Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кружки и секции: как это было в СССР

Выжженный паяльником портрет Есенина, вышитый крестиком профиль Пушкина, модели самолетов, машин и паровозов; вязаные носки и шарфики; макет шалаша Ленина в Разливе – все это, и многое другое было сделано руками детей родом из СССР.


Во время загрузки произошла ошибка.

Первые шаги к тому, чтобы построить достойную систему внешкольной работы с детьми и молодежью, были предприняты в нашей стране еще до Октябрьского переворота 1917 года и начали реализовываться в конце XIX-начале XX века. Именно тогда создаются первые детские клубы (например, клуб «Сетлемент», 1906 год), детские общества («Детский труд и отдых», 1909 год) и колонии («Бодрая жизнь», 1911 год).

В 1907 были созданы сразу две крупные организации, направленные на решение этих задач: «Общество содействия внешкольному просвещению при Лиге образования» – в Петербурге и «Общество содействия внешкольному образованию» – в Москве.

Просветительскую работу начали вести и во многих губерниях Российской империи, на это из бюджета выделялись весьма немалые средства. Например, в 1909 было принято решение об отпуске 50 тысяч рублей из государственной казны на нужды внешкольного образования. Однако все эти начинания практически перечеркнула Первая мировая война – средств на просветительскую деятельность хватать перестало…

«Стране социализма барчат не надо»

Пришедшие к власти большевики понимали, как важно занять внешкольной работой подрастающее поколение. Еще в голодном 1919 году на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию приоритетным было признано именно это направление. Работу предлагалось строить на самодеятельных трудовых началах, принципах наглядности и доступности с учетом местных условий.

Надежда Константиновна Крупская, стоявшая у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола и пионерской организации, предлагала положить в основу детских  клубов и других сообществ принцип коллективной игры. Она же призывала, воспитывая советского гражданина, никогда не забывать, что «мы живем в республике труда, и не можем выпускать в жизнь из школ белоручек». «Стране социализма, – считала  она, – барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе». Эту линию поддерживал и Анатолий Васильевич Луначарский – первый нарком просвещения РСФСР. 

Благодаря усилиям этих двух людей довольно скоро в СССР выстроилась уникальная система внешкольной работы, равной которой не было нигде в мире.   

Кружок «Умелые руки»

Помимо обязательных в каждой школе уроков труда, дети и подростки страны Советов имели возможность посещать кружок, учащий различным полезным жизненным навыкам. Например, там учили пришивать пуговицы, штопать носки, ставить заплатки на одежду. Кроме этого, в кружке «Умелые руки» мастерили поделки (от мягких игрушек до гирлянд на новогоднюю елку), делали макеты самолетов, спутников,  гидроэлектростанций и т.д., наглядные пособия по школьным предметам (например, картонные фигуры для уроков геометрии), и даже спортивный инвентарь.

Особое место занимала «наглядная агитация» – флажки, транспаранты, искусственные цветы и т.п. для массовых советских праздников.

Удачная поделка была особым поводом для гордости – ее выставляли на стенде кружка на всеобщее обозрение. А комиссии из вышестоящих организаций начинали проверку учебного заведения именно со стенда «Умелые руки».

Юные техники

В 1923 г. при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. Уже в следующем, 1924 г., в Москве впервые прошли соревнования авиамоделистов-школьников, а в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического детского творчества.

В 1926 году в Москве была открыта  первая детская техническая станция — ДТС.  В 30-х годах XX века советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме, их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время загрузки произошла ошибка.

В годы Великой Отечественной войны умения юных техников послужили делу Победы: они ремонтировали сельхозмашины и оборудование, радиофицировали госпитали, даже участвовали в выполнении военных заказов. 50-е и 60-е годы прошлого века ознаменовались  работой по созданию новых приборов и моделей, а 70-ые – рационализаторскими изобретениями. Школы детского технического творчества послужили отличной стартовой площадкой для многих знаменитых изобретателей, новаторов, конструкторов – таких, например, как академик Б. Е. Патон, авиаконструкторов С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева и О. К. Антонова, летчиков-космонавтов Г. С. Титова, А. В. Филипченко и других.

Юные спортсмены

Аббревиатура ДЮСШ расшифровывалась как «Детско-юношеская спортивная школа». Во времена СССР это были внешкольные специальные спортивные учреждения, где детей массово приобщали к физической культуре, а самых одаренных готовили ко взрослой спортивной карьере. ДЮСШ были комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта).

Спортивные школы входили и в систему Министерств Просвещения, и в систему Министерства путей сообщения, и в систему добровольных спортивных обществ. Они были районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Попасть в ДЮСШ мог любой ребенок, без всякого блата – были бы физические данные и мотивация на успех.

По обычным школам во времена СССР ходили тренеры из ДЮСШ, отбирая наиболее перспективных ребят. Вспомним фильм «Гостья из будущего», где за Алисой Селезневой гоняется именно такой тренер… Эта система приносила свои плоды – советский спорт, без преувеличения, был впереди планеты всей.

Дворцы и дома пионеров и школьников

Первые из них были открыты в 1923-1924 годах в Москве, а затем стали повсеместным явлением – от Ленинграда до Киева, от Свердловска до Тбилиси. Чего там только не было: кружки, секции, клубы, творческие коллективы на любую возрастную группу и интересы! Работа строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублировала школьную программу.

Каждый ребенок здесь мог найти занятие по душе: попеть в хоре, поиграть в театре, научиться танцевать, фотографировать, играть в шахматы, рисовать или плести макраме – перечислять все направления можно до бесконечности. Также там проводились пионерские праздники, слеты, конференции, смотры, конкурсы, выставки творчества, олимпиады по школьной программе, военно-спортивные игры и многое-многое другое, ставшее незабываемым впечатлением для детей, родившихся в СССР.

Помимо вышеперечисленного, в Советском Союзе активно функционировали и Дома детского творчества, где школьникам прививали основы художественного воспитания,  и более 40 тысяч  пионерских лагерей, в каждом из которых было множество своих кружков и секций, и Станции юных туристов, и многое-многое другое. Система всестороннего развития детей простым обучением в школе не ограничивалась.

«Научился сам — научи товарища»

К 1971 году в СССР работали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, огромное количество кружков и секций при школах, ЖЭКах и т.д. Все они являлись госсобственностью. Использование помещения, инвентаря, транспорта не по назначению каралось законом.

Благодаря дотациям посещение кружков и секций в стране было бесплатным или почти бесплатным: так, в семидесятые годы плата за музыкальную школу составляла 17 руб. в месяц, а это было самым затратным для родителей сегментом.

Во время загрузки произошла ошибка.

Но самым важным, наверное, было даже не это, а то, что детям с самого раннего возраста прививали полезные навыки, формировали у них привычку к труду и демонстрировали на практике пример дружбы и товарищества, а не рыночной конкуренции. Не зря же главным принципом внешкольной работы еще с 20-х годов прошлого века стала фраза  «Научился сам — научи товарища». И это представляется нам самым главным.

В комментариях напишите, какие кружки и секции вы посещали в своем детстве? А также читайте о том, с чем ходили в школу дети в СССР.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
332
jassy411
Я ездила в лагеря, санатории, юг. Сколько было кружков. Есть чего вспомнить. Конный спорт, макраме, вязание крючком, лингвистика, выжигание по дереву, оригамми, создание искусственных цветов, мягкая игрушка. Хорошее детство было.
СсылкаПожаловаться
Rada Light
Мне нравилось жить в СССР. До сих пор с теплотой вспоминаю детский сад, школу и пионерские лагеря. Я почерпнула многое из своего детства...Сейчас пользуюсь с успехом навыками, приобретенными тогда...
СсылкаПожаловаться
Полибий
В ответ на комментарий от Дон Кихот История переписки5
Дон Кихот
Ещё раз, уже вам персонально. Если вы учились в плохой школе (или школах) у бездарных учителей, то не стоит делать далекоидущие выводы. Вам, в отличие от меня, не повезло, причём фатально. Теперь о ваших откровениях. В школе при всём желании не могут "извратить науку", поскольку преподают там отнюдь не "науку". Школа даёт базовые знания, и только, наукой там не пахнет и не должно пахнуть :). Хотите - берите, не хотите - не надо. Так было, так есть и так будет. И в России, т в Китае, и в США. Чтобы "разобраться в программировании" английский если и нужен, то даже не на уровне Pidgin English. А чтобы "разобраться в медицине", нужна латынь, причём нужна она как русскому, так и немцу с англичанином, и никто, кажется, по этому поводу не комплексует. А кровати у нас делают как раз те, кто школьную программу не осилил. Отсюда и качество.
СсылкаПожаловаться
Я учился в такой же школе, как и Вы. Отличались школы в СССР крайне незначительно. И в основном чем-то бытовым. Да, были школы, где туалет нельзя было найти по запаху. Где-то и картошку умели доваривать. Я даже знаю школу, где паркет натирают! Но что касается работы по основному назначению - то от Калининграда до Владивостока была одна и та же серость, которую Вы тут и пропагандируете. Науки, оказывается, в школе преподавать не надо. Оказывается, "наукой там не пахнет и не должно пахнуть". ВОТ ТО-ТО И ОНО. Нне учат в школе наукам. Мы хоть в чём-то сошлись :) А отличаемся мы отношениям к "базовым знаниям", которые Вы - опять же совершенно справедливо! - противопоставляете науке. Потому что это бесполезные и мёртвые знания. Прививка от изучения науки :) Связь "базовых знаний" и жизни отсутствуют полностью. Дети уверены, что над ними издеваются. Итог - полнейшее неумение народа что-либо делать, Если б только кровати. Если б только памятники строителям, которые сносит ветром (Волгодонск, 28 марта с.г.). Но.... Мы на днях видели "эффективность" хвалёных ЗРК против древних Томагавков. А ЗРК-то делали отличники - и школы, и института. И тут надо вспомнить символичную деталь. Золото школьной медали - фальшивое. В ломбард медальку не отнесёшь. Такое и школьное образование в СССР/постСССР. Фальшивое.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Львица СтрастнаяКакое то жертвоприношение. Почему ради ребенка надо усыпить кота?!

Вот и праздники отшумели. Все поздравились, угостились. А я набралась новых впечатлений…Поделюсь, а то мозг взорвется. В первых строках прошу всех слабонервных, неверящих Фом в "меня и моих подруг" отформатироваться. Ну не портите новый год и новую историю своими всхлипами!)))) Для тех кому просто почитать и забыть- поехали!

Моя  институтская подруга Лена-типичная женщина с котом. Долго жила с мамой и кошачим британцем. В личной жизни ей не везло. Короткие романы, маме не нравились потенциальные женихи. В общем Лена вышла замуж лишь после 30, после смерти матери…

Мы в очередной раз встретились недавно, когда ее ребенку исполнилось почти полгода. В квартире было напряженно. Детская прикрыта, у двери сторожил кот. Кот и Лена всегда были одно целое. Британец украшал ее жизнь больше 10 лет.
Характер у него был классический-несговорчивый, агрессивный, признавал только любимую хозяйку. Муж и ребенок нарушили всю идиллию. Педиатр с первых дней предупредила, чтобы в детской не было никаких животных. Боялись агрессии кота и потенциальной аллергии от него. Коту это конечно сразу не понравилось. 

Оказалось, к Лене он попал, когда от этого звереныша отказались сразу две семьи. Он кусался и царапался аки тигра. Лена стойко все вытерпела-он ее и кусал и охотился из-за углов. Спустя 10 лет он поутих (и привык и возраст) позволял себя любить...только Лене. И конечно появление чужих домочадцев в квартире Лены, да еще и ограничение пространства возобновили старые привычки. Кот стал агрессивничать-орал днем и ночью, периодически покусывал хозяев. Все переживали, а как с ребенком кот будет вести?! Пока то он в закрытой комнате или под присмотром взрослых.

На семейном совете муж предлагал  временно отвезти кота родичам, пока ребенок не встанет на ножки и не научится себя защищать…Но Лена стойко протестовала-КОТ БЕЗ НЕЕ НЕ СМОЖЕТ. ОН ПРИВЫК ТОЛЬКО К НЕЙ.
И во-вторых Лена знала-Кот никого не признает. И боялась за ребенка-ночами представляла, что кот может сделать беззащитному младенцу (укусить, оцарапать, в глаз попасть). Помимо физ травм, Лена переживала, как психологически будет тяжело ребенку…

Я выслушала всю эту историю и даже не знала, что посоветовать…Но от ее отчаянного решения волосы до сих пор шевелятся: "Я его усыплю, потому  что он все равно будет страдать и погибнет". Сейчас  борюсь с желанием просто выкрасть кота...((( А у вас было подобное-что делать с дом агрессивными животными? Отдать?
Я уже боюсь за ее мужа-вдруг Лена захочет жить без него)))


551
КрутышкаПредать родных.

Давно я тут не писала ничего. Но сейчас как то поганенько на душе,хочется выговориться. Суть проблемы такая.
Как то давно муж был ИП. И пока не было кризиса,все шло отлично,но потом пришлось закрыть ИП. Муж поехал на заработки в другую страну. Так он отработал около 2-х лет и меня это стало напрягать,потому что я поняла,что отвыкаю и хочу мужа дома. Начали искать работу в нашем городе. Работы почти нет. И нам решила помочь родня. Мой дядя устроил его к себе на работу со знаниями в "ноль". Шефу за него поручился,что мой муж не подведет. Так и было. Муж научился всему быстро,стал помогать и подменять дядю.Работа слесарем на басе грузоперевозок (фуры,дальнобои). Жизнь пошла своим чередом, зарплата по нашим меркам хорошая,но есть жирный минус - шеф псих.Он постоянно орет по поводу и без и ,когда он приезжает на базу, работники стараются спрятаться под фуры, колеса (утрированно) .Плюс ненормированный рабочий день - можешь поехать чинить машину когда угодно и куда угодно,застрять на дня два-три там, выйти ночью и работать день еще потом, выходных можно сказать нет,потому что ,если ты и дома,то большая вероятность,что тебя все равно вызовут или ты будешь висеть на телефоне с водителями постоянно (описываю,что бы понятней было). Муж проработал три года. И примерно недели три назад,ему предложили другую работу в такой же фирме, но как главного механика - с кабинетом, бОльшей зарплатой, с дальнейшими перспективами . Плюс то,что машины практически обслуживаются на СТО и не нужно под ними лежать ночь и день.
Я понимаю мужа. Ему надоело постоянно шугаться приездов шефа, его требования "умри,но сделай,даже,если не знаешь,как и не делается", отсутствие нормальных выходных и отпусков, в мороз ,дождь,жару находиться сутки на улице. Но я так же понимаю,что,когда он на это подписывался -знал,что это будет. Тем более,что за него поручился мой дядя,что тот не подведет,его всему научат - будет замена и подмога ему.
И вот мой муж ,после предложения, думал все эти три недели, мы с ним разговаривали,но сделал все равно по своему - решил уходить. Хотя ему я сказала,что по сути это выглядит,как предательство с нашей стороны в сторону дяди. Но муж все равно сделал по своему. Пошел к шефу и сказал,что хочет уйти. На удивление тот не орал ,не крыл матом, а сказал доработать месяц и не уводить слесарей от него в ту фирму. Муж сиял. На что я ему сказала, едь немедленно к дяде. Он должен узнать это от тебя!!! И вообще надо было хотя бы посоветоваться и в известность его первым поставить. На что мне он ответил,что завтра (уже сегодня) с утра поговорю. Но не успел, шеф вчера сразу же позвонил дяде сам. И получилось полная пятая точка!



Теперь с нами не общается вся семья,включая и моих родителей. И понимаю я ,что сами виноваты,что так нельзя,что подвели. Но выходит,что теперь муж обязан работать там пожизненно. Попереться лучшей зарплатой и условиями труда.
И вот мы какашки и свиньи.
Так грустно,погано и противно.
Написала,что бы выговориться, может полегчает. Выходит,что я сейчас между двух огней. И мужа хочется поддержать и родных не потерять.Засада. Есть еще месяц все изменить, но осадочек уже у всех есть.Жизнь-боль!((

506
blossomПро помощь

По следам как говорится. А вот хочется спросить Вас, если Вас Мама или бабушка или другой родственник(друг) попросит приехать прополоть картофель(как пример) Вы будете полоть или мыть полы в доме, или пойдёте воды таскать? Ну или Вас попросят приехать и помочь с ремонтом машины, Вы приедете и начнёте варить суп? Я просто не могу себе представить что меня к примеру попросили об одном, а я приеду и скажу, ну вот это не буду делать, лучше помогу вот с этим и будьте довольны, а то обижусь и уеду)))) ну смешно же правда? А почему тогда относительно свекровей или мам другая позиция? Типа раз помогает, то сама решает что и как делать...

503
ЕлкаДолжна ли я платить?

переехали мы в новую квартиру, на нашем этаже стоит железная дверь, 5 квартир, вчера соседка пришла, показывает квитанцию на эту дверь, говорит что наша прежняя хозяйка отказалась скинуться, так как собиралась продавать. Она поделила сумму на 5 и попросила нам платить где-то 2700. Сумма небольшая, я ей обьяснила что нету щас денег вообще, ремонт только закончили, она ушла с просьбой отдать ей деньги когда сможем. Так вот- обязана ли я заплатить за эту дверь "свою часть" суммы, если мы переехали, а дверь уже стояла) Конечно не хочется портить из за этого отношения. Просто интересно стало.

243
Божья Коровка"Угадайка "по поэтическому конкурсу №9.

Доброго времени суток!
Стихи прочитаны, голосование идёт полным ходом. Пришла пора поиграть в Шерлоков Хомсов или в ясновидящих.
Итак, список авторов.
Аноним 1
Аноним 2
Арсалана
Квокка Улыбакка
Клёпа
Крысатуля
Лена Токарева
МУ-МУ
Самая умная
Sofiko
Юка
Ящер

П.С. Из-за моей оплошности у нас появился опоздашка. Огромная просьба прочитать и проголосовать.

226
Маруся ТакаяМожете ли вы представить ситуацию, в которой ударите чужого ребенка?

Суть собственно проблемы в следующем. Дочь вернулась с прогулки, долго рассказывала о своих там приключениях, а потом сказала, мимоходом, что одна местная дама ударила ее палкой для скандинавской ходьбы, за то что та хулиганила.
Зима, дочь была одета тепло, так что вреда удар не нанес, шокирована она этим тоже не была, так что на время об этом забыли.
Вчера встретила эту соседку и спросила в чем собственно было дело. Объяснение вышло долгим и путаным, но сводилось к тому, что дочь (11 лет) увела другого мальчишку (10 лет, тетке не родственник и даже толком не знакомый) лазить по ледовой горе. Он оттуда упал. Собственно соседка озаботилась безопасностью детей и решила мою "воспитать".
Данная ситуация конечно яйца выеденного не стоит, просто стало интересно, для вас возможна ситуация физического наказания чужого ребенка? Я для себя решила, что только при серьезной физической опасности для других людей или животных (камнями в поезд, щеночка в реку и все такое)

171
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети