Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кто такие «керлинг-дети» и на что похожи школы в Дании

«Увидев, как учат в самых обычных датских учебных заведениях, я больше не могу воспринимать школы, как прежде». Публикуем отрывок из книги Александра Мурашева «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди» о школах Дании.


Во время загрузки произошла ошибка.

После первого же случая буллинга школу могут закрыть

Рассказывая кому-то о впечатлениях, я неизменно терялся: с чего начать? Наверное, с того, что после посещения этих школ мне впервые начала нравиться фраза «по закону». Едва ли не все, что удивляет в местном образовании, школы обязаны делать законодательно. Например, защищать детей от буллинга.

В каждой школе есть своя политика против травли, и директор обязан проследить за тем, чтобы ей неукоснительно следовали.

Два года назад в стране был принят новый закон: согласно ему пострадавший от травли ученик может подать на школу жалобу. И тогда, даже после одного случая, школу могут закрыть.

«Мы работаем над самооценкой школьников и над тем, как дети относятся друг к другу, — говорит мне директор одной из средних школ Эсбьерга Стеффан Лэвец. — Наша программа направлена на то, что ученики в каждом классе должны научиться воспринимать различия друг друга, и на то, как реагировать, если кто-то ведет себя иначе».

Для маленьких детей такая профилактика буллинга происходит через игры, в которых в доступной форме рассказывают о том, как принимать то, что все мы разные.

Для детей постарше — через фильмы и, конечно, через общение с учителями. Одним из фильмов, о котором узнал я, была короткометражка о вполне счастливой с виду семье, где отец на самом деле является тираном, но никто об этом не знает. «Мама, а у нас, оказывается, очень хорошая семья», — сказала вернувшаяся домой после просмотра этого фильма школьница.

На первом месте — самооценка ребенка

Слово «самооценка» я буду слышать постоянно в самых разных школах.

«Когда ты сдал работу учителю, что ты затем получишь назад? Сорок лет назад ты получил бы листок, исчерканный красным, где была бы отмечена каждая твоя ошибка, — рассказывает Стеффан. — Учителя в школе должны работать иначе. Да, ты можешь проговорить ошибки отдельно, но фокусируйся на том, что у ребенка получается хорошо. Преподаватели говорят: «Если ты сможешь здесь приложить чуть больше усилий — получится еще лучше». Вот что выстраивает их самооценку: когда школьник осознает, где у него прогресс: вчера он был тут, а сегодня уже здесь».

Да, о любых ошибках датские учителя и директора рассказывают родителям не при всех, а наедине. А встречи частые.

Официальная позиция датских школ: образование — это ответственность, разделенная между родителями и школой.

Классы формируются по интересам

«Интерес» — еще одно слово, которое поразительным образом будет повторяться из школы в школу. Начиная с первого класса ученики датских школ дважды в год заполняют опросники, в которых отвечают на множество вопросов по учебе.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Среди прочего там есть вопрос: «Насколько тебе скучно учиться?» — говорит мне Стеффан. — Так мы выяснили, что в первом классе — низкий уровень «скуки». Но чем старше, тем детям неинтереснее учиться. А есть очень сильная связь между тем, что ученик считает учебу скучной, и тем, что он мало будет знать. Вот почему еще мы не фокусируемся на ошибках: им не будет интересно, если мы будем тыкать в каждый недочет».

Датские политики обязали каждую школу придумать свою программу, чтобы сделать обучение интересным для школьников.

Стеффан не без гордости показывает мне свою программу, предлагающую ученикам разделение на потоки после шестого класса.

«Ученики могут выбрать либо обычные программы, либо из пяти разных направлений, — говорит он. — У нас есть направления: культура, история и философия, создание фильмов, городской спорт, журналистика и медиа. Классы разделяются не по принципу «лучшие с лучшими, худшие с худшими», учеба выстраивается вокруг интереса, и это общее увлечение поддерживает всех».

Все оказывается еще глубже. Вместе с Сереном мы заходим в класс, где дети весело общаются друг с другом.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Две трети подростков, которых вы здесь видите, пришли из других школ. Все они подвергались там травле, — говорит Серен, обводя рукой всех собравшихся учеников. — Например, ты единственный ребенок в школе, играющий на скрипке, и чувствуешь себя в изоляции. А тут есть возможность быть среди таких же людей, с такими же интересами».

Ведь действительно простая идея — стоит объединить классы по такому принципу, и им будет интересно учиться. Серен говорит, что формирование заняло некоторое время, но зато программа оказалась настолько успешной, что 60% учеников выбирают «нестандартные направления».

А ради того, чтобы быть в компании единомышленников, дети приезжают за 50 км от школы — беспрецедентный случай для Дании, где дети обычно посещают ближайшую к дому школу.

Никаких коррекционных классов

Раньше в местных школах существовали «коррекционные классы», где, например, учились дети с гиперактивностью. Затем в школах решили, что никто не должен становиться изгоем, и особенные дети стали учиться в обычных классах, но расписание было сконфигурировано под каждого.

Например, пока все шли на урок физкультуры, эти дети занимались датским. Так все равно оставалось ощущение, что они «лишние», и теперь 96% процентов детей в стране учатся в обычных классах по обычному расписанию вместе со всеми остальными. Просто для них подбирают специальные технологии обучения.

Например, в школе может быть компьютер со специальными текстами для дислексиков, программы, помогающие правильно им писать, и специальные курсы для того, как ими специально пользоваться. Все это абсолютно бесплатно.

«Как мы объединяем прямо всех детей в классе? Это очень хороший вопрос, — смеется Стеффан. — Спросите учителей, и они скажут, что это — самое сложное в их работе. Мы пытаемся выстроить такую атмосферу, где все дети будут принимать друг друга и понимать, что мы все разные — и в плане способностей к обучению, и в плане социальных навыков. Некоторые учителя скажут вам: раньше все было проще, сейчас ученики стали сложнее. Их иначе воспитывают, чем 20-30 лет назад, когда они были послушными и делали то, что говорил им преподаватель. Сегодня они спрашивают: «Зачем?» Или скажут: «Нет, я не хочу этого делать».

Нестандартный подход к изучению «скучных» предметов

В Дании современное поколение называют «керлинг-детьми», потому что родители старательно расчищают детям все препятствия, а ребенок легко катится по гладкой дороге».

Для того чтобы была возможность услышать каждого, в Дании («по закону») классы не должны быть больше 28 человек. Чаще я встречал около двадцати.

Каждый учитель в Дании обязан преподавать от трех до четырех предметов на свой выбор, причем часто они могут быть совершенно полярными. Серен преподает культуру, математику и физкультуру.

Открывая дверь в спортивный зал, он говорит: «Вот здесь мы проходим математику». Видя мой вопросительный взгляд, Стеффан объясняет: он старается нестандартно подходить к таким скучным предметам, как геометрия. Может дать физические упражнения во время занятий или провести параллели с математикой на предмете «культура». Устроить урок в спортзале, где дистанция бросков становится предметом математического обсуждения.

Во время загрузки произошла ошибка.

Или, следуя обязательной для всех учебных заведений в Дании концепции «открытая школа» (когда ученики должны чаще взаимодействовать с городом вокруг них), выезжать куда-нибудь за пределы школы, чтобы наглядно демонстрировать где-нибудь в парке, для чего нам нужна геометрия.

Кстати, по закону, детей нельзя держать в школе в течение целого учебного дня — они обязаны выходить заниматься физическими упражнениями на улицу.

Уроки сексуального воспитания с первого класса

Отдельная и краеугольная тема для нашей страны — уроки сексуального воспитания. В Дании они проходят с первого класса. Раз в год, в шестую неделю (потому что шесть по-датски будет seks), школа наполняется неловким смехом: начинаются уроки сексуального просвещения.

Мне нравился энтузиазм, с которым реагировали все встреченные мной люди на вопросы об этих уроках. И, как и в случае со школой гендерного равенства Egalia, я пытался понять, что думаю об этом сам. А потом я узнал от учителей, директоров и самих школьников, какие вопросы обсуждаются на этих уроках.

С первых классов обозначаются вопросы о нашем теле. Начиная с шестого класса поднимаются более практичные вопросы.

Хрестоматийные — как пользоваться презервативом, что делать при менструации и как предотвратить нежелательную беременность. И совсем другие, не связанные напрямую с нашим телом.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Дети видят в сети все уже в раннем возрасте, — говорит Стеффан. — Мы считаем, что взрослым нужно объяснить, что об этом думать. Что значит влюбиться в первый раз? Что такое норма? Ты можешь увидеть какие-то вещи в порно и подумать, что ты ненормален, раз не делаешь этого. И когда у тебя появится девушка, именно так себя с ней и надо будет вести».

«Мы рассказываем им, что делать, если какой-то человек в социальных сетях просит выслать вашу фотографию в обнаженном виде. К кому можно обратиться в этом случае. Что говорить. Как себя вести, — рассказывает Серен. — Они, конечно, стесняются и смеются. Поэтому на уроках я предлагаю им анонимно написать вопросы на бумажке. Потом по очереди на них отвечаю, так они уже смелее задают вопросы сами».

После окончания шестой недели сексуальное воспитание равномерно распределяется по остальным урокам.

Это могут быть и тот же интернет-этикет, и урок литературы, на котором ученики проходят произведение датского писателя со сценой орального секса между подростками. Более того, учителя делятся полезными ссылками и литературой — зная, что любопытство к теме пересилит и школьники будут активно изучать информацию.

Ложка дегтя: можно так и не научиться читать

Конечно, во всем этом великолепии есть ложка дегтя. О ней мне рассказала та самая учительница Стина.

«В датской системе образования много несовершенств, — сказала она. — Оно дорого обходится жителям страны. И мы, учителя, могли бы делать все еще лучше. Например, мы плохо учимся друг у друга. И только последние пять-десять лет мы начали открыто сравнивать школы и обсуждать, все ли делаем верно. А еще двадцать процентов молодежи в стране выбирают закончить образование на девятом классе. Многие из них даже не умеют читать».

Как возможно проучиться девять лет и не научиться читать, не смогла объяснить даже Стина. Возможно, эти школьники так и не смогли научиться наслаждаться учебой, ведь, как говорили во всех увиденных мной школах и Стина, «если ты не получаешь удовольствия от школы, ты ничего не выучишь».

Читайте также: 

Как растят детей в скандинавских странах

Норвежское воспитание: впечатления и зарисовки

Какие признаки выдают хорошую школу?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
15
Евсенина Полина
жесть, конечно. Вот вам и "цивилизованная" Дания.
СсылкаПожаловаться
Галина Костенникова
Мне тоже показалось что что-то здесь не так уж слишком "сладко", но не ожидала, что на столько.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
Не научиться читать - это жесть, конечно. А из расчистки препятствий тоже ничего хорошего не выйдет. Потом, взрослыми, как они будут искать работу, выполнять ее, если они не получили нормального образования, привыкли к тому, что могут отказаться от всего, что не нравится делать, не знают слова "надо"? Что нормального в этих детях? Они все будущие клиенты психотерапевтов.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимВторой ребенок. А надо ли?
Здравствуйте! очень хочется мнений со стороны, любых :) 
Муж, родители с обоих сторон, все хотят второго ребенка в нашей семье. Все, кроме меня. У меня есть сын, ему 4 года, я люблю его очень, на полном серьезе считаю, что он самый лучший в мире мальчик, горжусь им, в общем, как любая мама))) Он всегда был замечательным, умиление от малыша, радость от того, что он делает, все это было и есть, но все равно, первые 2.5 или даже 3 года его жизни для были моральным АДОМ! И я каждый день радуюсь, что ему уже 4, честное слово. Скорее всего материнство просто не мое, я люблю быть одна и в тишине, чтоб меня не дергали, совершенно не умею играть с сыном. Мне нравится ему что то рассказывать, отвечать на вопросы, читать ему, делать что то вместе из взрослых дел, ходить в магазин, но не играть. Лет до 3.5 через 2-3 часа с ребенком дома у меня начинала ацки болеть голова и хотелось спрятаться хоть где то, сейчас он подрос и, к счастью, этой проблемы уже нет :) 
Если объективно, мне грех жаловаться. Финансовых проблем у нас нет, свекры живут рядом и всегда готовы пару часов в день провести с внуком, муж гуляет с ребенком. В общем, если посмотреть со стороны, мое моральное состояние - это "с жиру бесишься", о чем мне все и говорят, стоит хотя бы заикнуться об усталости или плохом настроении. С другой стороны, я 2.5 года ни разу не спала 3 часа подряд и никто, ни разу на дал мне выспаться, потому что мне не на работу утром. В 3.3 года сын впервые проспал ВСЮ ночь и я вместе с ним, едва поверила своему счастью! Попросить кого то посидеть с ребенком, потому что я устала, тоже нет, ребенок - это радость, от радости не устают. Сходить куда то - 2 часа на все, пока кто то гуляет с ребенком, о том, чтоб отлучиться на дольше и речи нет. Да что там куда то, в туалет сходить и то проблема, потому что муж погулял с ребенком, а дальше его не отвлекать, потому что работа. И отвсюду: ты должна, ты обязана, о себе забудь, у тебя теперь ребенок, он на первом месте. А уж сколько я выслушала от свекров: не достаточно много убираюсь, не достаточно много готовлю, не тогда ложусь спать, когда они считают правильным, то делаю не так, это не эдак. Я достаточно толстокожая, к таким вещам отношусь спокойно, но они даже меня за 3 года достали до печенок просто. Единственный, кто не считает меня придатком сына - это муж, он помогает, но он много работает и у него тоже увлечения и постоянно дергать его потому что мне надо 15 минут тишины тоже не здорово. И вот я не хочу второго ребенка, потому что не уверена, что смогу еще раз выдержать все это и не свихнуться. Вот если бы его выдали сразу 4леткой, ну хотя бы 3леткой))) Я очень боюсь, что все это повторится в точности. Есть конечно шанс, что ребенок будет поспокойнее, или будет спать побольше и желательно дома, а не на улице, или я буду уже морально готова ко всему. С другой стороны детей будет 2 и каждый требует почти 100% моего времени и как его делить? Мне хочется водить сына по кружкам, заниматься с ним, помогать готовиться к школе и потом в школе, а тут младенец и вечное "мам, мам, мам". Да и ребенок впервые лето провел в деревне, у меня 4 свободных вечера в неделю, после работы все лето! Снова хочется что то себе купить, пройтись по магазинам. Даже на эпиляцию впервые за 4 года хватило времени)))) Жизнь снова радует и я не хочу опять обратно в декрет. Но ребенок у меня классный, одно его существование уже оправдывает мое собственное, даже если я ничего больше в жизни не сделаю, уверена, со вторым будет то же чувство. И вот что делать?
234
юлия ноНужна ли школа?
Дано: сын весь такой умничка, знает школьную программу на пару классов вперёд (сам интересуется, спрашивает, где-то читает...) Но если узнает что-то новое, прям в восторге. Был раньше, пока все не свелось к бесконечной проверке знаний вместо того, чтобы эти знания давать и получать!
Мы с мужем можем сами дать ему образование, оплатить доп учителей, курсы.

И вот начинается сентябрь. Да, у нас все отлично, но я вижу, как мало школа даёт (в плане знаний, только пьёт силы и убивает нервы), оценки хорошие, но столько дурости, в наше время даже близко таких маразматических занятий не было.

Итак вопрос: плюсы школы относительно домашнего обучения? Пока лично я вижу плюс один, но весьма существенный: ребёнок хочет ходить в школу. Из главных минусов то, что в школе слишком много негатива и бессмысленной нервотрепки. А оно вообще надо?(
211
Пятачок)))Какие любимые духи у Вас?
Привет)) просто поболтать о предпочтениях...)
197
Листочек яКошка для снятия стресса?
Добрый день!
Ребёнок (3.5 г) очень чувствительный, постоянно "переизбыток возбуждения", заикание. А тут были в гостях и он гладил большую кошку, она мурчала, ребенок расслаблялся... и вот появилась мысль (пока просто мысль!) - а не завести ли кошку?.. Я к кошкам с детства равнодушна, дома никогда не было. Насколько вообще можно "угадать" характер кошки? Если изначально хочется, чтобы её можно было много гладить. То есть капризная неприступная кошка (кот) не подойдёт точно. Или для заведения питомца нужен именно "порыв души", в не меркантильные соображения?..
P.S. Пока это только идея. Издеваться над животным (дергать, тыкать, таскать за хвост) ребенку точно будет запрещено. По себе знаю, что очень ответственна, поэтому в случае, если решусь реализовать идею, все необходимые условия и уход для кошки будут организованы, да и привяжусь я к ней очень быстро скорее всего, станет полноценным членом семьи.
166
Коза Агатане только смотрите, но и слушайте!
конечно, если есть желание - я просто хотела рассказать о нескольких актерах, которые не только играют, но и поют. возможно, вы об этом знали, а может быть, и нет!
119
ДароБеги по радуге...
Девочки,  я не люблю выносить на форум свое нытье, но вот почти сутки не могу взять  в руки себя. Вчера вечером  ушла на радугу  наша Сурька. 11 лет назад  на нас посмотрели  с кошачьей морды человеческие глаза. Ее радужки были почти белыми. Мы даже не сразу поняли что нас так удивило. Только потом дошло.. эти глаза, почти людские. Мы отдали ей все и она нам все... Она бежала к дочери быстрее меня на  любой плач. Она  обнаружила что  муж болен раньше врачей. Она вечно думала что мы голодные и приносила то  абрикос, то помидор, то.. кабачок, да, да кошка может принести кабачок и туалетную бумагу. Все не описать....
За 2 года мы сделали 4 операции, но   5 она не вынесла бы уже.  Вчера она в последний раз   на едва  идущих лапах дошла до малой, залезла на руки. Это было последнее что она сделала... Ушла она у нас на руках.
Беги по радуге , кошка которая всегда будет домашней.
82
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru