Как вырастить настоящего мужчину: опыт отца троих сыновей

Как помочь мальчику вырасти в сильного и доброго мужчину? Какие ошибки совершают родители? Нужно ли детей учить драться?

Макс Дедик с сыном
Макс Дедик с сыномИсточник: Фото из личного архива Макса Дедика

Отец троих сыновей, чемпион мира по карате киокушинкай, а также основатель клуба и детской школы единоборств Mad Max Dojo Макс Дедик рассказал проекту «Дети Mail.Ru» об особенностях воспитания мальчиков.

1. Не пытайтесь победить своего ребенка

Мужское воспитание начинается с детской площадки. К сожалению, многие родители «тормозят» детей при любом намеке на конфликт между ними: больше думают о том, что о них скажут, чем о благе своего ребенка. А мальчику иногда полезно выяснить отношения с другими, даже подраться. Так он познает и мир, и себя.

Есть другая крайность: отец «воспитывает мужественность» в ребенке и считает, что тот обязан всех побеждать. Помню, к нам в клуб мужчина привел сына на занятие, где самбисты тренировались с каратистами. Мальчик был очень круто одет: сразу понятно, что отец – большой любитель самбо. И наш ученик, каратист, этого мальчика все время сваливал... Всю тренировку отец орал на сына, а тот плакал.

Таким родителям хочется сказать: когда вы в ребенка «молнии мечете», подумайте, что вы делаете. Вы хотите победить своего ребенка? Хорошо, вы его победите, и будет он у вас – проигравшим. Жесткое обращение сильную личность озлобит, а слабую – сломает. Если ребенок проиграл, то первым делом надо показать, что ты любишь его в любом случае. И тогда у него появится сила.

Дети учатся на личном примере. Если вас что-то раздражает в собственном ребенке, то, скорее всего, он перенял это от вас. Начинайте с себя!

2. Учить тому, что работает в реальной жизни

Научить детей, особенно мальчишек, драться – так же необходимо, как научить их падать. Сколько ни рассказывай ребенку, какие все вокруг добрые и хорошие – он увидит, что это неправда, как только попадет в детский сад или школу.

Конечно, не всем нужно становиться профессиональными спортсменами. Но, по-моему, любой мальчишка должен уметь постоять за себя. Тогда он будет уверен в себе и, думаю, большего добьется в жизни, чем тот, кто боится и прячется. Я всех детей учу тому же, чему и своего сына. А сына я не стану учить приемам, которые не сработают в реальной жизни.

Фото из личного архива Макса Дедика
Фото из личного архива Макса Дедика

3. Важно понять ситуацию ребенка

Был у меня такой случай: женщина привела ко мне сына по имени Витя – щуплого, маленького, и сказала: «Позанимайтесь с ним, нам очень нужно». Однажды Витя пришел на тренировку, смотрю – у него лицо поцарапано. Выяснилось, что он – самый маленький в классе, занимается игрой на скрипке, и в школе его все время бьют. Когда это случилось в последний раз, он попытался применить удар, который отрабатывали на тренировке, но не смог победить в драке, а только еще больше разозлил противника.

Тогда я преподал Вите особый урок. Воссоздал ситуацию драки, максимально приближенную к реальной. Показал ему, что именно надо делать, и три раза отработал с ним приемы. Заставил его пережить страх, но действовать решительно по отработанной схеме. А главное – передал ему сам настрой, то, что невозможно передать техникой.

Я же сам был ребенком и помню, как все это происходит. Тем более, что наша с Витей ситуация в чем-то схожа. Я родом из Киева, в детстве хотел стать, как папа, художником, единоборствами заниматься не собирался. Но, когда мне было 8 лет, мы переехали в город Усинск и я попал в такой жесткий социум, что был вынужден научиться драться.

Витя пришел на следующую тренировку и сказал: «У меня получилось!» С тех пор в школе у него была такая репутация, с которой он мог спокойно продолжать заниматься музыкой: никто его больше не трогал. Я дал ему именно то, за чем он пришел, и считаю это своим достижением.

4. Выбрать правильного учителя

Когда матери начинают кричать на сыновей: «Будь мужиком! Не плачь!», мне это не нравится. Задача матери – обнять в трудной ситуации, а мужским воспитанием должен заниматься мужчина. Если у отца нет опыта в боевых искусствах или женщина воспитывает сына одна, значит, нужно найти подходящего учителя. Как его выбрать?

Прежде всего, он должен быть мастером своего дела. В боевых искусствах немало тех, кто только рассуждает. Наверное, они хорошие люди, но если их философия не сработает в час икс – то зачем все это нужно? Боевые искусства – это практика, и философией они не ограничиваются. В тренере должно быть что-то «бойцовское». При этом он должен быть спокойным – это обязательно.

Присмотритесь – нравится ли вам тренер как человек? Имейте в виду: ребенок перенимает качества учителя.

Фото из личного архива Макса Дедика
Фото из личного архива Макса Дедика

5. Занят делом – не отвлекайся

Современным детям недостает внимательности. Особенно тем, кто «подсел» на планшеты. Они выходят из виртуального мира – и вообще не понимают, куда попали. Их непросто чем-то заинтересовать, потому что они только и думают: «Когда же я наконец в планшет поиграю?..»

Боевые искусства хороши тем, что быстро возвращают в реальность: отвлекся на секунду – и сразу получил! Но когда дети впервые приходят к нам на тренировки, чего только не приходится делать – рычать, хлопать в ладоши – только чтобы тебя вообще услышали.

У меня на занятиях строгая дисциплина. Никто не болтает. Важно, чтобы выработалась привычка: если занят делом – не отвлекайся!

Заниматься с детьми можно, начиная с 4 лет, но при условии, что они более-менее послушные. У меня три сына: старший – уже взрослый, среднему 8 лет – и он у меня занимается, а младшему – 3 года, и я вижу, что к занятиям он пока не готов. Я не тороплюсь: когда будет готов, тогда и начнем.

6. Выбирать то, что ребенку подходит

В какой-то момент я поставил себе задачу разработать такую методику обучения единоборствам, которая и детям не навредит, и – в то же время – будет работать.

В нашей детской школе – два вида единоборств. Первый – киокушинкай, жесткая разновидность контактного карате (мы запретили удары по голове). Второй – бразильское джиу джитсу: оно произошло от дзюдо, борьбы на полу, и это – шахматы боевых искусств. Выбор зависит от ребенка.

Есть дети, которых боль не пугает, они сами рвутся заниматься самыми жесткими единоборствами. Но таких не много. Например, мой средний сын бороться любит, а драться – нет. И друзья у него – расслабленные, добрые. Я их на карате не приглашаю: если таких детей начать бить, они этого просто не поймут – расстроятся и уйдут. А джиу-джитсу им очень нравится.

Фото из личного архива Макса Дедика
Фото из личного архива Макса Дедика

7. Гармоничное воспитание: единство трех

Главное, что я считаю важным передать детям, – это искусство мира. Если ты действительно сильный и уверен в своей силе, не боишься и не сомневаешься, то и в тебе будет мир, и люди рядом с тобой будут успокаиваться. С этим приходит определенная чуткость, способность предвидеть конфликтные ситуации и своевременно на них воздействовать.

Как этого добиться? Мы применяем методику гармоничного воспитания под названием син-ги-тай. Это – японский символ боевых искусств. «Син» означает сознание, дух, «ги» – техника, мастерство, «тай» – сила тела. Результат достигается единством всех трех, а не чем-то одним.

8. Стать не только сильнее, но и добрее

У большинства школ, где учат драться, нет философской базы кроме: «Я самый сильный!» Ну хорошо, сегодня ты – самый сильный. А потом – бах! – тебя скинули с пьедестала, и что дальше? В итоге получается, что сила держится только на тщеславии.

Я хочу, чтобы дети становились не только сильнее, но и добрее. Хочу помочь им расширить кругозор, познать себя, стать целостными, уверенными в себе людьми. Карате развивает эти качества. Для меня карате – это, прежде всего, традиция, которая подразумевает уважение к противнику (поединок начинается с поклона противнику и поклоном заканчивается), прямой взгляд, скромность, смирение, и одновременно – готовность идти до конца, никогда не сдаваться.