Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как увлечь школьников наукой: 2 истории

Ученые и педагоги поделились рецептами вовлечения детей в науку. Дискуссия «Как вырастить «Эйнштейна»? Школьная наука» прошла в рамках Московского международного салона образования.


История 1. Небесный патруль, или как я стал астрономом

ТАСС

Владимир Сурдин, председатель секции «Пропаганда и популяризация астрономии» Научного совета по астрономии РАН:

«В старших классах школы я жил в Волгограде. Большой рабочий город. Но есть там уникальное заведение – планетарий, лучший в стране. Моя школа была в 150 метрах от него.

Школьниками мы часто бегали туда и оказывались в совершенно новой реальности. Причем – не виртуальной. Виртуальную реальность мы испытываем на себе в школе. Вот учебник с наукой был рядом с нами, а мы были в стороне от него. Наука – тут, а мы – за партой. И никакой связи между нами не было.

В планетарии все было не так. Сначала я увлекся его интерьерами, а потом обнаружил, что на его территории есть великолепная обсерватория, а в ней – лучший в СССР, а теперь и в России, телескоп.

Казалось бы, это уникальная, очень дорогая вещь, к которой школьника подпустить не могли, разве что – со стороны посмотреть. Почему мне, увлеченному наукой, давали ключи от этого здания? Я мог в любой момент подняться туда и стать хозяином этого уникального учреждения.

Правила запрещают ребенка пускать одного на 12-метровую высоту. Но нас в ту пору пускали к телескопу. Я увлекся не бумажной, а настоящей наукой. Каждый день после школы я прибегал сюда, наблюдал солнце. И потом сопоставлял солнечную активность со статистикой сердечных заболеваний (моя мама врачом была, она мне статистику принесла) и делал научные доклады на школьных научных конференциях.

Была середина 1960-х, когда мы с американцами активно запускали спутники. И нам важно было отследить, правильно ли мы запустили свой, не летит ли новый – американский. Для этого не было соответствующих приборов. И нам, школьникам, увлеченным астрономией, предложили за деньги участвовать в наблюдении спутников.

Наука была не виртуальной, а нормальной частью моей школьной жизни.

Сначала мы дежурили на площадке обсерватории, потом нам построили отдельный домик. В специальные мощные бинокли мы всю ночь отслеживали полет недавно запущенных наших и американских аппаратов. Небесный патруль.

Мы, школьники, впервые заработали какие-то деньги научным трудом. У нас были специальные приборы, рации, к которым бы не подпустили обычного ребенка. Мы делали вычисления, наносили на карты траектории полетов. И потом с помощью самого современного устройства связи – телетайпа – посылали координаты пролетевших спутников прямо в Москву, в Институт прикладной математики.

Это была настоящая наука. Потом я и еще один мой друг поступили в МГУ, стали астрономами. И такая судьба у нас сложилась потому, что кто-то решился подпустить нас к настоящим приборам и окунуть в настоящую научную деятельность, а не в виртуальную – с помощью учебника.

История 2. Наука о штанах, или как написать ЕГЭ по пицце

ТАСС

Григорий Тарасевич, популяризатор науки, публицист, педагог, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера»:

В образовательном центре «Сириус» мы со школьниками делали проект, посвященный штанам. Мы попытались столь обыденный и доступный предмет вписать одновременно и в социальную историю, и в историю технологий.

Школьники должны были вырваться за рамки традиционного разделения предметов: вот здесь – химия, здесь – биология, здесь – история. Ведь любой предмет, например, брюки, может объединить все это в себе.

Учащиеся сумели найти в истории штанов единую нить, связывающую историю и обществознание. Брюки, оказывается, это символ радикальной мобильности. Начиная с эпохи Древнего Рима, когда штаны носили преимущественно кочевые варварские народы, и выражение «недавно штаны снял» означало «понаехали тут». Но потом, как мы знаем, что-то пошло не так, и вчерашние варвары стали фактически править миром. И эта история восхождения людей в штанах повторялась неоднократно.

В мае прошлого года в России начал массово распространяться спиннер. И у нас возникла идея сделать из спиннера междисциплинарный урок. Мы попросили школьников нам помочь, и от них пришло много идей. Лучшая – как использовать спиннер на уроках ИЗО.

Школьники предложили взять цветную бумагу, надевать на лопасти спиннера, и когда он вращается, смотреть, как цвета смешиваются. И таким образом можно моделировать любой цвет. Он гарантированно равномерно смешает те цвета, которые вы надели.

Еще один проект. Мы знаем, что ЕГЭ – самые мрачные три буквы в жизни подростка, которых боятся, которые вызывают трепет. Мы попробовали сделать ЕГЭ по программе школы, но в качестве тем выбрать: пицца, русский рэп, сериалы, кофе.

Каждый подросток хоть раз в жизни ел пиццу. А мы знаем, что пицца – это триумф геометрического парадокса: круглую пиццу кладут в квадратную коробку и режут на треугольники. Круглую пиццу кладут в квадратную коробку, а сколько свободного места остается?

Другой пример – ЕГЭ про русский рэп. В имени какого рэпера есть инертный газ? Скриптонит? Noise MC? Мутабор?

На примере обыденных предметов можно показать их многогранность, их связь со многими дисциплинами, которые вовсе не сводятся к скучным формулам.

Читайте также: Как воспитать умного ребенка: советы Максима Поташева.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
1
Valerij Vinogradov
История 2 = наука 2. Т.е. второго сорта. Наглядно видно. как деградировала наука в современной (демократической, открытой, "цивилизованной "и какой там ещё ?) России в сравнении СССР. Ибо мещанство, мелкобуружузность и потребительство прежде всего материального, а не духовного сводит науку с космических высот на уровень штанов, спиннеров и пиццы.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Бельфлёр-КитайкаТем, кто не хочет ждать.
ДИНА РУБИНА
Наполеонов обоз
Часть вторая. БЕЛЫЕ ЛОШАДИ

Полная версия. Кому надо - только адрес. 
А то я и спасибо копировала, а потом удаляла. 
В течение *сегодня* всем пришлю
Там такаааая любовь. .. 

Я прям ненавижу это издательство, которое по совершенно ясным причинам растягивает книгу на трилогию, печатая её на узких страницах с широченными полями, крупным шрифтом с большими интервалами. Я его ненавидела и прочитав первую часть. Как вот теперь дождаться третьей части? 

Это самая настоящая Рубина, это настоящая литература, которую читаешь и не хочешь, чтобы книга заканчивалась. 
В этой части так называемой трилогии история главных героев, встреча, пронзительная и трогательная любовь, расставание... Местами её читать больно, потому что написано так искусно, что проживаешь все с героями. Великолепная книга, очень жду теперь третью часть, пусть подавятся наваривающиеся на таких книжных наркоманах как я, ненасытные издательства. И перед выходом третьей, обязательно сначала еще раз перечитаю первые две, как перечитывала первую, уже купив вторую.
179
EXTAЧто делать с мамой?
Доброе утро всем! Нужен совет! Мне 30, есть ребенок второклашка. Родителям 55 и 59. И они стали просто невыносимы! Отец слетел с работы, теперь смог с огромным трудом найти только низкооплачиваемую в нашем городишке, с пятницы по понедельник вечно пьяный (пока работал на хорошей должности так же бухал, поэтому дело не в работе). Ничего не хочет, ни в квартиру что то купить, ни поменять что то в жизни... тут ладно, привыкла, основная проблема в маме, ей только будет 55, не работала тысячу лет: сначала меня растила, потом за бабушкой с дедушкой смотрела (но это не каждый день занимало). Последнее время она стала просто невыносимой, вечный негатив (причем она его льет на всех, может на улице встретить знакомых и пропогандировать, что жизнь дерь...) Я постоянно выслушиваю какая она бедная несчастная, все про...., во всем виноват отец, она должна была жить по другому и т.д. Я все это выслушивала лет с 15 наверное, потом съехала от них и теперь по новой началось. Я просто как в помоях искупалась после разговоров с ней. На все мои предложения устроится на работу ради интереса говорит не хочу на такие работы, хобби подобрать ей не могу, ничего не интересно. Что делать? Общаться невозможно стало
103
МаргаретОчень активный ребенок. Перерастет?
Дочке полтора. Но она очень активная. Во дворе не посидит в песочнице, бегает по всему району, а я за ней. Руку не дает. На запрет на реагирует. Хотелось бы спросить, были ли тут такие шилопопы? Перерастем мы это или смириться?? )
На речку не сьездить, ибо в коляске не посидит, а выпустишь, так прямо по курсу в воду.
Мечтаю посидеть на лавочке, пока дочка куличики лепит)))
81
ИнгвиДетские комнаты
Добрый вечер всем!
Хочу посоветоваться насчет детских комнат, т.к. сейчас как раз делаем ремонт.
Итак, в наличии имеем дочку 3 лет, через пару месяцев родиться ее братик. Для детей есть две примерно одинаковые по размерам комнаты. А теперь собственно вопрос: делать сразу каждому свою комнату или сейчас сделать спальня+игровая, а по разным развести ближе к школе?
Задумались в первую очередь из-за спорт-комплекса (он один, покупать еще один как-то перебор, места много занимает, да и просто бредово), плюс насколько лет до 7-8 нужно личное пространство? 
Как бы вы сделали и почему?
Всем заранее спасибо за мнения!
75
Айзав 2 года дочка ростом 75см
всем привет. стала волноваться по поводу роста дочки. ей сейчас 1год и 10месяцев. рост у нее 75см. вес где 11кг. у снохи дочка на 8 месяцев младше нас. и она выше на пару см. у кого так и было. и выросли ли вы сейчас
64
ТатаОдной поклеить обои реально?
Потолки 2,90 м. Обязательно вдвоем, чтобы нормально вышло или можно и одной (пробовал кто-то)?
57
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru