«Учительница первая моя»: а если с ней не повезло?

Еще вчера малыш гордо стоял на «линейке» с букетом цветов, а уже сегодня школа стала существенной частью его жизни. Только мы, родители, не перестаем волноваться, с тревогой наблюдая за тем, как складываются его отношения с одноклассниками, как проявляет себя его первый учитель, от которого зависит многое.
Многодетная мама
lori-0006074702-bigwww_1.jpg
Источник: Migration

Первый школьный учитель – это тот человек, в чьей власти вселить в ребенка любовь к знаниям или же, наоборот, надолго отбить у него охоту учиться. Именно от учителя начальных классов зависит, будет ли маленький школьник верить в себя, или станет смиренным обладателем «средних» способностей, будет ли класс по-настоящему дружным, не появятся ли в коллективе «любимчики» и «изгои». Конечно, родители это прекрасно понимают, а потому стремятся поручить обучение своих детей самым лучшим педагогам. Но, как известно, учителей, выбравших профессию по призванию, не так много, и «самых лучших» на всех желающих просто не хватает. Вот и получается, что кому-то больше везет с первым педагогом, а кому-то меньше. Хорошие учителя навсегда остаются в памяти, плохие – надолго оставляют в ней психологические «занозы», равнодушные – стираются из нее, часто вместе с преподанными ими знаниями.

Пока сама училась в школе - терпела. Но когда учителя до моих детей докапываться начали, то ясно дала понять, что далеко не всегда придерживаюсь мнения, что «учитель всегда прав». Пришлось учителям признать, что с такой мамашей лучше не сталкиваться, а дружить.

Про свою первую учительницу я не могу сказать вообще ничего – не помню, чтобы с ней у меня были связаны какие-то эмоциональные переживания. Хотя нет, припоминаю, что я изо всех своих первоклашкинских сил пыталась ее полюбить. Помимо того, что так положено, ещё я остро ощущала в этом потребность – любить свою первую учительницу. Надо сказать, что полюбить педагога с неопределенным характером и с достаточно индифферентным отношением к своему делу – не так-то просто, и мне это не удалось. Но вот уважала я свою учительницу беззаветно, и в этом, я считаю, существенная заслуга моих родителей.

Я очень благодарна своей маме, которая прекрасно видела, что мой первый педагог несколько не дотягивает до идеала, и которая впоследствии перевела меня в другой класс, за то, что она никогда – ни словом, ни намеком – не показала мне своего отношения к происходящему. За всю мою школьную жизнь она ни разу не осудила ни одного моего учителя, хотя иногда они этого объективно заслуживали. Тогда, когда я изливала маме свою очередную ученическую обиду, мне, конечно, хотелось как следует «перемыть косточки» нерадивому с моей точки зрения учителю. Но теперь, спустя годы, я рада, что мама не шла у меня на поводу. Она выслушивала меня, поддерживала, когда мне это было необходимо, но при этом ей удавалось удержаться от негативных оценок личностных качеств моих педагогов.

В подобной воспитательной тактике действительно есть здравое зерно, и это подтверждают детские психологи. Многие из них не устают напоминать родителям школьников о том, что в семье необходимо воспитывать уважительное отношение к учителям, и что самим детям это пойдет только на пользу. Во-первых, «смотрящий в рот» учителю ученик гораздо лучше усвоит любую науку. Во-вторых, авторитет учителя станет лучшим стимулом для примерного поведения ребенка в школе и выполнения им домашних заданий. В-третьих, сам педагог не сможет не заметить уважительного к себе отношения, и это обязательно положительно скажется на успеваемости ученика. Ну и в-четвертых, обучая детей почтительному отношению к старшим, уважению к профессии, умению отделить главное от второстепенного, мы вносим вклад в их нравственное развитие, что тоже в наших интересах.

Я - учитель начальных классов с 10-летним стажем. Я мечтала о своей профессии, ожидая тот момент, когда увижу любознательные глазки малышей, их улыбки, старательность, возню, пыхтение, шалости. Меня и до сих пор умиляют детишки, но сейчас я твердо решила сменить профессию. Пошла учиться на второе высшее. Впрочем, так поступают многие молодые учителя, столкнувшись с нападками родителей из-за всяких мелочей. Скоро ваших детей будут учить пенсионерки с устойчивым эмоциональным выгоранием.

Разумеется, речь не идет о тех ситуациях, когда педагог позволяет себе унижать ученика, целенаправленно занижает ему оценки, или как-то еще злоупотребляет своим положением. Если происходит что-то из ряда вон выходящее, или если межу ребенком и учителем возникла непреодолимая неприязнь, то, скорее всего, будет лучше сменить класс или школу. Все остальные проблемы, недоразумения и недомолвки имеет смысл решать непосредственно с педагогом, с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в конфликт ребенка.

Безусловно, чтобы ребенок мог уважать учителя, сам учитель должен уважать личность в каждом ученике – это действительно важно. Важно и то, чтобы он был компетентен как преподаватель. Ну а все остальное, в большинстве случаев, можно и простить человеку, работающему на такой сложной и ответственной работе. Работе, требующей колоссального терпения и полной эмоциональной отдачи, но, к сожалению, не всегда приносящей удовлетворение.

Вкладывать знания в разные по способностям детские головы никогда не было легким делом. Но в последнее время труд учителя стал еще тяжелее, потому что все больше детей не считают нужным реагировать на замечания, встречаются и попросту неуправляемые школьники. Самое печальное, что многие родители не видят в этом ничего плохого и, со своей стороны, не предпринимают попыток помочь учителю. Некоторые совершенно искренне считают, что педагог просто обязан вылезти из кожи вон, но заинтересовать их кровинушку преподаваемым предметом. Это ничего, что кровинушка в классе не один, и ничего, что у каждого второго ребенка на коленях планшет во время урока. Учитель обязан и точка.

Учителя, так же как и люди других, требующих вовлечения душевных сил профессий, нередко сталкиваются с так называемым «синдромом профессионального выгорания». И тогда даже самые преданные своему делу педагоги превращаются в равнодушных или нервных, вечно раздраженных «училок» и «преподов». А ведь если задуматься, в этом зачастую присутствует и вина родителей, не научивших своих детей уважительно относиться к учительскому труду. И может быть, нашим детям потому все чаще «не везет» с учителями, что все больше преподавателей не выдерживают потребительского отношения к себе?

Давайте же учить наших детей уважению! В конце концов, оно бумерангом вернется к нам самим.