Если бы я родилась лет на двадцать-тридцать раньше, то не задавалась бы вопросом, какими словами мне успокоить плачущего сына. На фразе «мальчики не плачут» выросло не одно поколение мужчин, и сомнений в правильности этого суждения почти ни у кого не возникало. Безусловно, советская система воспитания «грешила» желанием постричь всех под одну гребенку, было в ней и много других крупных недостатков. Но – если отбросить в сторону идеологию – благодаря наличию четких ценностных ориентиров, мальчиков было воспитывать намного легче. В почете были патриотизм и отвага, не забыты герои Великой Отечественной войны. То, что мальчикам плакать было негоже, воспринималось абсолютно логично.
Сегодня идеалы мужественности размыты, современные герои стали совсем другие, а изобилие советов по воспитанию поражает многообразием. В частности, очень популярно мнение психологов, что ребенок должен иметь возможность выражать свои эмоции, в том числе плачем, и, препятствуя этому, взрослые вносят вклад в развитие у него неврозов и психосоматических заболеваний. Что же, с этим трудно не согласиться, если речь идет о ребенке трех, четырех или даже пяти лет. Но далеко не всегда подобные рекомендации имеют возрастные ограничения: мол, по мере взросления каждый мальчик осознает нормы поведения, принятые в обществе, и начинает контролировать свои эмоции. В теории все это выглядит довольно гладко, но на практике не всегда происходит так. Вот, например, учителя средней школы уже перестали удивляться рыдающим над плохими оценками парням, которым одноклассницы в буквальном смысле утирают слезы специально припасенными для этой цели носовыми платками.
Двоечники к жизни больше приспособлены, чем отличники. Недаром шутка есть - «отличники, давайте списывать троечникам, вам к ним на работу устраиваться». А в каждой шутке, как известно, есть только доля шутки.
Безусловно, вопрос этот сложный и многогранный. Как известно, сегодня не так много детей могут похвастаться идеальным здоровьем, а перегруженность учебными занятиями – совершенно обычное дело.
Конечно, школьники могут испытывать эмоциональное перенапряжение, особенно в гонке за пятерками, особенно при наличии внутричерепной гипертензии или других неврологических проблем. Как правило, мамы интуитивно чувствуют, или даже точно знают, что является истинными причинами плаксивости их сыновей, и прекрасно видят разницу между слезами от боли, бессилия или сострадания, и слезами жалости к себе любимому. И, к сожалению, ситуация, когда мальчик просто привык решать проблемы с помощью плача, не является исключительной.
Понятно, что от любой привычки нелегко избавиться, и гораздо лучше не допустить ее развития. Так может быть, все же, стоит с детства внушать сыновьям, что плакать нехорошо?
Во-первых, всегда найдутся те, кто попытаются это сделать. Кстати, нередко подобными внушениями занимаются отцы мальчиков. В таких случаях мамам лучше не вмешиваться в воспитательный процесс, ведь ребенку все равно придется вращаться в мужской среде, в которой слезы не поощряются. Менее желательно, если запрет на проявление чувств исходит от матери. И не только потому, что, скорее всего, ей самой придется плакать от черствости взрослеющего сына, пожиная плоды своего воспитания. Дело в том, что когда мать действует жестко, стремится подавить в сыне какие-либо проявления характера, пусть и нежелательные, в сознании ребенка формируется искаженный образ женщины, который он, возможно, пронесет через всю жизнь. Все-таки, мама должна быть другом, понимающим, утешающим и не слишком сильным, чтобы о ней самой хотелось бы проявлять заботу.
Сейчас многие дети просто с ума сходят: с пеленок - в «развивалку», потом на подготовительные к школе, потом надо хорошо учиться... давление, давление - вот они и не выдерживают.
Во-вторых, конечно, мальчики плачут, причем как маленькие, так и большие, но уж точно не из-за пустяков. Контролировать свои эмоции будущие мужчины, все-таки, должны учиться. И если наша цель – воспитать по-настоящему мужественных парней, то имеет смысл внушать им с малолетства, что мужчины не ноют и не впадают в истерику. Понятно, что прочувствовать грань между нытьем и плачем от обиды, одновременно осознавая себя будущим мужчиной, мальчик может не раньше, чем в четыре года. Однако важно не упустить то время, когда у ребенка происходит формирование половой идентификации, и образы мужского и женского поведения он впитывает, как губка. По данным специалистов, этот период приходится на возраст от пяти до семи лет, и как раз на данном этапе нужно уделить особое внимание воспитанию в мальчике эмоциональной устойчивости, смелости и других мужских качеств.
Вне сомнения, если повторять фразу «мальчики не плачут», как заклинание, не вникая в мотивы плача ребенка, такая воспитательная тактика может обернуться поистине плачевными результатами. Есть ситуации, когда мужские слезы - это не стыдно, и дошкольнику вполне можно это объяснить. А вот если мальчик плачет, когда ему не купили очередную машинку, – это уже, в большинстве случаев, неумение контролировать свое поведение.
Не будем забывать, что растущие в наших семьях мальчишки – будущие мужья и отцы, потенциальные защитники отечества. То, какими они вырастут мужчинами, напрямую зависит от нас, родителей. Если мы не научим сыновей разбираться в своих чувствах, управлять своими эмоциями, тогда эмоции будут управлять ими. Если мы избалуем и изнежим наших мальчиков, их непременно будут ждать разочарования и суровые уроки жизни. Вряд ли мы желаем этого своим детям, мы ведь хотим, чтобы у них было счастливое будущее. А если так - значит, с детства будем готовить их к преодолению трудностей.
Читайте также: Как вырастить настоящего мужчину: опыт отца троих сыновей