Людмила Петрановская: «В 6-7 лет родители для детей — уже не центр Вселенной»

В этом возрасте у детей начинается новый этап в жизни, и все важные события происходят в школе. Как себя вести с внезапно повзрослевшим ребенком и не наделать ошибок, рассказывает психолог Людмила Петрановская.

Вебинар «О детях по-взрослому»
Вебинар «О детях по-взрослому»

У родителей есть выбор: понять или обижаться

К возрасту 6-7 лет ребенок взрослеет, меняется, становится менее лояльным к родителям, которые на этом этапе перестают быть центром его Вселенной. Он спорит с ними, чаще отстаивает свое мнение. Это называется кризис сепарации, естественный этап взросления.

Однако родители воспринимают такое поведение как бунт на корабле. Им нужно искать новые способы договариваться с ребенком, а это требует усилий.

Ошибка многих родителей в том, что они начинают сердиться на детей, обижаются на них, хотят, чтобы все было как раньше. Но ребенок уже не может как раньше, он вырос. Дальше уже выбор за родителями: понять его или продолжать обижаться.

Теперь дети могут пренебрегать своими интересами ради других

Примерно к шести годам ребенок может поставить себя на место другого человека, посочувствовать, осознанно пренебречь своими потребностями ради другого. И взрослый может на это «подсесть».

Например, у папы сложности на работе или мама тяжело переживает развод, и в лице 6-летки они находят по-настоящему сочувствующего, любящего человека. Если мы начинаем требовать от ребенка слишком много, он либо сопротивляется, либо вообще отказывается заботиться о других.

Но часто дети поддаются взрослым, потому что им очень нравится быть важными для родителей. Это явление называется парентификацией.

Даже если ребенок с радостью помогает родителям, важно, чтобы ни у кого не было иллюзий о том, кто в этих отношениях на самом деле взрослый.

Ребенок учится быть независимым

В какой-то степени ребенок должен закрываться от родителей, ему необходимо стать независимым человеком со своим внутренним миром. Проблема в том, что зачастую дети не рассказывают о том, что происходит у них в жизни, из-за того, как реагируют на их слова взрослые.

При любой попытке ребенка поделиться чем-то родители либо сразу рассказывают ему, «как лучше» сделать, либо начинают паниковать и выспрашивать подробности. Мало того, что у ребенка свои проблемы, так ему еще нужно волноваться о том, чтобы не беспокоились его папа и мама.

Depositphotos_163749352_m-2015
Источник: depositphotos.com

Люди делятся информацией в том случае, когда нужна эмоциональная поддержка или реальная помощь. Если вы понимаете, что ребенку нужна поддержка, разделите его эмоции и на этом остановитесь. Но многие любят расспрашивать и докапываться до сути, и тогда дети часто замыкаются в себе.

Учитель должен вызывать у ребенка доверие

Очень важно, чтобы учитель вызывал у ребенка доверие, желание узнавать новое, повторять за педагогом. Свои силу и мудрость он должен использовать для заботы об учениках.

Ребенок должен понимать, что всегда может обратиться к учителю с вопросом, что тот вникнет в его проблему и будет рад помочь. Дети очень любят таких педагогов и без особых усилий хорошо у них учатся.

Если же учитель пугает школьника своей беспомощностью («Дети, я не знаю, как с вами справляться»), безразличием или агрессией, то ребенок закрывается в себе. Не смотрите на регалии педагога, обращайте внимание на то, как человек общается, как говорит про детей, что он рассказывает на родительском собрании, какие требования предъявляет к ученикам.

Кричать и бегать - естественное состояние для детей

Для ребенка в возрасте 6-9 лет нормально бегать, прыгать, кричать. Если учитель жалуется на это родителям, то он расписывается в собственной незрелости.

Педагог отвечает за детей и за их поведение, как только он позволяет себе жаловаться на них, в глазах класса он «увольняет» себя с поста взрослого. Наладить дисциплину после такого ему будет очень непросто.

Безусловно, если ребенок регулярно нарушает школьные правила, учитель может поговорить с родителями. Но только о том, что у них появилась общая задача, которую нужно вместе решать.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: