Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «В 4-6 лет все – игра, даже обучение»

Возраст с 4 до 6 лет кажется одним из самых приятных для мам и пап: дети уже не нуждаются в таком уходе, как раньше, они говорят смешные вещи, которые остаются в памяти семьи на годы. О самых важных аспектах воспитания дошкольников рассказывает психолог Людмила Петрановская.


Вебинар «О детях по-взрослому»

В этом возрасте все – игра

К четырем годам интересы ребенка переходят от познания материального мира в сферу отношений и эмоций. Дети начинают замечать друг друга и понимать, что вокруг много людей со своими делами и заботами.

С 4 до 7 лет активно развивается навык социального взаимодействия. Чтобы стать человеком общества, который в каждом своем действии постоянно учитывает, что он не один, что вокруг другие люди, надо учиться. В этом детям помогает игра, недаром она является ведущей деятельностью этого периода.

Обучение в этом возрасте – тоже игра с определенными правилами, выполняя которые дети постепенно овладевают новыми навыками и знаниями.

Если выполнение домашних дел превратить в игру, ребенок будет охотнее помогать взрослым.

В дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы. Сначала дети оценивают только чужие поступки. Обдумать свое поведение и стараться действовать в соответствие с усвоенными нормами они смогут ближе к шести годам.

Не воюйте с ребенком, который клянчит игрушки

Когда у тебя очень много игрушек, нет необходимости фантазировать. Как и со слишком «детальными» предметами, например, детской кухней с продуктами, которые «как настоящие», и так далее. Такая вещь вызовет у ребенка восторг, он непременно попросит ее купить. Но это не то, во что ему действительно интересно играть. Радость от покупки продлится несколько часов, а потом вы обнаружите его играющим с какими-то кубиками, палочками, камешками.

Нет смысла покупать ребенку все, чем он восхищается. Но и не нужно на него злиться.

Часто родители начинают оттаскивать ребенка от витрины, сразу говорить «мы это не купим», обвинять ребенка «вечно ты что-то просишь», «ты все равно это сломаешь». Дети почувствуют угрозу своей привязанности, из-за этого в их поведении может закрепиться настойчивое «клянченье».

Никогда не воюйте с ребенком, который просит игрушку. Попробуйте согласиться с его желаниями: «Да, это потрясающая автозаправка, давай посмотрим, как они все сделали! У нас в планах нет покупки такой игрушки, но она очень красивая, я с тобой согласна».

Если ребенок ни дня не может прожить без каких-то подарков, важно перехватить инициативу и успеть подарить что-то до того, как он попросит, по своей инициативе. Не важно, купите вы что-то, сделаете по дороге домой бумажный самолетик или принесете красивое яблоко. Ведь дети не понимают, куда родители пропадают по утрам, когда уходят на работу. И если мама или папа приносит ему вечером что-то, для ребенка это значит, что родители про него помнят.

depositphotos.com

У каждого возраста свои страхи

Монстры, скрипы в темноте, дядя в белом халате, огонь или большая собака – чего только не боятся дошкольники. Психологи считают, что определенному возрасту ребенка соответствует определенный набор страхов.

Дети первого года жизни боятся потерять маму или оказаться в новой обстановке. Для детей 3-5 лет характерны страх темноты и одиночества. Начиная с 5 лет в жизни ребенка появляются новые ужасы: страх наказания, смерти, возможных бедствий. После 7 лет возникают переживания, связанные со школой. Все эти процессы нормальны и у большинства детей пройдут сами собой.

Беда в том, что грань между нормальным и надуманным страхами нередко оказывается размытой. Фантазия и легкость, с которой ребенок превращает камешек в машину, играет с ним злую шутку, когда с такой же легкостью он превращает вечером занавеску в чудовище. Тогда страхи в прямом и переносном смысле этого слова мешают ему жить. Такому ребенку нужна помощь специалиста.

Плюс детских страхов в том, что их легко преодолеть буквально за 2-3 сеанса с психологом. Главное – не дожидаться, пока ребенок совсем измучается.

«Социализация» не равно «детский сад»

Мне кажется неправильным ставить знак равенства между социализацией и детским садом. Ребенку действительно нужно общаться со сверстниками, играть с ними. Причем каким-то детям часа таких игр более чем достаточно, а другим и десяти часов мало.

Ребенку необходимо общение, социальные контакты. Но детский сад в том виде, в каком он существует у нас, с одинаковым подходом ко всем детям, с длительным пребыванием в нем с утра до вечера, подходит далеко не всем. Он создавался не для детей, а для взрослых, чтобы они могли где-то оставить ребенка. Потребности детей учитываются во вторую очередь.

Кружки и секции в большинстве своем построены по принципу «все сели и выполняют то, что сказал преподаватель». Такой подход немного готовит к школе, ребенок заранее узнает «правила игры», но только вертикальное взаимодействие «взрослый-ребенок» мало что дает для социализации. Детям непременно нужна свободная игра и взаимодействие друг с другом.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: 

Людмила Петрановская: «Задача трехлетки – научиться отстаивать свое мнение»

Людмила Петрановская: «Развивашки – это развлечение для мам»

Избаловать невозможно: нужно ли «воспитывать» ребенка в первый год его жизни

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
4
oksana fani
Согласна. Как там в саду социализация? Аж бесит это слово.Ко всем "стадный" подход, а дети в таком возрасте индивидуальны и в силу возраста не могут они нормально пребывать "шоблой" из 20-30 человек в 1 помещении целый день.
Сады были придуманы, чтоб было, куда сплавить дите, пока родители пашут. Имхо.
СсылкаПожаловаться
nobodys' wife
а уж "КОРОНЫ" у воспитателей до небес отрощены!реплику восптитателя "Мы с вашими детьми работаем, так вы хоть благодарны будьте нам!" я не раз слышала.И не два..... А ЧТО имелось конкретно-не уточнила(из-за упавшей от удивления челюсти): можть, перед ней колена преклониь надо было, или она на Феррари ей в подарок намекала....
Есть,канеш, молодежь,но их мало... В основном-матроны педагогики,так сказать...
СсылкаПожаловаться
nobodys' wife
золотые слова!!!! только с возрастом понимаешь,что к черту сад! Не водила б ,Если не работа!(((((((
эмпатии ноль, сочувствия ноль.Когда ребенку ,получившему в ДВУХ САНТИМЕТРАХ ОТ ГЛАЗА,-ссадину говорят. "Может,хоть ЭТО тебя успокоит!", не оказав никакой мед.помощи!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
НудятинаЕвровидение. Прямой эфир.
Кто смотрит?
Я первый раз за сто лет не сплю, смотрю. У нас полночь, рано начали по местным меркам. До конца, конечно, не выдержу)) Болею за Сергея. Пожелаем ему удачи! Какое место он займет, ваши ставки?
215
Все пройдет.....Навеяно Евровидением....
На ютубе споры,ругань,аж слюни с монитора летят,кого бы послать на следующий год. Вот и у меня вопрос. Кого бы вы хотели увидеть на следующем Евровидении??????
210
алексей климовУ меня высокая дочь , и ей только 9 лет
Моей дочери 9 лет и рост уже 177!!! За последний год выросла на 24 см, в классе все мелкие 130-135 см , а она кажется великано по сравнению с ними , размер ноги 40 , размер одежды 36 , не можем подобрать школьную форму , постояно ходит в коротких юбках , весит примерно кг 34-36 незнаем что делать , я 170 см , жена 165 см
108
Заядлая ОптимисткаКак приучали к велосипеду малышей?
Здравствуйте, уважаемые форумчанки!
Подскажите, пожалуйста. Малышу два года с копейками, велосипед пытался осваивать, но почему-то отказывается педали крутить (( Ортопед посоветовала купить велосипед трехколесный не тяжелый, чтобы мог ездить сам. Мышцы тренировать надо.
У кого дети велики не жаловали, на каком все таки поехали? И как? У кого капризные дети были в этом отношении?

Четырехколесные, тяжелые - не едет. Более легкие, пластиковые крутанет пару раз и слезает.
Вообще беговел не хочет, бросает. Самокат толкнется пару раз, потом встает сам и везем сами. Эх... может чего-то пугается, уже не знаю.
Тонус мышц снижен. Надо тренировать ребенка. Как заинтересовать? И может какой-то есть велик, который легче всего для ребенка.
Поделитесь опытом, спасибо!
93
янаПодарки выпускникам
Всем привет!! Вопрос в общем в заголовке. Выпуск 9 класс. Какие идеи?
91
НадёнаБыстрый вопрос о рисе
Девочки, вопрос. Осталась кастрюля риса сваренного, ещё порядочно так в кастрюле, со вчера. Как его использовать? Фарша нет-так обычно фрикадельки делаю крупные.
Есть ещё идеи?
79
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru