Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нужны ли оценки в первом классе: мнение психолога

Как воспринимают безобидные «звездочки» первоклашки и чем грозит их психике плохая оценка. Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Ожидание оценки вызывает стресс

Я помню свою первую оценку. Это была звездочка. Большая синяя звездочка. И это было очень-очень плохо.

depositphotos.com

Потрясение было настолько сильным, что сейчас, спустя тридцать лет, я отчетливо помню, как выглядела эта звездочка, и свою эмоцию ненависти к методисту.

А теперь внимание: на тот момент мне было семь лет. Семь лет – это возраст первоклассника. (Я – осенний ребенок, и в школу пошла в неполные восемь лет.) В семь лет я была психологически не готова к оценкам.

Оценочность – это то, что добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки превращает ситуацию в стрессовую. 

Один из негативных факторов обучения в школе – его оценочность.

Практически вся деятельность ребенка в школе подвергается оценке. Оценивают учителя. Оценивают родители. Оценивают одноклассники.

Зная, что оценка тяжело бьет по психике ребенка, запрещено ставить оценки в первом классе, однако и здесь учителя находят выход из положения и вводят оценку, только не виде баллов в дневнике, а в виде наклеечек. Некоторые учителя приходят к «наклеечной» системе оценивания под давлением родителей, которым крайне необходимо знать, как же учится их ребенок. То есть – как учитель оценивает его способности и старания.

Ёлочка по поведению

Однажды с утра я привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

– У меня уже есть одна наклеечка! – похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой.

А потом, вздохнув, добавил:

– А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять.

– А как связаны «хорошо гулять» и наклеечки?

– Когда ты что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Ее надо на свою ёлочку наклеить. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз принесет приз.

Вот такую систему оценивания детей придумали воспитатели. Я сразу вспомнила очаровательного шестилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной оценочной системы. Только там были не наклеечки. Там были фишечки.

Я представила, что нам предстоит прожить в ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться каждой своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому.

Что предлагают педагоги, вводя в обиход такие ёлочки? По сути, выстраивание детей по рейтингу. Чей рейтинг выше, чей ниже.

Вскоре дети начнут думать друг о друге через призму количества наклеек. Кто из них лучше, кто хуже.

Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеек. В детском коллективе активизируется чувство зависти. Начнется напряженное соперничество между «хорошистами», ведь приз обещан только один, а хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою…

В начальной школе дети не умеют разделять «плохие оценки» и «я плохой»

Не стоит каждую наклеечку, выданную педагогом, рассматривать как фактор невротизации ребенка. «Наклеечка» не равно «невроз». Наклейка может выполнять разные функции, и сами системы, при которых используются наклейки, могут быть разными.

Система может быть просто поощрительной – когда ребенок получает наклеечку за выполненную работу. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему и выстраивания по рейтингу.

Сделал домашнюю работу – вот тебе наклеечка. Даже если работа выполнена неправильно, есть ошибки, все равно – наклеечка, потому что старался.

Ошибки не сложно исправить. Нужно дать понять ребенку, что ошибки – это нормально: «На ошибках учатся. Хорошо, что ты дома позанимался». И это, пожалуй, единственный вариант, когда наклеечка не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой.

Это не оценивание, это поощрение.

Рейтинговая система – это когда детей в классе или группе выстраивают по рейтингу, в зависимости от количества полученных баллов (оценок, фишечек, наклеечек).

Была у нас рейтинговая система в вузе первые три курса. Очень стимулировала. Студенты понимали: «плохие результаты в учебе» не равно «я плохой», но вот в начальной школе дети в этом месте могут поставить знак равенства. Поэтому я категорически против использования подобных систем в школе.

Родители могут потребовать отменить оценки

При этом я не считаю травмирующими детскую психику различные игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает расстроен проигрышем, – это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дело – игра, ограниченная во времени и пространстве. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри школы, включая поведение на переменах. Это уже чрезвычайная нагрузка на психику.

В первом классе ребенку и так непросто, приходится адаптироваться к новому социальному статусу, новому образу жизни, новому коллективу, новой деятельности.

Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем.

В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

В районо на этот счет даже имеется Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

«Следует помнить, – говорится в Письме, – что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Письмо Минобразования РФ

Допускается лишь словесная объяснительная оценка».

«Объяснительная оценка» – это значит объяснить, где неправильно. Без ярлыков «плохо», «лентяй», «глупая ошибка»

Первоклашке достаточно поставить «зачет» или «незачет» в конце года

Если заглянуть во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), то там мы можем найти такой пункт: «Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.

Качественная оценка может быть выражена оценкой “зачтено” / “незачтено”…
ФГОС

Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год».

То есть оценка возможна только в конце учебного года и нужна она для итогового отчета. О детях, получивших «незачет», будет знать завуч школы, родители этих учеников – и этого вполне достаточно. Не нужно и крайне нежелательно доносить эту информацию до детей, выставлять и стыдить «двоечников» перед всем классом.

Оценки нужны учителям, а не детям

Многие педагоги, особенно с большим опытом работы, могут на это возразить, что законы пишутся теоретиками, а педагоги-практики знают, что без оценок нельзя. Иначе дети не стараются, родители в течение года не видят «реальной картины успеваемости». Они по-своему правы. У них приоритеты другие.

Когда я говорю, что оценок в первом классе быть не должно, я ставлю на первое место психологический комфорт каждого ребенка. Когда учитель-практик говорит о том, что оценка необходима, он ставит на первое место учебный процесс и уровень усвоения материала большинством детей класса.

Если требовать отмены оценок через районо не хочется, так как это может повлечь ухудшение отношений с учителем, можно снизить последствия влияния оценки, работая в направлении психической устойчивости своего ребенка.

Если ребенок болезненно воспринимает оценивание, сильно расстраивается из-за сорванной или неполученной наклейки, если считает себя хуже одноклассников, то важно транслировать ребенку мысль, что никакая ёлочка с наклеечками не определяет, кто хороший, а кто нет.

«Это просто рисунок елки и просто наклейки. Мы любим тебя независимо от количества наклеек. И друзья тебя будут ценить не за наклейки.

И друзья тебя будут ценить не за наклейки. Не так важно, сколько у тебя наклеечек. Важно, что нового ты узнал и чему научился за это время».

Читайте также: Сколько кружков и секций нужно счастливому ребенку.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
27
Римма Дубинская
Вообще-то, в школу надо ходить как раз для того, чтобы там хорошо учиться. Это самая главная задача, а оценки - признак успешного её выполнения. А всякие с кем-нибудь и против кого-то дружилки - дело второстепенное.
СсылкаПожаловаться
Алёна Ч.
Я - психолог с классическим образованием. И большинство нас ЗА отметки в образовательном процессе начальной школы. Это и стимул, и харакетристика деятельности ребёнка, и ориентир, и пусть внешний, но мотив. Безотметочный период был введён вместе с системой развивающего обучения и др. инновационными педагогическими технологиями в конце 80-х, 90-е годы. И зачастую эти технологии ничего общего с закономерностями психического развития ребёнка не имели. Все новаторы соревновались в оригинальности, нестандартности, новизне. И получили сегодня то, что получили.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Сергеева
Я -бывший учитель начальных классов, имеющий стаж работы 40 лет. Об оценках могу сказать лишь одно: они нужны. Вы спросите любого первоклашку, пришедшего в школу :"Зачем ходить в школу?" , и он вам ответит :"За пятерками". Ребенок хочет получать оценку за свой труд. Главное - не отбить охоту получать эти пятерки
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
KukushkaЗуд законотворчества

Добрый день коллеги! Тема немного грустная. Наша дума ночами не спит, о нас думает. И придумала, что мы все должны налоги государству платить. Те кто не работают должны и в фонд пенсионный отчислять и в соцстрах. А то что государство за них платит. Хорошо хоть не со средней зарплате по Госдуме, а по минимальной зарплате. То есть если вы сидите с детьми, потому что их деть некуда, платите, все равно вам деньги не нужны. Или идите работать, а потом вас штрафанут за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Автор - Вострецов Сергей с годовым доходом за 2017 год более 5 млн рублей. Кстати, он же предлагал лишать родителей детей, участвующих в несогласованных митингах, родительских прав.  За пенсионную реформу он тоже топил во всю мощь. Идеальная идея - обложить неработающих налогом, тогда это станет не выгодно и все работать пойдут, экономика поднимется как на дрожжах. Печальная ирония.

509
Big RolfБез детей намного лучше

Мы с моей женой живём вдвоем. Я хорошо зарабатываю, она держит свой магазин. Объездили пол-мира. Детей нет. И не планируем. Глядя на наших знакомых, у которых по 2-3 ребенка, мы понимаем что нам не нужны эти бесконечные сопли-вопли дома, лишние расходы, лишний головняк. Ведь с ребенком никуда особо не поедешь отдохнуть, а если уж и поедешь, то сами не отдохнем и другим не дадим. В общем, подумайте много раз, перед тем как заводить детей - вы от этого приобретёте что-то, или загубите молодость

475
Маковаяподстава родителям - болтательная

Сыну 8 лет. Подозрения про несуществование деда мороза бродят давно, открыто его еще никто не просвещал, но в школе они это обсуждают, да и подарок получить хочется! А вчер а читали книжку, довольно современную, автор Крюкова - у нее целая серия про школьников. О жизни 4-классников. И там прям открытым текстом - деда Мороза нет, сказка для малышей, да еще и стих учи [smile]joy[/smile] А какие вам смешные случаи-подставы вспоминаются?

138
МариДетский сад

Хочется поговорить с теми, кто столкнулся с ситуацией, подобной моей. Ребенка отдала в сад в 2,4, предложили место раньше. Я согласилась, хотела выйти на работу. Ребенок уже почти год ходит. но за все время он в группу спокойно без слез зашел от силы раза три четыре. С работой тоже как то не ладится. Прям не знаю как поступить. Если честно, то уже возникает желание забрать ребенка из этого сада и сидеть дома. Может вы что подскажете?

135
Львица СтрастнаяВыйдешь погулять со своим дитем... У меня ноябрь что ли-настроение революционное)))

 Для всех ворчунов, советчиков -тема болтательная и не обязательная))) Решили мы погулять с сыночком в выходной день (3 года с хвостиком). Настроение отличное, играем. Начали с футбола. Мой убегает, я догоняю...Мяч заиграла семейка-папа, старшая дочь лет 10 и малек чуть больше года. Их младший поиграл сам с собой, мой терпеливо ждет. Понимает уже-малек перед ним…Но потом игра продолжалась уже без моего сына))) Папа своего  "королевского семейства" решил, что играть будет ОН и его старшенькая. Нормально? Я думала, ну вместе поиграем или хотя бы и с их младшим наследным принцем...Мальчик мой расстроился и мне пришлось прекратить игру.  Ну все же Я служу только своему сыну)))  Ладно-переключаемся мы оба быстро. Забыли! Посадила на качели. Сам уже качается, я отошла к урне-бумажку выбросить. Недалеко-метра три. Поворачиваюсь на визг и что я вижу? Мелкий граф лет пяти за рукав стаскивает моего недоуменного отпрыска и залезает сам. Мама, графинья, лишь глаза подняла от телефона и мягко прогундосила:" Ну, Ииииигорь. Ты зачем мальчика стащил?" Ответ шедевральный: "Мама, ну он же МАЛЕНЬКИЙ!" И всё.  Нет,не так-и ВСЁЁЁЁЁЁЁ! Игорь качается. У моего глаза наливаются слезами… Я подхожу ближе к маме и влючаю гневную кухарку : "И что-мне самой продолжать -повоспитывать вашего сына?!" Мадам вспыхнула, но надо отдать ее должное-ребенка все же своего стащила. Что было дальше -не описать словами. Игорь вырывался, несколько раз подбегал  к нам. Минут через пять нас сменила  девочка с бабушкой...Игорь еще больше взбесился. В итоге телефон у мамы в лужу упал…Тут она вообще взъерепенилась. Сама закричала на ребенка- ИГОРЬ, НУ ЧТО ЗА СТЫДОБА? А как вы ведете себя с господами? У меня ноябрь что ли-настроение революционное))) Поэтому кипю...

118
ОльгаГрафик отпусков

Мамы школьников, подскажите! При составлении графика отпусков, имеют ли какие-либо преимущества родители школьников. Хотелось бы взять отпуск на осенние/весенние каникулы, а другие (бездетные) сотрудники тоже претендуют на эти числа. Москва. Лето интересует тоже.

117
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru