Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как изменилось образование в России при Петре I

Ураганные реформы Петра I и «поднятая им на дыбы Русь» потребовали принципиально нового подхода к педагогике. И в этом смысле XVIII век стал совершенно уникальным явлением, без которого современный гуманистический подход к образованию был бы просто невозможным.


Преобразования царя-новатора шли с невиданным размахом: стремительно развивалась промышленность (особенно – металлургия), военное и морское дело; наука, дипломатия. Россия укрепляла свои позиции «на всех рубежах и фронтах», переходя от старозаветного застоя к положению мощной державы, с которой отныне все в мире вынуждены будут считаться всерьез.

Петр I | wikimedia commons

Все это требовало огромного притока молодых, энергичных и образованных людей. Но этих людей – людей новой формации – еще надо было обучить. Старые системы образования и воспитания для таких масштабных задач совершенно не годились, и потому нужно было придумывать новые схемы.

Это поразительно, но Петру Великому в очень сжатые сроки удалось найти и «мобилизовать» целую плеяду блестящих педагогов и наставников с такими же незашоренными взглядами, как и у него самого. Эти новаторы, по сути, и стали основателями современной педагогики. 

Семь педагогических фактов, которые потрясли Россию

Факт 1. В стране впервые появилась периодическая пресса, в частности – вышла в свет первая газета «Ведомости», был налажен достаточно массовый для тех лет выпуск светской оригинальной и переводной литературы. Для того чтобы печатное слово стало доступно всем желающим, был введен гражданский алфавит.

И, пожалуй, самое главное и неслыханное – контроль над образованием переходит от церкви к государству. Это касается даже созданных впоследствии архиерейских школ, где обучались служители церкви.

wikimedia commons

Факт 2. В 1698 году государство открывает первую «русскую» или гарнизонную школу в Преображенском полку. Отныне дети самых простых солдат и матросов получают возможность научиться грамоте, счету, артиллерийскому делу. С 1721 года такие школы были созданы в каждом полку. То есть, по сути, каждый ребенок «низшего сословия» получал неплохие стартовые возможности. Школы назывались «русскими» потому, что преподавание там велось на русском языке.

Факт 3. В 1701 в Москве открылась артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил ею математик и астроном Яков Брюс. Школа делилась на две ступени: в нижней обучались письму, чтению и счету, а в верхней изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию и артиллерию.

По сути это было первое реальное училище в Европе, причем – государственное и бесплатное, в котором ежегодно обучалось до 500 человек. Таких училищ в России затем было создано еще немало. Для сравнения: открытое в 1708 году в Галле (Германия) подобное заведение было частным и имело всего 12 слушателей.

Факт 4. В 1707 в Москве открыта Хирургическая школа при военном госпитале. Там впервые за всю историю Руси начали выпускать дипломированных врачей. В курс дисциплин входили: анатомия, хирургия, фармакология, латынь и рисование. Обучение велось преимущественно на латыни, а теоретическая подготовка сочеталась с практикой в госпитале.

Трудно переоценить это событие для страны, где до того население было начисто лишено квалифицированной медицинской помощи. Кстати, сначала будущих врачей обучали иностранцы, но очень скоро им на смену пришли «отечественные кадры».

Фотобанк lori.ru

Факт 5. В начале XVIII века открываются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 году по всей империи рассылается указ об открытии «цифирных училищ», задача которых – подготовка квалифицированного персонала для государственной и военной службы. Дети всех сословий (за исключением крепостных) проходили там грамоту, письмо и арифметику, а также начала точных наук.

В 1718 году подобных училищ было уже 42. Неплохой прогресс для страны, в которой еще недавно о светских школах никто и не слыхал… Правда, зачисление в «цифирки» нередко шло в добровольно-принудительном порядке: нужное количество желающих постигать книжную премудрость набиралось не всегда.

Факт 6. В 20-х годах XVIII века создается прообраз современных профтехучилищ. В 1721 году на Урале открывается первая горнозаводская школа под руководством ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева. Сюда принимали и детей обедневших дворян, и люд попроще.

Юноши, уже работающие на заводе или в шахте, могли при желании приобрести хорошую рабочую специальность и стать мастерами, а еще они получали приличную общеобразовательную подготовку. Позже подобные школы были открыты при всех уральских государственных заводах.

Факт 7. Для жизнеспособности системы образования Петром I было сделано еще немало нужного и актуального для своего времени: проведена реформа духовного обучения, открыты школы для подготовки канцелярских служащих, кадетские корпуса для дворянских детей, широко распространились иностранные пансионы и т.д.

Это важно. Конечно, жизнь в России никогда не была легкой и безоблачной для всех, но благодаря усилиям царя-реформатора и его единомышленников дети всех сословий, кроме крепостных, получали реальную возможность обеспечить себе лучшее будущее, чем у своих родителей. Для этого требовались лишь способности и желание учиться. При этом в вопросах образования Петр I был так же крут нравом и нетерпим, как и во многих других.

Фотобанк lori.ru

Яркий пример тому – Школа математических и навигационных наук в Москве. Будущих моряков, инженеров и артиллеристов не только учили бесплатно, но и выплачивали им «кормовые» деньги, то есть стипендию, однако за прогулы грозил немалый штраф, а за побег – и вовсе смертная казнь.

«Птенцы гнезда Петрова» в образовании

Те люди, которые создавали новую педагогику России, имели взгляды, очень схожие с идеями французского Просвещения: они задумывались о воспитании и обучении свободного и счастливого гражданина своего Отечества, который служит стране и народу, благодаря своему осознанному выбору. Каждый из таких педагогов привнес в систему образования свои ноу-хау.

Так, Иван Тихонович Посошков (1652-1726), автор педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну» и «Книги о скудости и богатстве», стремился объединить идеи современной государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания.

«Книга о скудости и богатстве» | wikimedia commons

Он же создал весьма смелый для своего времени проект об открытии общедоступных школ для крестьянства. Талантливый мыслитель-самоучка был уверен, что просветить русский народ невозможно без всеобщей грамотности, и настаивал на создании системы доступных каждому общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Другой соратник Петра – Леонид Филиппович Магницкий (1669-1739) – произвел настоящую революцию в точных науках. В 1703 году он написал самый популярный в России учебник «Арифметики», и постоянно разрабатывал  свои собственные оригинальные методики обучения. Именно благодаря Магницкому математика в русских школах изучалась последовательно – от простого к сложному, причем теория тесно увязывалась с практикой, а математические расчеты – с профессиональной подготовкой.

Кроме того, именно Магницкий предложил широко использовать в процессе обучения наглядные средства (макеты, таблицы, схемы и т.д.). Известный математик и теоретик был еще и практикующим педагогом – долгое время он преподавал в Школе математических и навигационных наук в Москве.

Глава «ученой дружины» Петра I, Феофан Прокопович (1681-1736), был известным церковным деятелем, что совершенно не помешало ему стать активным проводником петровских реформ вообще и светского образования в частности.

Феофан Прокопович | wikimedia commons

Он написал «Букварь» для школ, и другие остро необходимые учебные пособия, настаивал на научном характере обучения и расширении числа предметов, сделал многое для того, чтобы библиотеки в учебных заведениях стали обязательными, и содействовал широкому распространению школьных театров. Также Феофан Прокопович был видным благотворителем: на свои средства он открыл частную школ для сирот и бедных детей.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) – ученый, педагог и государственный деятель, был смелым реформатором. Он делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда) и вредные (ворожба, чернокнижие и т.д.).

Василий Татищев | wikimedia commons

Кроме того, именно Татищев способствовал становлению в России истории как науки, став автором многотомной «Истории Российской» и других трудов. Как и другие реформаторы «петровского призыва», он был человеком очень многосторонним: именно по инициативе Татищева в 1721 г. была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть профессиональных учебных заведений.

В «ученую дружину» Петра Великого входило еще немало одаренных и ярких людей, благодаря инициативе которых стала возможна реализация самой смелой мечты царя-реформатора на ниве образования: в 1724 году в Петербурге была открыта Академия наук, благодаря которой российская наука и педагогика вышли на качественно новый уровень.

Здание Петербургской академии наук | Фотобанк lori.ru

Деятельность Академии тесно связанна с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), «Петром I от науки», который с честью поддержал высокие стандарты, заданные преобразователем России. О том, что сделал Ломоносов и его соратники для дальнейшего развития педагогики, об их взаимодействии с властями, о реформах Екатерины II и об открытии Московского Университета, мы расскажем в следующий раз.

Также читайте о том, как жилось незаконнорожденным детям на Руси.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
25
Валера
В ответ на комментарий от Котя Баева - Молочкова История переписки2
Котя Баева - Молочкова
Все враньё про Петра 1. Читайте правдивую информацию.
СсылкаПожаловаться
в чем же все вранье? и где читать правду то? :)
СсылкаПожаловаться
люда создателева
За статью-спасибо. Повторенье-мать учения
СсылкаПожаловаться
Алексей Караченцев
В ответ на комментарий от swetlana buklan История переписки3
swetlana buklan
Да уж. С такими как вы - точно станем!!!!!! Вас в начальных классах вашей общеобразовательной не учили, случаем, как окончания глаголов проверять?"станИм" - это шедевр для перса, который еще что-то верещит о глобальном мракобесии.
СсылкаПожаловаться
светлана, вы правы по поводу ошибки Дмитрия, и вы правы, считая, что демагогия - это совокупность разных методов, включая не ответ по сути, а придирку к тексту оппонента. Дмитрий - с большой буквы, вы - с маленькой. Простите за правду.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Лариса ИвановаХочу всех бросить
Никаких фантазий,  одна реальность. Увы.

Несколько лет отношений с мужем привели к превращению сказки в бесконечный скандал. Бесплодие у обоих как одна из причин. Путем долгих терзаний родилась дочь. А он ушел, к женщине с 10летней дочкой. Живут до сих пор, та девочка зовёт его отцом. Я развода не хотела и не давала, искренне ждала обратно. В ответ он сделал все гадости, которые только смог. Забрал все деньги, алименты стали в размере 4000, с дочерью общаться не стал.

Я ушла в глухую депрессию, вышла на работу. Дочь в основном на бабушке и в садике, я стараюсь дружить с дочкой, обнимать/ласкать, но, понимаю, что никаких эмоций она у меня по сути не вызывает. Новых отношений не завела - ни один мужчина так в душу и не запал взаимно.

Ежегодно вывозила дочь на море за границу. Несколько дней назад была попытка вывезти её снова - на таможне развернули. Отец установил запрет на вывоз ребёнка.

Впервые за эти годы позвонила ему. Он сказал,  что забыл о запрете. Активно занялся снятием. Поехал со мной к нотариусу, подписал разрешение. Просил фото и видео, "удивился" тому,  что я не против их общения.

Параллельно деликатно попросил звонить только в рабочее время и выписать нашу дочь из квартиры его матери. На моё предложение увидеть дочь или поговорить спросил,  что она о нем знает. Я пояснила, что другого отца у неё нет, но о нем дочь не знает. Предложила ему самостоятельно объяснить ей или поговорить по телефону.  Отказался, со словами, что я делаю ошибку и он позже объяснит все мне и дочери.

В итоге, мои мысли о том, что депрессия закончилась и я снова живу канули в лету.  Спустя столько лет и низостей его голос все равно в трубке самый родной. Дочь по-прежнему вгоняет меня в скрываемую тоску. С матерью отношения катастрофические, но приходится жить вместе из-за воспитания дочери.

Очень хочется сбежать от всего...  Переписать..   И перестать себя винить во всем. Живу на снотворном и успокоительных. Жду его следующего звонка - через несколько дней обещал перезвонить и сообщить о снятии запрета на выезд.
354
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 11 (Баллада). Поздравлялка.
Всем доброго времени суток.
 
Пришло время подвести итоги Одиннадцатого внутрифорумского поэтического конкурса. 

Как всегда сначала выражу бесконечную благодарность нашим талантливым авторам: спасибо Вам за то, что делитесь с нами вашим талантом и создаёте такие прекрасные стихотворения!!!

А теперь перейдём к результатам.
 
Третье место занимает баллада «Комарилья», автором которой является Жить хорошо. За чистую и невинную блондинку Донью Мухильду проголосовало 24 человека.
 
На втором месте расположилась баллада «Рождение легенды», принадлежащее перу Ящера. За описание предыстории появления на свет Витаса проголосовало 30 человек.
 
А первое место вы отдали балладе «Чёрное платье». За балладу о мёртвой душе «чёрной» герцогини проголосовало 36 человек.
 
Также в конкурсе было опубликовано 2 внеконкурсные баллады.
«Балладу об Ёжиковой жилетке» написала Ёлка МИФ.
А вот в создании чёрноюморной баллады «Верезги на котах» приняли участие 5 авторов (кажется, никого не пропустила): Ящер, Крысатуля, Жить хорошо, Зайка вредная и Божья Коровка.
 
Всем авторам ещё раз громаднейшее спасибо! Вы все просто молодцы!!! Без вас конкурс бы не состоялся!!!
 
Авторы-прозаики, не забываем про Машин конкурс и радуем её ящик своими письмами с рассказами!!!




286
янаНа вкус и цвет.. как говорится
Девчонки, доброй ночи. Не спится чего то. И вот решила тему болтательную создать. Вот о чем. Расскажите, а что вас раздражает во внешнем виде других? Ну я понимаю, сейчас все начнут (форум же идеальных людей) говорить, что им ни до кого дела нет, что никого не осуждают, но если уж не кривить душой,., все равно же есть. Вот скажу о себе , меня ужасно раздражает, когда женщины, под топик на лямках или сарафан на лямках одевают чёрные капроновые колготки!! Вот прям не могу, эти голые плечи и тёмные колготки, аж пробирает... или когда носки под туфли, но так у меня дочь переодически носит, смеюсь над ней, но ей нравится. Личное дело каждого само собой, вслух не скажу никогда, но все таки! У вас есть какое нибудь такое вот неприятие? Тема болтательная ))))
256
Гербера ждет летаПоезд в Анапу. Еду с детьми, помогите выбрать.
Девочки, вопрос для "поболтать" и ваше мнение послушать, сама в сомнениях.

Едем в Анапу на поезде в плацкарте (да-да, меня жаба давит переплачивать за купе, т.к. я эти деньги смогу на отдыхе потратить на что-нибудь более интересное). Ехать чуть больше суток. Дочка едет в лагерь (я ей оплатила проезд до лагеря и обратно вместе со всем лагерем), а мы с сыном в пляжный комплекс.

Я, изначально, купила билеты на тот же поезд, которым едет дочка (это мы уже узнали позже, что совпало), но места боковые верх/низ в серединке вагона. Вчера зашла на сайт РЖД, а там появился еще один поезд, уходит на 20 минут позже, чем тот, которым едет лагерь и в нем полно нормальных мест (не боковых). Я вчера купила и на этот поезд билеты, две нижние полочки во втором отсеке. И вот теперь сижу и думаю, на каком лучше ехать.

Из плюсов первого поезда - купила горячие обеды, это регулярный поезд, не плохие отзывы о нем; минус - боковые полки, а еще при покупке на весь поезд в первый день продаж дали всего с десяток боковых мест (остальное все занято), а это значит, что в моем вагоне будет лагерь. Из плюсов второго - полки не боковые, обе нижние; минусы - нельзя купить горячие обеды, нет отзывов на этот поезд, поезд сезонный. В обоих случаях, кондей, биотуалет, отсутствие животных в вагоне. Вот сижу и думаю, какой выбрать?


P.S. Извините за много букв!)
214
KMDГородские цветы, городские цветы...
В час, когда фонари в фиолетовой мгле
Цедят свет над ночной мостовой...(с)
    (Вот в этот час меня никто не отвлечет, и можно подгрузить вам  цветочного настроения с городских улиц. А кто готов добавить-отлично, добавляйте фото)
168
Алёна ВоскресенскаяДети- аутисты. Как пережить? Прошу совета.
Уважаемый форум, прошу совета (реального желательно) от тех родителей, кто как и я столкнулся с диагнозом Аутизм у ребёнка. Моей дочке 2,9, сейчас начали проходить врачей для установления точного диагноза, но психиатр сказала, что это РАС, или аутизм, что по сути одно и тоже.

Почва ушла из под ног, не знаю, как и где взять в себе силы, чтобы ПРИНЯТЬ это, и начать БОРЬБУ за нормальную жизнь своего ребёнка.

Всем заранее спасибо за ответы. Отвечать буду по мере возможности.
156
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru