Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кружки и секции: как это было в СССР

Выжженный паяльником портрет Есенина, вышитый крестиком профиль Пушкина, модели самолетов, машин и паровозов; вязаные носки и шарфики; макет шалаша Ленина в Разливе – все это, и многое другое было сделано руками детей родом из СССР.


Во время загрузки произошла ошибка.

Первые шаги к тому, чтобы построить достойную систему внешкольной работы с детьми и молодежью, были предприняты в нашей стране еще до Октябрьского переворота 1917 года и начали реализовываться в конце XIX-начале XX века. Именно тогда создаются первые детские клубы (например, клуб «Сетлемент», 1906 год), детские общества («Детский труд и отдых», 1909 год) и колонии («Бодрая жизнь», 1911 год).

В 1907 были созданы сразу две крупные организации, направленные на решение этих задач: «Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования» – в Петербурге и «Общество содействия внешкольному образованию» – в Москве.

Просветительскую работу начали вести и во многих губерниях Российской империи, на это из бюджета выделялись весьма немалые средства. Например, в 1909 было принято решение об отпуске 50 тысяч рублей из государственной казны на нужды внешкольного образования. Однако все эти начинания практически перечеркнула Первая мировая война – средств на просветительскую деятельность хватать перестало…

«Стране социализма барчат не надо»

Пришедшие к власти большевики понимали, как важно занять внешкольной работой подрастающее поколение. Еще в голодном 1919 году на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию приоритетным было признано именно это направление. Работу предлагалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий.

Надежда Константиновна Крупская, стоявшая у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола и пионерской организации, предлагала положить в основу детских  клубов и других сообществ принцип коллективной игры. Она же призывала, воспитывая советского гражданина, никогда не забывать, что «мы живем в республике труда, и не можем выпускать в жизнь из школ белоручек». «Стране социализма, – считала  она, – барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе». Эту линию поддерживал и Анатолий Васильевич Луначарский – первый нарком просвещения РСФСР. 

Благодаря усилиям этих двух людей довольно скоро в СССР выстроилась уникальная система внешкольной работы, равной которой не было нигде в мире.   

Кружок «Умелые руки»

Помимо обязательных в каждой школе уроков труда, дети и подростки страны Советов имели возможность посещать кружок, учащий различным полезным жизненным навыкам. Например, там учили пришивать пуговицы, штопать носки, ставить заплатки на одежду. Кроме этого, в кружке «Умелые руки» мастерили поделки (от мягких игрушек до гирлянд на новогоднюю елку), делали макеты самолетов, спутников,  гидроэлектростанций и т.д., наглядные пособия по школьным предметам (например, картонные фигуры для уроков геометрии), и даже спортивный инвентарь.

Особое место занимала «наглядная агитация» – флажки, транспаранты, искусственные цветы и т.п. для массовых советских праздников.

Удачная поделка была особым поводом для гордости – ее выставляли на стенде кружка на всеобщее обозрение. А комиссии из вышестоящих организаций начинали проверку учебного заведения именно со стенда «Умелые руки».

Юные техники

В 1923 г. при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. Уже в следующем, 1924 г., в Москве впервые прошли соревнования авиамоделистов-школьников, а в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического детского творчества.

В 1926 году в Москве была открыта  первая детская техническая станция — ДТС.  В 30-х годах XX века советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме, их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время загрузки произошла ошибка.

В годы Великой Отечественной войны умения юных техников послужили делу Победы: они ремонтировали сельхозмашины и оборудование, радиофицировали госпитали, даже участвовали в выполнении военных заказов. 50-е и 60-е годы прошлого века ознаменовались  работой по созданию новых приборов и моделей, а 70-ые – рационализаторскими изобретениями. Школы детского технического творчества послужили отличной стартовой площадкой для многих знаменитых изобретателей, новаторов, конструкторов – таких, например, как академик Б. Е. Патон, авиаконструкторов С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева и О. К. Антонова, летчиков-космонавтов Г. С. Титова, А. В. Филипченко и других.

Юные спортсмены

Аббревиатура ДЮСШ расшифровывалась как «Детско-юношеская спортивная школа». Во времена СССР это были внешкольные специальные спортивные учреждения, где детей массово приобщали к физической культуре, а самых одаренных готовили ко взрослой спортивной карьере. ДЮСШ были комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта).

Спортивные школы входили и в систему Министерств Просвещения, и в систему Министерства путей сообщения, и в систему добровольных спортивных обществ. Они были районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Попасть в ДЮСШ мог любой ребенок, без всякого блата – были бы физические данные и мотивация на успех.

По обычным школам во времена СССР ходили тренеры из ДЮСШ, отбирая наиболее перспективных ребят. Вспомним фильм «Гостья из будущего», где за Алисой Селезневой гоняется именно такой тренер… Эта система приносила свои плоды – советский спорт, без преувеличения, был впереди планеты всей.

Дворцы и дома пионеров и школьников

Первые из них были открыты в 1923-1924 годах в Москве, а затем стали повсеместным явлением – от Ленинграда до Киева, от Свердловска до Тбилиси. Чего там только не было: кружки, секции, клубы, творческие коллективы на любую возрастную группу и интересы! Работа строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублировала школьную программу.

Каждый ребенок здесь мог найти занятие по душе: попеть в хоре, поиграть в театре, научиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме – перечислять все направления можно до бесконечности. Также там проводились пионерские праздники, слеты, конференции, смотры, конкурсы, выставки творчества, олимпиады по школьной программе, военно-спортивные игры и многое-многое другое, ставшее незабываемым впечатлением для детей, родившихся в СССР.

Помимо вышеперечисленного, в Советском Союзе активно функционировали и Дома детского творчества, где школьникам прививали основы художественного воспитания,  и более 40 тысяч  пионерских лагерей, в каждом из которых было множество своих кружков и секций, и Станции юных туристов, и многое-многое другое. Система всестороннего развития детей простым обучением в школе не ограничивалась.

«Научился сам — научи товарища»

К 1971 году в СССР работали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, огромное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах и т.д. Все они являлись госсобственностью. Использование помещения, инвентаря, транспорта не по назначению каралось законом.

Благодаря дотациям посещение кружков и секций в стране было бесплатным или почти бесплатным: так, в семидесятые годы плата за музыкальную школу составляла 17 руб. в месяц, а это было самым затратным для родителей сегментом.

Во время загрузки произошла ошибка.

Но самым важным, наверное, было даже не это, а то, что детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду и демонстрировали на практике пример дружбы и товарищества, а не рыночной конкуренции. Не зря же главным принципом внешкольной работы еще с 20-х годов прошлого века стала фраза  «Научился сам — научи товарища». И это представляется нам самым главным.

В комментариях напишите, какие кружки и секции вы посещали в своем детстве? А также читайте о том, с чем ходили в школу дети в СССР.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
333
Натали
И практически все секции были бесплатными!
СсылкаПожаловаться
Екатерина
Я посещала много кружков. У нас в доме был детский клуб "Каравелла" там я занималась в судомодельном, радиокружке, народными танцами и закончила курс музыкальной школы по классу фортепиано, а еще пела в хоре и читала стихи практически на всех мероприятиях. Вообще много пользы принес нам этот клуб ичему только мы там не научились, не только в кружках, но во время подготовок к праздникам и мероприятиям. До сих пор общаюсь с руководительницей клуба и судомодельного кружка. Спасибо, Аграфена Константиновна, спасибо Александр Кириллович!
СсылкаПожаловаться
Ксения
Дети были заняты делом. Кружки и секции дисциплинировали, развивали.Каждая семья могла позволить себе отдать ребёнка в тот или иной кружок. А сейчас? Подростки 14-15-ти лет открыто грабят на улицах, отбирают телефоны, избивают. Вот она, наша действительность и забота властей о подрастающем поколении.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Kuznetsova MariaЛето это маленькая жизнь. Конкурс рассказов
Приветствую всех посетителей конкурсной странички. Начинаем новый сезон нашего литературного конкурса. Насколько длинным он будет зависит только от вас. Пока же гнусным шантажом
 и угрозами я таки выбила из авторов целых 17 конкурсных и 2 внеконкурсных рассказа. Ура. Так что у нас полноценный конкурс.
Спешите читать и голосовать. Авторы ждут ваших оценок и комментариев.

Тема конкурса: Как я провел лето.
Усложняющий элемент 1: Голос в голове, невидимый спутник героя
Усложняющий элемент 2: фраза  "Июньские зори, июльские полдни, августовские вечера — все прошло, кончилось, ушло навсегда и осталось только в памяти"
Прочтите все рассказы и решите, кто же сегодня лучше всех отразил тему и использовал усложнения.
Правила голосования остаются те же:
1. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования 
2. Голосовать могут все  пользователи со страницей на форуме;
3. Голосом за произведение считается только комментарий в виде   +1; непосредственно под  данным рассказом. Голосование вне ветки или комментарии другого вида (+++++, плюс мильён, 1111111) учитываться не будут.  Если у вас нет на клавиатуре  плюса, то ставьте *1, но маякните об этом мне.
4. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать свое мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
5. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз
6. Голоса пользователей,  замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут, а такие комментаторы получат порицание и минус к карме
7  Голосование  продлится до вечера субботы  (позднего) 19 октября. После этого тема закрывается и опоздавшие голоса не засчитываются
8. Победит рассказ, набравший больше всех +1 , о чем будет сообщено в поздравительной теме, скорее всего в  понедельник 21 октября.
    Также огромная просьба НЕ ФЛУДИТЬ, пока я не выложу все произведения  на суд критиков. А потом флудите сколько хотите))
     
П. С. Если у вас случилось озарение и вы вспомнили что конкурс сегодня, рассказ напечатан но не отправлен, то напишите мне, я оставлю место для забывашек
 П.П.С. Если обнаружите, что нет вашего рассказа,  срочно пишите мне на почту (не в теме), я добавлю
617
АннушкаНе знаю как дальше общаться...
Возможно будет сумбурно и длинно... но по другому вряд-ли получится...
У родителей нас 3 детей (старшая сестра Н. 35 лет, средний брат М. 31 год, младшая я 30 лет).
Всю жизнь мы жили в обычной 2х комнатной квартире. Папе в наследство досталась однушка, мы ее сдавали. 10 лет назад маме в наследство досталась 1/2 однушки.
Сестра Н. родила в 22 года ребенка, сожитель ее то сливался, то приходил жить в квартиру где все мы жили. Вскоре они расстались окончательно, и она загуляла (что скрывать, она всегда гуляла, даже беременная пила пиво и курила). Ребенка содержали наши родители, я сидела после учебы с племянником, а брат ушел в армию на 2 года, т.к. места катастрофически не хватало. В это время сестре предложили переехать в папину однушку, она отказалась, т.к. у нее в том районе нет подружек...
В 20 лет я познакомилась со своим мужем. Мы толком то и не жили у родителей, ночевать иногда приходили. В итоге спустя месяц после нашего с ним знакомства сестра меня выгнала из квартиры с вещами. Папа предложил свою квартиру, она как раз пустовала. Но с условием, что мы делаем сами там ремонт + отрабатываем ее (т.е. помогаем им материально, тогда квартиру он подарит мне). Мы согласились и переехали туда. Начали потихоньку обустраиваться (чтобы было понятно, квартира в убитом состоянии, без обоев, пола, и практически без окон).
Через месяц умирает бабушка, мамина мама, и наша мама получает 1/2 однушки. Через год мама и тетя продают квартиру и делят деньги.
Мама решила купить брату квартиру. Денег не хватало (было 700 тысяч).
Мы добавили 130 тысяч, купили студию на стадии котлован, через год она построилась. Студии оказалось мало, решили ее продать и купить однушку полноценную, поближе к родителям. Продали студию за 1200, купили однушку на стадии опять же котлована за 1150. Разницу забрали родители. Построилась квартира,опять не устроило. Родителям приспичило купить машину. Ок, продали за 1750, купили еще большей площадью однушку за 1400 на стадии котлован, разницу отдали родителям на машину. Квартира построилась, но брат отказался переезжать (далеко было ездить до работы). Все сделки проводил мой муж, он так же и искал и покупателей и продавцов, искал где дешевле купить, чтобы стройки не заморозились, и дороже продать.
В итоге брат жил у родителей, сестра с племянником и ее сожителями тоже.
Снова предложили сестре жилье, мы все решили скинуться и купить ей комнату в коммуналке, отказалась, она хочет владеть двушкой родительской, на меньшее не согласна.
Родители начали строить с нашей помощью дом в деревне, чтобы на пенсии жить на природе.
Тут она познакомилась с уголовником сидящим в тюрьме. Любовь-морковь, свидание-передачки... И она решила его выкупить. Кинула брата на кредит, заплатила кому-то, вышел уголовник. Стали они жить по съемным квартирам. Так и жили 2,5 года.
Брат пока остался у родителей, сестру с племянником вычеркнул из своей жизни.
В прошлом году она решила уйти от уголовника, нашла себе молодого. Опять любовь-морковь. В один прекрасный момент, когда соседи уже не выдержали постоянного их веселья с громкой музыкой и оргиями, они его побили и сломали челюсть.
Ну а что старшая сестра сделала? Она решила вставить ему челюсть, кинув на деньги меня... Так и не стало у меня сестры, с племянником я продолжала общаться. 
Съехав со съемной квартиры к родителям сожителя, она отдала на содержание и воспитание своего ребенка нашим родителям. И конечно же, я как мать Тереза решила им помогать, то вещи купить, то в школу сходить, то за дополнительные занятия английским заплатить. Ребенок же, хоть и 12 лет...
Родители отремонтировали квартиру от и до, покупали все самое лучшее.
В январе мы узнаем что старшая сестра беременна, а квартиру, в которой они живут с его родителями, банк судиться с ними чтобы забрать квартиру, т.к. за ипотеку они не платят.
Родители тем временем решили снова поменять машину, но купить более дорогую. Решили опять продать квартиру, которая стояла пустая. Мы ее продали за 1400 (цены упали). Родители предложили моему мужу на эти деньги зарабатывать год, чтобы хватило на все (брату квартиру за 1200, машину родителям за 1000, что останется - то нам). Согласились... но с условием что все, в последний раз мы зарабатываем деньги им деньги, и папа все-таки подарит мне квартиру свою, в которой мы уже 10 лет живем.
В начале августа она рожает, забирает старшего сына, чтобы он нянчился с младенцем.
В конце августа я последний раз видела племянника своего, который сказал что я лох, и что правильно что мама меня кинула на деньги, жаль что мало. С тех пор связь с ним я не поддерживаю.
3 недели назад звонил папа, попросил помочь сестре, разрешить жить в квартире родителей (родители ушли на пенсию, переехали в деревню, брат живет в их квартире). Я отказала, предложила за свой счет снять комнату и перевезти ее туда, она отказалась.
В начале недели родители приехали в город (приезжают раз в неделю), в квартире бардак, сестра врезала замок в их комнате в дубовую дверь (т.е. испортила), она лежит на светлом велюровом диване со старшим сыном в уличной одежде и обуви, рядом на пеленке без памперса младенец. На полу разбросаны использованные памперсы, бутылки пустые из под пива, пепельница полная бычков. Встретили их словами "Какого ... приперлись?".
Родители в шоке даже не могли ничего сказать. Уехали обратно в деревню. На следующий день приехали, собрали вещи-ценности, заехали ко мне на работу за деньгами, мама зареваная, на папе лица нет...
К чему я все это веду? К тому, что папа решил что сестре негде жить, материнского капитала хватит ей только на комнату в коммуналке, а это не вариант с 2-мя то детьми, а значит что пора бы мне с мужем освободить квартиру (она его, он ее мне еще не подарил, т.к. не купили еще квартиру брату и им машину - год же еще не прошел).
Вечерами сижу вроде как у себя дома, и думаю, вроде по совести живу, помогаю всей семье, а в конечном счете я и оказалась лохом...
Брату к декабрю квартиру покупаю, родителям машину, остается порядка 300 тысяч... и что... не хватит даже на комнату банальную... и придется мне идти на съемную квартиру и начинать жить опять с 0. Разница лишь в том, что в 20 лет жить с 0 начинать легче, чем сейчас...
Отступлюсь: мы с мужем хотели продать в следующем году однушку, добавить 300 тысяч заработанные и купить двушку. Все это делалось лишь для того, чтобы усыновить ребенка (да, у меня тараканы, я хотела чтобы у ребенка была своя комната). И тут облом...
Я конечно и папу понимаю, она его дочь тоже... Но как можно одну дочь выпнуть на улицу, чтобы другой дочери было хорошо? Как после этого с ним общаться? Как вообще жить то дальше с таким вот грузом?
Анонимно создавать тему не хочу, я не троль... я обычный человек
345
АнонимКто виноват
Представьте ситуацию։ муж и жена поругались, на бытовой плоскости, долго напряженные отношения, в иноге нету секса месяц, жена против, муж убеждает жену, в итоге после отказов идет на лево. Кто виноват, если в ссоре виноват был муж? 
252
Анна ИвановаЮжная Корея.
Всем хорошего настроения! 
197
АнонимПоздно пришел домой
Сразу скажу- я никому до костей не доверяю, даже себе. Но дело в другом. Вчера муж ушел гулять с друзьями, я знала с кем он и где (опять таки, теоритически знала). Ушел в 22:30. пришел после часу ночи. Вроде не долго. Но! Я почему-то обижена. У него много хороших друзей, но так чтоб на каждый день, он общается с мужиками, которых я терпеть не могу. Я ему это говорила и не раз. Я и им не доверяю, зная прекрасно их интересы. Короче, я его попросила долго не гулять, а он пришел в час. Это конечно не частое явление, но все равно, бывает уходит к друзьям, приходит поздно. Я ничего не говорю, но чтоб в это время- это первый рез. Писал где-то в 12 ночи, я сказала что ребенка кормлю. И суть темы- не знаю поймете или нет, у меня зависть, двое детей на мне, даже на маникюр иду с детьми к подруге (в итоге этот маникюр отваливается через 2 дня, так как одной рукой ребенка держу, вторую сушу под лампой), мой день- марафон, с утра отвожу в сад, потом сама на работу, после работы в сад, после сада к врачу, так как сезон орви, и бессонные ночи с грудничком и с больным ребенком, а он, видите ли, устал, хочет отдохнуть. Повторюсь- он свободный человек, ходит куда хочет, но вот со вчерашнего дня такая обида, так поздно он еще никогда не приходил от друзей, думаю можно было бы услышать просьбу, прийти пораньше. Ссор, истерик не было, не думайте. Просто жмет горло эта обида, да и вообще, обида на всю эту ситуацию. Он говорит- наши позиции разные, ты мама, обьязана, а я не обьязан сидеть с двумя, можешь старшую оставить, с младшей гулять сколько хочешь, но я на это не согласна, хочется как-то чтоб он почувствовал что я испытываю каждый день, и кому реально нужен отдых. Думаю детей оставить на него, сходить с подругой в кино, как вариант. Даже не знаю каких советов ожидаю от вас, просто хочется освободиться от этого негатива.
173
ЗОЛОТОНастроение подростка
Мамы подростков, поделитесь опытом, как помогаете детям справляться с отрицательными эмоциями. Дочка очень часто жалуется, что ее бесят некоторые одноклассники: дом.задание не делают, а каждый день у нее списывают. Спрашиваю ее:"Тебе что, жалко?". "Да,- говорит, - жалко, я трачу время, а они - нет". Каждый день кто-нибудь на перемене просит объяснить как решить задачу. Со слов дочки, она первый раз объясняет спокойно, второй раз - уже более нервно, на третий уже с психом. Спрашиваю ее: зачем объясняешь по три раза, говорит что "не до всех быстро доходит". Получается, не хочет быть плохой в их глазах, а сама злится... И я, конечно, не совсем понимаю тех, кто к ней подходит (если бы мне объясняли нервно, с психом, я бы больше не подошла к этому человеку). Не знаю, что делать. Пьет магний В6, эффекта не вижу. Вчера вечером она расплакалась, рассказывая как 2 мальчика сорвали урок алгебры (учитель неопытная, первый год как после института). Моей обидно за учителя, обидно что постепенно к этим двум 2 присоединились и другие и урок фактически был сорван. На днях жаловалась на учителя французского, что она грубо наорала на одноклассника из-за пустяка (из-за наушников, на перемене был в них)....В общем, каждый день дочка приходит со школы нервная, вся на психе... Это же не нормально! Что делать??
159
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru