Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «8-12 лет – лучший период в жизни детей и родителей»

Затишье, которое наступает в воспитании детей в это время, дается ребенку и родителям для того, чтобы набраться сил перед подростковым периодом, уверена психолог Людмила Петрановская. Читайте, что важно успеть в этом возрасте и каких ошибок следует избегать.


Вебинар «О детях по-взрослому»

Ребенку уже не интересно играть с родителями

Я называю возраст 8-12 лет возрастом Тома Сойера: он достаточно позитивный и благополучный. Это время дается детям и родителям, чтобы набраться сил перед подростковым периодом.

В это время дети интересуются устройством окружающего мира. Если для дошкольника игра была основным занятием в жизни, то теперь это скорее досуг, приятное времяпрепровождение.

Кроме того, дети продолжают «отделяться» от семьи. Им уже не интересно играть с мамой или папой.

По большому счету, все что ребенку сейчас нужно от родителей, – это дом, в который можно вечером прийти, поужинать и лечь спать.

Мама и папа должны стать надежным тылом

Хорошо, если ребенок может поделиться своими чувствами с родителями. В этот период мамам и папам важно научиться быть надежным тылом для своих детей. Они должны стать теми, от кого можно получить эмоциональную поддержку.

Чаще всего такая поддержка не требует еще и активных действий взрослых. Например, ребенок огорчился, что его не пригласили на праздник, и мама обзвонила всех с претензией, почему это произошло. Такое грубое вмешательство обычно все только ухудшает.

Переход в подростковый возраст всегда индивидуален

Сколько времени займет переход от детства к подростковому возрасту, зависит от очень многих факторов: культуры, религиозно-этнических обстоятельств и, конечно, от конкретного ребенка, его психотипа, гормонального статуса.

Если вы понимаете, что происходит с ребенком, с ним об этом надо поговорить и все объяснить.

У него могут быть какие-то скачки настроения, недовольство своим телом или, наоборот, непонимание того, почему у других уже все меняется, а у него пока нет. Важно объяснить ребенку на этом этапе, что взросление – естественный процесс.

Главная тема для этого возраста – справедливость

Дети предподросткового возраста очень часто производят впечатление очень шумных, потому что они очень эмоциональные. Еще в этом возрасте для них очень важна тема справедливости. Они осваивают правила, нормы, законы.

depositphotos.com

Когда что-то им кажется несправедливым (по отношению к ним или к другому), то они испытывают такой приступ возмущения, который с трудом могут сдержать. Они трепетно относятся к правилам и к тому, чтобы они были одинаковы для всех. 

Теперь они более критично относятся к родителям и учителям, замечают их ошибки, могут на них указывать довольно бестактно, потому что они еще дети, у них еще нет чувства такта. Если взрослый еще недостаточно «взрослый» и мудрый, то есть не может к этому отнестись с пониманием, он обижается на ребенка на полном серьезе, а из-за этого могут возникать конфликты.

Не все дети рискуют попасть в «плохую компанию»

Историю про плохую компанию, в которую якобы рискуют попасть подростки, сильно преувеличивают. Плохая компания – это когда ребенок начинает «принадлежать» какой-то группе, которая социально не одобряется.

Но чаще происходит другая история. Ребенку может казаться, что дома его не понимают и не поддерживают, то есть у него нет ощущения крепкого тыла. И тогда он идет искать помощь, поддержку и утешение в группе таких же детей, как он, у которых дома тоже не все благополучно. Они понимают его и предлагают свои решения проблем.

Ребенку необходимо учиться общению со сверстниками

Есть дети, которым в силу их характера труднее вступать в социальные связи. Часто они очень чувствительны, и то количество информации, которое поступает при общении с другими людьми, для них слишком велико. И они начинают закрываться.

Пока другие дети учатся ссориться, мириться, общаться, дружить, конкурировать и так далее, такой ребенок будет беречь себя и сидеть в сторонке. Чем больше он сидит в сторонке, тем меньше учится общаться, тем больше с каждым годом отличается от сверстников и уходит в изоляцию.

Что могут сделать родители? Например, дать ребенку общение в более приемлемой для него форме. Ему может быть сложно в классе на 30 человек, но комфортно в секции на семь-десять человек. Там он может учиться дружить и общаться.

Волноваться стоит не из-за интереса ко «взрослым» темам

В самих обсуждениях нет ничего плохого. Тот факт, что дети обсуждают что-то, до того как попробовать, – уже хороший знак. Лучше сначала поговорить о чем-то, чем сразу переходить к действиям, которые могут иметь серьезные последствия.

Настоящая проблема в том, что часто в интернете или от сверстников ребенок может узнать информацию, которая не соответствует действительности.

Это дезориентирует, дети думают, что «все знают и понимают», хотя имеют в виду совершенно не то. Хорошо, если ребенок может задать свои вопросы взрослому.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: 

Психология детей в 6-8 лет: самое важное

Психология детей в 4-6 лет: самое важное

Психология детей в 3 года: самое важное

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
3
Лю
я бы не сказала, что дети до 12 лет только ужинать и спать домой приходят. это, как минимум, 15+ лет так себя ведут
СсылкаПожаловаться
Natalie Alex
Меня тоже эта фраза про приходят домой только поспать удивила- сына мужа выгнать на улицу невозможно- компьютерные игры Только ему интересны
СсылкаПожаловаться
Оксана Баранова
В ответ на комментарий от Лю
Лю
я бы не сказала, что дети до 12 лет только ужинать и спать домой приходят. это, как минимум, 15+ лет так себя ведут
СсылкаПожаловаться
Младший школьный возраст - это возраст, в котором основной круг общения ребенка постепенно смещается с родственников на ровесников, компанию друзей. Наверное, это имели в виду.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
татьяна конюховаАпрельская одежка)
Вопрос к тем, у кого детки родились в конце апреля- начале мая. В чем выписывались из роддома? Нужен ли комбез? Или в одеялке? Понятно, что погода может быть разной , но все же. Климатические условия- Москва).
143
ГербераИ я про день рождения!
У меня скоро ДР (юбилей), хочу отмечать в ресторане, сейчас присматриваю где бы отметить. И вот, встал вопрос, приглашать подруг одних, или с мужьями. Просто с некоторыми мужьями я тоже дружу, а вот некоторых, едва знаю. Если только девочки, то тогда и мужа придется не брать с собой, а я не очень хочу без него. Как бы поступили вы? Парами, или потусить девчачьим коллективом?
128
АнонимНовогодние подарки
Решили, что будете дарить своим детям? 


107
АнонимОбижаться или что делать?
Начало темы было, что одна из воспитателей моего ребенка удалила меня из друзей вконтакте и я не поняла, почему. Потом удалила и вторая, все за один день. В Ватсапе пришло общее сообщение для родителей, что ЧАСТЬ родителей воспитатели удалили из друзей ВКонтакте, т.к на городских форумах создают посты о незаконных поборах и субботниках (не поняла, при чем тут я и часть родителей?), при чем речь о садиках города вцелом. Оставили только родителей из род.комитета (с какого?). Типо, если что, пишите смс или в ватсапе. Как реагировать? Почему только часть родителей? Да, в нашей группе часто зовут на субботники и собирают деньги, похоже воспитатели все на свой счет приняли (посты в городском форуме с возмущениями), но почему именно нас удалили? Мне вот не хочется даже здороваться после такого. Да, мы помогаем на субботниках, рисуем плакаты к праздникам...
97
ВикторияСтгит ли бить тревогу? Последнее время закрадывается мысль об аутизме
Ребенок в принципе здоров. Просто есть небольшие странности, от которых порой очень устаем. Младшей дочке в феврале 2г будет.
На свое имя не откликается, просьбы выполнять не хочет. (Со слухом все хорошо)
Говорить не хочет. Бывает непроизвольно скажет слово (например увидели кисю которая пробегает на улице - сказала "кися" и больше не говорит его). Свои просьбы, что бы дали или руку тянет "ня" или плачет и руку тянет. Если не дали на попу падает и орет.
Любит нюхать соску. Дает понюхать мне.
Не любит низкие потолки, лифт, эскалатор начинается истерический ор.
В игрушки играет вроде нормально - исследует их внимательно, любознательно. Может открутить, запихивать пальчики в дырочки и еще что-нибудь, что запихивается. Любит карандаши рисует и ест их
С едой тоже тяжело накормить. Первую ложку выплёвывает всегда, иногда с криком. Даю обратно, вторую нехотя - потом понимает, что вкусно и с удовольствием ест. Сама плохо ест - раскладывает еду вокруг тарелки. Если трогаешь разложенную еду верещит. 
С сестрами (15, 12, 6) гуляет хорошо, с чужими редко идет гулять.
Везде лазит на подоконники, столы, ящики.
Проблема с прогулками когда в коляске спокойна, если без она должна идти туда куда ей хочется, если берешь за руку что бы идти туда куда надо на улице - верещит.
Дочка в целом гиперактивная.
Стоит ли бить тревогу.
80
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru