Дима Зицер — педагог, психолог
Школа мечты — это место, куда ребенок хочет идти. Сейчас же мы зачастую просто будим детей по утрам и внушаем: давай, сынок, пора идти. А зачем и почему надо? Это довольно дурацкая история: делать что–то без понимания того, зачем тебе это вообще нужно.
Спросите у него, зачем он идет в школу. Педагоги должны построить процесс так, чтобы у ученика ответ на этот вопрос был. В школе мечты ребенок учится понимать мир и выстраивать отношения вокруг себя.
В школе мечты не ставят ни двойки, ни пятерки. Потому что сами по себе оценки унижают человеческую личность. Любые отношения могут оказаться на грани краха, если постоянно ставить оценки.
Представьте двух взрослых людей. Мужчина говорит: тебе за секс четверка с минусом! Женщина ему отвечает: а тебе вообще тройка! Долго они протянут вместе? Не думаю.
Оценивать детей также неправильно. Оценка убивает любопытство и рождает комплексы. Неправда, что дети без оценок не будут учиться. Конечно, будут. Просто нужно преподавать ярко и с интересом.
Школы мечты – это та, где у ребенка остается время на себя. У любого человека есть таланты, но, если у него огромное количество уроков, кружков, домашних заданий и обязанностей, ему просто некогда подумать о том, чего он действительно хочет.
Александр Лобджанидзе — президент Межрегиональной ассоциации учителей географии, доктор педагогических наук
Школа мечты – это хороший коллектив учителей, с которым приятно работать. Ученики, которые с нетерпением ждут своих занятий. При такой комбинации точно все получится. Как добиться того, чтобы дети были такими? Старый добрый рецепт: у талантливого учителя – талантливые ученики.
Я против безликого серого пространства. В такое не захочется приходить ни детям, ни взрослым. Каждый кабинет должен быть особенным. Это задача педагога. Именно учитель создает среду, показывает, чем интересен его предмет.
Важны не только кабинеты, но и коридоры. Выбегая на перемену, ребенок тоже должен обращать на что-то внимание. Мы в свое время придумали развесить забавные цитаты из Григория Остера. Детям они понравились. Но важно не стоять на месте. Повисели цитаты какое-то время – снимите их. Придумайте что–то новое.
Оценки должны быть в любом случае. Другое дело, что можно пойти нестандартным путем и попросить детей самих ставить друг другу оценки. То есть учитель выполняет роль ментора, а ученики сами решают, кто и чего заслуживает.
Вот взяли двое работу над проектом. Прошла неделя, они подводят итоги: ага, тут ты потрудился, а тут ты работать не захотел. Это и анализ, и опыт оценки, и подготовка к ситуации, когда оценки человек получает уже от коллег по работе.
Одному предмету – несколько кабинетов. В 90-е у меня спросили: каким вы видите кабинет географии в школе мечты? Я ответил: а почему речь идет об одном кабинете, дайте мне четыре! В первом я бы сделал круговую кинопанораму и сверху сферу. Это было бы пространство без парт, но с кондиционерами и проектором звездного неба. Во втором кабинете бы проходили презентации с проектором и мультимедиасистемами.
В третьем кабинете я бы сделал лабораторию с минералами и горными породами. Четвертое пространство использовал бы как зимний сад, чтобы у детей была возможность и отдохнуть.
Максим Рыжов, учитель биологии и замдиректора школы No619 Санкт-Петербурга
В идеальной школе занятия начинаются позже. У всех разные ритмы, но почему бы не позволить детям поспать немного дольше? Первый урок начинался бы, скажем, в 10 утра. Ведь в большинстве случаев детей просто соскребают с кровати в 7-8. И учителям было бы приятно поспать подольше, чего уж там.
Просторные кабинеты. В советские годы почему-то обожали эти узкие коридоры и небольшие комнатки. Мне кажется, чем больше света и пространства – тем лучше. Во-первых, каждый ребенок смог бы сидеть за своей партой. Во-вторых, в большой комнате удобно проводить необычные по формату уроки: занятия по литературе и истории могли бы сопровождаться спектаклями.
Зоны отдыха для учителей. Речь не об одной на всех комнатке, а о небольших, но разных помещениях, где можно было бы найти себе занятие по интересам. В одном стоит барабанная установка, в другом – боксерская груша. Выпустить лишнюю энергию было бы здорово.
Родители ходят на занятия с детьми. Конечно, речь не обо всех уроках. Но мы, например, регулярно стараемся проводить открытые занятия. На таких используется микроскоп, проводятся опыты – это интересно и полезно. Дети видят, что их дела важны мамам и папам. А родители видят своими глазами, что учитель адекватный, что детям с ним интересно.
Ирина Ильичёва, директор гимназии No1409
Уроки преподают по-новому. Сейчас многие учебные заведения проводят занятия в необычных форматах: квесты, театральные выступления, интеллектуальные игры. Это здорово! Школа мечты – это не скучное сидение 45 минут за партами. В ней должны быть медицинская лаборатория, планетарий, студии танцев, современные спортзалы.
Управлением занимаются и дети. Да, я знаю, о чем говорю. Это отличная работающая модель. У нас в ученом совете есть и родители, и дети. Мы вместе управляем школой. Каждый вправе внести предложении и идеи. За этой моделью управления и есть будущее.
Татьяна Гартман — педагог дополнительного образования, блогер
Дети сами выбирают предметы. Отказавшись от ненужного, они бы сконцентрировались на том, что им действительно интересно. Человек должен гореть желанием получить то, что он хочет. И если химия ему не принципиально важна, то почему он не может более детально изучать литературу? Это было бы выгодно и для учителей: они бы уделяли внимание заинтересованным ученикам.
Вкусная еда. Этим, увы, могут похвастаться далеко не все учебные учреждения. Дети просто не хотят есть в школьной столовой. Серая холодная овсянка и правда выглядит не очень. Давайте сделаем больше выбора – больше ярких и вкусных овощей и фруктов. Причем каждый ребенок должен выбирать то, что ему хочется.
Зона отдыха для детей. Мне не по душе формальный подход. Те же уроки литературы не обязательно проводить, сидя за партами. Некоторые произведения надо чувствовать – значит, ребенку надо позволить принять удобную позу, прилечь на удобное кресло-мешок, закрыть глаза.
Так можно и уроки музыки проводить. Ребенок должен весь обратиться в слух, а не думать о том, как у него все затекло.
Родителям в школе мечты нужно бывать пореже. Я бы проводила только ежегодные собрания, на которых обсуждала бы перспективы, цели и задачи для каждого ребенка. У нас большинство родителей почему-то знает, как надо учить. Но по факту они только мешают учебному процессу. Помогать детям дома и поддерживать – это необходимость. А вмешиваться во все уроки – неправильно.
Читайте также: