Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нужны ли оценки в первом классе: мнение психолога

Как воспринимают безобидные «звездочки» первоклашки и чем грозит их психике плохая оценка. Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Ожидание оценки вызывает стресс

Я помню свою первую оценку. Это была звездочка. Большая синяя звездочка. И это было очень-очень плохо.

depositphotos.com

Потрясение было настолько сильным, что сейчас, спустя тридцать лет, я отчетливо помню, как выглядела эта звездочка, и свою эмоцию ненависти к методисту.

А теперь внимание: на тот момент мне было семь лет. Семь лет – это возраст первоклассника. (Я – осенний ребенок, и в школу пошла в неполные восемь лет.) В семь лет я была психологически не готова к оценкам.

Оценочность – это то, что добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки превращает ситуацию в стрессовую. 

Один из негативных факторов обучения в школе – его оценочность.

Практически вся деятельность ребенка в школе подвергается оценке. Оценивают учителя. Оценивают родители. Оценивают одноклассники.

Зная, что оценка тяжело бьет по психике ребенка, запрещено ставить оценки в первом классе, однако и здесь учителя находят выход из положения и вводят оценку, только не виде баллов в дневнике, а в виде наклеечек. Некоторые учителя приходят к «наклеечной» системе оценивания под давлением родителей, которым крайне необходимо знать, как же учится их ребенок. То есть – как учитель оценивает его способности и старания.

Ёлочка по поведению

Однажды с утра я привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

– У меня уже есть одна наклеечка! – похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой.

А потом, вздохнув, добавил:

– А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять.

– А как связаны «хорошо гулять» и наклеечки?

– Когда ты что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Ее надо на свою ёлочку наклеить. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз принесет приз.

Вот такую систему оценивания детей придумали воспитатели. Я сразу вспомнила очаровательного шестилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной оценочной системы. Только там были не наклеечки. Там были фишечки.

Я представила, что нам предстоит прожить в ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться каждой своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому.

Что предлагают педагоги, вводя в обиход такие ёлочки? По сути, выстраивание детей по рейтингу. Чей рейтинг выше, чей ниже.

Вскоре дети начнут думать друг о друге через призму количества наклеек. Кто из них лучше, кто хуже.

Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеек. В детском коллективе активизируется чувство зависти. Начнется напряженное соперничество между «хорошистами», ведь приз обещан только один, а хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою…

В начальной школе дети не умеют разделять «плохие оценки» и «я плохой»

Не стоит каждую наклеечку, выданную педагогом, рассматривать как фактор невротизации ребенка. «Наклеечка» не равно «невроз». Наклейка может выполнять разные функции, и сами системы, при которых используются наклейки, могут быть разными.

Система может быть просто поощрительной – когда ребенок получает наклеечку за выполненную работу. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему и выстраивания по рейтингу.

Сделал домашнюю работу – вот тебе наклеечка. Даже если работа выполнена неправильно, есть ошибки, все равно – наклеечка, потому что старался.

Ошибки не сложно исправить. Нужно дать понять ребенку, что ошибки – это нормально: «На ошибках учатся. Хорошо, что ты дома позанимался». И это, пожалуй, единственный вариант, когда наклеечка не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой.

Это не оценивание, это поощрение.

Рейтинговая система – это когда детей в классе или группе выстраивают по рейтингу, в зависимости от количества полученных баллов (оценок, фишечек, наклеечек).

Была у нас рейтинговая система в вузе первые три курса. Очень стимулировала. Студенты понимали: «плохие результаты в учебе» не равно «я плохой», но вот в начальной школе дети в этом месте могут поставить знак равенства. Поэтому я категорически против использования подобных систем в школе.

Родители могут потребовать отменить оценки

При этом я не считаю травмирующими детскую психику различные игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает расстроен проигрышем, – это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дело – игра, ограниченная во времени и пространстве. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри школы, включая поведение на переменах. Это уже чрезвычайная нагрузка на психику.

В первом классе ребенку и так непросто, приходится адаптироваться к новому социальному статусу, новому образу жизни, новому коллективу, новой деятельности.

Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем.

В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

В районо на этот счет даже имеется Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

«Следует помнить, – говорится в Письме, – что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Письмо Минобразования РФ

Допускается лишь словесная объяснительная оценка».

«Объяснительная оценка» – это значит объяснить, где неправильно. Без ярлыков «плохо», «лентяй», «глупая ошибка»

Первоклашке достаточно поставить «зачет» или «незачет» в конце года

Если заглянуть во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), то там мы можем найти такой пункт: «Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.

Качественная оценка может быть выражена оценкой “зачтено” / “незачтено”…
ФГОС

Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год».

То есть оценка возможна только в конце учебного года и нужна она для итогового отчета. О детях, получивших «незачет», будет знать завуч школы, родители этих учеников – и этого вполне достаточно. Не нужно и крайне нежелательно доносить эту информацию до детей, выставлять и стыдить «двоечников» перед всем классом.

Оценки нужны учителям, а не детям

Многие педагоги, особенно с большим опытом работы, могут на это возразить, что законы пишутся теоретиками, а педагоги-практики знают, что без оценок нельзя. Иначе дети не стараются, родители в течение года не видят «реальной картины успеваемости». Они по-своему правы. У них приоритеты другие.

Когда я говорю, что оценок в первом классе быть не должно, я ставлю на первое место психологический комфорт каждого ребенка. Когда учитель-практик говорит о том, что оценка необходима, он ставит на первое место учебный процесс и уровень усвоения материала большинством детей класса.

Если требовать отмены оценок через районо не хочется, так как это может повлечь ухудшение отношений с учителем, можно снизить последствия влияния оценки, работая в направлении психической устойчивости своего ребенка.

Если ребенок болезненно воспринимает оценивание, сильно расстраивается из-за сорванной или неполученной наклейки, если считает себя хуже одноклассников, то важно транслировать ребенку мысль, что никакая ёлочка с наклеечками не определяет, кто хороший, а кто нет.

«Это просто рисунок елки и просто наклейки. Мы любим тебя независимо от количества наклеек. И друзья тебя будут ценить не за наклейки.

И друзья тебя будут ценить не за наклейки. Не так важно, сколько у тебя наклеечек. Важно, что нового ты узнал и чему научился за это время».

Читайте также: Сколько кружков и секций нужно счастливому ребенку.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
27
Римма Дубинская
Вообще-то, в школу надо ходить как раз для того, чтобы там хорошо учиться. Это самая главная задача, а оценки - признак успешного её выполнения. А всякие с кем-нибудь и против кого-то дружилки - дело второстепенное.
СсылкаПожаловаться
Алёна Ч.
Я - психолог с классическим образованием. И большинство нас ЗА отметки в образовательном процессе начальной школы. Это и стимул, и харакетристика деятельности ребёнка, и ориентир, и пусть внешний, но мотив. Безотметочный период был введён вместе с системой развивающего обучения и др. инновационными педагогическими технологиями в конце 80-х, 90-е годы. И зачастую эти технологии ничего общего с закономерностями психического развития ребёнка не имели. Все новаторы соревновались в оригинальности, нестандартности, новизне. И получили сегодня то, что получили.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Сергеева
Я -бывший учитель начальных классов, имеющий стаж работы 40 лет. Об оценках могу сказать лишь одно: они нужны. Вы спросите любого первоклашку, пришедшего в школу :"Зачем ходить в школу?" , и он вам ответит :"За пятерками". Ребенок хочет получать оценку за свой труд. Главное - не отбить охоту получать эти пятерки
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Карпова КарповаМожно ли остановить насилие по отношению к женам?! В России.
Участников чемпионате мира по аргентинскому танго в Буэнос-Айресе от России – Кирилла Паршакова и Анну Гудыно – лишили возможности продолжать выступление. Аргентинские СМИ сообщают, что партнер yдapил свою напарницу за кулисами кулаком в лицо.

«Выступление этой пары – чемпионов Европы получило высокие оценки жюри. Но один из организаторов заметил, как за кулисами они в страстной форме выражали претензии друг к другу. В результате судьи приняли решение не пускать их в финал за некорректное поведение», – сообщила директор оркестра Solo Tango Ирина Перетятко.


В этой новости и ее последствиях прекрасно примерно все. В страстной форме выражали эмоции - это теперь называется так? Ударил кулаком в лицо за то, что ему не понравилось, как она выступила! В результате кухонного боксера дисквалифицировали, но и его супруга лишилась возможности выступать дальше.

теперь он в соцсетях оправдывается, но как -то странно: нас не поняли, мы чересчур бурно выражали эмоции. Мы, мы, мы. Хотя ударил-то он! И если он позволил себе такое при свидетелях, я представляю, ЧТО происходит, когда они наедине. А ведь у пары есть маленький ребенок.

К сожалению, у танцора-боксера нашлось оооочень много защитников, и, к сожалению, защитниц. Они пишут ему слова поддержки, уговаривают не грустить. Говорят - с кем не случается. И знаете, меня это оправдание стрёмного поведения жалкого чувака, который не умеет держать себя в руках, расстроило даже больше, чем сам его отвратительный поступок.

Анна, к сожалению, отказалась писать на него заявление, а у нас насилие такого рода все еще остается делом не государственного, а частного обвинения, увы. Мне очень жаль, что этого придурка не посадят. И в следующий раз он просто постарается бить без свидетелей. 
543
Ирина ЦинманCын переходит в 11-й, нет желания куда-то поступать, что делать в таком случае?
Девочки, сос, сама не справляюсь, сын переходит в 11-й, учится средненько, ближе гуманитарий, чем математик. То что бюджет нам нигде не светит, так это и так понятно, но у него  вообще нет желания куда-то поступать, учиться дальше, вот что делать в таком случае?
520
Манюня ХнушКлетка для морской свинки
Добрый день!
Дочка просит на ДР какое-нибудь животное, выбор пал на морскую свинку. Сейчас присматриваю клетку и наткнулась на вот такой вариант 
В характеристиках пишут, что эта клетка именно для морских свинок.
Я уже в зоомагазин сходила, живьём её посмотрела. И что-то мне кажется, что лестница крутовата. Достаточно ли это безопасный вариант для толстопопиков?
Может быть кто-то держал морских свинок в подобных клетках? Поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
222
АнонимХотели бы 4-дневную рабочую неделю
Привет) вопрос в названии темы) 
203
АнонимДети от разных браков и подарки
У меня есть двоюродный племянник .После развода родителей ,живет с матерью и ее новой семьей .Отец ,мой двоюродный брат ,платит очень приличные алименты,забирает на выходные и всячески балует ребёнка .Хотел  взять ребёнка на море ,а его бывшая жена не даёт разрешение на выезд .Говорит ,что это нечестно по отношению к ее младшему ребёнку .Он тоже хочет на море  и будет завидовать .Единственный выход по ее словам ,оплатить ей и второму ребёнку поездку .Хорошо ,хоть не ее мужу .Брат ее послал ,поссорились . Так она ещё заставляет старшего ребёнка ,делится подаренными нашей семьёй игрушками ,даже если он не хочет .На возмущение брата ,говорит что дети должны быть равны .Получается ,племянника ущемляют потому ,что новый муж матери не может нормально заработать не своего ребёнка. Где выход из такой ситуации ?
180
Анонимборода мужа
Всем привет! Девочки не судите строго,но лично для меня это серьезно. Пол года назад я согласилась,что бы муж отрастил бороду(модно же сейчас) мы договаривались на пару месяцев,т.к я не переношу волосатость на лице у мужчины. В итоге он ходит уже полгода и сбривать не собирается, я и по хорошему просила и по плохому,бесполезно!(У нас пропали интимные отношения,из-за того,что я не могу его целовать, а как собачки,не целуясь я не могу( но и это его особо не тревожит.Говорит мне,что проще смириться(( он очень сложный человек в этом плане,если что-то в голову взбредет,то все.. а тут тем более,все говорят,что ему так хорошо с бородой. Ему и правда не плохо, но тактильные ощущения для меня мерзкие. Может,кто что посоветует? В браке мы 7 лет, 2 детей.
119
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru