Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как объяснить детям, зачем надо хорошо учиться?

Этот вопрос нередко ставит родителей в тупик. Действительно, отсутствие у сегодняшних школьников мотивации к обучению – проблема глобальная, но решать ее приходится каждой семье по-своему. Как же заинтересовать детей в получении знаний, какие аргументы привести в пользу учебы?


Фото: lori.ru

Известно, что двигателем развития каждого ребенка является познавательный интерес, заложенный в нем природой. Сначала малыш интересуется тем, что его окружает, пробует предметы на вкус, с интересом наблюдает и повторяет за взрослыми, затем радостно идет в школу, но постепенно его познавательная активность снижается. Во всяком случае, довольно часто учеба превращается в повинность – для кого-то уже в младших классах, а для большинства – в средней школе.

Мотивация бывает разная

На меня никогда не действовали ни положительные, ни отрицательные стимулы в учебе. Только собственные амбиции. Если я понимала материал, если мне было интересно, то автоматом стремилась преуспеть. Если не понимала и не горела интересом, то результаты были плачевными.
Оксана СтоляроваПользователь «Дети Mail.Ru»

Нередко у школьника остается лишь отрицательная мотивация к обучению – нежелание сталкиваться с плохими отметками, учительским порицанием или родительским гневом. Однако на ней, как говорится, далеко не уедешь.

Отрицательная мотивация – это прямой путь к невротическим расстройствам, снижению успеваемости «на нервной почве», а то и полному равнодушию к учебе в будущем. Кроме того, она, как правило, приводит к потере психологического контакта между взрослыми и ребенком, а это порождает новые проблемы.

Основная масса родителей, конечно, старается доступно объяснить детям, почему учеба в школе – дело важное. Правда, чаще всего такие объяснения сводятся к запугиванию их бедностью и низким социальным статусом из серии «будешь плохо учиться, станешь дворником». Подобные доводы редко оказывают должное воздействие: младшие школьники вообще не воспринимают дальнесрочных прогнозов, средние расценивают их как банальные «страшилки», а старшие подвергают их здоровому скепсису – не все же дворники плохо учились, как и не все начальники были отличниками.

Лишь для части детей нежелание «стать дворником» становится реальным стимулом к учебе. И хорошо, если это осознанная ориентация на квалифицированный труд, а не страх перед родителями или ужас перед беспросветным будущим, иначе неврозы обеспечены.

Формирование у ребенка положительной мотивации к учебе – чрезвычайно сложная для родителя задача. Все-таки это процесс внутренний, происходящий исключительно в сознании самого ученика. Однако помочь ему можно, особенно если в этом также будет заинтересован педагог.

Фото: lori.ru

Роль учителя

Очень важно не загубить познавательную активность ребенка в самом начале его школьного пути. Маленькие школьники эмоционально отзывчивы, любопытны, им интересно буквально все, если материал преподносится в занимательной форме. Они испытывают огромное удовольствие от собственных успехов, если учитель внимателен к каждому, если он умеет хвалить и подбадривать.

Именно в младших классах закладываются основы отношения ребенка к учебе. Почувствует ли он вкус к овладению знаниями, осознает ли ценность учебы, захочет ли быть успешным или станет довольствоваться положением «середнячка», приобретет ли он навыки самостоятельной «добычи» знаний – так же во многом зависит от учителя.

Безусловно, во власти учителей находится и интерес школьников к отдельным предметам, а как следствие – их ориентация на определенную профессию, ведь манерой преподавания и общения с учениками можно как возбудить интерес к любой науке, так и уничтожить его на корню.

Ошибки родителей

У меня на старшего никакая мотивация не действовала. Он мне так и говорил: «Ну и пусть я не получу того или этого, зато и уроки делать не буду». Я его волоком тащила почти 7 лет.
Тина БоброваПользователь «Дети Mail.Ru»

Однако не нужно недооценивать и влияние семьи на ребенка. Родители могут свести на нет старания самого лучшего учителя, если будут вести себя неправильно:

– при ребенке негативно отзываться о школе, критиковать действия учителя;
– мотивировать ребенка к выполнению домашних заданий угрозами и шантажом;
– проявлять равнодушие к успехам ребенка;
– сравнивать успехи ребенка с успехами других детей;
– сверх меры нагружать ребенка занятиями.

В большинстве случаев семья способна компенсировать даже негативное влияние неидеального учителя. Если родители внимательны и уважительны к ребенку, если они знают, к какой именно области знаний у него лежит душа, и всячески поддерживают его стремление, если они неравнодушны к его победам и поражениям, значит, они многое делают для формирования у него положительной мотивации к учебе.

Фото: lori.ru

Что же дает хорошая учеба?

Взрослеющие дети нередко задают этот вопрос мамам и папам, и тут главное – не растеряться, оставив его без ответа. На самом деле аргументов в пользу старательной учебы множество, вот только некоторые из них:

– она учит навыкам самодисциплины;
– она воспитывает ответственность;
– она повышает работоспособность;
– она воспитывает привычку к интеллектуальной работе;
– она дает знания;
– знания делают тебя грамотным;
– знания делают тебя самостоятельным;
– знания позволяют мыслить;
– знания делают тебя интересным собеседником
– знания обогащают твой творческий потенциал;
– знания повышают твой культурный уровень;
– знания и успешная сдача экзаменов расширяют твои возможности, предоставляют выбор профессии.

А все перечисленное вместе укрепляет веру ребенка в себя, а это значит, что ему будут по плечу любые высоты и достижения.

Также читайте о том, какие ошибки чаще всего допускают мамы первоклассников.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
254
Александр Ляшенко
Лежит негр человек под пальмой деревом, курит бамбук. (Я вообще не расистка, но в данном анекдоте лучше всего подходит именно негр под пальмой, поскольку в наших широтах особо под сосной не поваляешься. Замёрзнешь, да и шишки не съедобны). Так вот:
Лежит негр под пальмой, ест бананы, которые на него периодически падают и курит бамбук. Подходит к нему заезжий миллионер и говорит:
"Ты чего тут валяешься?" Тот отвечает: "А чё?"
- Ну как "чё"?! - возмущается миллионер. - Тебе же деньги на голову падают!
- Где? - наморщил лоб негр и огляделся.
- Ну вот же! Бананы! Ты же столько не съешь! Собери, отнеси на рынок.
- Зачем?
- Продашь, купишь себе приличную одежду. Потом наберёшь ещё бананов, продашь, купишь...
Короче там длинная цепь, которая в результате, по мнению миллионера, приведёт негра к богатству. Он сможет выкупить плантацию, нанять работников, и спокойно лежать под пальмой и курить бамбук.
На что негр логично заявил: "Так я и так лежу и курю".( с)
СсылкаПожаловаться
светлана
Конечно, гнать всех этих учителей из школ, а на их место диванных спецов набрать и заставить их работать, ведь они знают ВСЕ!
СсылкаПожаловаться
Людмила Чижевская
В ответ на комментарий от елена амелина История переписки2
елена амелина
ели продавец будет так себя вести - ничего не заработает. У нас поступают и хуже: делают все, чтобы исключить ребенка(или целый класс) из гимназии - банально ставят оценки не выше 3 (не брезгуют 1 или 2 за поведение, причем из-за ерунды типа упавшей ручки) или дают задание,не соответствующее возрасту учащихся, их навыкам .знаниям и техническим возможностям класса (например,дать шестиклассникам на уроке английского задание по аудированию 3 степени сложности: запись под диктовку с дальнейшим домашним заданием по этому тексту в обычном классе). во-первых, такое задание рассчитано как минимум на последние курсы специализированного колледжа (элементарно, у детей нет и не может быть необходимых навыков для его выполнения). Во-вторых, подобные задания выполняются только в специальном классе или при наличии специального оборудования( иначе будет очень сложно: это уже задание для студентов старших курсов ВУЗа, которых готовят как переводчиков -синхронистов)
СсылкаПожаловаться
Помогите, похвалите, не перегружайте, ребенок устает... Это все теория, а на практике это не действует. Не нравится ему учится , не интересно, вот и все. Школа как наказание. Я помню с каким огромным желанием стремился внук в школу. Наконец-то он ученик!. Прошел месяц, другой Глаза потухли,нет уж того рвения, стремления... В результате ненависть к школе. Кто виноват, школа, родители....?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru