёгкая фигура полна движения. Сидящий на кубе атлет, напротив, передаёт ощущение стабильности и равновесия. Игра этих контрастов и тёплых розовых тонов и создаёт очарование картины.
Кроме того, Пикассо переносит действие из парижского цирка в бродячую труппу. Героев окружает пустынная равнина, хорошо видна белая лошадь. Это бродячие артисты, каких он видел у себя на родине, в Испании.
Читайте также: 14 русских картин с детьми, которые надо знать.