Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кружки и секции: как это было в СССР

Выжженный паяльником портрет Есенина, вышитый крестиком профиль Пушкина, модели самолетов, машин и паровозов; вязаные носки и шарфики; макет шалаша Ленина в Разливе – все это, и многое другое было сделано руками детей родом из СССР.


Во время загрузки произошла ошибка.

Первые шаги к тому, чтобы построить достойную систему внешкольной работы с детьми и молодежью, были предприняты в нашей стране еще до Октябрьского переворота 1917 года и начали реализовываться в конце XIX-начале XX века. Именно тогда создаются первые детские клубы (например, клуб «Сетлемент», 1906 год), детские общества («Детский труд и отдых», 1909 год) и колонии («Бодрая жизнь», 1911 год).

В 1907 были созданы сразу две крупные организации, направленные на решение этих задач: «Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования» – в Петербурге и «Общество содействия внешкольному образованию» – в Москве.

Просветительскую работу начали вести и во многих губерниях Российской империи, на это из бюджета выделялись весьма немалые средства. Например, в 1909 было принято решение об отпуске 50 тысяч рублей из государственной казны на нужды внешкольного образования. Однако все эти начинания практически перечеркнула Первая мировая война – средств на просветительскую деятельность хватать перестало…

«Стране социализма барчат не надо»

Пришедшие к власти большевики понимали, как важно занять внешкольной работой подрастающее поколение. Еще в голодном 1919 году на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию приоритетным было признано именно это направление. Работу предлагалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий.

Надежда Константиновна Крупская, стоявшая у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола и пионерской организации, предлагала положить в основу детских  клубов и других сообществ принцип коллективной игры. Она же призывала, воспитывая советского гражданина, никогда не забывать, что «мы живем в республике труда, и не можем выпускать в жизнь из школ белоручек». «Стране социализма, – считала  она, – барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе». Эту линию поддерживал и Анатолий Васильевич Луначарский – первый нарком просвещения РСФСР. 

Благодаря усилиям этих двух людей довольно скоро в СССР выстроилась уникальная система внешкольной работы, равной которой не было нигде в мире.   

Кружок «Умелые руки»

Помимо обязательных в каждой школе уроков труда, дети и подростки страны Советов имели возможность посещать кружок, учащий различным полезным жизненным навыкам. Например, там учили пришивать пуговицы, штопать носки, ставить заплатки на одежду. Кроме этого, в кружке «Умелые руки» мастерили поделки (от мягких игрушек до гирлянд на новогоднюю елку), делали макеты самолетов, спутников,  гидроэлектростанций и т.д., наглядные пособия по школьным предметам (например, картонные фигуры для уроков геометрии), и даже спортивный инвентарь.

Особое место занимала «наглядная агитация» – флажки, транспаранты, искусственные цветы и т.п. для массовых советских праздников.

Удачная поделка была особым поводом для гордости – ее выставляли на стенде кружка на всеобщее обозрение. А комиссии из вышестоящих организаций начинали проверку учебного заведения именно со стенда «Умелые руки».

Юные техники

В 1923 г. при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. Уже в следующем, 1924 г., в Москве впервые прошли соревнования авиамоделистов-школьников, а в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического детского творчества.

В 1926 году в Москве была открыта  первая детская техническая станция — ДТС.  В 30-х годах XX века советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме, их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время загрузки произошла ошибка.

В годы Великой Отечественной войны умения юных техников послужили делу Победы: они ремонтировали сельхозмашины и оборудование, радиофицировали госпитали, даже участвовали в выполнении военных заказов. 50-е и 60-е годы прошлого века ознаменовались  работой по созданию новых приборов и моделей, а 70-ые – рационализаторскими изобретениями. Школы детского технического творчества послужили отличной стартовой площадкой для многих знаменитых изобретателей, новаторов, конструкторов – таких, например, как академик Б. Е. Патон, авиаконструкторов С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева и О. К. Антонова, летчиков-космонавтов Г. С. Титова, А. В. Филипченко и других.

Юные спортсмены

Аббревиатура ДЮСШ расшифровывалась как «Детско-юношеская спортивная школа». Во времена СССР это были внешкольные специальные спортивные учреждения, где детей массово приобщали к физической культуре, а самых одаренных готовили ко взрослой спортивной карьере. ДЮСШ были комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта).

Спортивные школы входили и в систему Министерств Просвещения, и в систему Министерства путей сообщения, и в систему добровольных спортивных обществ. Они были районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Попасть в ДЮСШ мог любой ребенок, без всякого блата – были бы физические данные и мотивация на успех.

По обычным школам во времена СССР ходили тренеры из ДЮСШ, отбирая наиболее перспективных ребят. Вспомним фильм «Гостья из будущего», где за Алисой Селезневой гоняется именно такой тренер… Эта система приносила свои плоды – советский спорт, без преувеличения, был впереди планеты всей.

Дворцы и дома пионеров и школьников

Первые из них были открыты в 1923-1924 годах в Москве, а затем стали повсеместным явлением – от Ленинграда до Киева, от Свердловска до Тбилиси. Чего там только не было: кружки, секции, клубы, творческие коллективы на любую возрастную группу и интересы! Работа строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублировала школьную программу.

Каждый ребенок здесь мог найти занятие по душе: попеть в хоре, поиграть в театре, научиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме – перечислять все направления можно до бесконечности. Также там проводились пионерские праздники, слеты, конференции, смотры, конкурсы, выставки творчества, олимпиады по школьной программе, военно-спортивные игры и многое-многое другое, ставшее незабываемым впечатлением для детей, родившихся в СССР.

Помимо вышеперечисленного, в Советском Союзе активно функционировали и Дома детского творчества, где школьникам прививали основы художественного воспитания,  и более 40 тысяч  пионерских лагерей, в каждом из которых было множество своих кружков и секций, и Станции юных туристов, и многое-многое другое. Система всестороннего развития детей простым обучением в школе не ограничивалась.

«Научился сам — научи товарища»

К 1971 году в СССР работали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, огромное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах и т.д. Все они являлись госсобственностью. Использование помещения, инвентаря, транспорта не по назначению каралось законом.

Благодаря дотациям посещение кружков и секций в стране было бесплатным или почти бесплатным: так, в семидесятые годы плата за музыкальную школу составляла 17 руб. в месяц, а это было самым затратным для родителей сегментом.

Во время загрузки произошла ошибка.

Но самым важным, наверное, было даже не это, а то, что детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду и демонстрировали на практике пример дружбы и товарищества, а не рыночной конкуренции. Не зря же главным принципом внешкольной работы еще с 20-х годов прошлого века стала фраза  «Научился сам — научи товарища». И это представляется нам самым главным.

В комментариях напишите, какие кружки и секции вы посещали в своем детстве? А также читайте о том, с чем ходили в школу дети в СССР.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
333
Петр Муравьев
Если бы можно было вернуть СССР однозначно выбрал бы СССР.Империалисты не смогли развалить(именно развал СССР а не распад)в Великую Отечественную то с помощью одного предателя развалили!Что бывшие республики процветают?Из них бегут кто куда когда появляется возможность потому что простому народу везде тяжело только кучка народа на верху жирует везде.Посмотрите в ютубе видео про островок социализма среди кошмара и паразитизма.Это совхоз Грудинина который пытаются уничтожить как когдата великую страну.А нынешнее поколение не знает сколько прекрасного там было.Потому что кругом лож и пропаганда с телеканалов и сплошной цинизм чтоб урвать побольше денег любой ценой!
СсылкаПожаловаться
jassy411
Я ездила в лагеря, санатории, юг. Сколько было кружков. Есть чего вспомнить. Конный спорт, макраме, вязание крючком, лингвистика, выжигание по дереву, оригамми, создание искусственных цветов, мягкая игрушка. Хорошее детство было.
СсылкаПожаловаться
Rada Light
Мне нравилось жить в СССР. До сих пор с теплотой вспоминаю детский сад, школу и пионерские лагеря. Я почерпнула многое из своего детства...Сейчас пользуюсь с успехом навыками, приобретенными тогда...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
СинтияМуж отказался от наследства в пользу многодетной сестры
Моя дальняя родственница находится сейчас в большой обиде на мужа , было несколько скандалов и сейчас уже дошло до развода . Они хорошая дружная семья 37 лет и 43 года. Есть 2 -е детей , младшему 2,8 . Живут в нормальной 2-комн квартире , которая принадлежала жене до брака . Муж работает руководителем отдела логистики в крупной коммерческой организации , нормальный адекватный мужик . Был . Дело вот в чем . Мужу и его родной сестре досталась в наследство квартира , рыночная стоимость которой 7 ,5 млн рублей . И вот он отказывается документально от своей доли в пользу сестры . У сестры 3-е детей и нет мужа .
Многие родственники поддержали жену и называют мужа олухом , недальновидным тупицей и т д. и поддерживают жену в ее гневе . А некоторые наоборот считают, что муж молодец и это его наследство и его личное дело как им распоряжаться , а жена здесь вообще не должна вмешиваться . Как бы вы поступили , поддержали бы мужа в этом решении или наоборот были против как моя родственница ?
666
Коза Агатагород форума
помните тему про город форумских детей?
я вот подумала, давайте представим что есть город, который наш форум населяет. вы бы какую роль себе хотели? кем там быть? главным правителем? врачом? учителем? домохозяйкой? бандитом, шерифом? совпадает с вашей ролью в жизни (хихи особенно шериф) или может это нереализованные возможности, мечты? или просто фантазии?
тема просто (просто!) ни о чем, развлекательно-болтательная
304
Ваше Величество"Короче" - 2019
Всем привет! С 16 по 18 августа в Калининграде в седьмой раз прошел фестиваль короткометражного кино "Короче".
293
АняГигиена ребенка
Как часто вы моете своих детей которые уже не носят памперс?
Вопрос возник из-за моих подруг которые меня спрашивают зачем мыть ребёнка каждый день. Они моют через день-два. И мне говорят что нельзя мыть каждый день. 
139
Александр ГромовВ гостях хорошо, а дома лучше.
Месяц назад моя младшая доча вернулась из Болгарии. Жила она в небольшой однокомнатной квартирке (приобретенной в собственность) сначала с тещей, а потом с женой где-то с месяц.

Местное "бунгало" выглядело так снаружи




И так изнутри

138
викТОРИяПросто пообщаться...
Всем привет!
Вот малая заснула, а я уснуть не смогла. Вроде, и хочется, а как лягу, так мысли разные приходят в голову.

Почитала я вчера ответы на мою тему... В общем, многие правильно пишут - не умею распределять время, не могу правильно организовать домашних, домработница на шею села... Но снова эти едкие коменты из серии "как вас прижало" или "прячешь голову в песок"
Девочки! Вы и впрямь думаете, что ваше мнение единственно правильное? И правильное решение - это всениприменно то, какое выбрали бы вы?

Но я даже не об этом хотела рассказать.
Вот пишут, мол, в тайне хочу вернуться в Питер. Хм... Вот и да, и нет! В Питере мне жилось кайфово и вольготно - с мамой и замечательным отчимом под боком. Просто как у Христа за пазухой! НО! Живя с родителями, я была отчасти всё ещё ребёнком. Переехав в Сенегал, я первое время очень страдала! Меня ломало и выворачивало! Не из-за мужа или кого-то ещё, а просто так! (Поэтому и падчерицу я хорошо в этом плане понимаю). Но именно здесь я потихоньку становлюсь собой! Учусь обходится своими силами, без мамы. В Африке (не без страданий, конечно) я занялась творчеством. И пусть я не Набоков и не Бунин, но сам процесс приносит ни с чем не сравнимое удовольствие!
Скорее всего, при сытой питерской жизни я бы до этого не дошла.
Да и такая ли она "сытая"? (Надеюсь, все понимают, что я не только про еду сейчас говорю?) Среди моих знакомых мало кто живёт припеваючи. И если я "ничего слаще морковки не ела", то они и просто голодали? А сколько из моих знакомых ненавидят Питер и мечтают уехать! Ууууу! (Я не из их числа. Я нежно люблю свой город).

Я считаю, что у каждого свой путь. Я никогда не пройду путь кого-то из форумчанок, как и ни одна из вас не пройдет мой путь. Зачем пытаться самоутвердиться за мой счёт? Или же ваше "слаще морковки" на поверку не такое сладкое? ;)

Тема философская. Всё-таки общения мне не хватает. (Именно русскоязычного!) Хандра отпустила, хоть и дождик шел ночью, а желание порассуждать появилось.
124
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru