Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Сколько кружков и секций нужно счастливому ребенку

И как вовремя понять, что они превращают жизнь детей в кошмар? Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


depositphotos.com

Ребенок стал «каким-то ленивым»

На первую консультацию я всегда прошу приходить без ребенка. Даже если родитель считает, что проблема исключительно в ребенке. Без ребенка – потому что требуется собрать много информации. А для этого надо задать много вопросов. Далеко не все вопросы корректно задавать при ребенке. Это я так всем родителям при записи на консультацию объясняю. Но на самом деле в процессе разговора может выясниться: проблема вовсе не в ребенке…

– У нас сложности во взаимопонимании с ребенком. Всегда все было нормально, а теперь она стала врать.

– С чем вы это связываете?

– С ленью. Она какая-то ленивая стала. Стараться не хочет.

– А можно поподробнее, в чем эта лень проявляется и в каких случаях дочка врет?

– Спрашиваю ее, уроки сделала? Говорит, что сделала, сидит играет. А потом оказывается, что не сделала. И так уже много раз было. Потом начались проблемы с кружком рисования. Сама ведь рисовать захотела, я не заставляла. Это в дворовом клубе, прямо в нашем доме. Она сама на занятия ходит. А теперь оказалось, что не всегда ходит. Случайно узнали. Уйдет как будто на кружок, а сама гуляет.

Единственная возможность поиграть – соврать

Есть закономерность: «Врут тому, кому правду говорить боятся».

<…> Если не прогулять рисование, то вообще останешься без прогулки. Потому что кроме рисования («это же рядом с домом, вообще без напряга») еще английский («репетитор на дом приходит»), плавание («всего раз в неделю, для здоровья полезно») и танцы («обязательно надо, она же девочка»). Таким образом, каждый день расписан. Свободным остается только вечер после 20:00. Ну как свободным… Уроки делать надо…

– А поиграть время остается?

Уроки сделает и может играть. Но она редко успевает поиграть. Ленивая потому что, рассеянная, отвлекается, вот и за уроками так долго сидит. Еще плакать начинает, когда видит, что времени уже много и скоро спать.

Единственная возможность поиграть – это соврать, что уроки сделаны…

Если сложить все кружки и уроки, получится, что каждый день девочка занималась по расписанию 8–9 часов – это рабочий день взрослого человека.

Оставляйте ребенку время, «чтобы жить»

Мне сразу вспомнился отрывок из книги «Поллианна» американской писательницы Элинор Портер.

«Ознакомив племянницу с распорядком дня, мисс Полли поднялась со стула и направилась к выходу.

– Но тетя Полли! – испуганно крикнула Поллианна. – Тетя Полли! Когда же я буду жить? Вы мне совсем не оставили времени.

– Жить? – удивленно подняла брови тетя Полли. – Не понимаю, что ты имеешь в виду, дитя мое? Все мы живем, пока Господь не приберет нас к Себе. И ты живешь, чем бы ни занималась.

– Ну, да, да, тетя Полли! Конечно, все время, пока я буду заниматься, я не перестану дышать или двигаться. Но это не значит, что я буду жить. Вот ведь когда я сплю, я тоже дышу, но я же не живу. Когда я говорю “жить”, тетя Полли, я имею в виду, что я могу делать то, что хочется».

Так сколько часов в день живет ваш ребенок?

Как понять, что ребенок перегружен

Это не значит, что нужно уйти в другую крайность и освободить ребенка от всех дополнительных занятий (хотя такой вариант тоже возможен).

При выборе нагрузки нужно ориентировать на два критерия: желания ребенка и его возможности. В данном случае «возможность» – это про ресурсы организма, позволяющие выдерживать нагрузку.

Одна девочка много всего хотела. Она была из тех, про кого писала Барто: «Драмкружок, кружок по фото… мне еще и петь охота». Однажды она упала в обморок на репетиции…

Другая девочка при подобной нагрузке в обмороки не падала, но стала очень нервной, плаксивой. Что-то не получилось – и сразу в слезы… Третья стала часто болеть.

Признаки того, что нужно сбавить нагрузку, связаны также со сном.

1 вариант. Ребенок плохо спит, у него сложности с засыпанием, беспокойный сон, частые ночные кошмары.

2 вариант. Ребенок хорошо спит. Слишком хорошо. На ходу засыпает. За столом может уснуть во время обеда. В раздевалке, в ожидании тренировки. Приходит из школы – и засыпает, хотя ночью тоже был полноценный сон.

Конечно, и первый, и второй вариант – повод дойти до невролога и терапевта. Но порой проблема уходит, если сбавить нагрузку.

Признаки нормальной нагрузки

  • Ребенок с удовольствием ходит на занятия (бывают дни, когда идти не хочется, но чаще идет без сопротивления).
  • Ребенок бодр и активен, сон и аппетит нормальные («Нормальный аппетит» – это значит «как обычно» у конкретного ребенка. Если обычно у него избирательный аппетит – «это ем, а это не ем», или он с младенчества был малоежка, то это и есть его индивидуальная норма.)
  • Ребенок вовремя ложится спать, не засиживается допоздна за уроками.
  • Ребенок не стал более нервным, агрессивным или плаксивым.
  • Каждый день в режиме дня ребенка присутствует прогулка на свежем воздухе.
  • У ребенка остается свободное время, которым он может распоряжаться по своему усмотрению
  • У сопровождающего взрослого нет устойчивого ощущения замотанности «Весь день бегом. Как белка в колесе». Иными словами, и ребенок, и взрослый успевают жить.

Читайте также: Кружки и секции: как это было в СССР

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
13
Игорь Кулагин
Все правильно делают. Если много кружков, ребенок привыкает к многозадачности, к самоорганизации. Это очень пригодится потом в жизни. Вижу эту" отдохнувшую" молодежь. К работе не привыкли, лищь бы отдохнуть. А кто бегал по кружкам и по доп.занятиям- они и на работе все успевают. и отдохнуть.
СсылкаПожаловаться
-
В ответ на комментарий от Летяга История переписки2
Летяга
А теперь не жалеете что забросили? Моего мужа мама в детстве водила по разным секциям и спорт и музыка, он все побросал. Теперь во взрослом возрасте очень жалеет, говорит зря мама тогда не настояла. Пошел учится уже взрослым. Вот и не пойми как с детьми поступать. Заставляешь ходить - плохо, не заставляешь - опять потом скажут плохо, типа кто взрослый, кто должен был настоять.
СсылкаПожаловаться
Нет,не жалею. Если я рукожоп-какое мне рисование и кружки))) нет,тут надо по способностям ребенка смотреть, нравится ли ему. Я также бросила танцы. Просто стеснительная была,вот об этом жалею,что бросила. А когда тяги нет,а тебе говорят "давай,вперёд"-это уже к психосоматике ведёт.
СсылкаПожаловаться
Летяга
В ответ на комментарий от -
-
Я в детстве так забросила художку. Мама хотела,чтобы я училась, а это не мое,я неусидчивая была. Зато на борьбу не пустили ((( какая борьба-ты же девочка. Сейчас сыну позволяю всё, что он хочет, в первую очередь. Дети не должны исполнять амбиций взрослых.
СсылкаПожаловаться
А теперь не жалеете что забросили? Моего мужа мама в детстве водила по разным секциям и спорт и музыка, он все побросал. Теперь во взрослом возрасте очень жалеет, говорит зря мама тогда не настояла. Пошел учится уже взрослым. Вот и не пойми как с детьми поступать. Заставляешь ходить - плохо, не заставляешь - опять потом скажут плохо, типа кто взрослый, кто должен был настоять.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Татьяна ТимофееваЗаплатки на детской одежда - признак нищебродства?

Получила сегодня замечание от близкой, как я раньше думала, подруги. За аккуратно нашитые термо-заплатки на коленках комбинезона. В виде фигурок зверей из мультиков (специально покупаю, потому что на коленях все время дырки протираются, даже на Рейме).
И вот оказывается, такие заплатки - это фуууу. И надо сразу идти и покупать новый комбез. Я сказала, что у меня домашняя одежда у детей тоже зашитая, бывает, что с небольшими пятнами, которые плохо отстирываются, в основном от всяких соков темных цветов. Это тоже фууууу! детей, как сказала подруга, с младенчества надо приучать к опрятности и к тому, что одежда всегда целая! Не зашитая и не заплатанная! Это формирует мировоззрение богатого человека, а заплатки и швы - сознание нищеброда в ребенке выращивает с детства.
Еще спросила такая: ты небось и колготки на пятках зашиваешь? Я растерялась и ответила, что да, и на пятках зашиваю, и на носках. Подруга грустно сказала: вот видишь. Не бывать твоим детям богатыми. С детства готовишь их к тому, что всю жизнь они будут ходить в рванье.
А я правда колготки и носки зашиваю! Штопать, правда, не умею.
А вы зашиваете детские вещи или сразу выбрасываете? А пытаетесь пятна отстирать, отбелить или еще что-то с ними сделать, или тоже сразу на выброс?
Что-то меня этот заход сверху прямо расстроил. Никак не думала, что ращу нищебродов. С подругой общаться после такого не хочется совершенно.

442
Бельфлёр-КитайкаПро телефон свекрови

Всем доброе утро! 
Читаю и думаю - почему многие согласны на то, что им диктуют старшие братья или сестры мужа? Скандала боятся? Но в теме автора муж на её стороне. 
Надо пробовать говорить НЕТ. 
Своя семья, свои планы и траты - второй вариант - у нас нет на это денег. Это не стыдно, что нет лишних денег. Многие так живут, почти все. 
Гораздо легче жить так, как хочу я. И подарки дарить такие, какие я хочу. 
Автору темы, надеюсь прочитает. Набирайтесь смелости, а не кипите бесполезно
Скажите родне, что вы уже купили подарок, который согласовали со свекровью заранее. 
А смартфоны есть и по 5 тыс. По десятке не у каждого работающего есть, ещё с кнопочными ходят. 

346
Львица СтрастнаяЧебурнетовская ватрушка "друзей"

Я поражена до микрофибр моей душОнки. Не могу поверить, что Друзь предложил глав  реду передачи на *** канале И.Беру выдать ему ответы на вопросы викторины... А Друзь утверждает, что сам глав ред ему это предложил....А как всполошились то. Кругом полный порядок же. Никто не берет взяток, не дает откатов, не рейдерят, суды прозрачны и честны, все идет отлично и радостно и вдруг, <на тебе> - Друзь. Раздербанить 3 миллиона хотел. Какой позор, несмываемый для нашего общества. А еще в очках и с усами)))

А еще-наша нижняя палата  приняла в первом чтении законопроект о "суверенном Рунете". А вообще эти попытки ограничить интернет  напоминают о древней доброй традиции сжигать книги. )))
Ну как то так:

Анекдот:
- Вы куда?
- В суверенный интернет.
- Анкету заполнили?
- Да.
- Характеристику с места работы?
- Вот.
- Подписку о неразглашении дали?
- Вот, клянусь не разглашать!
- Об ответственности за разжигание предупреждены?
- Вот, подписал.
- Хорошо, заходите. До 18.00.

Тема ватрушкино-болтательная... А что в других странах запрещают? Ведь это ж поди заразительно!
-в Канаде запрещены ходунки
-в Сингапуре жвачки
-в Китае реинкарнация без разрешения властей
-во Франции детям в учебных заведениях есть кетчуп
-в Англии драться мертвыми угрями...

281
Ира ВЛичная жизнь подруг

Задумалась тут как-то, что есть несколько подруг, чья личная жизнь - полный (на мой взгляд!) кошмар. Отношения с женатыми, которые никуда не ведут, отсутствие личной жизни как класса - ну много разного.

Мне периодически просто нереально обидно за некоторых из них. И хочется многое сказать, но я себя держу в рамках разумного.

Вопрос в том, как Вы реагируете на рассказы подруг. Советуете? Осуждаете? Или стараетесь держать нейтралитет? 

207
Наталья СеротюкПоставить ребенка на учет у психиатра?! Чем грозит?

Разговаривала сегодня с подругой . Знакомы почти 18 лет , ее двое старших детей для меня как родные , можно даже сказать , что они почти члены нашей семьи. Выросли на моих глазах . Сейчас они уже взрослые , мальчик - ровесник моего  сына- ему 18 лет . &quot;Девочка&quot;: и того старше 20 лет . И проблема в ней , &quot;девочка&quot; , конечно уже совсем не девочка и сама мать двоих детей . Увы , это наша с подругой основная печаль, оба ребенка неизвестно от кого и она не признается , кто отцы. Она с детства была с одной стороны очень доверчивой, а другой стороны очень упрямой и , увы , такой же осталась. Но суть не этом , ее старшему ребенку , мальчику 3,5 года , он ходит в садик ( туда , куда и наши все дети ходили , то есть сад хороший , есть лого группа, куда желательно  ее ребенку попасть). Сегодня ходила с ним  в поликлинику к врачам, в том числе и к психиатру . И врач заявил , что раз ребенок в таком возрасте не разговаривает, его надо поставить на учет . И она согласилась . Правда документы пока не подписывала , в среду надо прийти и подписать. Подруга звонит мне , шоке , как переубедить дочь? Ведь она может сломать ребенку жизнь , а то и вообще его растением сделают ( у нас во дворе говорят , что это врач молодой , всем предлагает поставить ребенка на учет, только никто не соглашается , кроме &quot;нашей девицы&quot;. И еще говорят , ему диссертацию надо писать; а на основе чего?). Я согласна с подругой и тоже считаю , что на учет психиатра ребенка в такой ситуации ставить глупо: ну не говорит, так надо к хорошему логопеду сходить , психологу , нейропсихологу , неврологу , УЗДГ или томограмму сделать , то бишь обследовать . Или я не права ? Сын то взрослый . Его только к неврологу и нейропсихологу водила в детстве. Может сейчас  так и надо с проблемами речи сразу к психиатру? Как вы думаете?

203
Олька-карамболькаВоспитатель ударила по лицу.

Вот такое вот выдал сегодня мой ребёнок. Не получился у него кот из пластилина и Мариванна ударила. Как? Рукой. Куда? Не сразу показал (это меня и настораживает). Потом показал по глазам. Не может точно сказать, тыльной стороной или ладошкой, но несколько раз показывал одно и то же место. Потом еще появился в его рассказе один мальчик, которого она ударила и он упал. За что? Не знаю. Няня видела? Нет. 
Сказал спокойно об этом. Когда слеплю кота, не будет бить. Говорю, в тюрьму ее полиция посадит. Нет, воспитательница строже полицейских. Тебя родители бьют? Нет. Почему же воспитательнице можно? Потому что...и опять про кота. 
Воспитатель в телефонном разговоре отнекивается. Закрыла рот рукой, когда неправильно читал стих. Какой стих? Он впервые пришел на муззанятие. Привела его в 9.20, а занятие, которое начинается по расписанию только в 9.40, уже закончилось. Кто не успел, тот опоздал, надо было раньше приходить. Дословно её реплика.
То есть стих он читать не мог, да он его и не выучит до утренника - слова её (т.е.воспитатель путается в показаниях или путает мальчиков). Пререкался с ней, что не получается и ходить больше не будет, она ему, понятно, что не получится, пока не начнёшь ходить. Верю, что мог спорить с ней. И вот тогда и могла стукнуть, а он опустил все споры и выдал кота-удар как причину следствие. 
Понятно, что мы ее раздражаем вольным посещением. Но она уж очень нервная сама по себе. На обеде слышала крики на детей, после обеда одна девочка в трусишках металась по группе (искала майку, пижаму?), я привела на площадку ребенка, мелкий в коляске, коляска открыта. Мальчик из группы лезет потрогать, она моментально одергивает его руку очень резко с криком нельзя к малышу. 
Сын ее недолюбливает почти с самого начала. Было недопонимание ее фразы ты не знаешь эту песню (ребёнок интерпретировал: я ничего не знаю, так сказала воспитатель). Позвонила, обьяснились, разобрались, разъяснила ребёнку. Думала, не нравится ему, что она все время стихи песни игры организовывает, т.е.не играют на площадке свободно, не бегают. Спрашивала, почему не нравится, не обижает ли? Нет. Рассказывает, что ставила деток в угол, но не его. Недавно обмолвился, что обидели его в саду, на расспросы отмахнулся да неважно (мне очень не понравилось, но так ничего и не добилась)
Ведёт себя в последнее время очень громко, перекрикивает брата, завоёвывая моё внимание, а я только тихо и тихо, малыш спит. Т.е.вполне допускаю, что мог вывести её. Но реакция?

156
Подпишитесь на нас
Новости Mail.ru Дети