Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как определить психотип ребенка, и о чем он расскажет родителям

Как воспитывать ребенка, зная его психотип? Почему одним детям легко удается встроиться в школьную систему, а другим сложно? Публикуем отрывок из книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Кадр из мультфильма «Босс-молокосос»

От чего зависит психотип

Родительские гены и условия внутриутробного развития влияют на то, какой будет у человека нервная система. Свойства нервной системы сами по себе не предопределяют никаких внешних форм поведения, но они образуют почву, на которой одни формы поведения сформировать легче, чем другие.

Этим можно объяснить, почему одни дети быстро усваивают нормы поведения, а другие сопротивляются. Почему одним детям легко удается встроиться в школьную систему, а другим сложно. Почему одно и то же событие один ребенок может воспринять как травмирующее, а другой даже не расстроится.

Самое интересное: типы бывают смешанные. То есть если вы узнаете себя или своего ребенка в двух описаниях или даже в трех, – это нормально, так тоже бывает. Просто при этом какой-то тип будет ведущим.

«Творческий ребенок»

Именно творческий, нестандартно мыслящий. Маленький изобретатель. В школе пытливому уму таких детей бывает скучно. Потому что в доведении навыков до автоматизма элемент творчества отсутствует.

Действие по образцу – это то, что противоречит натуре «творческого ребенка».

«Творческий ребенок» часто имеет увлечения помимо учебы. Более того, учеба в школе досадно мешает его основным увлечениям. Увлекается он страстно, с жаждой глубины познания. Это не тот ребенок, который будет каждую неделю записываться в новый кружок и уходить через несколько посещений.

Для отличной учебы такой ребенок нуждается во внешнем контроле, потому что может увлечься идеей, не связанной с уроками, и бросить все силы на ее реализацию, запустив все остальное.

Потребность в общении у таких детей низкая. Они ценят людей, которые разделяют их интересы, при общении с которыми можно получить для себя какую-то пользу, чему-то от них научиться, что-то узнать.

«Правильный ребенок»

«Правильный» не потому что остальные неправильные, а потому что соблюдает правила и, главное, стремится к установлению правил.

«Правильные дети» изначально нацелены на успех и имеют на то основание, потому что обладают хорошими способностями к обучению. Они педантичны, аккуратны, старательны.

Обладая иерархичным мышлением, выстраивают в своем восприятии пирамиду из окружающих людей: кто получше – те стоят повыше, кто похуже – те пониже. Слушаться нужно тех, кто выше.

Сами они стремятся к доминированию, возможности подчинять себе окружающих. «Правильные дети» предпочитают играть с теми, кто младше по возрасту, потому что ими легко командовать.

Кадр из мультфильма «Босс-молокосос»
Вообще, при воспитании «правильного ребенка» важно делать акцент на развитии морально-нравственных качеств, иначе его жизненным правилом станет «кто сильнее, тот и прав».

Начиная с дошкольного возраста за ним потянется шлейф конфликтов, драк, обманов. В школе он организует «дурную компанию» или станет инициатором травли. В этом случае остановить его можно только с помощью другой силы. Силу он уважает, к тому же, как я уже говорила, он мстителен и злопамятен.

Вот почему при воспитании таких детей важно уделять как можно больше внимания нравственному воспитанию. Важно дисциплинировать, важно четко регламентировать деятельность, учить жить «в рамках», соблюдая правила. Хотя это непросто. Любые бытовые ограничения вызывают у «правильных детей» бурную реакцию.

Родителям требуется колоссальное терпение, чтобы, выставляя рамки, не перейти на уровень физических наказаний, если перейдут – это только укрепит у ребенка культ силы и агрессивную модель поведения.

Плюсы при воспитании ребенка этого типа: можно опираться на силу рациональных аргументов.

Если показать взаимосвязь между школьными оценками и материальными успехами в дальнейшей жизни, ребенок (при наличии интеллектуальных способностей) будет учиться в школе азартно и без принуждения.

«Звездный ребенок»

«Звездный» – не потому что реально звезда, а потому что так о себе думает. Субъективная заявка на исключительность.

Очень любит быть в центре внимания. Обычно это получается за счет внешней привлекательности, выразительной мимики и артистичной жестикуляции. Порой ведет себя неестественно, наигранно.

На уроках «звездные дети» суетливы, беспокойны, везде вставляют свои замечания и комментарии.

«Звездные» первоклашки часто на уроках тянут руку, даже не зная ответа. Учителя недоумевают: «Зачем тянуть руку, если нечего сказать?» Так ведь потребность у «звездного ребенка» в другом. У него потребность «быть замеченным». Его спросили – значит, его заметил учитель. Он встал отвечать – значит, его заметил весь класс.

На упорный кропотливый труд у него нет ни времени, ни желания. Уровень жизненного тонуса обычно средний, поэтому требуется частая смена деятельности и перерывы на отдых.

Такие дети часто меняют кружки и секции: «Если не получилось стать тут первой и самой лучшей, то пойду в другое место».

«Звездный» ребенок совершенно не критичен к себе и склонен обвинять окружающих в предвзятости.

Перед родителями стоит задача вырабатывать у «звездного ребенка» терпение, упорство и самоконтроль. Очень важна родительская поддержка и помощь в учебе. Родители должны оставаться фан-группой, помогающей в самореализации, создающей ситуацию успеха.

«Дружелюбный ребенок»

Милые, добрые дети. Бывают веселыми, шумными, болтливыми, а бывают тихими и спокойными. Мягкое, приветливое выражение лица. Внешне обаятельны. С ними очень уютно общаться. Вежливы, доброжелательны. Из них получаются надежные друзья, готовые всегда прийти на выручку, выслушать, посочувствовать.

Не ставят перед собой сверхзадач, довольствуются меньшим, чем могли бы. Отказываются от роли лидера, предпочитая быть душой компании. Умеют довольствоваться в жизни тем, что имеют.

Пожалуй, единственная сложность при воспитании такого ребенка являются периоды флегматичности вплоть до меланхолии.

Самое разумное в таких ситуациях – поговорить с ребенком по душам о том, что его волнует, позволить ему прогулять один учебный день. Он потом все нагонит, а после спада в настроении всегда наступает ресурсный подъем.

К традиционной школе такие дети адаптируются достаточно легко, быстро заводят друзей. Учатся хорошо, старательно, но, скорее, не для себя, а чтобы не огорчать близких. В периоды каких-то волнений, связанных с межличностными отношениями, могут терять работоспособность.

Не стоит «включать» строгость, если «учебные провалы» происходят по причине эмоциональных переживаний, это лишь усилит глубину переживаний: «Меня не понимают».

Мотивационные «хватит ныть» и «сам виноват» с «дружелюбным ребенком» применять не эффективно. Только поддерживать, подбадривать, говорить: «Мы вместе. Мы всегда тебе поможем».

Читайте также: 

6 признаков того, что вы стали рабом своего ребенка

Как воспитать умного ребенка: советы Максима Поташева

Юлия Гиппенрейтер: «Дети расцветают, когда их понимают»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
3
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
terra
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
В вашем комментарии больше информации, чем во всей статье)
СсылкаПожаловаться
Лошева Марина
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
Спасибо, согласна с Вами.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимА вот мой Ванечка.
Ходит сын в младшую группу дс.  Дети все около 3 лет, чуть младше.  
И я уже не могу...   )))
Думаю,  надо сейчас собрать автографы у детей, тк одни великие умы собрались. 

Выбираем подарок на новый год.  
Мозаику?  - нет, мой Ванечка собирает мозаики из 1000 кусочков,  не меньше.  
Игры на изучение букв?  - нет, моя Машенька все буквы знает, ей не интересно.

Наклейки? Раскраски?  - нет. Васечке это уже в 1,5 года стало не интересно. 
Пластелин? Конструктор?  - нет,  что вы,  анечка уже только в робототехнику играет.  
Игрушку?  - нет,  что вы, мы с петей уже не играем в игрушки.  

Аааа!!!))  это у всех так? Я вот не преувеличиваю.  Дети у всех гении и изучают школьную программу.  Вот только как ни зайду в группу - один козявка стоит ест, другая ревет, что не может туфли надеть, а третьего нянечка с ложки кормит.  
Дайте мне сил.  
376
АнонимКвартиры площадью 11 кв. метров в Москве
Промелькнуло тут в новостях, что так называемые скворечники - квартиры менее 15 квадратных метров - нет-нет да и появляются на сайтах по продаже недвижимости. Как правило, продаются они в разделе вторичного жилья.
«В III квартале 2019 года на рынке новостроек массового сегмента Москвы появились студии площадью 11 квадратных метров. Студии площадью 11,1 кв. м и 11,6 кв. м есть в проектах новых домов в районах Западное Дегунино и Нижегородский. Они стали самыми маленькими лотами за всю историю новостроек Москвы». Крошечные квартирки со статусом «студия», которые застройщик гордо называет «новыми формами пространства для жизни», уже раскупили. Потолки высокие, 4,2 метра, так что можно для спальни надстроить второй уровень, а кухню на первом разместить.
Цены были от трех миллионов рублей. Планировка нехитрая - прямоугольник, в котором отгорожена «мокрая зона», то есть туалет с душем.
Вот я и думаю: одиннадцать квадратных метров. Жесть! Ну то есть может и не совсем жесть, можно немножко пожить, потом сдавать посуточно. Вот уж впрямь - чемодан без ручки. Ноги, наверное, вытянуть можно... в общий коридор)) Не, так-то всё есть - и конфорка, и  куда мочалку пристроить, и компакт - но компакт, компактней некуда. Комментарии конечно – огонь: "пер….ул и задохнулся, вышел из душа и ж…пкой входную дверь открыл".
Зато можно гордо говорить "у меня квартира в Москве".
Хоромы! Или нормуль - жить можно?

246
АнонимПросят придти и сделать работу за нянечку.
В пятницу в саду будут морить тараканов, а в воскресенье просят придти и помыть полы, перемыть всю группу и всю посуду: ложки, кружки, тарелки. Нянечки в группе нет, ушла. Что вы думаете по этому поводу?
162
Аноним А вы бы одолжили ?Продолжение истории .
Ситуация у нас все интересней и интересней .Сестра мужа ,рассказала всей родне ,что я жадина и эгоистка .Нам успели позвонить и тети и бабушка ,все упрекают и позорят .В довершение всего ,свекры пришли к нам домой и опять стали на меня давить .В результате муж мой не выдержал .Попросил свекров очистить помещение .
136
Еленапро прицепы
У меня тоже вопрос про съезжаться.

Отношения с мужчиной, 1,5 года, живем отдельно. Были проблемы, мы решили попробовать снова. Мне гостевания и встречи порядком надоели и  я озвучила, что хочу жить вместе. Он сказал, ок, давай договариваться.

А теперь расклад: у меня в прицепе 1 охотничья собака, а у него 3 попугая, один из которых живет 50 лет, на данный момент ему 10, и два неразлучника. Если собака доберется до попугаев, то сожрет не задумываясь. Если собака сожрет долгоживущего попугая, МЧ очень расстроится. 
Я собаку завела с бывшим, он ушел, собака осталась, она молодая (2 года), очень привязана ко мне. 

И вот какие у нас варианты?)))))
110
АнонимФлешмоб! Флешмоб! Записываемся!
Итак, коллеги, вспомним Дедушку Фрейда и погадаем!

Идея такая.
Ставим на телефон антисклерозник на завтрашнее утро.
Варим кофий, употребляем, переворачиваем чашку, делаем фото, выкладываем...
Иииии....
Гадаем!
Прогноз краткосрочный, всерьез не принимать 
102
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru