32.png
Не спешите готовить ребенка к школе

Детство имеет ценность само по себе, а не только как период подготовки к взрослой жизни.

25.png
Занятия должны быть разнообразными

Ребенок может удерживать внимание на одном виде деятельности не более 15-20 минут.

21.png
Речь ребенка внятная и четкая

Он может рассказать историю, описать предмет, дать свою оценку событию.

6.png
Физические нагрузки должны быть умеренными

Высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят.

5 лет: играем и строим планы

Ребенок отметил свой первый юбилей – ему исполнилось пять лет. Отныне он уже считается старшим дошкольником, и родители все чаще задумываются о подготовке к школе.

В этом возрасте уже можно целенаправленно обучать детей на занятиях. Но детство имеет ценность само по себе, а не только как период подготовки к взрослой жизни. Это чудесное время, которое должно быть наполнено радостью и беззаботностью, шумными играми и волшебными сказками, невинными шалостям и бесконечной родительской любовью.

Физиология

Дети в возрасте пяти лет активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие скелета и мышц.

Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому следите за его питанием: оно должно быть сбалансированным и качественным.

В рационе ребенка должно быть как можно меньше вредных продуктов – сладкого, мучного, жареного, острого и жирного. А вот овощей, свежих и тушеных, а также домашних супов, котлет и компотов – как можно больше.

Старайтесь не разрешать ребенку «кусочничать». Привычка перехватывать что-либо на бегу каждые полчаса вредна для пищеварительной системы.

Обращайте внимание на физическое развитие ребенка, на спорт, которым он занимается. Высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят, потому что развитие организма еще не завершилось.

Психологические особенности

Мышление пятилетки преимущественно образное, однако именно в этот период формируются предпосылки словесно-логического мышления. Ребенок начинает оперировать абстрактными категориями, он пытается анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и сравнивать.

Кроме того, появляется целенаправленное планирование. Теперь ребенок может задать себе цель, разбить весь путь ее достижения на этапы, последовательно реализовывать свой план, корректируя его на ходу, если требуется. Действия ребенка уже не являются спонтанными, вызванными сиюминутными желаниями. Напротив, его поведение становится более осознанными.

Более осмысленно старший дошкольник начинает ориентироваться и в собственных переживаниях. Он понимает, что означает «Мне грустно», «Я радуюсь» и так далее.

При этом ребенок не только осознает свои эмоции в данный конкретный момент, но и способен их обобщать. Если у ребенка несколько раз не получилось красиво вырезать картинку, то он уже негативно оценивает свои способности в целом: «Я не умею вырезать».

Речь ребенка пяти лет внятная и четкая. Он может рассказать историю, описать предмет, перечислить его качества, дать свою оценку событию. Он хорошо рассуждает, с удовольствием реагирует на шутки и иногда шутит сам.

Дети используют все части речи, в том числе наречия, предлоги и союзы, правильно склоняют существительные, употребляют будущее и прошедшее время, множественное и единственное число.

В целом, к пяти годам ребенок осваивает грамматическую структуру родного языка. Словарный запас продолжает расширяться.

Как играет

Главной деятельностью ребенка пяти лет остается игра. Помимо уже освоенных – сюжетно-ролевой и режиссерской – на этом этапе появляются игры с правилами, игры-соревнования и дидактические игры

Игры с правилами не подразумевают каких-либо ролей. Однако участие в них требует неукоснительного соблюдения определенных правил, которые оговариваются заранее и должны выполняться всеми участниками.

Обычно дети внимательно следят друг за другом, и на любое нарушение правил кем-либо из игроков реагируют замечаниями и протестом. Огорчаются они и в том случае, когда сами случайно нарушают правила. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте появляются первые формы самоконтроля.

Среди игр с правилами наиболее популярны такие подвижные игры, как «Прятки», «Классики», «Скакалки», а также настольно-печатные – разные «ходилки» с кубиками, «Шашки», «Домино» и так далее.

Особое место в жизни дошкольника занимают игры-соревнования, например, спортивные. Для участников таких игр главным стимулом является выигрыш – личный или командный.

Проигрывать дети дошкольного возраста, как правило, не любят и не умеют, и взрослые зачастую искусственно создают ситуацию «Победила дружба». Тем не менее, ребенка нужно научить принимать разные исходы игры. Именно так у детей формируемся мотивация достижения успеха.

Дидактические игры используются как средство обучения дошкольников. Такие игры организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств или умений. «Посмотри и запомни», «Что исчезло», «Что лишнее», «Назови одним словом» – примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

Как заниматься

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться предпосылки учебной деятельности. Конечно, ребенок учится с момента своего рождения: хватать предметы, ходить, говорить. Но происходит это как бы спонтанно, по программе, заложенной природой. И лишь к пяти годам ребенок способен эффективно обучаться по специальным педагогическим методикам.

Существует огромное количество программ дошкольного образования. Они могут реализовываться как в детских садах, центрах развития, так и родителями дома.

При выборе конкретных пособий следует ориентироваться не только на предметное содержание – счет, чтение, письмо, иностранный язык и прочее. Существенное значение имеет то, насколько программа отвечает потребностям самого ребёнка.

Занятия должны включать в себя разные игровые компоненты, и обязательно – подвижные упражнения. Следует помнить – ребенок в этом возрасте способен удерживать внимание на одной деятельности не более 15-20 минут.

Рисование, лепка, конструирование – все эти виды деятельности, как и ранее, должны обязательно присутствовать в жизни дошкольника. На данном этапе в них гораздо чаще реализуется собственный замысел ребенка, нежели заданный взрослым образец.

Однако роль взрослого по-прежнему важна: он знакомит ребенка с различными материалами для творчества, демонстрирует новые технические приемы, все чаще привлекает к своей, «взрослой» творческой деятельности.

Покажите ребенку, что кроме цветных карандашей, фломастеров и красок, для рисования можно использовать художественную пастель и тушь. Вместо бумаги возьмите ткань, стекло или дерево. Попробуйте лепить не только из пластилина, но и из глины или воска. Посещайте вместе с ребенком разные мастер-классы – мыловарение, валяние из шерсти, гончарное ремесло.

Конструирование в этом возрасте начинает трансформироваться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то полезное. Например, строит кормушку для птиц или мастерит елочное украшение. В процессе таких занятий у детей формируются трудовые навыки и умения пользоваться различными инструментами, совершенствуется мелкая моторика и развивается практическое мышление.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко


Моя лента

123.jpg

Все о принцессе Шарлотте

Британия сходит с ума от умиления и восторга, празднуя вместе с поклонниками со всего мира рождение Ее Королевского Высочества принцессы Шарлотты Елизаветы Дианы Кембриджской. Мы расскажем вам сказку о маленькой
lori-0004094478-bigwww.jpg

Четыре книги для девочек

Приближается весна, восьмое марта. Всем родителям хочется порадовать в этот праздник своих маленьких принцесс и подарить им что-нибудь хорошее, интересное и настоящее. Может быть, это будет книга? В преддверии праздника
Ребенок учится считать

Как научить ребенка считать: разные методики и пошаговые инструкции

Многие взрослые переживают из-за возникающих сложностей при обучении детей письму и чтению, а еще сложнее научить ребенка считать. Но существуют методы, которые существенно облегчат эту задачу. Цифры и числа — важная
lori-0002971444-bigwww.jpg

Костюм индейца для карнавала и игр

Новогодние карнавалы все ближе, и я хочу поделиться ещё одним нашим опытом по изготовлению костюмов. Мои ребята любят играть в индейцев, а это значит, что без головного убора с перьями не обойтись. Тот вариант,
lori-0002804589-bigwww.jpg

Как сделать натуральный пластилин для самых маленьких

Покупая игрушки, мы всегда смотрим, из чего они сделаны. Это же правило существует и для различных развивающих материалов. Например, пластилин. Хочется дать его ребенку как можно раньше, ведь он прекрасно развивает
Девочка расстроена

Как предупредить детские истерики: 5 способов

Достаточно нескольких несложных изменений дома, чтобы у малыша пропал повод кататься по полу и орать. На возраст от года до четырех приходятся кризисы первых лет жизни – ребенок становится упрямым, непослушным и
lori-0001643147-bigwww800.jpg

Как развлечь ребенка в дороге

Если вам предстоит дальнее путешествие, возникает вопрос, как развлечь ребенка в дороге? Этим вопросом лучше озаботиться заранее, тогда вы не только не устанете в дороге, но и получите массу положительных эмоций
Scan-005400.jpg

Книги о любви: как показать мир чувств детям

Психологи всего мира советуют нам говорить детям о своих чувствах как можно чаще. А как быть, когда мы хотим рассказать детям о любви, но нам не хватает примеров? Тогда на помощь нам приходят книги. Читая о чувствах
Depositphotos_37224149_s.jpg

Гиперактивный ребенок: что делать маме?

Диагноз «гиперактивность/гипервозбудимость» невролог поставила моему сыну в месяц. Как и любую «в первый раз маму», меня это сначала ошарашило. Но со временем я разобралась в терминах и в поведении сына, и поняла,
7673333.jpg

Ребёнка не пускают в детский сад: когда воспитатель прав

Воспитатели порой не принимают детей в группу по довольно «экзотическим» причинам. Мы собрали самые удивительные истории родителей, а заодно узнали у экспертов, в каких случаях дошкольникам действительно нельзя
15.jpg

Рисуем вкусный натюрморт

Это занятие будет посвящено натюрморту. Малыши вряд ли справятся с задачей, это занятие, все-таки, требует от юного художника крепкого владения карандашом и кисточкой. Мастер-класс предназначен для детей младшего
Чем заняться с детьми весной: 10 идей

Чем заняться вместе с ребенком, пока не кончилась весна: 10 идей

Детские воспоминания часто связаны с приятными весенними моментами: тот день, когда первый раз идешь из школы без куртки, пускаешь во дворе кораблики с друзьями и знаешь, что скоро будут весенние каникулы, а чуть
ребенок завтракает

Как быть, если ребенок привередлив в еде: 6 правил

Пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду – не до конца изученный феномен. Возможно, это защитный механизм, который помогал нашим пещерным предкам не отравиться незнакомой пищей. Однако базовые установки
8_7qH4hrH.jpg

30 мелочей, которые сделают ребенка счастливым

Чтобы сделать вашего маленького сына или дочку счастливыми, совсем необязательно тратить огромное количество денег на дорогие игрушки и развлечения. Самые простые мелочи могут стать незабываемыми, если сделать их
54.jpg

Выбираем санки для ребенка: полезные советы

Зима, как водится, каждый год наступает внезапно, и внезапно же оказывается, что коляски с люльками, прогулочные и особенно трости ­­– вовсе не вездеходы и откровенно буксуют в неубранном снегу, предоставляя вам
Depositphotos_12441646_s.jpg

Игры, которые помогут детям развить внимание

«Жил человек рассеянный на улице Бассейной», так начинается знаменитое стихотворение Маршака. Но одно дело – стихотворение, и совсем другое дело, когда рядом с тобой живет вот такой рассеянный, который постоянно