Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Что делать, если ребенка травят в школе

С травлей в школе – буллингом – так или иначе сталкивались многие. Кто-то был жертвой, кто-то – агрессором, а кто-то – наблюдателем. Рассказываем, что нужно знать о травле, и что делать, если жертвой буллинга стал ваш ребенок.


Depositphotos.com

ЧП в Ивантеевке заставило родителей и специалистов в сфере образования задуматься о проблеме травли в школе. В точных причинах случившегося еще предстоит разобраться, но есть подозрения, что напавшего на учителя подростка к такому поступку подтолкнули именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников.

Проект «Дети Mail.Ru» провел опрос на тему травли. У 55% опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% пользователей указали, что это происходит регулярно.

80% опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребенка.

Признаки травли – намеренность, повторяемость, неравенство сил

Дружить против кого-то – явление для детей обычное. Им важно пережить сплоченность, причем объединить может как что-то положительное, так и – не очень. В последнем случае группа школьников «дружит» против одного-двух человек. И попасть в эту категорию «отверженных» может практически любой ребенок.

Агрессор зачастую сам является бывшей жертвой. Возможно, он не имеет поддержки дома (его там могут унижать, даже бить). Однако дети, которых родители любят и уважают, тоже могут стать агрессорами в школе – если родители дают им понять, что относятся к ним так только на определенных условиях.

Помимо зачинщика травли, его поддержки и жертвы есть так называемая «нейтральная зона». Эти дети сами боятся стать объектом насмешек, поэтому предпочитают ничего не замечать.

Важно отличать школьную травлю от обычной ссоры между детьми. Верные признаки травли – намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета: «Травля случается там, где детям, вынужденным находиться вместе, нечем заняться. Их не увлекает учеба или кружки, у них нет особо близкого общения дома. Поэтому и начинается поиск жертвы».

Жертвой травли может стать почти любой ребенок

Наши представления о травле в школах полны стереотипов. Нам кажется, что ребенок станет жертвой агрессии, если он в очках, слишком полный, слишком худой, с кудрявыми волосами (нужное подчеркнуть). За этим утверждением легко сделать вывод: ребенок сам виноват в том, что кому-то не понравился. Причем не понравился даже не прилагая к этому каких-либо усилий.

Depositphotos

Между тем, жертвой травли может стать каждый. Нужен просто повод зацепиться. Можно быть отличником или двоечником, уметь рисовать или нет, иметь гаджет последней модели или ходить без него – и травить будут именно за это. Правда, психологи отмечают, что у жертв буллинга все же есть одна общая черта – они более других чувствительны к действиям окружающих.

«Такие дети, как правило, сразу же отзываются на издевки. Они плачут, злятся, прячутся, – говорит психолог Людмила Николаева. – Именно такого поведения и добиваются агрессоры. Более того, жертве часто приходится непросто и дома. Посудите сами: ребенка толкнули в грязь, туда же кинули рюкзак, и от родителей он услышит не похвалу. Обычно его спрашивают где он так извалялся, наказывают. То есть ребенок испытывает двойную агрессию: в школе и дома».

Обращайте внимание на «тревожные звоночки»

Даже если у вас с ребенком доверительные отношения, он не всегда первым начнет разговор о травле. Причин может быть много: стеснительность, робость, боязнь получить осуждение, угрозы со стороны обидчиков. Поэтому для начала – присмотритесь. Ссадины, синяки, сломанные личные вещи, раздражительность или несвойственная ребенку молчаливость могут быть тревожными звоночками. Только вы знаете, какое поведение свойственно вашему ребенку, и какие симптомы для него нетипичны.

«Ребенок может ничего не говорить конкретно о происходящем в школе, но «подавать» другие знаки, – говорит Андрей Гончаров, клинический психолог, специалист в области социальной терапии. – Например, резко пропадает аппетит. Или ребенок заявляет, что вся его одежда выглядит ужасно, нужно купить новую. Постоянно теряет карманные деньги. Такие моменты не обязательно говорят именно о травле, но насторожиться стоит».

Не нужно думать, что подобные проблемы в школе – что-то несерьезное, преходящее. Школьный буллинг – не средство для закалки характера и ничем полезным обернуться не сможет.

Скажите ребенку: «Я тебя люблю. Мы справимся»

Если подозрения оправдываются, покажите ребенку, что он больше не находится один на один с проблемой. Задавайте наводящие вопросы и узнавайте детали случившегося: что происходит, кто участвует, как относится к этому учитель.

«Если ваш ребенок стал жертвой травли, скажите ему две вещи. Первое — «Я тебя люблю, и мы справимся вместе». Второе — «Ты ни в чем не виноват, — советует психолог Андрей Гончаров. — Успокойте его и обеспечьте ощущение защищенности. Не нужно рвать и метать. Никому не будет легче от того, что вы раздражены и не контролируете свое эмоциональное состояние».

Научите ребенка правильно реагировать на травлю

Научите ребенка задавать обезоруживающие вопросы обидчикам. Например, «Для чего ты это сделал?» Внятно и четко ответить нападающий вряд ли сможет, что на время сможет вывести его из равновесия. Объясните, что сам ребенок-жертва ни в чем не виноват. Он любим родителями и друзьями, а с травлей может столкнуться каждый.

«В России популярно решать проблему кулаками, – комментирует психолог Людмила Николаева. – И если ребенок не хочет или не может ответить агрессору, родители говорят ему: “Ты что, не можешь за себя постоять?” Это в корне неправильно. Ребенка нужно выслушать и помочь, а не отмахиваться, как от назойливой мухи».

Остановить буллинг может только взрослый

Не стесняйтесь просить классного руководителя повлиять на ситуацию. «Буллинг никогда не проходит сам по себе, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если в коллективе создались условия для травли, остановить ее сможет только взрослая сознательная уравновешенная личность. Если такой взрослый не вмешается, дети будут руководствоваться стадными инстинктами. Ни к чему хорошему это не приведет».

Кстати, в Законе «Об образовании» прописано, что ответственность за физическую и психическую безопасность ребенка лежит на учебном заведении. Естественно, речь идет о времени, когда ребенок в этом заведении находится.

Depositphotos.com

Стоит насторожиться, если над ситуацией будут посмеиваться: сами, мол, разберутся. Твердо стойте на своем, подключайте школьного психолога. Буллинг – это ненормально, и сам по себе он не проходит. Как правило, даже сами обидчики не всегда могут понять, зачем они снова и снова продолжают свои нападки. Поэтому помощь взрослого необходима.

«Есть важный нюанс: иногда классный руководитель не очень погружен в жизнь класса, он выполняет свои обязанности формально, – говорит Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета. – Соответственно и решить проблему травли не сразу сможет. Я бы обратился к тем учителям-предметникам, на глазах которых происходила травля. И, конечно, поговорил бы с директором. Но все это нужно делать только после разговора с самим ребенком».

Обсуждайте все шаги вместе

Выйти на разговор с родителями обидчика – ваше право. Но будьте готовы к тому, что общение может не принести результата. Родители могут настаивать на том, что их ребенок идеален, могут отстраниться от ситуации. Однако донести до них, что это именно травля, а не безобидная шалость – необходимо.

«Перед тем как связываться с родителями агрессора, обсудите этот шаг с ребенком, – советует психолог Людмила Николаева. – Он не должен узнавать о ваших действиях внезапно. Ему и так сейчас приходится непросто. Проговаривайте свои действия и объясняйте, почему вы считаете нужным поступить именно так». Таким образом ребенок будет чувствовать, что контролирует ситуацию.

Не бойтесь забрать ребенка из школы

Заберите ребенка из школы, если вы понимаете, что нахождение там для него травматично —на время, или насовсем, с последующим переводом в другое учебное заведение.

«Самое главное, что нужно ребенку-жертве – это чувство безопасности, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если ситуация в школе критичная, не ждите ее разрешения или перевода в другое заведение. Заберите ребенка на время домой. Пусть он побудет в безопасном для него месте, перестанет видеть обидчиков. Дайте ему такую передышку. Помимо этого, я бы рекомендовал отвести школьника к психологу. Вместе с ним он проработает эти обиды, проговорит ситуации в игровой или другой форме».

В конфликте всегда оценивайте стоит ли игра свеч. Надо ли вам бороться и дальше за место в школе, где абсолютно спокойно смотрят на травлю?

В российских школах нет общей политики в отношении травли

В Европе уже несколько десятков лет действуют специальные программы, которые направлены на предотвращение детской травли. В Норвегии, к примеру, такая программа помогла сократить количество жертв буллинга вдвое. А в британских школах существуют так называемые «школьные суды» для разбора подобных жалоб.

Во многих странах психологи попеременно встречаются то с объектом травли, то с агрессором, чтобы потом устроить им очную встречу и решить проблему. На травлю в школе в свое время жаловалась и шведская принцесса Виктория, которая теперь посвящает много сил борьбе с ней.

В конечном итоге травля в школе не связана с социальным устройством страны. Она зависит от психологических особенностей каждого человека. Однако в российских школах до сих пор нет общей политики в отношении буллинга.

Читайте также советы психолога о том, как подготовить ребенка к школе

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
152
Olga
В ответ на комментарий от Margarita История переписки2
Margarita
я до сих пор помню нашу директрису Софью Михайловну.она так строго на нас смотрела.что при ее появление самые хулиганистые становились паиньками. да и учебу двоешникам подтягивали отличники и хорошисты. То есть учителя сами прикрепляли к отстающему успевающего. И в классе не было хулиганов и двоечников-надо было учиться. И на 2 год оставляли-а это было позором для любого ученика.поэтому старались не отстать от своего класса. А сейчас почему двоечников переводят? Он не потянул программу предыдущего класса,так как он будет учиться в следующем? кОнечно плохо и ему заняться будет нечем,только бы уравняться с успевающими-травить отличников.
СсылкаПожаловаться
Если сейчас строго смотреть, никто не испугается. Раньше за этим стояла власть, страх наказания. А может, отголоски сталинских времен, когда и родителям могли что-то сделать за то, что ребенка не воспитали. Насчет подтягивания учебы не знаю, а на второй год оставляли еще в конце 90-х, когда я училась. Знаю два случая из ближайшего окружения. Когда сестра пошла в первый класс, у учителей начальной школы был праздник - наконец-то в пятый класс перевели мальчика, который оставался в начальной школе лет до 13 - многократный второгодник, у которого уже усы росли. Мать радовалась, что сестра с ним не пересечется - "хулиган наверно". Вот вам возможная причина, почему не переводят. А нафига учителям проблемы? Они лучше натянут этого мальчика на тройки и побыстрей отделаются. Кто знает, как он вел себя с одноклассниками - он намного выше, сильнее... Второй случай - в моем классе оставили на второй год двоечника и хулигана, который говорил на контрольный "мне бы хоть троечку". Оцените умственные способности) Очень злобный, опять же физически превосходил новых одноклассников. Не знаю его дальнейшую судьбу, я перешла в другую школу. А это сын школьного психолога, между прочим. После всех замечаний и обещаний выгнать из хорошей школы она таки взялась за него. Т. е. при оставлении на второй год получаем хулигана, который необязательно возьмется за ум и изменит свое поведение. Хорошо если этот двоечник добрый и миролюбивый. Если нет, он будет травить отличников еще дольше, поскольку задержится в школе. С 18 лет, я так понимаю, такого заберут в армию.
СсылкаПожаловаться
Люся Галяутдинова
Мою дочь травила учитель физики в 1999 году,пришла поговорила,она уволилась ей было на тот момент лет 67,думаю профсгорание,пусть гнабит внуков.
СсылкаПожаловаться
Margarita
В ответ на комментарий от Галина *** История переписки2
Галина ***
Мой сын именно жертва,перевод ничего не дает (уже 3 школа). А в рукопашку отдать не можем по состоянию здоровья.
СсылкаПожаловаться
можно же отдать в айкидо,таквондо . там вроде бы безконтактная борьба. может он слвоесно может так парировать.что те языки проглотят. Надо учить защите. Менять школы -это не вариант. Уверенность в себе надо воспитывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 9. Голосование

Всем доброго времени суток!
 
С огромной радость и не менее огромным волнением сообщаю об открытии Девятого внутрифорумского поэтического конкурса!!!
 
Напомню задание.
Тема – «В жизни всякое бывает».
Усложняющий элемент – божья коровка.
 

Вашему вниманию предлагаю 15 конкурсных произведений и 2 внеконкурсных стихотворения. Прошу прочитать и оценить каждое. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (17 января), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 18 ноября.

Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения на суд критиков. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (17 января). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 18 января.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
П.П.С. Забывашки, вам оставлю место.

393
Карпова КарповаМногодетный отец узнал, что является отцом только одного ребенка

Переругались на работе по поводу этого случая. Большинство женщин ЗА этого папашу, и только я и еще одна моя сослуживица считаем, что папаша не прав.
Коротко кейс. мужик женился на женщине с ребенком, вместе строили дом, родили еще ЧЕТВЕРЫХ детей. Потом мужик выяснил, что родной ему только один, длвухлетний пацан. Тогда он выгнал жену со всеми неродными детьми, а родного двухлетнего оставил себе.
В чем я считаю он не прав. Во-первых, жена тоже имеет право на половину дома, так как строился он в браке, и она имеет право на половину имущества.

Во-вторых, двухлетнего пацана отрывать от мамы довольно жестоко. Ну маленький он еще!

В-третьих, чудовищно жаль остальных детей, которые всегда считали его папой, и вот такая фигня...

Женщина, конечно, агонь. Я вот все задаюсь вопросом: как она с таким количеством детей находила время еще и на любовника?!

  

311
татьяна валиахметоваХочу! В 5 лет! Истерика

Задолбали эти истерики!!!! Хочу,дай,не хочу ,не буду........и все это командным голосом если не исполняется,то истерика! Ор стоит визг все швыряется ,мне может сказать,что то типа: достала ,отвали,не люблю и т.д! Я и отводила в комнату проораться и шлепала ,спокойно разговаривала .пробовала обнимать ,переводить все в шутку....но уже нервов не хватает,придушить охота .сегодня устроил истерику :Не хочу в сад! (давно такого не было)мультики хочу.! Упал и орет! Я его одела вытащила на улицу посадила в санки(обычно на автобусе) все это сопровождалось визгом ором ,потом начал, мама мне плохо,мама я тебя люблю......в саду как будто ничего не было! А я после всего этого себя чувствую как смену в шахте отпахала опустошение.....может перерастет,избаловали?

186
Катерина тримКак поступить

Всем добрый день.
Ситуауия я бы сказала щекотливая. Итак, этажом выше, над моей квартирой, где то месяц как поселилась некая семья с ребенком лет 3-5, незнаю точно. Так вот этот малыш постоянно плачет, утром и в 6 и днем и вот сейчас 19.20 а он заливается плачет. Честно не знаю что делать, поднятся и спросить что вы делаете с ребенком, скажут не ваше дело. Или в отдел опеки позвонить или участковому. Вот как поступить? Вот сейчас заливается слезами и женский ор. 

176
*КаГГи-Карр*Подарки воспитателям на день рождения. Нужно ли?

Всем привет! Сегодня у одной из воспитательниц день рождения, о чем вчера вечером проинформировала звонком вторая восп. одну из мам родительского комитета. Мы не собирались ничего дарить, тк бюджет итак трещит по швам. А тут еще три подарка получается плюсом (няня, 2 воспитателя).
Воспитателям дарим подарки на новый год, 8 марта и день воспитателя. На мой взгляд этого достаточно.  Подарки хорошие, не рафаэлло с советским))) 
А тут такой звонок с напоминанием. Мне это не понравилось конечно. Ну ладно, купили букет роз,красивых, на длинной ножке, символически, поздравили утром. Может я мнительная, но уловила разочарование. 
Как у вас, девочки? в садах и школах? дарите подарки на дни рождения?

150
МаруськаРебенок стал хуже разговаривать

Доброе утро! Дочь заговорила достаточно рано, с каждым месяцем словарный запас пополнялся новыми словами, к двум годам мы могли вести с ней диалог, в основном общалась со взрослыми. В два года и месяц мы отдали ее в сад, я изначально была против, т к хотела, чтобы она ещё побыла со мной, но бабушки настояли: социализация и разговаривать лучше будет, с детьми общаться и т.п. В группе, где все были старше ее примерно на год ,она была практически единственным ребенком, который хорошо разговаривал, и первый год я не заметила, чтобы ее речь стала хуже. Не скажу, что в первый год она стала больше разговаривать из-за нахождения в саду, т к ей там общаться было просто не с кем. В этом году в нашу группу добавили ещё новых детей, плюс дети , которые уже были в группе раньше стали разговаривать. И с конца сентября я начала замечать, что речь ребенка стала хуже. Сейчас на слух речь уже просто сплошной ужас. Раньше она не выговаривала только букву "Р", сейчас стала не выговаривать Ш,Щ,С,Ч,Ж и шепелявит, и картавит и просто ужас что творится с речью. Полностью скатилась на уровень детей, которые только начали разговаривать. Я постоянно ее исправляю, заставляю повторять слова правильно. Тем не менее,все усилия по развитию речи в раннем возрасте за полгода пошли прахом... Так вот вместо социализации,получилась деградация.И по поведению такая же ситуация, но это совсем другая история...Выводы делайте сами.

136
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети