Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Энергии ребенка нужен выход
Энергии ребенка нужен выход

Старайтесь как можно больше времени проводить с ним в подвижных играх, на улице.

Пройдите психологическое тестирование
Пройдите психологическое тестирование

Не готовые к обучению дети в школе сталкиваются с большими трудностями.

Поведение ребенка портится
Поведение ребенка портится

Этот кризис – лишь внешнее проявление важных – позитивных – изменений в его психике. 

Не торопитесь в школу
Не торопитесь в школу

Еще один год детства – с щадящими нагрузками – позволит ребенку потом успешнее справляться со школьной программой.

Физиология

К шести годам у мальчиков начинается активный рост. У девочек этот процесс начинается существенно позже – в девять-одиннадцать лет, поэтому в шестилетнем возрасте они меняются не так быстро.

Мальчишки же ощутимо взрослеют: те, кто до этого ел плохо, в шестилетнем возрасте начинают проявлять заметный аппетит в течение всего дня и даже могут попросить еще раз покормить их перед сном. А тех, кто и до этого не страдал отсутствием аппетита, придется даже немного сдерживать.

Для шестилетнего ребенка крайне важна физическая активность. Организм полон энергии, и ей нужен выход. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице – в активных играх, в движении.

Как общается

В старшем дошкольном возрасте складываются новые формы общения ребенка – как со взрослыми, так и со сверстниками. В 4-5 лет содержанием разговоров ребенка со взрослыми был окружающий предметный мир. Преобладали темы о природе, животных, устройстве вещей. Шестилетнего ребенка прежде всего интересует мир людей и все, что с ним связано.

Теперь взрослые не только транслируют знания о мире, отвечая на многочисленные «почему», но и сами становятся объектами для исследования. Дети расспрашивают взрослых о том, где они работают, с кем живут, что любят. Ребенок, в свою очередь, с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях и планах, делится впечатлениями, оценивает действия окружающих.

При этом детям недостаточно просто физической близости и доброжелательного внимания старших. К шести годам у них возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослых.

Изменяется и характер общения детей между собой. В этом возрасте появляется «чистое» общение, не включенное в какую-либо деятельность. Дети могут просто разговаривать, даже если они в этот момент не играют друг с другом и не занимаются каким-либо совместным делом.

Конечно, в разговорах со сверстниками сохраняются «деловые» обращения друг к другу – во что играть, кто какую роль возьмет, но наряду с ними появляются и вопросы личного характера. Ребенок интересуется, что любят сверстники, где они были, что видели.

В общении детей возникают зачатки дружбы – стремление помочь друг другу, проявить заботу, сделать подарок или уступить в споре. Другой ребенок перестает быть просто партнером по игре. Теперь сверстник – это целостная личность, со своими интересами, чувствами и предпочтениями. Старший дошкольник учится понимать внутренний мир другого человека. Это важнейший коммуникативный навык, который ребенок только начинает осваивать.

Психологические особенности

Приблизительно в шесть с половиной лет поведение ребенка меняется. Он часто капризничает и гримасничает, не реагирует на просьбы родителей, бойкотирует привычный режим, игнорирует требования взрослых.

Он спорит по поводу и без, демонстрирует непослушание, делает все назло.

Ребенок изображает нарочито взрослое поведение, протестуя против «детского» образа жизни, который ему навязывают родители. Это может проявляться в использовании ругательств, нежелании надевать одежду, выбранную родителями, или ложиться спать в установленное время. «Я уже не маленький!»  заявляет еще вчера покладистый малыш.

Со стороны поведение ребенка выглядит странным и наигранным. И если кривлянье трехлетки могло вызвать смех взрослых, то на данном этапе оно существенно портит детско-родительские отношения.

Но на самом деле, эти негативные моменты – лишь внешнее проявление важных – позитивных – изменений в психике ребенка. Суть этих изменений – утрата детской непосредственности. Если раньше родители могли без труда по поведению своего чада определить, что он чувствует, то теперь ребенок может переживать одно, а демонстрировать совершенно другое. Он как бы изображает то, чего нет. Что же в этом позитивного?

Положительный смысл кризиса семи лет состоит в том, что ребенок приобретает способность управлять своим поведением – не в игре, не с помощью взрослого, а именно самостоятельно, по своей воле. Таким образом, поведение ребенка становится произвольным, свободным от сиюминутных побуждений.

Со временем искусственное непослушание и манерничанье сойдут на нет.

В такой гипертрофированной и нелепой форме ребенок просто отрабатывает навык сознательного управления своими поступками.

В дальнейшем этот навык трансформируется в умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.

Готовность к обучению в школе

Многих родителей волнует вопрос – стоит ли отдавать в школу шестилетнего ребенка? Утвердительный ответ аргументируется обычно тем, что он уже умеет читать, хорошо считает и вообще «скучает в садике».

Однако, не все так просто. Психологическая готовность к обучению в школе – это сложный показатель, включающий в себя несколько компонентов:

♦ интеллектуальная готовность;

♦ личностная готовность;

♦ социально-психологическая готовность.

То, насколько сформированы все этих компоненты в совокупности, определяет успешность учебной деятельности ребёнка в будущем. И знания букв и цифр здесь явно недостаточно.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает достаточно широкий кругозор, стройную систему представлений об окружающем мире, соответствующий школьным нагрузкам уровень развития познавательных процессов и речи. Восприятие должно быть в достаточной степени осмысленным, предметным, избирательным, память – произвольной, внимание – устойчивым.

Готовый школе ребенок владеет такими мыслительными операциями как сравнение, обобщение, классификация. Он умеет обнаруживать причинно-следственные связи и делать выводы.

Личностная готовность к школе – наличие у ребенка выраженного интереса непосредственно к учению. Он действительно стремится в школу за новыми званиями и умениями, а не только потому, что у него будет портфель, «как у большого». В этот же компонент входят сформированная потребность достижения успеха, адекватная самооценка, а также определенный уровень произвольности поведения. Будущему школьнику необходимо уметь подстраивать свое поведение под школьные требования.

Говоря о социально-психологической готовности к обучению, имеют в виду определенные коммуникативные навыки, которыми должен владеть первоклассник. Речь идет об умениях устанавливать контакт со сверстниками, согласовывать с ними свои действия, а в случае необходимости уступать или защищаться. Учитель должен восприниматься   ребенком как авторитет, его указания – выполняться, а замечания – мотивировать на исправление ошибок.

Для того чтобы оценить, насколько у ребенка сформированы перечисленные выше качества, ему необходимо пройти психологическое обследование на определение так называемой школьной зрелости. Такое обследование включает в себя целый комплекс методик – тесты, беседа, наблюдение. По итогам диагностики психолог дает заключение и необходимые рекомендации.

Родителям не следует пренебрегать результатами психологического тестирования. Не готовые к обучению дети в школе сталкиваются с большими трудностями адаптации, испытывают колоссальное физическое и психологическое напряжение.

Переутомление, раздражительность, тревожность – вот лишь небольшой перечень возможных последствий преждевременных школьных нагрузок. Возникает угроза не только психологическому комфорту ребенка, но и его здоровью. В таких случаях вряд ли стоит требовать от ребенка отличной учебы.

Каждый ребенок уникален, и вопрос о начале школьного обучения нужно решать в индивидуальном порядке. Безусловно, есть дети, которые уже в шесть с половиной лет психологически созрели для нового периода в своей жизни.

Качественный переход на следующий этап развития определяется тем, насколько полноценно прожит предыдущий.

Ведь шестилетку можно занять не менее важными, чем обучение в школе, видам деятельности – физкультура, танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, изготовление поделок, конструирование, дидактические и развивающие игры.

Еще один год детства – с щадящими нагрузками – позволит ребенку в дальнейшем более успешно справляться со школьной программой.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
На этом сроке пишут
Мария АлексееваЖидкие волосы у девочки 5 лет
У дочери очень тонкие жидкие волосы с рождения . На висках и вокруг лба вообще не растут почти , а те что есть растут очень медленно (там даже пуха и подволосков нет у неё). Два раза стригли под машинку -в год и в три. За два года отрасли сантиметров на 10-12 максимум . На висках и того меньше . У самой не с руку коса , но и не три волосинки. У мужа и его родни тоже нормальные волосы . Не знаю , что с ней делать . К трихологу? И лечится ли это? Через 1,5 года в школу , а волос нет. Боюсь , что начнутся комплексы у ребёнка
76
Helen N.Проблемы с засыпанием
Доброй ночи! Посоветуйте как быть. Сын почти 7 лет , с младенчества можно сказать проблемы с засыпанием. С 3 в своей кровати, с 5 в отдельной комнате. Ночник горит, дверь не закрываею, но не может заснуть. Читаю перед сном, бывает сразу заснёт, но чаще - нет. Хочет чтобы с ним сидела до последнего или я приходила проверяла. Сейчас время 12 ый час, я приходила уже раз 6-7 (уже закипают) сам лежит , не спит, накручивает себя. Бегает ко мне проверяет на месте ли я. К слову никогда никуда не уходила. Посоветуйте что делать, опытные родители. У кого такие же дети?
94
MirandaЗаусенцы
Подскажите, как бороться с заусенцами на руках у четырехлетки. Пальчики сухие. И она их обгрызает. Ногти тоже обгрызает, если вовремя не подстричь. Но с этим хоть проще. Вовремя подстригла-и не грызет. А что с заусенцами делать - ума не приложу.
26
SymplyJaneРебенка забыли в детском саду на прогулке
Не знаю, что делать. Собственно, сабж в названии. У нашего садика площадки каждой группы не огорожены, просто большой двор, где гуляют все дети. Хотя за каждой группой закреплено "свое" место. Ребенку 3,5. В конце прогулки дочь пошла забирать с дорожки свой самокат(им почему-то разрешают на прогулке кататься, я не высказывала свое сомнение, видимо, зря) . Когда доехала на самокате(катается очень медленно,)  оказалось, что все уже ушли. Дверь в сад закрыта. Хорошо она не испугалась, вернулась на площадку и стала играть с мальчиком в песочнице. Минут через 10 вернулась воспитатель и забрала ее. Рассказала воспитатель сама, когда муж забирал дитё. Он сразу не осознал, сказал Ок и ушел. Дома дите расспросила с подробностями. Теперь до понедельника сад закрыт. А я вот теперь терзаюсь, с какими словами идти в сад. Ничего страшного не случилось(слава Богу),  но ведь могло. Скандалов устраивать особо не хочу. Но притворяться, что ничего не было, тоже. Хочу идти к заведующей с просьбой перевестись в другую группу.,потому что сидеть на работе и думать, не случилось ли чего с моим ребенком и надеяться на авось меня тоже не устраивает. Муж говорит, что в другой группе впооне возможно то же самое, и смысла в переводе нет. Конструктивных предложений не имеет. Что бы Вы сделали? 
148
Пятачок)Хочу поныть
Привет) можно, да? Вот у вас было такое, в 4 года?
Вот такая ситуация - когда МНЕ надо куда-то идти, когда дочка не хочет идти, или надо в садик, просто в магазин - она одевается ЧАС. И это только колготки, носки. Если надо идти очень интересное место,или прошу одеваться не я, а скажем, племянник зовёт её играть, - то моментально. Сколько я не уговариваю, ругаюсь, со мной - час.
Может быть, у кого-то тоже так было?
144
Пятачок)Какие причёски у ваших девочек? 4-5 лет
Привет)
Думаю, что делать с волосами дочке.
В садик делаем хвостики, а дома лохматая ходит, с трудом уговариваю хоть причесаться. Стричься не хочет, хочет отрастить волосы до попы)
Махнуть рукой? (в саду же прилично выглядит, но дома тоже бы хотелось)
67
Елена Елена
В ответ на комментарий от Жанна Белан История переписки5
Жанна Белан
И что ? Хотите сказать, что в 7 лет ребенок каждый считает до 1 000? Что то я в этом глубоко сомневаюсь ?
СсылкаПожаловаться
Зачем судить по себе и своим детям? Вы разве до тысячи считаете потому что выучили? Просто понимаете последовательность и все, так же и ребенок. У меня сын в 5 с копейками лет умножает и делит, и в пределах тысячи складывает/вычитает. Если научился складывать двузначные числа, дальше их порядок не имеет значения. И не понимаю, почему обучение ребенка это лишение детства, ему же интересно, силой никто не заставляет. Другой вопрос, как это преподносят родители
СсылкаПожаловаться
Виктория Горная
Сыну 6 лет,уже умеет хорошо считать,решает кое-какие задачки,научился писать.И самое главное,ему это нравится !Целыми днями он сидит в комнате и читает книгу.Хотели пойти в 6,но не получилось,передумали.Идем в этом,в 2017 году в первый класс !!
СсылкаПожаловаться
Ян Новак
Шлите школу куда поодаль. Экстерном обучайте
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru