Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня»

Жертвой школьной травли может стать любой. Чем быстрее родители примут правильные меры, тем больше шансов избежать серьезных последствий для здоровья ребенка, считает российский психолог Людмила Петрановская.
pictop_29356
Источник: Пресс-служба Благотворительного фонда «В ответе за будущее»

Не припирайте ребенка к стене

Раньше сын приходил из школы и рассказывал: «Сегодня на уроке Петька сказал...», «Мы все так смеялись...», но вдруг перестал цитировать одноклассников, обсуждать с вами школьную жизнь.

Дочка подавлена, выглядит напряженной, не хочет идти в школу – причем не контрольную прогуливает, а вообще не желает там больше появляться. Ребенок может жаловаться на недомогание и даже на самом деле заболеть, представляя, что его ждет в классе.

В ситуации насилия жертва чувствует себя частично виноватой. Ребенок может скрывать свои проблемы в школе, боясь вашего осуждения. Не допытывайтесь, не припирайте его к стене.

Если у вас появились подозрения, что ребенка травят в школе, поговорите с классным руководителем – обычно учителя замечают что-то. Можно попробовать расспросить близкого друга ребенка.

Поговорите с учителем

Если ваши опасения подтвердились, поговорите с ребенком. Можно, например, сказать: «Я знаю, что у тебя сейчас такие сложности. Я собираюсь с этим что-то делать. Я буду держать тебя в курсе, буду тебе обязательно рассказывать, что стану делать. Но так это оставлять нельзя, так не должно быть».

Кто-то считает, что не надо вмешиваться: якобы иначе родители всегда будут для детей теми людьми, которые приходят и решают проблемы.

Следуя этой логике, я предлагаю взрослым не переводить трехлетку за руку через дорогу. Вдруг он привыкнет и будет всегда этого требовать? Пусть сразу идет сам.

Есть задачи, посильные и непосильные возрасту. Может быть, подросток справится с травлей сам, но далеко не всегда. Дети младшего подросткового возраста никогда не справятся сами.

Подросток может попросить вас не вмешиваться, но если за неделю ему не удается исправить ситуацию самостоятельно, значит, нужна помощь взрослых.

В первую очередь, необходимо поговорить с учителем. Практика показывает, что педагог может остановить травлю за два-три дня. Еще несколько дней понадобится, чтобы окончательно нормализовать ситуацию.

Не откладывая идите по инстанциям

Если вы приходите к учителю с информацией о том, что ваш ребенок находится в ситуации эмоционального насилия, а тот в ответ дает понять, что ничего с этим делать не будет, нужно идти на ступеньку выше, к директору, и еще выше – по инстанциям. Вы вправе требовать от школы обеспечения эмоциональной безопасности вашего ребенка.

lori-0023655581-bigwww
Источник: Syda Productions / Фотобанк Лори

Пока все играют в игру «Я ничего не могу, это дети, они такие...», ничего не изменится. Не нужно ждать. Если учитель фактически заявил, что ничего не может сделать, на следующий день идите к директору.

Не говорите: «Моя Маша не ладит с детьми». Скажите: «Мой ребенок находится в ситуации систематического эмоционального насилия». Я вас уверяю, все сразу вспомнят про свою профессиональную ответственность.

Другая ситуация, когда учитель искренне хочет помочь, но не знает, как. В программе педвузов нет такой дисциплины. Тогда можно помочь педагогу найти нужные источники. Сейчас существует множество сайтов, специализированных пособий, которые описывают технологию работы с моббингом, травлей.

Дома должна быть доверительная атмосфера

Длительная травля может иметь серьезные последствия для детского здоровья, например, в виде невроза, депрессивного состояния. Если у вас нет уверенности, что буллинг прошел без потерь, я бы рекомендовала все-таки показать ребенка специалисту.

Дети иногда не рассказывают о своих чувствах и переживаниях родителям, потому что боятся их ранить или расстроить, боятся, что мама и папа посчитают их слабыми или глупыми. Тогда им проще проработать свои переживания с кем-то чужим.

Дома нужно создать такую атмосферу, чтобы у ребенка всегда была возможность открыто говорить о своих чувствах, по любому поводу. Важно, чтобы не произошло застревания, когда он испытывал бессильный гнев, злость, и не смог их выразить.

Например, родители решили пресечь травлю самостоятельно и просто перевели ребенка в другую школу, но ситуация не разрешилась, чувство несправедливости, негативные эмоции, которые он пережил, остались.

Вообще переход в другую школу надо обсудить с ребенком. Иногда это может стать выходом. А если в новом месте все повторится? Сколько раз вы будете менять школу? Это выход, но – не первый, который приходит в голову, и не самый полезный.

Если ребенку эта школа нравится, почему он должен уходить? Пусть уходят те, кто не умеет себя вести.
Людмила Петрановская
Психолог
Журналист, филолог