Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как увлечь школьников наукой: 2 истории

Ученые и педагоги поделились рецептами вовлечения детей в науку. Дискуссия «Как вырастить «Эйнштейна»? Школьная наука» прошла в рамках Московского международного салона образования.


История 1. Небесный патруль, или как я стал астрономом

ТАСС

Владимир Сурдин, председатель секции «Пропаганда и популяризация астрономии» Научного совета по астрономии РАН:

«В старших классах школы я жил в Волгограде. Большой рабочий город. Но есть там уникальное заведение – планетарий, лучший в стране. Моя школа была в 150 метрах от него.

Школьниками мы часто бегали туда и оказывались в совершенно новой реальности. Причем – не виртуальной. Виртуальную реальность мы испытываем на себе в школе. Вот учебник с наукой был рядом с нами, а мы были в стороне от него. Наука – тут, а мы – за партой. И никакой связи между нами не было.

В планетарии все было не так. Сначала я увлекся его интерьерами, а потом обнаружил, что на его территории есть великолепная обсерватория, а в ней – лучший в СССР, а теперь и в России, телескоп.

Казалось бы, это уникальная, очень дорогая вещь, к которой школьника подпустить не могли, разве что – со стороны посмотреть. Почему мне, увлеченному наукой, давали ключи от этого здания? Я мог в любой момент подняться туда и стать хозяином этого уникального учреждения.

Правила запрещают ребенка пускать одного на 12-метровую высоту. Но нас в ту пору пускали к телескопу. Я увлекся не бумажной, а настоящей наукой. Каждый день после школы я прибегал сюда, наблюдал солнце. И потом сопоставлял солнечную активность со статистикой сердечных заболеваний (моя мама врачом была, она мне статистику принесла) и делал научные доклады на школьных научных конференциях.

Была середина 1960-х, когда мы с американцами активно запускали спутники. И нам важно было отследить, правильно ли мы запустили свой, не летит ли новый – американский. Для этого не было соответствующих приборов. И нам, школьникам, увлеченным астрономией, предложили за деньги участвовать в наблюдении спутников.

Наука была не виртуальной, а нормальной частью моей школьной жизни.

Сначала мы дежурили на площадке обсерватории, потом нам построили отдельный домик. В специальные мощные бинокли мы всю ночь отслеживали полет недавно запущенных наших и американских аппаратов. Небесный патруль.

Мы, школьники, впервые заработали какие-то деньги научным трудом. У нас были специальные приборы, рации, к которым бы не подпустили обычного ребенка. Мы делали вычисления, наносили на карты траектории полетов. И потом с помощью самого современного устройства связи – телетайпа – посылали координаты пролетевших спутников прямо в Москву, в Институт прикладной математики.

Это была настоящая наука. Потом я и еще один мой друг поступили в МГУ, стали астрономами. И такая судьба у нас сложилась потому, что кто-то решился подпустить нас к настоящим приборам и окунуть в настоящую научную деятельность, а не в виртуальную – с помощью учебника.

История 2. Наука о штанах, или как написать ЕГЭ по пицце

ТАСС

Григорий Тарасевич, популяризатор науки, публицист, педагог, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера»:

В образовательном центре «Сириус» мы со школьниками делали проект, посвященный штанам. Мы попытались столь обыденный и доступный предмет вписать одновременно и в социальную историю, и в историю технологий.

Школьники должны были вырваться за рамки традиционного разделения предметов: вот здесь – химия, здесь – биология, здесь – история. Ведь любой предмет, например, брюки, может объединить все это в себе.

Учащиеся сумели найти в истории штанов единую нить, связывающую историю и обществознание. Брюки, оказывается, это символ радикальной мобильности. Начиная с эпохи Древнего Рима, когда штаны носили преимущественно кочевые варварские народы, и выражение «недавно штаны снял» означало «понаехали тут». Но потом, как мы знаем, что-то пошло не так, и вчерашние варвары стали фактически править миром. И эта история восхождения людей в штанах повторялась неоднократно.

В мае прошлого года в России начал массово распространяться спиннер. И у нас возникла идея сделать из спиннера междисциплинарный урок. Мы попросили школьников нам помочь, и от них пришло много идей. Лучшая – как использовать спиннер на уроках ИЗО.

Школьники предложили взять цветную бумагу, надевать на лопасти спиннера, и когда он вращается, смотреть, как цвета смешиваются. И таким образом можно моделировать любой цвет. Он гарантированно равномерно смешает те цвета, которые вы надели.

Еще один проект. Мы знаем, что ЕГЭ – самые мрачные три буквы в жизни подростка, которых боятся, которые вызывают трепет. Мы попробовали сделать ЕГЭ по программе школы, но в качестве тем выбрать: пицца, русский рэп, сериалы, кофе.

Каждый подросток хоть раз в жизни ел пиццу. А мы знаем, что пицца – это триумф геометрического парадокса: круглую пиццу кладут в квадратную коробку и режут на треугольники. Круглую пиццу кладут в квадратную коробку, а сколько свободного места остается?

Другой пример – ЕГЭ про русский рэп. В имени какого рэпера есть инертный газ? Скриптонит? Noise MC? Мутабор?

На примере обыденных предметов можно показать их многогранность, их связь со многими дисциплинами, которые вовсе не сводятся к скучным формулам.

Читайте также: Как воспитать умного ребенка: советы Максима Поташева.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
1
Valerij Vinogradov
История 2 = наука 2. Т.е. второго сорта. Наглядно видно. как деградировала наука в современной (демократической, открытой, "цивилизованной "и какой там ещё ?) России в сравнении СССР. Ибо мещанство, мелкобуружузность и потребительство прежде всего материального, а не духовного сводит науку с космических высот на уровень штанов, спиннеров и пиццы.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимНе приятная ситуация для меня
Суть темы такая. Есть у меня подруга, дружим очень давно-со школы. Назовем ее Таня.Она одна, что ее вполне устраивает ,но кавалеры есть . Характер тот еще. Есть еще одна подруга.Назовем ее Света. Знакомы с ней намного меньше,чем с Таней. Моя семья хорошо общается с ее семьей.  Со временем я познакомила Таню и Свету. Устраивали девичники вместе, посиделки, общались.
Муж у Светы тот еще фрукт. Нет,как отец детей,муж он отличный. Забота о них, деньги,подарки, построил дом отличный. Семьянин...Но ..когда то позволил не двусмысленно делать мне намеки, сидя рядом за столом руку мне на колено положить. Сразу был послан, отгреб от моего мужа.Я Свете ничего не сказала. Может с пьяну клемануло человека.. Больше это не повторилось с его стороны. Общались,как общались.
Недавно у них родился еще ребенок. Мы к ним не поехали, встретились с Таней (муж мой работал), купили вина и отметили пополнение у друзей...
Иии...самое ужасное ,что Таня мне выложила ,что она год!!! Год встречалась и спала с мужем Светы! Я просто потеряла дар речи... Как!Да,Света больше моя подруга,да, Таня и Света редко контактировали,но...это же мои подруги обе... И вообще,как муж Светы додумался такие отношения заводить?? Под носом у нас всех? В общем кругу??  Да и Таня...нет слов.Они год уже не общаются.
Вышло,что лучшая подруга решила душу излить мне, облегчить совесть.С меня взяла слово,что никто никогда об этом не узнает! Что ее ОН об этом просил, она год молчала. А я в шоке!!! Я не знаю,как мне теперь общаться со Светой. Все предложения о совместном проведении время наших семей,я отметаю отговорками,что занята, не могу и т.д. Как мне смотреть в глаза ей? Как не выколоть глаза и не разбить нос ее мужу.. И вообще,что мне теперь делать? Зачем мне эта правда сдалась? Зачем мне ее рассказали? Лучше б я ее не знала.
Знаю,сейчас начнут писать,что Таня и с моим может спать и прочее.Утверждать не буду, но я с ней дружу большую часть жизни. И муж мой не ее типаж,а она не его. И если  начну себя накручивать, не доверять мужу - можно сойти с ума. А я ему доверяю!Сказать ей "Ага, вот ты какая. А вдруг ты и с моим спишь!! Пошла вон!"  И более 25 лет дружбы в никуда?
Но Таня проверена годами мной. В разных жизненных ситуациях. В горе и радости .Хорошая подруга для меня.
Вот такая ситуация...из ряда вон!
Анонимно,потому что я не знаю,есть ли здесь Света. Как то не было повода этот вопрос узнавать. Мало ли...

202
VaalisБелая или Серая
Какую зп получаете и почему выбрали такой вариант. Вопрос для жителей Санкт-Петербурга и Москвы, т.к. есть выбор, понятно, что в регионе нет особого выбора, какую з/п предложили, такая и хорошая, но вот в крупных городах. По Санкт-Петербургу достаточно большой процент белой з/п, во всяком случае по сравнению с ситуацией лет 5 назад. 
174
AlexandraШкола
Здравствуйте, у меня младшие сыновья с 14 и с 15 года, ходят в одну группу, так получилось, с 14 года группу в садике не набрали, и я попросила, чтоб его взяли в группу к младшему, там дети на год его младше. По развитию он соответствует возрасту, и читает и по росту, заметно, что старше других детей в группе. Послушный, не агрессивный мальчик.
И так хорошо, что они в одной группе, и они с радостью стали ходить в садик, изначально были в разных группах, плакали, но как попали в одну группу, все изменилось в лучшую сторону. И мне удобно не к каждому на собрание ходить, а вместе, и забирать/привозить в сад удобно.
Но через год сыну будет 7 и его нужно будет отправлять в школу. И я тут задумалась, а что если отдать их в один класс.... В сентябре, через 2 года, одному мальчику будет 7 лет и 5 месяцев, а другому ещё и 6 не будет, 5 лет и 11 месяцев. Рано младшему в таком возрасте в школу, не возьмут, а ещё через год одному сыну будет 8 лет и 5 месяцев, а младшему неполных 7. Как вы думаете, не поздно будет в таком возрасте (8 лет и 5 месяцев) отдавать ребенка в первый класс? Или лучше отбросить эту мысль. Плюсов много. Вместе им лучше, учиться всегда будут в одну смену, родительское собрание на двоих одно, уроки, занятия вместе, мне тоже будет проще с их уроками. Вот думаю, время ещё есть.
Как вы думаете?
158
АнонимНе могу простить дочь
Давно читаю форум,но написать решилась только сейчас.Три года назад,без объяснения причин пропала моя дочь.После развода с мужем собиралась переехать к нам на жительство вместе с внучкой.Внучке тогда было 8 лет и она закончила 1 класс.Внучку привезла,а сама исчезла.Внучка ходила(и ходит) в школу рядом с нашим домом.Когда дочка год не появлялась в школе,на все собрания ходила я,школа инициировала лишении её и папы родительских прав .Я теперь опекун своей внучки.Год назад дочь объявилась,ничего толком не объяснив.Вернуть себе дочь не пытается,хотя внучка к ней тянется.А я не могу ни простить,ни понять.Очень тяжело смотреть на любимую внучку(ей 12 лет).Общаемся как чужие,хотя раньше были очень близки.Как жить,как наладить отношения,как простить?
130
ольга захароваК Элладе за аистом
Эллада, доброе утро,день или вечер! Пришлите, пожалуйста, вашего чудесного аиста, а можно и двух )) Очень ждем и хотим малыша. Спасибо Вам большое! Благополучия и счастья  Вашей семье! 

129
НастяФотоэпилятор
Дочь пожаловалась, что один мальчик из класса дразнит её на физкультуре за волосатые ноги, а ещё две девочки громко над этим смеются. А на физкультуру у них можно ходить только в шортах. И я стала искать решение проблемы. Пока мысленно. На мой взгляд, с ногами у неё все не так критично. Волосы, конечно, тёмные, но ещё не такие густые, чтобы с ними нужно было активно начинать бороться. Она знает, что если сбрить, будет щетина на следующий день, потому что берет подмышки. Крем для депиляции не подошёл. Потому что как-то он плохо удаляет и её раздражает запах. Воск и эпилятор - это вообще пока не для неё, слишком боится боли. Вот начала я искать салоны, где делают лазерную и фотоэпиляцию и наткнулась на рекламу домашнего фотоэпилятора. Потом почитала отзывы уже не на сайте рекламы и прямо была приятно удивлена. Хвалят, потомогает... И решила, что стоит задуматься о покупке. У кого есть этот чудо-аппарат? Поделитесь мнением, стоит ли его покупать?
105
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru