Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Опасные заблуждения о раннем развитии

Все родители хотят для своих детей самого лучшего. Взрослые боятся вырастить неуспешного ребенка, все вокруг твердят, «что после трех уже поздно». Детский психолог Кристина Кисленко рассказывает, чем может навредить слишком раннее развитие.


Depositphotos.com

Не развитие, а способ потешить самолюбие родителей

Ведущей деятельностью дошкольника является игра – свободная, эмоциональная, творческая. Именно в играх он учится фантазировать, делать выбор и управлять своим поведением. «Жертвовать» временем для игр ради развивающих занятий ни в коем случае нельзя, однако и отказываться от обучения совсем не стоит.

Важно правильно подойти к выбору развивающей методики. Например, многие из них сводятся к досрочному обучению школьным навыкам (чтение, письмо, счет), а также накоплению энциклопедических знаний.

Специалисты в области детской нейропсихологии, психофизиологии и педагогики говорят о том, что такие методы не являются развивающими в истинном значении этого слова. Речь идет скорее о натаскивании ребенка на выполнение определенных действий и демонстрации достижений окружающим.

В лучшем случае ребенок просто «проглотит» неактуальную для своего возраста информацию. Например, дошкольник вполне может запомнить несколько десятков государственных флагов. Другое дело, насколько эти знания на самом деле развивают его интеллект? Скорее это довольно безобидный способ потешить самолюбие родителей.

«Работа над ошибками» будет стоить очень дорого

Существуют и опасные последствия обучения, не соответствующего возрастным возможностям ребенка. Опережающие интеллектуальные нагрузки приводят к энергетическому и информационному обкрадыванию нервной системы ребенка.

Яркий пример – попытки научить чтению двухлетку. В таком возрасте мозговые центры, отвечающие за механизм распознавания буквенных знаков, еще не созрели. Задача оказывается слишком сложной для ребенка. Чтобы справиться с ней, мозг использует те ресурсы, которые обычно направлены на развитие других функций.

Например, для 1-3 лет, это координация движений (крупная моторика), восприятие пространства, развитие активной устной речи. Получается, родители заранее обучают ребенка чтению, которое он и так освоит чуть позже, и при этом лишают его энергии для развития тех навыков, которые должны сформироваться именно сейчас. Восполнить этот пробел в будущем будет довольно сложно.

Ребенку не нужны просто знания

Как родителям избежать подобных ошибок? Во-первых, вместо прямого обучения конкретным навыкам лучше сделать акцент на развитии психических функций, на основе которых эти навыки формируются.  

Вместо раннего чтения, математики, письма – игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Вместо большого объема информации к запоминанию – способы эффективного восприятия и обработки важной информации в дальнейшем.

Важно дать ребенку не знания сами по себе, а орудия, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать информацию, хранить и использовать ее.

Найти универсальную методику развития, которая отвечала бы всем этим целям, невозможно. Однако есть огромное количество игр и пособий, которые направлены именно на развитие познавательных процессов. Среди них – как популярные, которые есть в каждом доме (лото, мемори, головоломки, виммельбухи), так и малоизвестные, которые в своей работе используют логопеды, психологи и педагоги. Подробнее об этих играх мы расскажем в  следующей статье.

Читайте также: Нужны ли детям «развивашки»: опыт мамы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
21
Lilit L
В ответ на комментарий от Та самая Лиля История переписки2
Та самая Лиля
Это точно, именно так вы разпознаете кого водили в сад регулярно , кто у бабушки отсиживаляс и не только с соплями. А мнимиы е"болезни живота" - ведь это они уже усволи как манипулировать взрослыми, штаны как следует заправльть - только к концу щестого года или даже в первом классе.
СсылкаПожаловаться
ну тут уж многое от родителей зависит))) Наша барышня ни дня не ходила в дет. сад, но мы ей не потакаем, с полутора лет учила её одеваться самостоятельно, сейчас вон уже и с уборкой помогает (ей сейчас 6,5), пыль протереть, кровати заправить, диваны-кресла пропылесосить - это уже её обязанности, и ведь делает качественно)). Про одеться-обуться самостоятельно - это уж и речи не идёт, я могу помочь только замок на платье на спине застегнуть. Просто надо родителям осознавать, что наша обязанность именно научить ребёнка обходиться без нас, а не жить за него.
СсылкаПожаловаться
Та самая Лиля
В ответ на комментарий от Lilit L
Lilit L
с года до трёх лучше научить ребёнка самого одеваться-обуваться, шнурки завязывать и пуговицы застёгивать - отличные упражнения для развития мелкой моторики, да ещё и бесплатно. А то посмотришь иной раз - ребёнок умеет читать-писать-считать, уже на английском говорить начинает, а правый ботинок всё на левую ногу надевает, не может сам ни обуться, ни одеться(((( Много раз такое видела в развивайке, куда дочь водили. Развивайку выбрали специально так, чтобы там не давали знаний и навыков не по возрасту.
СсылкаПожаловаться
Это точно, именно так вы разпознаете кого водили в сад регулярно , кто у бабушки отсиживаляс и не только с соплями. А мнимиы е"болезни живота" - ведь это они уже усволи как манипулировать взрослыми, штаны как следует заправльть - только к концу щестого года или даже в первом классе.
СсылкаПожаловаться
Boshenta
Восприятие верёвки как змеи так же ошибочно, как и восприятие верёвки как верёвки. Авторы статей на тему "после трёх уже поздно" так же не правы, как и автор данной статьи. Присоединяюсь к высказанному ранее мнению Галины Добровой: нельзя навязывать ребёнку то, к чему у него ещё нет когнитивных предпосылок. Но искусственное торможение развития нередко приводит к не менее печальным последствиям, и потеря интереса к учёбе из них, наверное, самое безобидное.
Говорю целиком и полностью на собственном опыте: читала вывески, отдельные слова и короткие фразы уже в 2,5 (бабушка показывала буквы, но планомерного обучения не было), в четыре потребовала у мамы азбуку и одолела её за один день. Скорость обучения, скорость восприятия информации остаётся высокой даже сейчас.
Сталкивалась я и с искусственным торможением - последний год детского сада и первый класс (в школу пошла в шесть, устроив не один десяток безобразных истерик!) были настоящим адом.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
In cloudsКак приобщить мужа к ребенку заново?
Ребенку почти год, и весь год я тащила его на себе. Во дура-то. Оберегала мужа, жалела его, давала ему выспаться. Думала, ну он же работает, устает... В итоге ребенку год, а я выжата как лимон, и мне нужна помощь. Но муж уже не хочет помогать, он привык, что жена и ребенка развлечет, и покушать приготовит, и пол помоет. И кстати на свои женские штучки сама заработает тоже, ребенок же спит целых 2,5 часа в день. 

Знаю, сама виновата. Надо было нагружать. За весь год муж 1 раз покормил ребенка ночью (ИВ), раз 5 уложил спать, утром дал мне поспать 3 раза. Уже месяца 3 пытаюсь привлекать его, но встречаю жесткий отпор. Отмазки супер. Я не выспался, я вчера поздно лег, я устал, у тебя лучше получается, он у меня не уснет. Аргументы "я тоже устала" и "всему можно научиться" не действуют. Ласковые просьбы тоже. Угрозы тоже. 

Меня это положение дел не устраивает категорически, я хочу помощи от мужа. Когда я могла сама все делать, я помощи не просила, давала отдохнуть. Сейчас мне нужна помощь, а он не понимает. 

Все чаще думаю о разводе. Говорят главное пережить первый год ребенка, но вот год почти пережит, и, как раз, сейчас самые ужасные отношения с мужем, мы ругаемся каждые 5 минут. И все потому что, я замучена в край, а он не хочет помогать. Главное в этом предложении - потому что он не хочет. Всегда воспринимала семью, как команду, что мы в одной упряжке, мы оба трудимся во благо. А у нас - один телек смотрит до часу ночи и спит до обеда, а второй в 6 утра пытается полы помыть с ребенком на руках. 

Есть шанс вернуть силы мужа в семью, или время упущено безвозвратно? Возможно ли как-то приобщить мужа к ребенку, если тому уже почти год, или все, сама упустила момент и выход один - развод?
824
татьяна конюховаХороший муж и хороший отец- это неразрывные понятия?
Просто поболтать) Вопрос, собственно, в теме. Только вот дополнение. Меняются ли критерии " хорошего " отца и мужа с возрастом? Ну, это для тех, у кого уже взрослые дети).Заранее спасибо всем, кому интересна тема и кто прокомментирует)
240
ЦирцеяЗабытые браки советских звезд, о которых уже мало кто знает....
Сейчас постепенно забываются лица любимых советских актеров, особенно молодые. Как забываются и некоторые факты из их биографии, как то ранние и непродолжительные браки. Честно говоря, после этих фотографий возникает чувство, что все актеры и актрисы СССР так или иначе были когда-то женаты.
Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов

Начинающие актеры познакомились в 1947 году на съемках фильма «Молодая гвардия», когда Вячеславу было 19 лет, а Нонне — 22.Тихонов долго добивался расположения Мордюковой и даже просил ее маму поспособствовать их отношениям, угрожая самоубийством. В конце концов Нонна ответила взаимностью, а в 1950 году у пары родился сын Владимир.
«Я сразу поняла, что он мне активно, трагически не нужен, — вспоминала Мордюкова. — Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить вместе. Вернее, не жить, а мучиться — ни ему домой не хотелось, ни мне».
«Развивалась наша семейная жизнь коряво. Всегда в долгах как в шелках, еле перебивались от зарплаты до зарплаты», — говорила Нонна. Они были готовы развестись уже через год, но разводы тогда были явлением фактически постыдным, так что супруги мучились вместе целых 13 лет.



169
Маркиза не ангеловНочные королевы

Художник  Ханс Зацка,  Фавн и Нимфы
160
Дарья СВопрос мамам девочек- подростков.
Добрый день!
Своих дочек у меня нет, поэтому спрошу тут.
1) может ли быть такое, чтоб ваша дочь лет 13/14/15/16 гуляла целый день где хочет/ с кем хочет/ сколько хочет, а вы б ее не контролировали хотя бы по телефону? Не искали?
2) Ваша дочь плохо учится, а вы не предпримаете мер, не нанимаете репетиторов, не записываете на курсы, не заставляете, не контролируете.
3) бывает ли чтоб девочка постарше обратила внимание на зелёного пацана и занизила возраст?
Суть- сын девочку домой привел. Познакомил. Живёт на другом конце города. Это точно, школу назвала. Сама приезжает к нам на автобусе и шатаются они тут целый день, на мои вопросы не по потеряют ли ее родители, отвечает что разрешают гулять сколько хочешь, не ищут. Сын уверяет, что ей никто не звонит. Врут оба? Чтоб я своему разрешала безконтрольно гулять?
Зашла она на страницу мужа, там написано, что ей 16. Тогда она в 9. А не в 7 как мой. Но тогда она должна ОГЭ сдавать! А не гулять. Кстати, завтра уезжает на три недели в деревню, видеться не будут, может правда ОГЭ?
Я против ничего не имею, за сына рада, любоффффььь, но он мне вариант, что только я контролирую, заставляю вовремя домой, звоню и т.д. А больше мол, никто. А мои друзья не в счёт, ибо " они как я".
А мне дико!!! Ну она же с двух часов до 22 не ест получается, если мой в Макдак не сводит. К нам не идёт есть, стесняется. И родителям все равно??? Как такое быть может?
Я уж своему карманы набиваю, мандаринами, шоколадом, орешками.
Самый прикол, в контакте она записана под нашей фамилией! Она редкая. Не однофамилица, точно. А родители не проверяют, что ли? Или она букеты перед домом выкидывает? Мой вечно сирень дерет, все локти в хлам.
Не знаю, что и думать. Вот тебе и антисоциальный сыночек)))
150
ТориИ кстати!
С нашими разъездами забыла вот, какую интересную весчь. ;) Как вчера писала, приезжала к нам "молодуха", как беднягу на форуме окрестили.
До этого дочка мужа заявляла, что поздоровается и больше не выйдет из комнаты. Однако... вполне сносно пообщалась с девушкой, обсудили детали будущего платья, посидели все вместе.
А некоторое время назад стала с папой разговаривать. Вообще, по ней видно было, что помириться она хочет, но не знает, с какой стороны зайти, чтоб и марку выдержать.
И вообще... Нет-нет и скажет, мол, "Тоне должно понравиться у нас в деревне" (имеется в виду, где её бабушка живёт) или "Вот приедешь к нам, спроси у бабушки, как она готовит..." Один раз даже свою свадьбу представляла и гостей перечислила: её мама с бабушкой и Ко, мы с папой, мои дети...

Так что всё у нас вполне прилично.
А сгущать краски у нас на форуме ой, как любят! По многим темам это замечаю.
130
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru