Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «Детей травмируют не оценки, а реакция родителей на них»

Как детей калечат мнимые престижные школы и почему важно формировать у ребенка философское отношение к оценкам, рассказывает психолог Людмила Петрановская.


Лекторий «Прямая речь»

Держитесь подальше от так называемых «крутых» школ

Будьте очень критичны ко всему, что касается оценок, рейтингов и успеха в школе. 

Так называемые «крутые» школы травмируют многих детей не только психологически, но и на физическом уровне – у школьников в буквальном смысле ухудшается здоровье.

Я видела детей, которые в результате такого обучения получали всевозможные кожные болезни, экземы.

Держитесь подальше от школ, в которых нагнетается ситуация истерики вокруг оценок. Они не стоят того, чтобы калечить ребенка.

Школа может искусственно стать престижной

Процесс обучения должен доставлять удовольствие, а не быть источником постоянного стресса, унижения или страха, что тебя исключат.

В последнее время я встречаюсь с интересной тенденцией, когда учебное заведение искусственно становится престижным. Такие школы для одаренных детей работают по очень простому принципу: объявляют себя престижным учебным заведением с конкурсом 20 человек на место, отбирают самых способных, тех, кто хочет учиться. Если ребенок не справляется с программой, дают понять, что ему тут не место!

Травмируют не оценки, а ваше отношение к ним

Важно, чтобы родители и дети философски относились к школьным оценкам. Они могут быть полезны только тогда, когда между педагогом и учеником есть ясная договоренность, что пятерка или тройка – это просто отслеживание его продвижения. В этом случае оценки не травмируют детей.

Если же на эти цифры на бумаге накручивать дополнительные смыслы, например, «ты плохой», «ты меня разочаровал», «позор семьи», то тогда и пятерка с минусом, и «звездочка», и «солнышко» могут травмировать.

Если ребенок сильно переживает из-за оценок

Обычно излишне расстраиваются и переживают из-за оценок тревожные дети, и чаще всего это не единственное проявление их тревожности и перфекционизма. По мере приближения к подростковому возрасту такая преувеличенная реакция может принимать довольно серьезные формы, вплоть до психологических расстройств.

Успокойте ребенка, объясните, что ничего страшного в плохой оценке нет. Убедитесь, что давление идет не из школы, что там не нагнетают сверх меры обстановку вокруг оценок.

Если в учебном заведении все обстоит благополучно, а ваши разговоры не помогают и ребенок все равно сильно переживает и расстраивается, то я бы посоветовала обратиться к психологу.

Каждый учитель считает, что его предмет главный

Все в жизни имеет свою цену. Что значит стать отличником? Это значит тратить на каждый предмет много времени. Поскольку ресурсы ребенка не безграничны, он будет отрывать время от чего-то еще, например, сна, прогулок, общения.

Если все это ради предмета, с которым старшеклассник готов связать свою будущую профессию, то на него не жалко ни времени, ни сил. Но если речь идет о дисциплине, которой он точно не собирается заниматься в дальнейшем, можно прагматично решить: «Меня устраивает четверка».

Конечно, каждый учитель считает, что его предмет главный. Стоит проговорить этот момент с ребенком. Тогда ему будет проще смириться с более низкими оценками по каким-то предметам.

Образование дарит свободу

Образование само по себе – это не то, что делает человека хорошим или плохим, счастливым или несчастным. Оно расширяет сферу свободы. Грубо говоря, человек, который умеет кататься на велосипеде, свободнее, чем тот, который не умеет.

Человек, который знает английский язык, свободнее, чем тот, который его не знает.

Чем больше человек знает и умеет, тем шире его сфера свободы, это важно доносить до детей. Совершенно другое ощущение – когда для достижения этой свободы из вашего ребенка делают жертву обучения, а не хозяина процесса!

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также:

Людмила Петрановская: «Помните, что вы рожали ребенка не для того, чтобы он сдал ЕГЭ»

Людмила Петрановская: «Опасное поведение — закон подросткового возраста»

Почему не надо делать уроки с ребенком: 5 причин

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
18
вега
я стала замечать, что с седьмого класса дочка стала тревожнее и плаксивее. когда попала на родительское собрание - поняла! классный руководитель настолько мнительная в отношении оценок, что мне и не снилось! она уже внушает детям, что им поступать и т.д. когда я заикнулась что мне лично оценки - не главное! а важно, чтобы в голове что-то осталось, то нарвалась на негатив... так что не всегда родители нагнетают!
СсылкаПожаловаться
Nature
В ответ на комментарий от Виктория История переписки2
Виктория
В статье же довольно чётко описали ситуацию. Речь не о всех школах, заявляющих о себе как о "сильных". Искусственность проявляется в случае, когда требования к ученикам завышены, а программа и преподавательский состав далеки от совершенства. Программа обучения сильна не тогда когда там впихнули невпихуемое, а если при этом ученик может всесторонне развиваться, становится самостоятельным и приобретает навыки сбора, анализа информации и много всего прочего. Сейчас много псевдо-элитных школ, просто маркетинговый ход. Только, к сожалению, он губит детство и психику своих учеников, плюс отбирает возможности развиваться в нормальном темпе.
СсылкаПожаловаться
Пардон, дайте выдержку пожалуйста, не могу найти где там у нее в кусочке про престижные школы, про низкую квалификацию учителей и программу. и где там про то что ученики не в состоянии в таких школах \\всесторонне развиваться, становится самостоятельным и приобретает навыки сбора, анализа информации и много всего прочего\\
Я у нее увидела только то, что программа сильная, подбирают изначально умных деток, а слабых отсеивают.
СсылкаПожаловаться
Виктория
В ответ на комментарий от Nature
Nature
В чем искусственность такой престижной школы? Школа же изначально дает понять, что программа будет серьезной и слабые дети ее не потянут. Это изначально школа для детей умных и собранных. Что в этом плохого? Таким детям интересно идти в своем темпе. У меня была математическая школа, туда приходили дети с способностями. Такие школы развивают и дают возможность использовать имеющийся потенциал ребенка. Давно существуют школы для деей с задержкой в развитии, существуют школы для обычных деток, хорошо что теперь есть школы для особо одаренных детей, наконец и о них подумали. Плохо то что некоторые родители думают, что если запихнуть обычного ребенка в школу для одаренных он тоже таким станет.... не станет. потому с временем таким родителям и дают понять, что их ребенок не тянет программу ему нужна школа попроще, все ж логично и на благо ребенка.
СсылкаПожаловаться
В статье же довольно чётко описали ситуацию. Речь не о всех школах, заявляющих о себе как о "сильных". Искусственность проявляется в случае, когда требования к ученикам завышены, а программа и преподавательский состав далеки от совершенства. Программа обучения сильна не тогда когда там впихнули невпихуемое, а если при этом ученик может всесторонне развиваться, становится самостоятельным и приобретает навыки сбора, анализа информации и много всего прочего. Сейчас много псевдо-элитных школ, просто маркетинговый ход. Только, к сожалению, он губит детство и психику своих учеников, плюс отбирает возможности развиваться в нормальном темпе.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
FishKaСадик и болезни

Всем привет. Пишу просто так. Советов не прошу. Достали болезни детские. Все вот говорят: Вашему ребёнку необходим садик? А на кой вот этот садик, если ребёнок без конца болеет?  Кашляет и кашляет. И снова кашляет. Пока мы не ходили в сад, я хотя бы водила мелкого в бассейн. На улицу мы выходили. А теперь всё. Кроме дома и поликлиники ничего у нас больше нет. Вот сегодня проснулась, собралась, всех собрала, накормила - иди в бассейн на плавай. Нет, этот ... начинает кашлять. И без остановки. И он кашляет-кашляет-кашляет... Я ненавижу его, я ненавижу этот кашель. Сутками дома с гипером! Как же меня он достал со своими болезнями. Есть вообще в этом мире хорошие новости? Или сплошные бронхиты, ларингиты и прочие отиты? И зима. Вечная зима. Дети это тюрьма.

690
Alyx Vanceпро деньги и семейный бюджет

Мама когда-то учила меня: "не вываливай всю зарплату в семейный бюджет, держи заначку на личные непредвиденные расходы". Но после рождения детей долго сидела на шее у мужа, благо что его доходы вроде позволяли и на мои хотелки всегда хватало из суммы на текущие расходы. Потом наступили другие времена, и моя зарплата тоже пошла в семейный расход. Подчистую. Теперь вспоминаю маму. Вопрос к аудитории: как вы поступаете со своей зарплатой? 1. полностью идет в общий котел, как и доход мужа и совместно откладываете и тратите. 2. семью содержит муж, а женская зарплата "на шпильки" 3. делите ее на части в общий котел и на себя, потратить сразу или копить. У меня подруга и ее муж делят зарплату каждый свою часть в общий котел на текущие расходы, а накопления личные у каждого свои. Когда-то мне казалось дикостью. А может и нет?

242
Жить хорошо!Почему к Рождеству готовят гуся?

Ответа однозначного на этот вопрос нет. Есть догадки,собрав которые воедино, можно немного прояснить себе истоки этой вкусной традиции. Тема поболтать и обменяться идеями[smile]smile[/smile] [img]https://content-12.foto.my.mail.ru/mail/yul174/_deti/i-4091.jpg[/img]

161
дуня семафороваБуллинг, моббинг (или как это называется) в школе

Доброе утро, девочки! За советом к вам. Как мне поступить. У  дочки в классе учится мальчик, хороший мальчик, мне он нравится, милый симпатичный малыш. Тихий и спокойный. Он живет в очень  бедной семье. Хоть мы все и не олигархи, но там похоже вообще беда.  Похоже что мама их воспитывает одна. Мальчик ужасно плохо одет. Он выглядит так как будто его одежду вытащили из помойки. На голове у него стрижка, как будто маникюрными ножницами мама сама стригла. От него пахнет.  Мама не пьет (как мне кажется))) и, есть еще ребенок. Водит его на кружки, платит за еду в школе.  НО! Самое ужасное дети от него бегают, не играют с ним, игнорируют, не хотят идти рядом или сидеть в столовой. Потому что он в грязных вещах. Он на перемене просто тихо сидит в классе. Мне его ужасно жаль. Хотя детей понимаю. Но это и в них же взращивает жестокость. С дочкой своей беседы веду. Вопрос в чем - как помочь ребенку. Деликатно. Как? Учительница наша очень молодая, без педагогического и жизненного опыта да и как человек довольно безразличная. Хотя ответственная и умная. К психологу школьному? Но она как-то не производит впечатления доброжелательного человека. Боюсь как бы хуже не было. Вдруг в опеку обратится. С мамой поговорить - не удобно. С чего это я буду ей  что-то говорить. В опеку обратиться - не предлагайте даже! Думаю что ребенку дома ничего не угрожает и однозначно мальчику дома с мамой лучше несравнимо. Очень переживаю , не знаю как помочь - чтоб не навредить.

142
Юля АбрамоваДлинные волосы у ребенка

Мамы, как вы относитесь к тому, чтобы у ребенка были длинные волосы? Я про мальчиков сейчас говорю, с девочками все понятно. Очень нравится, когда у мальчишек кудряшики, или даже ровные, но длинненькие волосы.

123
VikkiНе веселая, но философская.

Сразу скажу, у меня в семье мясо ели и есть будут, но. Вопрос в связи с недавних событиями у меня. У многих из нас есть домашние животные. Мы их лечим, выхаживаем, а в случае чего позволяем им не мучаться... Создавала тему, многие любимцев кремировали и навещали потом. А почему мы иначе относимся к тем, кого едим? Не думаем об их останках и гуманной смерти? Это как-то в нас заложили изначально, что это - еда, а это - друг?

115
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru