Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как определить психотип ребенка, и о чем он расскажет родителям

Как воспитывать ребенка, зная его психотип? Почему одним детям легко удается встроиться в школьную систему, а другим сложно? Публикуем отрывок из книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Кадр из мультфильма «Босс-молокосос»

От чего зависит психотип

Родительские гены и условия внутриутробного развития влияют на то, какой будет у человека нервная система. Свойства нервной системы сами по себе не предопределяют никаких внешних форм поведения, но они образуют почву, на которой одни формы поведения сформировать легче, чем другие.

Этим можно объяснить, почему одни дети быстро усваивают нормы поведения, а другие сопротивляются. Почему одним детям легко удается встроиться в школьную систему, а другим сложно. Почему одно и то же событие один ребенок может воспринять как травмирующее, а другой даже не расстроится.

Самое интересное: типы бывают смешанные. То есть если вы узнаете себя или своего ребенка в двух описаниях или даже в трех, – это нормально, так тоже бывает. Просто при этом какой-то тип будет ведущим.

«Творческий ребенок»

Именно творческий, нестандартно мыслящий. Маленький изобретатель. В школе пытливому уму таких детей бывает скучно. Потому что в доведении навыков до автоматизма элемент творчества отсутствует.

Действие по образцу – это то, что противоречит натуре «творческого ребенка».

«Творческий ребенок» часто имеет увлечения помимо учебы. Более того, учеба в школе досадно мешает его основным увлечениям. Увлекается он страстно, с жаждой глубины познания. Это не тот ребенок, который будет каждую неделю записываться в новый кружок и уходить через несколько посещений.

Для отличной учебы такой ребенок нуждается во внешнем контроле, потому что может увлечься идеей, не связанной с уроками, и бросить все силы на ее реализацию, запустив все остальное.

Потребность в общении у таких детей низкая. Они ценят людей, которые разделяют их интересы, при общении с которыми можно получить для себя какую-то пользу, чему-то от них научиться, что-то узнать.

«Правильный ребенок»

«Правильный» не потому что остальные неправильные, а потому что соблюдает правила и, главное, стремится к установлению правил.

«Правильные дети» изначально нацелены на успех и имеют на то основание, потому что обладают хорошими способностями к обучению. Они педантичны, аккуратны, старательны.

Обладая иерархичным мышлением, выстраивают в своем восприятии пирамиду из окружающих людей: кто получше – те стоят повыше, кто похуже – те пониже. Слушаться нужно тех, кто выше.

Сами они стремятся к доминированию, возможности подчинять себе окружающих. «Правильные дети» предпочитают играть с теми, кто младше по возрасту, потому что ими легко командовать.

Кадр из мультфильма «Босс-молокосос»
Вообще, при воспитании «правильного ребенка» важно делать акцент на развитии морально-нравственных качеств, иначе его жизненным правилом станет «кто сильнее, тот и прав».

Начиная с дошкольного возраста за ним потянется шлейф конфликтов, драк, обманов. В школе он организует «дурную компанию» или станет инициатором травли. В этом случае остановить его можно только с помощью другой силы. Силу он уважает, к тому же, как я уже говорила, он мстителен и злопамятен.

Вот почему при воспитании таких детей важно уделять как можно больше внимания нравственному воспитанию. Важно дисциплинировать, важно четко регламентировать деятельность, учить жить «в рамках», соблюдая правила. Хотя это непросто. Любые бытовые ограничения вызывают у «правильных детей» бурную реакцию.

Родителям требуется колоссальное терпение, чтобы, выставляя рамки, не перейти на уровень физических наказаний, если перейдут – это только укрепит у ребенка культ силы и агрессивную модель поведения.

Плюсы при воспитании ребенка этого типа: можно опираться на силу рациональных аргументов.

Если показать взаимосвязь между школьными оценками и материальными успехами в дальнейшей жизни, ребенок (при наличии интеллектуальных способностей) будет учиться в школе азартно и без принуждения.

«Звездный ребенок»

«Звездный» – не потому что реально звезда, а потому что так о себе думает. Субъективная заявка на исключительность.

Очень любит быть в центре внимания. Обычно это получается за счет внешней привлекательности, выразительной мимики и артистичной жестикуляции. Порой ведет себя неестественно, наигранно.

На уроках «звездные дети» суетливы, беспокойны, везде вставляют свои замечания и комментарии.

«Звездные» первоклашки часто на уроках тянут руку, даже не зная ответа. Учителя недоумевают: «Зачем тянуть руку, если нечего сказать?» Так ведь потребность у «звездного ребенка» в другом. У него потребность «быть замеченным». Его спросили – значит, его заметил учитель. Он встал отвечать – значит, его заметил весь класс.

На упорный кропотливый труд у него нет ни времени, ни желания. Уровень жизненного тонуса обычно средний, поэтому требуется частая смена деятельности и перерывы на отдых.

Такие дети часто меняют кружки и секции: «Если не получилось стать тут первой и самой лучшей, то пойду в другое место».

«Звездный» ребенок совершенно не критичен к себе и склонен обвинять окружающих в предвзятости.

Перед родителями стоит задача вырабатывать у «звездного ребенка» терпение, упорство и самоконтроль. Очень важна родительская поддержка и помощь в учебе. Родители должны оставаться фан-группой, помогающей в самореализации, создающей ситуацию успеха.

«Дружелюбный ребенок»

Милые, добрые дети. Бывают веселыми, шумными, болтливыми, а бывают тихими и спокойными. Мягкое, приветливое выражение лица. Внешне обаятельны. С ними очень уютно общаться. Вежливы, доброжелательны. Из них получаются надежные друзья, готовые всегда прийти на выручку, выслушать, посочувствовать.

Не ставят перед собой сверхзадач, довольствуются меньшим, чем могли бы. Отказываются от роли лидера, предпочитая быть душой компании. Умеют довольствоваться в жизни тем, что имеют.

Пожалуй, единственная сложность при воспитании такого ребенка являются периоды флегматичности вплоть до меланхолии.

Самое разумное в таких ситуациях – поговорить с ребенком по душам о том, что его волнует, позволить ему прогулять один учебный день. Он потом все нагонит, а после спада в настроении всегда наступает ресурсный подъем.

К традиционной школе такие дети адаптируются достаточно легко, быстро заводят друзей. Учатся хорошо, старательно, но, скорее, не для себя, а чтобы не огорчать близких. В периоды каких-то волнений, связанных с межличностными отношениями, могут терять работоспособность.

Не стоит «включать» строгость, если «учебные провалы» происходят по причине эмоциональных переживаний, это лишь усилит глубину переживаний: «Меня не понимают».

Мотивационные «хватит ныть» и «сам виноват» с «дружелюбным ребенком» применять не эффективно. Только поддерживать, подбадривать, говорить: «Мы вместе. Мы всегда тебе поможем».

Читайте также: 

6 признаков того, что вы стали рабом своего ребенка

Как воспитать умного ребенка: советы Максима Поташева

Юлия Гиппенрейтер: «Дети расцветают, когда их понимают»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
3
Лошева Марина
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
Спасибо, согласна с Вами.
СсылкаПожаловаться
terra
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
В вашем комментарии больше информации, чем во всей статье)
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаФильм "Девчата". Что осталось за кадром...

Всем доброго времен суток.

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из моих любимейших фильмов «Девчата». 

Снимался он в 1961 году. Это было удивительное время - начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же - увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.


Приятного чтения!!!

Прошлая тема была посвящена фильму "Карнавальная ночь"

451
MimiЧто это?

Вот, если человек, который очень сильно болен, даже неизвестно чем, а детям все ровно, они особо не беспокоятся и считают, что мама претворяемая (дети после того как обзавелись семьей с матерью общаются редко, хоть она и очень сильно их любит), то это что? Так воспитаны дети или судьба?

322
Незнайка по имени РикаДети в трудностях и бедности

Здравствуйте! Скажите, есть ли тут люди, которые не смотря на своё бедственное положение, тяжёлые финансовые трудности, рожали детей?? Т.е. не делали греха аборта. Как сложились Ваша жизнь? Злые языки мимо идите.

300
ЕвдокияДворянские имена. И не только…

На протяжении долгих веков аристократы отличались от простолюдинов практически всем: одеждой, манерой поведения. После петровских реформ эти различия увеличились, а при Елизавете Петровне русские дворяне даже заговорили по-французски.
 
Соответствующее имя было ещё одним способом продемонстрировать своё высокое положение в обществе. Имя без всяких титулов свидетельствовало о дворянском происхождении человека.
 
Какие имена были под негласным запретом у русских дворян? Как не называли своих детей крестьяне?

213
КираПодскажите.Замкнутый круг.

Дочь моей подруги,15 лет из районного города в областной из поликлиники увезли на скорой из-за-повышенного сахара в крови.В больнице врач сразу же девочку "посадила"на инсулин.Это в ноябре было.При выписке дали заключение сахарный диабет 1 типа-оформляйте инвалидность.Комиссия ВТЭК отказала в инвалидности.Что делать ?

148
чайная розаЧС и Торговые Центры.

Добрый день. Хочу поговорить с Вами вот о чем. Вчера была эвакуация в одном из ТРЦ нашего города.  Одна посетительница оставила ребенка в игровой комнате, когда началась тревога, сегодня она жаловалась в черный список нашего города:
"В чёрный список ТРЦ "
Сегодня попали на экстренную эвакуацию...хоть и ложную. Ребёнка, оставили в детской комнате, пошли сдавать куртки, объявили эвакуацию, еле слышно! Никто ничего сначала не понял. Потом я увидела как опускается противопожарная штора и тут понеслось... Еле успела протиснуться под ней. Позже, увидела, что эта штора выломанна, видно кто-то из родителей, ломился.Показать полностью… Добежав до детской комнаты, ужа нулась. Там просто мясо, толпа взрослых толкая чужих детей, спасали свое чадо!!! Никто!!! Их персонала не сообщили где выходы, никто не организовал эвакуацию... Просто все сидели и смотрели на то так детей топчут!!! Один, только ОДИН!! мужчина попытался врозумить взрослых(спасибо ему за это) .... Слава Богу сообщили о ложной тревоге... Но каких нервов это стоило... Дети плакали, взрослые кричали... Это жутко... Пока эти три минуты я искала свою дочь... Это как в фильме ужасов... Разрывается внутри, вдруг не успеешь... Сразу вспоминаю кадры из "зимней вишни"... Жутко... И никто из сотрудников не сказал, что были выходы ещё в другом конце площадки... Потом люди сказали, что они были закрыты. Была там с мамой, она осталась по ту сторону шторы. Все работники бежали мимо и скрывались в дверях. А вот лишь один из многочисленных, причём не словянской внешности охранник показал выход, и помог вывести девочку с коляской... В панике не видно совершенно, маленьких табличек "выход".... В общем это ужас... У меня шок, ребёнок перенёс стресс... В топку такой отдых...
Я сама работаю в другом ТРЦ, безопасность у нас неплохая, одна из лучших  среди других центров, было проведено несколько мероприятий,обучение и памятки. В свою очередь я, как руководитель научила своих сотрудников. Конечно, ситуации разные бываю, в большинстве человеческая паника играет очень злую шутку с нами.
Замечаю, что многие оставляют детей на девушек в игровых комнатах, многие теряют своих детей в центрах, охрана ищет родителей, дети паникуют. Я против оставления детей в этих развлекаловках одних. Не всегда сотрудники компетентны, я по молодости сама хотела устроиться в подобную вещь. Надеюсь, правила сейчас другие, раньше можно было принести справку от нарколога и психиатра- вот ты уже и сотрудник детского заведения. Видела откровенно плохой персонал, в тч в нашем тц.
Дочери разъяснили, как вести себя при ЧС, и все-таки  слежу,чтобы не шаталась по тц. Кинотеатр выбирает отдельностоящий, макдак тоже. Но, ей почти 13.
Вопросы следующие - а Вы доверяете своих детей сотрудникам развлекательных комнат? Как проводите беседы с детьми? Отвечаю на комменты редко, не обижайтесь)

144
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети