Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нужны ли оценки в первом классе: мнение психолога

Как воспринимают безобидные «звездочки» первоклашки и чем грозит их психике плохая оценка. Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Ожидание оценки вызывает стресс

Я помню свою первую оценку. Это была звездочка. Большая синяя звездочка. И это было очень-очень плохо.

depositphotos.com

Потрясение было настолько сильным, что сейчас, спустя тридцать лет, я отчетливо помню, как выглядела эта звездочка, и свою эмоцию ненависти к методисту.

А теперь внимание: на тот момент мне было семь лет. Семь лет – это возраст первоклассника. (Я – осенний ребенок, и в школу пошла в неполные восемь лет.) В семь лет я была психологически не готова к оценкам.

Оценочность – это то, что добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки превращает ситуацию в стрессовую. 

Один из негативных факторов обучения в школе – его оценочность.

Практически вся деятельность ребенка в школе подвергается оценке. Оценивают учителя. Оценивают родители. Оценивают одноклассники.

Зная, что оценка тяжело бьет по психике ребенка, запрещено ставить оценки в первом классе, однако и здесь учителя находят выход из положения и вводят оценку, только не виде баллов в дневнике, а в виде наклеечек. Некоторые учителя приходят к «наклеечной» системе оценивания под давлением родителей, которым крайне необходимо знать, как же учится их ребенок. То есть – как учитель оценивает его способности и старания.

Ёлочка по поведению

Однажды с утра я привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

– У меня уже есть одна наклеечка! – похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой.

А потом, вздохнув, добавил:

– А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять.

– А как связаны «хорошо гулять» и наклеечки?

– Когда ты что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Ее надо на свою ёлочку наклеить. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз принесет приз.

Вот такую систему оценивания детей придумали воспитатели. Я сразу вспомнила очаровательного шестилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной оценочной системы. Только там были не наклеечки. Там были фишечки.

Я представила, что нам предстоит прожить в ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться каждой своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому.

Что предлагают педагоги, вводя в обиход такие ёлочки? По сути, выстраивание детей по рейтингу. Чей рейтинг выше, чей ниже.

Вскоре дети начнут думать друг о друге через призму количества наклеек. Кто из них лучше, кто хуже.

Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеек. В детском коллективе активизируется чувство зависти. Начнется напряженное соперничество между «хорошистами», ведь приз обещан только один, а хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою…

В начальной школе дети не умеют разделять «плохие оценки» и «я плохой»

Не стоит каждую наклеечку, выданную педагогом, рассматривать как фактор невротизации ребенка. «Наклеечка» не равно «невроз». Наклейка может выполнять разные функции, и сами системы, при которых используются наклейки, могут быть разными.

Система может быть просто поощрительной – когда ребенок получает наклеечку за выполненную работу. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему и выстраивания по рейтингу.

Сделал домашнюю работу – вот тебе наклеечка. Даже если работа выполнена неправильно, есть ошибки, все равно – наклеечка, потому что старался.

Ошибки не сложно исправить. Нужно дать понять ребенку, что ошибки – это нормально: «На ошибках учатся. Хорошо, что ты дома позанимался». И это, пожалуй, единственный вариант, когда наклеечка не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой.

Это не оценивание, это поощрение.

Рейтинговая система – это когда детей в классе или группе выстраивают по рейтингу, в зависимости от количества полученных баллов (оценок, фишечек, наклеечек).

Была у нас рейтинговая система в вузе первые три курса. Очень стимулировала. Студенты понимали: «плохие результаты в учебе» не равно «я плохой», но вот в начальной школе дети в этом месте могут поставить знак равенства. Поэтому я категорически против использования подобных систем в школе.

Родители могут потребовать отменить оценки

При этом я не считаю травмирующими детскую психику различные игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает расстроен проигрышем, – это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дело – игра, ограниченная во времени и пространстве. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри школы, включая поведение на переменах. Это уже чрезвычайная нагрузка на психику.

В первом классе ребенку и так непросто, приходится адаптироваться к новому социальному статусу, новому образу жизни, новому коллективу, новой деятельности.

Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем.

В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

В районо на этот счет даже имеется Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

«Следует помнить, – говорится в Письме, – что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Письмо Минобразования РФ

Допускается лишь словесная объяснительная оценка».

«Объяснительная оценка» – это значит объяснить, где неправильно. Без ярлыков «плохо», «лентяй», «глупая ошибка»

Первоклашке достаточно поставить «зачет» или «незачет» в конце года

Если заглянуть во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), то там мы можем найти такой пункт: «Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.

Качественная оценка может быть выражена оценкой “зачтено” / “незачтено”…
ФГОС

Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год».

То есть оценка возможна только в конце учебного года и нужна она для итогового отчета. О детях, получивших «незачет», будет знать завуч школы, родители этих учеников – и этого вполне достаточно. Не нужно и крайне нежелательно доносить эту информацию до детей, выставлять и стыдить «двоечников» перед всем классом.

Оценки нужны учителям, а не детям

Многие педагоги, особенно с большим опытом работы, могут на это возразить, что законы пишутся теоретиками, а педагоги-практики знают, что без оценок нельзя. Иначе дети не стараются, родители в течение года не видят «реальной картины успеваемости». Они по-своему правы. У них приоритеты другие.

Когда я говорю, что оценок в первом классе быть не должно, я ставлю на первое место психологический комфорт каждого ребенка. Когда учитель-практик говорит о том, что оценка необходима, он ставит на первое место учебный процесс и уровень усвоения материала большинством детей класса.

Если требовать отмены оценок через районо не хочется, так как это может повлечь ухудшение отношений с учителем, можно снизить последствия влияния оценки, работая в направлении психической устойчивости своего ребенка.

Если ребенок болезненно воспринимает оценивание, сильно расстраивается из-за сорванной или неполученной наклейки, если считает себя хуже одноклассников, то важно транслировать ребенку мысль, что никакая ёлочка с наклеечками не определяет, кто хороший, а кто нет.

«Это просто рисунок елки и просто наклейки. Мы любим тебя независимо от количества наклеек. И друзья тебя будут ценить не за наклейки.

И друзья тебя будут ценить не за наклейки. Не так важно, сколько у тебя наклеечек. Важно, что нового ты узнал и чему научился за это время».

Читайте также: Сколько кружков и секций нужно счастливому ребенку.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
27
Римма Дубинская
Вообще-то, в школу надо ходить как раз для того, чтобы там хорошо учиться. Это самая главная задача, а оценки - признак успешного её выполнения. А всякие с кем-нибудь и против кого-то дружилки - дело второстепенное.
СсылкаПожаловаться
Алёна Ч.
Я - психолог с классическим образованием. И большинство нас ЗА отметки в образовательном процессе начальной школы. Это и стимул, и харакетристика деятельности ребёнка, и ориентир, и пусть внешний, но мотив. Безотметочный период был введён вместе с системой развивающего обучения и др. инновационными педагогическими технологиями в конце 80-х, 90-е годы. И зачастую эти технологии ничего общего с закономерностями психического развития ребёнка не имели. Все новаторы соревновались в оригинальности, нестандартности, новизне. И получили сегодня то, что получили.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Сергеева
Я -бывший учитель начальных классов, имеющий стаж работы 40 лет. Об оценках могу сказать лишь одно: они нужны. Вы спросите любого первоклашку, пришедшего в школу :"Зачем ходить в школу?" , и он вам ответит :"За пятерками". Ребенок хочет получать оценку за свой труд. Главное - не отбить охоту получать эти пятерки
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ольга РомановаКак приучить свекровь закрывать дверь?
Здравствуйте, девушки. История такая. Живём втроём. Я, муж и дочь двух лет. Редко, где-то раз в месяц приезжает в гости свекровь, бывает, что мужа в это время дома нет, иногда присутствует. Отчебучивает разное (например пытается ставить ребёнка в угол, когда та носится по квартире, ведёт воспитательные беседы про то, что нужно ходить на горшок. мы никак не научимся. объясняет ей, вот ты будешь наказана в детском саду за все и будешь стоять в углу, спрашивает наказывают я или нет её). К слову, ребёнок активный, все время в движении. Я обычно на её беседы и игры с ребёнком не реагирую и не комментирую никак, пусть пообщаются, просто присутствуют рядом. Но вчера даже пришлось сделать замечание свекрови. Были на прогулке, ребёнок на самокате быстро катается, ездием по стадиону школы, вокруг забор, машин нет, детей рядом тоже. Дочь уехала далеко, к забору, свекровь за ней бежит, кричит туда нельзя, разворачивайся. Ребёнок с испугу бросает самокат и бежит назад, падает на асфальт и орёт. Она подходит и начинает топать по кочкам и предлагает ребёнку начать топать (типа кочки её уронили), дальше больше, начала плевать на землю и ребёнку говорит плюнь. Я подошла и сделала замечание, не надо учить плевать ребёнка, завтра она повторять начнёт за вами. Асфальт не виноват в падении. Этот пример, чтоб оценить уровень адекватности свекрови. Основная проблема: заходит в туалет, делает свои дела и не закрывает дверь. Жила всю жизнь в квартире с совмещённый санузлом. У нас же раздельный. Комментирует, что голова не влезает. Собственно эту самую голову и высовывает из двери. Ребёнок подходит и смотрит, спрашивает удивлённо: баба там? (плохо говорит). мы то сами закрываем. У всех нас, в т.ч. моей мамы и всех гостей, головы всегда влезали.свекровь не стесняется так делать и при сыне. Спросила мужа, скажи честно, у нас что, такой грязный унитаз, что туда опу посадить страшно? Он ответил, почему я так решила? Мама моя уже делала ей замечание (свекровь вообще гостей не стесняется). Вопрос: как уместить её голову или сообщить ей, чтоб она закрыла дверь?
224
Альбина ВалиеваЧто это традиция, одевать на последний звонок советскую форму?
Отгремели последние звонки. Многие девочки одели школьную форму совестких времен - темное коричневое платье и белый фартук, завязали  банты  сделали яркий мейкап и стали похожи на девиц из известных немецких фильмов. Что это? В чем смысл посыла? Что она для них значит?
Они не могут ностальгировать по СССР .
Хотели быть похожи на прошлых выпускников школы? - Так боевой раскрасс во времена СССР был запрещен. Школьное платье было ненавистно, многие старались одеть белую блузу и темную юбку.
Они никогда не ходили в школу в этой форме. Зачем ее одевать?
Я вижу в этом только выраженную ролевую игру, явно не место этому в школе. Коробит, просто отвратительно и безвкусно.
219
Варвара БаскинаПочему так сложно, найти электронный градусник???
Не могу нигде купить нормальный электронный градусник для ребенка!!! 1. Купила инфракрасный, думала, как же здорово и удобно будет мерить ребенку температуру, отзывы читала хвалебные. Купила померила, брешет безбожно. У ребенка была темпа 38,5 , а он мне показывал 36,9 . Расстроилась на счет выброшенных денег , и купила другой, обычный электронный. Начинаю мерить, твою* [ отредактировано модератором ]* пиликает через 10 сек и все тут , читаю инструкцию. Вы говорит подержите 10 сек., он пропищит, а потом держите еще 3-4 минуты. Я в бешенстве, иду в аптеку, говорю дайте мне градусник, который измеряет темпу 1 минут и только после этого пищит, ну не могу я ребенку по 5 минут мерить. Дала , детский, с уткой, думаю ну все радостная пришла домой, мерию температуру, опять такая же [ отредактировано модератором ]. Это что, моя тупость или тупость производителей? В итоге все вместе я потратила 1300 на инфракрасный градусник, 210 на первый электронный, и 300 на детский электронный. И в итоге получила кучу градусников, которые не могут нормально измерить температуру. В аптеке отказываются делать возврат и обмен, даже после того что я купила градусник у них 20 минут назад. Ну что за [ отредактировано модератором ]?
138
Мама сыночкаСоседи стучат по батарее
Добрый день, девочки. У меня дети-погодки, 3 и 1,5 года. Мальчики. Очень активные. Сейчас, конечно, сложный период, много ссор и драк. Младший сын задира, старший нытик. Конечно от нас много шума. Дети мои при этом очень режимные. Ложатся в 21-21:30.За час до сна избегаем активных игр, читаем, смотрим мультики, играем в конструктор. Младший спит беспокойно, кричит по ночам, часто просыпается. Старший спит хорошо. Встают рано, старший ходит в садик, в выходные просыпается как и в сад, по привычке. В обед обязательно сон дневной. В общем при всей активности детей, постоянно их одергиваю,прошу не шуметь. Но проблема с соседями снизу. Они жалуются, что наши дети "бегают с утра", то сообщения пишут, типа невозможно спать им. В 9 утра им мешают мои дети. Несколько раз стучали по батарее нам. Они короче ложатся в 12 ночи, у них мальчик 6 лет. И видимо хотят вставать в обед. А тут мои дети. У них мальчик ооочень активный, тоже носится как ураган, особенно слышно вечером. При этом у меня б никогда язык не повернулся им сказать, что он мешает мне указывать моих детей. Укладывали под топот и беготню, относились с пониманием. А они нам стучат. Причём при встрече улыбаются и молчат. Как-то неприятно все это, двуличные люди. У них ещё ремонт, который идёт уже больше года. Так вот сосед приходит на обед, с 2 до 4 и начинает стучать. Сверлить. Как раз мои дети спят. Мы долго молчали. Но когда дети вышли вдвоём на один сон, то это стало невозможно. Мы попросили в обед не сверлить....дать хотя бы уложить. В общем вот эти сутки по батарее, когда дети с утра пробегутся(младший, т к в принципе малыши ведь не ходят, а топотят) . Раньше я так переживала, что от нас столько шума, что мы мешаем.Все время извинялась. А сейчас просто в замешательстве и печали. В общем соседка снизу сейчас беременна, я боюсь, когда у них ребёнок родится маленький, они нас вообще заклюют. Расскажите, вам соседи стучат по батарее утром, потому что дети бегают?
134
Ни...чего себе фейхоа...А для чего нужна крестная? Хоть и нельзя обижаться,но все равно обидно.
Доброго дня девочки. Сложилась такая ситуация. Есть у меня крестница, которой нет еще и года. Но видела я эту крестницу всего 2 раза: в день выписки и на крестинах. Все.

Все мои попытки увидеться с ребенком не увенчались успехом. В гости не зовут совсем, на мои вопросы "Можно ли приехать хоть на полчасика, погулять всем вместе" находятся отговорки: то в больницу, то прививка, то зубы лезут (  Нет,я все понимаю, когда лезут зубы или прививка, ребенок капризный, не до гостей. Но прививка же не каждый день, да и зубы тоже не постоянно лезут. Ведь можно договориться, что не завтра, а через неделю.

Когда я шла в крестные, я как то всегда думала, что роль крестной это принимать участие в жизни ребенка, помогать родителям...а по сути, ребенок меня даже не знает( Старшую крестницу я и нянчила, пока маленькая была, и сейчас созваниваемся-видимся-общаемся. Как вообще быть в такой ситуации? Можно ли вообще как то наладить общение, или ждать,пока ребенок вырастет и уже тогда общаться? 
109
ЛюдмилаСтранный друг.
Здравствуйте. Подскажите, как лучше относиться к вот такому поведению одноклассника сына. 

Они вроде как дружат. Вместе ходят домой. Но этот мальчик все время старается куда-то закинуть сменку сына. На дерево. Или еще куда-то. Один раз пришлось ждать мужа, чтобы он снял ее с очень высокой ветки. Ну это ладно. Мальчишки. Бывает. 
Напросился к сыну на ДР. Но когда узнал, что к нему не придет одна девочка (заболела) - сказал, что его бабушка не пускает. Посмеялись. Ладно. 
У сына болел живот. Не пошел в школу. Позвонил однокласснику. При мне. Спросил, что задали по истории. Тот сказал, что ничего и истории вообще завтра не будет. 
Сын не подготовился. На следующий день выясняется, что история есть. Его вызывают и ставят двойку. Когда сын попытался объяснить, что ему Д сказал, что урока не будет, учительница решила переспросить мальчика. Тот ответил, что ничего подобного не говорил. Сыну поставили два. Еще раз повторюсь, сын разговаривал и записывал ДЗ при мне. 
Выставил втихаря в дневнике сына ему четвертные. Сын отходил, а этот мальчик вроде как поприкалываться решил. В итоге ему влетело от учительницы. 
Кидал учебник сына. Учебник остался без обложки. Сыну влетело. Клеили дома. И все это делает исподтишка. Но вроде как в шутку. -
А сегодня номер еще интереснее. Сын заболел. И неделю провел дома.  Так это чудо зачем-то начал распускать слухи, что сын уехал в Монголию. Мы живем в центральной России. 
Убедил в этом весь класс и учительницу в том числе. Сегодня был скандал с учительницей. Не смотря на принесенную справку. 
Удалил сына из друзей в вк, но сам при этом продолжает активно ему написывать и общаться. 
И это только часть непонятных ситуаций. 
Спросила у своего - а что про этого мальчика  вообще говорят ребята из класса. Ответил, что называют слегка того. 
Вот думаю... запретить ему с ним общаться... или пусть общаются и дальше... все же в одной компании. Просто пусть знает, что пацан немного... странный. 
Ребятам по 13 лет. 


107
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru