Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Наши старые учебники: 15 фото из детства

Ностальгическая фотоподборка для тех, кто ходил в школу в 1990-х. Давайте вспомним, как выглядели наши учебники.


Букварь

Во время загрузки произошла ошибка.

Легендарный синий букварь с первоклассниками и первой буквой алфавита на обложке. И, конечно, с любимыми героями «Веселых картинок», потому что первый класс – это же еще не совсем взрослая учеба, даже оценки не сразу ставят.

По этой книжке учились советские дети, она же перешла «в наследство» перестроечным ребятам, поколению 90-х. И мы до сих пор помним, что слоги бывают ударными и безударными, и не путаем гласные с согласными. А вас фотографировали в первом классе за партой с этим букварем?

Русский язык

Во время загрузки произошла ошибка.

Кто помнит эту серию зеленых учебников, расписанных под хохлому? А вот тему первого урока вы наверняка уже забыли – «Предложение, слово, звук, буква». И знаменитые правила «жи-ши», «ча-ща» и «чу-щу» мы узнали тоже отсюда. А еще – что названия, имена людей и клички животных нужно писать с большой буквы. По учебникам с такой обложкой мы учились до 4 класса.

Математика

Во время загрузки произошла ошибка.

В первом классе мы узнали много нового не только о буквах, но и о цифрах. Наивные, мы строили ряды из счетных палочек и даже представить не могли, что впереди нас ждут тригонометрические формулы и логарифмы…

Кстати, именно Мария Моро, один из авторов популярных учебников, в середине прошлого столетия инициировала введение в программу начальной школы такого предмета как математика. До этого дети младшего школьного возраста изучали лишь арифметику.

Теперь же учащихся стали знакомить с элементами геометрии и алгебры, понятиями о равенствах и неравенствах. А сами задания авторы книги составили так, чтобы ребята учились самостоятельно мыслить, сравнивать предметы, обобщать, и, главное, применять математику в повседневной жизни.

Во время загрузки произошла ошибка.

Многое забылось с той поры, когда мы занимались по этим учебникам. Но если знания математики нас иногда и подводят, то уж этих ребят с обложки забыть просто невозможно!

Родная речь

Во время загрузки произошла ошибка.

Именно с этой книжки начиналось путешествие первоклашек в мир «большой литературы». А сопровождали их на этом пути Бианки, Чехов, Чуковский, Барто, Андерсен, Житков и многие другие. Кстати, книга внеклассного чтения переиздается до сих пор, а ее обложка не изменилась.

Английский язык

А с этого учебника начинался наш английский язык. Снова пришлось учить алфавит, а еще – тренировать произношение и зазубривать иностранные слова. Зато все мы знаем, что «London is the capital of Great Britain», в три часа ночи разбудите – ответим.

Фото из архива редакции

Кто-нибудь еще помнит Сашу из учебника «Happy English»? В первой книге он путешествовал по Англии, а во второй ему довелось побывать в США. Можно было только позавидовать этому парню!

Именно благодаря Саше школьники 90-х узнали, что бывает еще и «американский английский». Как найти эту легендарную личность? Очень просто, он ведь так много рассказал о себе для учебника. Итак, Саше 13 лет, он «live in Moscow», а его любимая еда, конечно же, «borsch».

История Древнего мира

Не так давно все вспоминали этот учебник по очень грустному поводу – когда была разрушена изображенная на его обложке триумфальная арка в сирийской Пальмире. Автор книги – Федор Коровкин. Именно благодаря ему в 5 классе в нашу жизнь ворвались первобытное общество, античные боги, египетские фараоны и римские легионеры.

Во время загрузки произошла ошибка.

Впервые учебник вышел в свет в 1957 году. Он стал во многом инновационным для своего времени. Дело в том, что львиная доля школьных учебников 1950-х годов больше походила на вузовские пособия – в них было много фактов и дат, но маловато практических заданий, вопросов и иллюстраций, которые помогали бы детям запоминать обширный материал. Коровкин учел психологию пятиклассника и сделал свой учебник запоминающимся и увлекательным.

Книга стала настоящим прорывом и для школьного образования, и для самого автора. После нескольких переизданий – в 1973 году – Федора Коровкина наградили за эту работу Госпремией СССР. Кстати, современные авторы учебников структурно и содержательно опираются именно на учебник Коровкина.

Литература

Во время загрузки произошла ошибка.

Кажется, мы каждый год проходили по литературе Александра Пушкина. Как будто с каждым классом дорастали до очередного его произведения. Действительно, одно дело «У Лукоморья» заучить, и совсем другое – оценить новаторство онегинской строфы. А многим в школе вообще больше нравился Михаил Лермонтов. Так что осознание масштаба личности «главного российского поэта» ко многим приходит, когда годы учебы уже позади…

Геометрия

Фото из архива редакции

Этот учебник тяжело забыть, ведь с ним мы учились целых 5 лет! Его автор – Алексей Погорелов. Говорят, за право издать учебник для школы ему пришлось конкурировать с собственным научным руководителем, академиком Александром Александровым. В итоге работу Погорелова признали более подходящей для общеобразовательных школ. А вот учебник Александрова пригодился преподавателям школ с углубленным изучением математики.

Физика

Благодаря учебникам физики Александра Перышкина мы знаем, что измеряется в Джоулях, амперах, вольтах и омах. Пусть иногда мы их и путаем.

Фото из архива редакции

Свои первые учебники по физике Перышкин написал в начале 1930-х годов – и очень вовремя, как раз начиналась реформа образования. В предыдущее десятилетие преподавание этого предмета очень варьировалась от школы к школе, единой учебной программы не существовало. В последующие годы «Физика» Перышкина прочно утвердилась в школьной программе. Безусловно, наука не стояла на месте, и автор не раз дополнял свои книги, так что даже стал героем шуточной эпиграммы своего коллеги, профессора Николая Малова:

Всю жизнь учебники писал,

По ним, сказать не побоюсь,

Училась физике вся Русь.

Химия

Фото из архива редакции

В 8 классе у нас начинался курс химии. Большинство нынешних мам и пап учили этот предмет по книгам Олега Габриеляна. Между прочим, автор учебника даже диссертацию защитил о том, как формировать обобщенные знания учащихся при изучении химических элементов в средней школе.

О работе с детьми Габриелян знал не понаслышке: уже после двух лет обучения в пединституте ему пришлось переводиться на заочное отделение и идти преподавать химию в школу, чтобы помочь своей семье. Сегодня его педагогический стаж – более 40 лет.

Кстати, когда в 1990 году впервые проводили конкурс «Учитель года», победил в нем именно Олег Габриелян. И если школьники помнят его фамилию по учебнику, то педагогам он также известен как автор пятитомника «Настольная книга учителя химии».

Биология

Во время загрузки произошла ошибка.

По этой книге дети 90-х знакомились с основами ботаники. Она по праву считается одной из долгожительниц в мире учебников – ее переиздавали более 30 раз.

Книга Веры Корчагиной пришла в советские школы в 1960-е годы, сменив уже устаревший учебник Всесвятского (по нему учащиеся занимались с 1933 года). В новом учебнике появились многочисленные и подробные иллюстрации, в доступной и наглядной манере он знакомил детей с миром растений, грибов и лишайников. 

Фото из архива редакции

А когда казалось, что в биологии больше не осталось загадок, ребята получали учебник Николая Сонина. И он, по сравнению с предыдущей книгой, буквально «запрыгнул на подножку» уходящих 1990-х. Здесь были и забавные комиксы, и практические задания, и краткие «выводы» на английском языке после каждой главы (хотя никто их и не читал, ведь рядом то же самое было написано по-русски).

Черчение

Многие школьники 90-х до сих пор пожимают плечами, когда их спрашивают, зачем они учились чертить болт или какую-нибудь втулку в продольном и поперечном разрезе. А ведь о необходимости ввести в школьное образование черчение писал еще в 1918 году Анатолий Луначарский. По его мнению, этот предмет должен был стать «апофеозом эстетического воспитания школьников».

Фото из архива редакции

В 1960–х годах, когда особую популярность среди ребят приобрели всевозможные технические кружки, «соваться» туда без черчения было просто бессмысленно. С 5 класса дети учились изображать геометрические фигуры и технические детали, читать чертежи.

Однако к концу 2000-х этот предмет перешел в статус факультативного. Причем споры о нем не утихают до сих пор. Кто-то уверен, что далеко не всем детям пригодятся такие специфические навыки. По мнению других, черчение прекрасно развивает абстрактное мышление. Как бы то ни было, в отличие от пропавшей и возвращающейся в школьную программу астрономии, триумфального появления в школьной программе черчения пока не предвидится.  

Читайте также: Детство в 90-х: 18 вещей, которые делали нас счастливыми.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
141
Sergey Krasnopeev
Что за бред. Химия и биология - представленные на фото учебники пришли в школы в середине-конце 90-х. А программа по химии Габриеляна, пожалуй самая неоднозначная за последние лет 60.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Картузова
У меня даже есть несколько таких учебников и букварь храню)))
СсылкаПожаловаться
Татьяна Яркова
Малость попутали- по Габриеляну химию изучали позже. А начало 90-х - Фельдман и .
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Лошадь ФиолетоваяРодители поддержали учительницу, избившую ученика

Ну вот о чем мы тут и говорили так многословно. Опять прекрасный в кавычках случай: в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края учительница избила ученика, и этот инцидент другие школьники сняли на видео. На кадрах этого видео учительница вывела школьника с вещами из кабинета, и начала бить его по лицу и голове так, что ребенок даже падает на пол. При этом, учительница несет его портфель, и спрашивает, кто он такой и кто разрешил ему так себя вести. Потом педагог продолжает бить уже лежащего школьника, и спрашивает, почему он всем мешает.  Видео я сюда вставить не смогла, но оно легко гуглится. Сдали нервы, скажут многие. И это так и есть! Но на нее уже заведено уголовное дело, ее отстранили от работы! А тем временем [b]родители одноклассников избитого мальчика составили петицию в защиту учительницы[/b]! Открытое письмо родителей в поддержку педагога школы №37 Комсомольска-на-Амуре Татьяны Лесковой, которую отстранили от работы после видео с избиением ученика, подписали около 300 человек, сообщил РИА Новости представитель родительского комитета школы. "Мы, нижеподписавшиеся родители и законные представители учеников 6 А класса средней школы №37 хотим обратиться со словами поддержки в пользу учителя начальных классов МОУ СОШ №37 Лесковой Татьяны Юрьевны. Татьяна Юрьевна была классным руководителем наших детей в период с 2013 по 2016 годы, с 1 по 4 класс. Обстоятельства случившегося конфликта нам неизвестны, но мы хотим предостеречь ответственных лиц, которые будут решать судьбу Лесковой Т.Ю. от "скорой расправы" и шаблонных суждений", — говорится в письме родителей. Педагогический коллектив также не поддерживает ситуацию, которая освещена в видеоролике, размещенном в интернете. Поведение Татьяны Юрьевны в данном видеоматериале не характерно для этого учителя. Считаем, что только нестандартная жизненная ситуация могла вызвать подобные педагогические действия с ее стороны" - говорится в письме. Почему ее защищают, ведь она совершила самое настоящее преступление, спросите вы? Наверное именно потому, что этот ученик  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЕМ МЕШАЛ! Судя по обсуждению в одной интернет-группе Комсомольска-на-Амуре, этот [b]мальчик систематически срывал уроки, издевался над учителем, мешал образовательному процессу, и утверждал, что ничего ему за это не будет.[/b] И понятно, что у пожилого педагога в конце концов не выдержали нервы! Плюс наверняка профессиональное выгорание. Но теперь на учительницу спустили всех собак. И да, она не должна была его бить ни при каких обстоятельствах. Но у нее при этом должны были быть другие меры воздействия на малолетнего негодяя - хотя бы отстранить его от обучения, или потребовать у родителей перевести его в другую школу. Но в настоящее время учителя не могут ни выгнать хулиганов, но избавить от них класс. Это могут сделать только сами родители: только по их заявлению ребенка можно перевести в другую школу. Директор может им только предложить забрать ребенка, который мешает учебному процессу. Позвать завуча на уроках присутствовать. Пригласить родителей. Тоже посидеть на уроках или побеседовать. Но как только все расходятся по своим местам, такие ученики с удвоенным усердием продолжают мешать. И... все, больше учитель не может сделать ни-че-го. Так вот я предполагаю, что такие избиения прекратятся, если у учителей появится другой способ влияния на обстановку в классе. Если они смогут избавлять класс от малолетних чумовозов, которые всем только мешают.

662
КатарусяСлучай в процедурном. Ваше мнение.

 Сегодня ходили  с сыном 12 лет в поликлинику на укол. Зашли в процедурный, мед. сестра набирает шприц, сын готовиться к уколу. В этот момент приоткрылась дверь, женщина заглянула и дверь прикрыла. Мед. Сестра сделала укол, присела вписать отметку о уколе, сын одевается -застегивается.  И тут дверь резко открывается на всю ширину и в процедурный вваливаться мать с младенцем на руках, та которая заглядывала в него пару минут назад. Заходит в процедурный,  закрывает дверь и говорит - Мне  спросить надо. Мед. Сестра говорит- Вы видите, я занята. Я - Вы хоть дайте парню брюки одеть, застегнуть без посторонних. Сделав недовольное лицо мать с младенцем вышла в коридор. Мы с мед. сестрой обе только вздохнули. Так и не поняли, что это было.   Девочки Ваше мнение . Это просто не воспитанность? Я с ребёнком и плевать на всех? Что это вообще было?  Для меня такое дикость. Я ни когда не вваливаюсь в кабинеты, когда в них приём других. Тем более в процедурный , где делают уколы и берут кровь.    

172
VikkiСвекровями не становятся, ими рождаются))

Гуляем с подругой с детьми. У нее тоже дочка, около 2 лет. Наши девчонки между собой меняются игрушками, где-то спорят. Мы не лезет особо, стоим в метре, наблюдаем. Подходит мальчик где-то такого же возраста, с мамой. Мальчик начинает у девчонок вырывать игрушки. Ну, ситуация стандартная, мы молча ждем реакции мамы, которая, как нам казалось, должна игрушку попросить, либо сыну объяснить, что так нельзя. Девчонки наши не промах, игрушки вырывают и еще кричат-визжат. На что мама мальчика, взяв сына за ручку, громко говорит "Алеша, я тебе сколько раз говорила не связываться со стервозными девицами! " ДОСЛОВНО! Занавес!!!))) это что вообще?)) Я несколько раз заступалась за детей, на которых пытались давить чужие мамы в стиле "ты же не жадина/не плохой что свою игрушку не даешь " , пользуясь тем, что ребенок в данный момент без поддержки родителя, но ... Я в шоке, дорогая редакция)

151
АмалияВторой ребенок

Расскажите, как было у вас - вы очень хотели второго ребенка? Были ли страхи, сомнения? У меня так получается, что о втором ребенке всегда были разговоры, бывший муж хотел и сейчас мужчина хотел бы ребенка. А я не хотела рожать второго пока дочка маленькая, мне казалось, что идеальная разница лет 15-20 была бы. И если вообще не родить второго, то ничего не упущу в этой жизни. Мне и единственным ребенком было замечательно, поэтому аргументов ради ребенка рожать ему брата или сестру не очень понимаю.  Сейчас дочке 6 лет, и я понимаю, что я могла бы морально решиться на второго. Чтобы не чувствовать, что я ущемлю дочь в чем-то если рожу еще. Но всплывают куча "но". Я боюсь, что будет ревность у дочки, что упадет мой доход, что второй муж не будет таким же хорошим отцом как первый, что я вообще не хотела бы менять привычный уклад жизни и съезжаться с ним и соответственно расписываться.  И вот мне одни говорят, что это все чушь собачья, что я так в сомнениях и проведу всю жизнь, а потом жалеть буду. А другие говорят, что если всякие "но" возникают, то лучше не рожать, значит не очень-то и хочется. Поэтому хотелось бы узнать как у кого все это было. Если ребенок, конечно, планированный. Я понимаю, что родила бы только в случае незапланированной беременности, не сомневалась бы между родить и абортом. А чтобы планировать, мне надо решиться. Или нет. 

142
FenixПятничко опять не объявляют?

Тогда я начну) меня ожидает безумный, безумный, безумный день, и 2 часа без беготни хочу провести в пледике, с чаем и в хорошей компании)  [img]https://content-27.foto.my.mail.ru/bk/pankrock/_deti/i-3762.jpg[/img]

130
Lord-of-DanceГид по модной обуви осеннего сезона 2018

Осень сулит богатый урожай: казаки, бесконечные вариации резных каблуков и «животные» принты, которыми этот сезон просто изобилует — вот далеко не полный список обувных тенденций. Самое главное правило при подборе обуви, впрочем, остается непреложным: она должна быть удобной. Правило «красота важнее комфорта» осталось в далеком прошлом — и, надеемся, оно оттуда никогда уже не вернется.   [img]http://www.marieclaire.ru/images/th/2083/1a0f/ff98/1000@745@1a0fff985d9e9151e8b2544496403142-NGRkMjUwNzM0Zg.jpg?time=761[/img]

127
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru