Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как определить психотип ребенка, и о чем он расскажет родителям

Как воспитывать ребенка, зная его психотип? Почему одним детям легко удается встроиться в школьную систему, а другим сложно? Публикуем отрывок из книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Кадр из мультфильма «Босс-молокосос»

От чего зависит психотип

Родительские гены и условия внутриутробного развития влияют на то, какой будет у человека нервная система. Свойства нервной системы сами по себе не предопределяют никаких внешних форм поведения, но они образуют почву, на которой одни формы поведения сформировать легче, чем другие.

Этим можно объяснить, почему одни дети быстро усваивают нормы поведения, а другие сопротивляются. Почему одним детям легко удается встроиться в школьную систему, а другим сложно. Почему одно и то же событие один ребенок может воспринять как травмирующее, а другой даже не расстроится.

Самое интересное: типы бывают смешанные. То есть если вы узнаете себя или своего ребенка в двух описаниях или даже в трех, – это нормально, так тоже бывает. Просто при этом какой-то тип будет ведущим.

«Творческий ребенок»

Именно творческий, нестандартно мыслящий. Маленький изобретатель. В школе пытливому уму таких детей бывает скучно. Потому что в доведении навыков до автоматизма элемент творчества отсутствует.

Действие по образцу – это то, что противоречит натуре «творческого ребенка».

«Творческий ребенок» часто имеет увлечения помимо учебы. Более того, учеба в школе досадно мешает его основным увлечениям. Увлекается он страстно, с жаждой глубины познания. Это не тот ребенок, который будет каждую неделю записываться в новый кружок и уходить через несколько посещений.

Для отличной учебы такой ребенок нуждается во внешнем контроле, потому что может увлечься идеей, не связанной с уроками, и бросить все силы на ее реализацию, запустив все остальное.

Потребность в общении у таких детей низкая. Они ценят людей, которые разделяют их интересы, при общении с которыми можно получить для себя какую-то пользу, чему-то от них научиться, что-то узнать.

«Правильный ребенок»

«Правильный» не потому что остальные неправильные, а потому что соблюдает правила и, главное, стремится к установлению правил.

«Правильные дети» изначально нацелены на успех и имеют на то основание, потому что обладают хорошими способностями к обучению. Они педантичны, аккуратны, старательны.

Обладая иерархичным мышлением, выстраивают в своем восприятии пирамиду из окружающих людей: кто получше – те стоят повыше, кто похуже – те пониже. Слушаться нужно тех, кто выше.

Сами они стремятся к доминированию, возможности подчинять себе окружающих. «Правильные дети» предпочитают играть с теми, кто младше по возрасту, потому что ими легко командовать.

Кадр из мультфильма «Босс-молокосос»
Вообще, при воспитании «правильного ребенка» важно делать акцент на развитии морально-нравственных качеств, иначе его жизненным правилом станет «кто сильнее, тот и прав».

Начиная с дошкольного возраста за ним потянется шлейф конфликтов, драк, обманов. В школе он организует «дурную компанию» или станет инициатором травли. В этом случае остановить его можно только с помощью другой силы. Силу он уважает, к тому же, как я уже говорила, он мстителен и злопамятен.

Вот почему при воспитании таких детей важно уделять как можно больше внимания нравственному воспитанию. Важно дисциплинировать, важно четко регламентировать деятельность, учить жить «в рамках», соблюдая правила. Хотя это непросто. Любые бытовые ограничения вызывают у «правильных детей» бурную реакцию.

Родителям требуется колоссальное терпение, чтобы, выставляя рамки, не перейти на уровень физических наказаний, если перейдут – это только укрепит у ребенка культ силы и агрессивную модель поведения.

Плюсы при воспитании ребенка этого типа: можно опираться на силу рациональных аргументов.

Если показать взаимосвязь между школьными оценками и материальными успехами в дальнейшей жизни, ребенок (при наличии интеллектуальных способностей) будет учиться в школе азартно и без принуждения.

«Звездный ребенок»

«Звездный» – не потому что реально звезда, а потому что так о себе думает. Субъективная заявка на исключительность.

Очень любит быть в центре внимания. Обычно это получается за счет внешней привлекательности, выразительной мимики и артистичной жестикуляции. Порой ведет себя неестественно, наигранно.

На уроках «звездные дети» суетливы, беспокойны, везде вставляют свои замечания и комментарии.

«Звездные» первоклашки часто на уроках тянут руку, даже не зная ответа. Учителя недоумевают: «Зачем тянуть руку, если нечего сказать?» Так ведь потребность у «звездного ребенка» в другом. У него потребность «быть замеченным». Его спросили – значит, его заметил учитель. Он встал отвечать – значит, его заметил весь класс.

На упорный кропотливый труд у него нет ни времени, ни желания. Уровень жизненного тонуса обычно средний, поэтому требуется частая смена деятельности и перерывы на отдых.

Такие дети часто меняют кружки и секции: «Если не получилось стать тут первой и самой лучшей, то пойду в другое место».

«Звездный» ребенок совершенно не критичен к себе и склонен обвинять окружающих в предвзятости.

Перед родителями стоит задача вырабатывать у «звездного ребенка» терпение, упорство и самоконтроль. Очень важна родительская поддержка и помощь в учебе. Родители должны оставаться фан-группой, помогающей в самореализации, создающей ситуацию успеха.

«Дружелюбный ребенок»

Милые, добрые дети. Бывают веселыми, шумными, болтливыми, а бывают тихими и спокойными. Мягкое, приветливое выражение лица. Внешне обаятельны. С ними очень уютно общаться. Вежливы, доброжелательны. Из них получаются надежные друзья, готовые всегда прийти на выручку, выслушать, посочувствовать.

Не ставят перед собой сверхзадач, довольствуются меньшим, чем могли бы. Отказываются от роли лидера, предпочитая быть душой компании. Умеют довольствоваться в жизни тем, что имеют.

Пожалуй, единственная сложность при воспитании такого ребенка являются периоды флегматичности вплоть до меланхолии.

Самое разумное в таких ситуациях – поговорить с ребенком по душам о том, что его волнует, позволить ему прогулять один учебный день. Он потом все нагонит, а после спада в настроении всегда наступает ресурсный подъем.

К традиционной школе такие дети адаптируются достаточно легко, быстро заводят друзей. Учатся хорошо, старательно, но, скорее, не для себя, а чтобы не огорчать близких. В периоды каких-то волнений, связанных с межличностными отношениями, могут терять работоспособность.

Не стоит «включать» строгость, если «учебные провалы» происходят по причине эмоциональных переживаний, это лишь усилит глубину переживаний: «Меня не понимают».

Мотивационные «хватит ныть» и «сам виноват» с «дружелюбным ребенком» применять не эффективно. Только поддерживать, подбадривать, говорить: «Мы вместе. Мы всегда тебе поможем».

Читайте также: 

6 признаков того, что вы стали рабом своего ребенка

Как воспитать умного ребенка: советы Максима Поташева

Юлия Гиппенрейтер: «Дети расцветают, когда их понимают»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
3
Лошева Марина
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
Спасибо, согласна с Вами.
СсылкаПожаловаться
terra
В ответ на комментарий от Нина Тимофеева
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
В вашем комментарии больше информации, чем во всей статье)
СсылкаПожаловаться
Нина Тимофеева
Это не психотипы, а какая-то очередная среднепотолочная классификация. "Творческие" дети, видимо, интуиты-логики, ну так они могут быть интровертами и экстравертами, общаться мало (но с близкими охотно) или много и шумно. Бепорядок присущ всем интуитам, в том числе, этикам, которые могут быть тоже очень творческими, и среди них тоже есть интроверты, предпочитающие нескольких близких друзей шумной компании.
"Правильные" дети и "Звездные" дети, скорее всего, результат воспитания (неправильного в обоих случаях), возможно, у правильных еще сильная воля. Это тоже несколько возможных психотипов. Плотное телосложение может быть и Джека, и у Бальзака и просто у очень хорошо раскормленного ребенка ))
Дружелюбными дети могут независимо от умения общаться, а говорить «хватит ныть» нельзя никому. «Сам виноват» можно сказать с пояснением, после поддержки и не в качестве ругани.
А утверждать, что нервная система не влияет на поведение, тоже не совсем верно. Нервная система определяет темперамент, который безусловно проявляется в поведении. Тип нервной системы определяет скорость возникновения и затухания нервных реакций. И что вообще за зверь "внешние формы поведения"? Поведение всегда "внешнее", и им можно научиться управлять, вежливости можно научиться, сдержанности (отчасти), умению общаться и т.д. Важно то, что внутри.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
KukushkaЗуд законотворчества

Добрый день коллеги! Тема немного грустная. Наша дума ночами не спит, о нас думает. И придумала, что мы все должны налоги государству платить. Те кто не работают должны и в фонд пенсионный отчислять и в соцстрах. А то что государство за них платит. Хорошо хоть не со средней зарплате по Госдуме, а по минимальной зарплате. То есть если вы сидите с детьми, потому что их деть некуда, платите, все равно вам деньги не нужны. Или идите работать, а потом вас штрафанут за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Автор - Вострецов Сергей с годовым доходом за 2017 год более 5 млн рублей. Кстати, он же предлагал лишать родителей детей, участвующих в несогласованных митингах, родительских прав.  За пенсионную реформу он тоже топил во всю мощь. Идеальная идея - обложить неработающих налогом, тогда это станет не выгодно и все работать пойдут, экономика поднимется как на дрожжах. Печальная ирония.

501
Big RolfБез детей намного лучше

Мы с моей женой живём вдвоем. Я хорошо зарабатываю, она держит свой магазин. Объездили пол-мира. Детей нет. И не планируем. Глядя на наших знакомых, у которых по 2-3 ребенка, мы понимаем что нам не нужны эти бесконечные сопли-вопли дома, лишние расходы, лишний головняк. Ведь с ребенком никуда особо не поедешь отдохнуть, а если уж и поедешь, то сами не отдохнем и другим не дадим. В общем, подумайте много раз, перед тем как заводить детей - вы от этого приобретёте что-то, или загубите молодость

475
Маковаяподстава родителям - болтательная

Сыну 8 лет. Подозрения про несуществование деда мороза бродят давно, открыто его еще никто не просвещал, но в школе они это обсуждают, да и подарок получить хочется! А вчер а читали книжку, довольно современную, автор Крюкова - у нее целая серия про школьников. О жизни 4-классников. И там прям открытым текстом - деда Мороза нет, сказка для малышей, да еще и стих учи [smile]joy[/smile] А какие вам смешные случаи-подставы вспоминаются?

138
МариДетский сад

Хочется поговорить с теми, кто столкнулся с ситуацией, подобной моей. Ребенка отдала в сад в 2,4, предложили место раньше. Я согласилась, хотела выйти на работу. Ребенок уже почти год ходит. но за все время он в группу спокойно без слез зашел от силы раза три четыре. С работой тоже как то не ладится. Прям не знаю как поступить. Если честно, то уже возникает желание забрать ребенка из этого сада и сидеть дома. Может вы что подскажете?

133
Львица СтрастнаяВыйдешь погулять со своим дитем... У меня ноябрь что ли-настроение революционное)))

 Для всех ворчунов, советчиков -тема болтательная и не обязательная))) Решили мы погулять с сыночком в выходной день (3 года с хвостиком). Настроение отличное, играем. Начали с футбола. Мой убегает, я догоняю...Мяч заиграла семейка-папа, старшая дочь лет 10 и малек чуть больше года. Их младший поиграл сам с собой, мой терпеливо ждет. Понимает уже-малек перед ним…Но потом игра продолжалась уже без моего сына))) Папа своего  "королевского семейства" решил, что играть будет ОН и его старшенькая. Нормально? Я думала, ну вместе поиграем или хотя бы и с их младшим наследным принцем...Мальчик мой расстроился и мне пришлось прекратить игру.  Ну все же Я служу только своему сыну)))  Ладно-переключаемся мы оба быстро. Забыли! Посадила на качели. Сам уже качается, я отошла к урне-бумажку выбросить. Недалеко-метра три. Поворачиваюсь на визг и что я вижу? Мелкий граф лет пяти за рукав стаскивает моего недоуменного отпрыска и залезает сам. Мама, графинья, лишь глаза подняла от телефона и мягко прогундосила:" Ну, Ииииигорь. Ты зачем мальчика стащил?" Ответ шедевральный: "Мама, ну он же МАЛЕНЬКИЙ!" И всё.  Нет,не так-и ВСЁЁЁЁЁЁЁ! Игорь качается. У моего глаза наливаются слезами… Я подхожу ближе к маме и влючаю гневную кухарку : "И что-мне самой продолжать -повоспитывать вашего сына?!" Мадам вспыхнула, но надо отдать ее должное-ребенка все же своего стащила. Что было дальше -не описать словами. Игорь вырывался, несколько раз подбегал  к нам. Минут через пять нас сменила  девочка с бабушкой...Игорь еще больше взбесился. В итоге телефон у мамы в лужу упал…Тут она вообще взъерепенилась. Сама закричала на ребенка- ИГОРЬ, НУ ЧТО ЗА СТЫДОБА? А как вы ведете себя с господами? У меня ноябрь что ли-настроение революционное))) Поэтому кипю...

118
ОльгаГрафик отпусков

Мамы школьников, подскажите! При составлении графика отпусков, имеют ли какие-либо преимущества родители школьников. Хотелось бы взять отпуск на осенние/весенние каникулы, а другие (бездетные) сотрудники тоже претендуют на эти числа. Москва. Лето интересует тоже.

117
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru