Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «Детей травмируют не оценки, а реакция родителей на них»

Как детей калечат мнимые престижные школы и почему важно формировать у ребенка философское отношение к оценкам, рассказывает психолог Людмила Петрановская.


Лекторий «Прямая речь»

Держитесь подальше от так называемых «крутых» школ

Будьте очень критичны ко всему, что касается оценок, рейтингов и успеха в школе. 

Так называемые «крутые» школы травмируют многих детей не только психологически, но и на физическом уровне – у школьников в буквальном смысле ухудшается здоровье.

Я видела детей, которые в результате такого обучения получали всевозможные кожные болезни, экземы.

Держитесь подальше от школ, в которых нагнетается ситуация истерики вокруг оценок. Они не стоят того, чтобы калечить ребенка.

Школа может искусственно стать престижной

Процесс обучения должен доставлять удовольствие, а не быть источником постоянного стресса, унижения или страха, что тебя исключат.

В последнее время я встречаюсь с интересной тенденцией, когда учебное заведение искусственно становится престижным. Такие школы для одаренных детей работают по очень простому принципу: объявляют себя престижным учебным заведением с конкурсом 20 человек на место, отбирают самых способных, тех, кто хочет учиться. Если ребенок не справляется с программой, дают понять, что ему тут не место!

Травмируют не оценки, а ваше отношение к ним

Важно, чтобы родители и дети философски относились к школьным оценкам. Они могут быть полезны только тогда, когда между педагогом и учеником есть ясная договоренность, что пятерка или тройка – это просто отслеживание его продвижения. В этом случае оценки не травмируют детей.

Если же на эти цифры на бумаге накручивать дополнительные смыслы, например, «ты плохой», «ты меня разочаровал», «позор семьи», то тогда и пятерка с минусом, и «звездочка», и «солнышко» могут травмировать.

Если ребенок сильно переживает из-за оценок

Обычно излишне расстраиваются и переживают из-за оценок тревожные дети, и чаще всего это не единственное проявление их тревожности и перфекционизма. По мере приближения к подростковому возрасту такая преувеличенная реакция может принимать довольно серьезные формы, вплоть до психологических расстройств.

Успокойте ребенка, объясните, что ничего страшного в плохой оценке нет. Убедитесь, что давление идет не из школы, что там не нагнетают сверх меры обстановку вокруг оценок.

Если в учебном заведении все обстоит благополучно, а ваши разговоры не помогают и ребенок все равно сильно переживает и расстраивается, то я бы посоветовала обратиться к психологу.

Каждый учитель считает, что его предмет главный

Все в жизни имеет свою цену. Что значит стать отличником? Это значит тратить на каждый предмет много времени. Поскольку ресурсы ребенка не безграничны, он будет отрывать время от чего-то еще, например, сна, прогулок, общения.

Если все это ради предмета, с которым старшеклассник готов связать свою будущую профессию, то на него не жалко ни времени, ни сил. Но если речь идет о дисциплине, которой он точно не собирается заниматься в дальнейшем, можно прагматично решить: «Меня устраивает четверка».

Конечно, каждый учитель считает, что его предмет главный. Стоит проговорить этот момент с ребенком. Тогда ему будет проще смириться с более низкими оценками по каким-то предметам.

Образование дарит свободу

Образование само по себе – это не то, что делает человека хорошим или плохим, счастливым или несчастным. Оно расширяет сферу свободы. Грубо говоря, человек, который умеет кататься на велосипеде, свободнее, чем тот, который не умеет.

Человек, который знает английский язык, свободнее, чем тот, который его не знает.

Чем больше человек знает и умеет, тем шире его сфера свободы, это важно доносить до детей. Совершенно другое ощущение – когда для достижения этой свободы из вашего ребенка делают жертву обучения, а не хозяина процесса!

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также:

Людмила Петрановская: «Помните, что вы рожали ребенка не для того, чтобы он сдал ЕГЭ»

Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста»

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
25
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от руслан бакалов
руслан бакалов
побежал к завучу жаловаться но сам получил выговор потому что я заинтересовала детей хорошими оценками а потом они сами начали учить физику завуч вызвала наугад самых 2 они уже к этому времени все знали учили им стало интересно призыв учителям заинтересовуйте детей предметом учите играючи вы же с детьми работаете
СсылкаПожаловаться
Согласна, что учитель должен заинтересовать детей предметом, а оценками лучше поощрять. Чем чаще ученик получает двойки, тем меньше у него стимула пытаться учить хоть что-то.
Но когда учитель, пусть и ИЗО, пишет без запятых и слово "двоюшник" вместо "двоечник", это просто ужасно.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от Nature История переписки3
Nature
Пардон, дайте выдержку пожалуйста, не могу найти где там у нее в кусочке про престижные школы, про низкую квалификацию учителей и программу. и где там про то что ученики не в состоянии в таких школах \\всесторонне развиваться, становится самостоятельным и приобретает навыки сбора, анализа информации и много всего прочего\\
Я у нее увидела только то, что программа сильная, подбирают изначально умных деток, а слабых отсеивают.
СсылкаПожаловаться
Там написано не то, что программа на самом деле сильная, а что школа заявлена сильной. И отбор способных детей в сильной школе нужен потому, что слабые не потянут, а такой псевдосильной он обеспечивает большое число хороших оценок, показуху, программа же может быть не лучшей, как и преподаватели.
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
В ответ на комментарий от Nature
Nature
Оценка это не что-то там эфемерное, это оценка знаний ребенка. так и надо относиться. По получении плохой оценки разбирать почему так вышло, если вместо домашки ребенок балду пропинал, понадеявшись, что не спросят, то и поругать нормально. если недопонял чего, 1. вместе разобраться что, 2. научить своевременно спрашивать что не понял.
т.е. реагировать надо не на саму оценку, а на то, в следствии чего она плохая.
СсылкаПожаловаться
ВСледствиЕ
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маркиза не ангеловБлагодать Франции - 2
Разве могут документы рассказать всю правду о живом человеке? Так что всегда остается место для размышлений и фантазии.

Мел Гибсон

 

Лор де Шатильон.  «Жанна д'Арк освящает доспехи Девы».  1865-1869.  Музей Антуана Вивенель, Компьен.
464
АнонимЧто делать ?
Родственники привозят в наш город ребёнка на обследование .Ребенок очень тяжёлый,диагноз РАС .Надеятся на наших специалистов,как на последнию надежду .Что бы хоть на чем то сэкономить ,просятся пожить у нас с мужем .А у нас дети маленькие ,я беременна .Страшно и за себя и за детей .
414
викТОРИяБуду ныть. Много.
Всем привет!
Предчувствую злорадство некоторых товарищей по форуму, но сегодня хочется поныть. Можно?
Как же я, египетская сила, устала! Как женщины рожают в 40-50 лет??? У меня разница в ощущении, в "отходняке", в восприятии проблем и радостей огромная - в 18 лет и сейчас в 31... И как же я рада, что у меня был такой прекрасный опыт материнства - радостного, ненапряжного, когда всё в радость - в юности! Если бы малявка была первым ребенком, наверное, была бы единственным. Ибо мне ТРУДНО!

А суть вот в чём. Я, считай, живу одна с 4 детьми. У сына тоже начался пубертат, будь он неладен. Его тоже колбасит. А дочка - просто оторва с рождения. Она, как и падчерица, характером в папу. Помогают из-под палки и плохо.
Есть домработница. Выгоню её со следующего месяца к чёртовой матери! Она и раньше не напрягалась, а сейчас беременна, поэтому и вовсе "косит и забивает". Я уж лучше без всякой бонны, чем с такой. И ведь какое положение-то неудобное! Раз беременная женщина работает, значит, нужда есть. И значит, нехорошо её так просто выпроводить. А сама она что-то не уходит. Оо Родить что ли у нас собралась?

В общем, многодетные мамочки! Как вы справляетесь с домашними делами? Как распределяете время, чтобы хватило на всё?
153
Мария ЕвсееваМуж все время орет
Проблема может и не серьезная но уже достало. Муж у меня все время орет и матерится. Раньше когда женились такого не было, и поэтому свекровь говорит "это ты его испортила!" раньше он был хороший!" Но о свекрови с тех пор как она нам на новоселье подарила набор тефлоновых лопаточек я уже сложила свое определенное мнение, бог с ней.
Орет он пока не на меня. Но чувствую что скоро начнет. Орет на телевизор. На водителей на дорогах. На продавцов и кассиров в магазине. На соседа может наорать матом за то что он мусор из порванного пакета рассыпал и недостаточно шустро собирает. Орет просто в воздух "все.... правительство....., президент......, депутаты......, " и тд. Просто потоком идут грязные мерзкие слова, громко, с ненавистью в голосе, с брызгами слюны. Мне рядом в этот момент даже находиться неприятно, хочется куда-то уползти и спрятаться. На все мои просьбы ноль. На ппросьбу пойти к врачу опять ор, уже на меня, что ему и так трудно а я его еще и психом считаю. Я если честно уже считаю, но что делать без его согласия? Он говорит что абсолютно здоров, это вокруг него просто сволочи и [отредактировано модератором] доводят его. От успокоительных отказывается наотрез.
На работе он спокойный выдержанный и улыбчивый. Все его там ценят как очень хорошего сотрудника. Медосмотры проходит на ура. Но я уже близка к тому чтобы тайком ему подливать успокоительное в еду, если это вообще возможно. Что делать?
149
АйриниС днём рождения меня...
Добрый всем день!
Как вы поняли, сегодня мой ДР. Но совсем не радостно. Поздравили меня только члены моей семьи: муж, дети, мои родители, манеры и 2 друга. Все. Я от магазинов и интернет площадок поздравлений получила больше!

Именно поэтому я с детства не люблю этот праздник. Ждёшь, надеешься, детское нетерпение, ожидание чуда, а в итоге.... Никогда не было праздника, никогда не звала и не приглашала друзей (денег нет на это все). Подарки.... "Эти джинсы в подарок на день рождения" (джинсы покупались в мае, к примеру) или "Сейчас денег нет, потом обязательно купим тебе подарок" (покупалась очередная нужная вещь в октябре-ноябре).
В итоге я поняла, что лучше вообще этот праздник не ждать и ни на что не надеяться. Не верить в клятвенные заверения родителей, что обязательно (!!!) купим это на ДР. И не покупали. Я уже просила не обещать, но... Теперь я даже прошу, чтобы меня не поздравляли, чтобы про меня забыли в этот день. Тогда не будет разочарования от несбывшихся мечт ))))

Зачем пишу? Не знаю.

Знаю, что форум сила!!! И мне всегда становится легче морально, когда здесь м вами поделюсь наболевшим.
135
НастяУстала ругаться
Дочь учится в художественной школе. Уже третий год пойдёт. Хвалят её учителя, старательная очень. Классный руководитель говорит, что единственная из всех, кто приходитна уроки именно работать. Нравится ей ходить, хорошо рисовала с самого детства. Конкурс был большой на художественное отделение. Но каникулы, это атас! Задают рисовать достаточно много, но она же не хочет! А потом время поджимает и она начинает рисовать и все с плохим настроением и ничего не получается! И на нас кричит и на всех срывается, в общем кошмар. На младшего брата сейчас наорала, он ушёл на улицу в дождь, лишь бы её не слышать. Вот как её успокоить? Ведь если бы у неё действительно были плохие рисунки или отношение к учёбе в этой школе резко отрицательное, забрала бы без проблем! Но она ходит с удовольствием и рисует все лучше, только в каникулы такая проблема. Я уже устала выслушивать эти ежедневные истерики, сейчас ещё в отпуске, так она мне все нервы вымотает!
114
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru