Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «Детям до трех лет развивашки не нужны»

Как устроена психика ребенка 1-3 лет и почему родители напрасно боятся кризиса трех лет, рассказывает психолог Людмила Петрановская.


depositphotos.com

Спокойная жизнь родителей закончилась

Возраст от года до трех можно охарактеризовать так: «Держитесь, кошки, мобильники и мамины туфли; вставайте с кресла, родители, теперь вам предстоит побегать, вашего отпрыска ждут великие дела!»

Ребенок слезает с рук и познает свободу передвижения: сначала начинает ползать, в районе года – ходить, потом учится бегать, лазить, доставать и многое другое. У родителей заканчивается спокойная жизнь и начинается период тяжелых физических нагрузок. Все потому, что у ребенка еще нет критичности мышления: он не понимает и не оценивает риски, у него нет страха, он не может предвидеть последствий своих поступков. Зато уже может везде залезть и все что угодно взять.

Не ограждайте ребенка от ошибок

Хорошая новость в том, что от природы ребенок заточен на эту активность «исследования окружающего мира», и сам по себе ребенок обычно не травмируется: он достаточно легкий и пластичный, поэтому не надо относиться к нему, как к хрустальной вазе.

Нет ничего страшного в том, что ребенок вдруг дотронется до горячей батареи. Наоборот, он чуть-чуть обожжется и запомнит, что лучше это не трогать. Не страшно, если он свалится с дивана. Не надо, чтобы рядом на полу обязательно лежали подушки. Не страшно, если он почувствует, что иголка острая. Лучше он уколется и запомнит, чем постоянно за ним бегать и от всего ограждать. Но есть вещи, которые ребенок никак не может оценить. Природа приготовила его к жизни в естественных условиях, но не приготовила к тому, чтобы отличать бытовую химию от воды, например. Тут ответственность лежит на взрослых.

Дети — машины обучения, родители — аккумуляторы

Ребенок в возрасте с года до трех – это машина обучения. Все, что он делает, – постоянно учится: как управлять своим телом, как «работает» внешний мир, как разговаривать, как преодолевать неудачи.

Если бы взрослые чему-то учились с таким количеством неудач, как у двухлеток, они давным-давно бросили бы это дело. У младенцев есть совершенно потрясающая способность – разочаровываться и начинать снова, сотни, тысячи раз, пока не получится.

Родители в этот период работают аккумулятором, к которому ребенок может подойти и подзарядиться силами для новых свершений. Он упал, испугался, расстроился – пережить это и вновь перейти к активным действиям ему поможет только любящий родитель.

Вот почему ребенок в этом возрасте может очень долгое время может играть сам по себе, но при условии, что папа или мама рядом, к ним можно подойти, что-то показать или попросить о помощи.

В «тревожный период» помогают прятки

В этом возрасте дети проходят «тревожной период» привязанности, который часто становится испытанием. Ребенок следует за мамой повсюду, может биться головой в закрытую дверь. Не надо пугаться, это временное поведение.

Со временем дети понимают, что каждый раз, когда мама исчезает, она потом возвращается. Такие игры, как «ку-ку» и прятки, формируют понимание того, что мама не пропадает совсем, если ее нет в поле зрения ребенка. Важно помогать малышу преодолеть этот страх, показывать, что вы не забываете о нем и не перестаете его любить, когда исчезаете, и обязательно вернетесь.

Ребенку до трех лет развивашки не нужны

Если ребенок не будет ходить на развивающие занятия, то он не будет плохо учиться в школе. Ребенку до трех лет для нормального развития достаточно гулять, смотреть, разговаривать, чтобы дома ему читали сказки, играли с ним, давали в руки карандаши или игрушечную машинку.

Если вам скучно, можете поводить ребенка на развивашки, но не надо ждать от этого каких-то сверхъестественных результатов. Если ребенок не имеет каких-то ярко-выраженных особенностей развития, которым нужна психокоррекция, то никакой необходимости в этом нет.

К развивающим занятиям нужно относится как к развлечению. Мы же не идем в кино, если нам не хочется.

Основа этого возраста – естественное развитие. Ребенку вообще все равно, поведете вы его в галерею или в гастроном. Для него и то и другое – это запахи, цвета, слова, люди, какие-то алгоритмы действий. Другое дело, когда вы берете его всегда только в гастроном или только в галерею. Это ограничение опыта.

Кризис трехлетки — это упорство, которое нужно освоить

Более точное название этого явления – кризис когнитивизма, когда ребенок говорит нет по любому поводу, отстаивая свое мнение. Вторая любимая фраза в это время «Я сам», и даже если у него плохо получается, он не позволяет себе помогать.

Дело в том, что по мере развития мозга у ребенка появляется способность запоминать свои желания. Годовалый малыш может захотеть взять вазочку, но стоит его отвлечь песенкой, как он о своем желании через секунду забудет.

С трехлеткой такой номер не пройдет. Если он захотел эту вазочку, то он ее будет хотеть. Более того, он может поспать, проснуться и вспомнить опять, что он хочет эту вазочку. Фокусы как «отвлечь внимание» перестают работать.

Однако эти же упорство и последовательность он использует, когда учится, когда снова и снова пробует надеть колесо на стержень пирамиды. С таким же упрямством он добивается и вазочки. Ему нужно освоить это упорство в выполнении задачи.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: Избаловать невозможно: нужно ли «воспитывать» ребенка в первый год его жизни.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
5
Валентина Тайц
Внучке 1 год и 5 месяцев стала драться,как с это искоренить???
СсылкаПожаловаться
Лиза-Наташа Котванова
хорошая статья, я как раз планирую поводить сына на развивашки, но это больше отдых для меня
СсылкаПожаловаться
Анастасия Старченко
Классная статья!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
алексей климовУ меня высокая дочь , и ей только 9 лет
Моей дочери 9 лет и рост уже 177!!! За последний год выросла на 24 см, в классе все мелкие 130-135 см , а она кажется великано по сравнению с ними , размер ноги 40 , размер одежды 36 , не можем подобрать школьную форму , постояно ходит в коротких юбках , весит примерно кг 34-36 незнаем что делать , я 170 см , жена 165 см
213
Lord-of-DanceОн такой один. о Владимире Высоцком....
Поэт, Музыкант, Актёр - Владимир Семёнович Высоцкий.
Здесь не будет истории его жизни. Об этом написано много. Только фото.





164
янаПодарки выпускникам
Всем привет!! Вопрос в общем в заголовке. Выпуск 9 класс. Какие идеи?
131
ГражданкаУчите своих детей копить?
Вопрос в следующем, Учите ли вы своих детей копить. Не важно что, но смысл в том, чтобы не все потратить сразу и сейчас, не все приобрести по первому желанию, а выработать навык ждать, копить, считать и планировать. Приведу пару примеров. Дочке 3, почти 4 года. Разговорились с приятельницей, что мы копим билетики, выигранные в игровом центре, на игрушку побольше. Она удивилась , зачем это, можно ведь просто пойти и купить, что хочется. У других знакомых на день рождения их трех летней дочери по желанию родителей все дарили очень небольшую сумму денег. Половину ребенок откладывал в копилку, половину на пожертвования. Меня это удивило, если честно, в три года детям вроде хочется только подарка. Семья обеспеченная. Тема поболтать. В каком возрасте учите своих детей копить ?
129
НадёнаБыстрый вопрос о рисе
Девочки, вопрос. Осталась кастрюля риса сваренного, ещё порядочно так в кастрюле, со вчера. Как его использовать? Фарша нет-так обычно фрикадельки делаю крупные.
Есть ещё идеи?
104
ТатаЧем «Игра престолов» закончилась?
Я с первого сезона пересматриваю, мне до последней серии как до луны... Но интересно, чего там за возмущения, что аж петицию накатали, что переснять надо?
103
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru