Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
182
Андрей
В ответ на комментарий от Светлана Борисова История переписки2
Светлана Борисова
Здесь нет противоречия со статьей. У каждого свой темп, есть и РОО... Главное- нельзя за амбициями не видеть ребенка...
СсылкаПожаловаться
Тем можно существенно увеличить мотивацией, только мотивацией которой ребенок глубоко проникся, то есть любит ребенок велосипед, так составьте режим дня, что бы после занятий ребенок с вами поедет в лес в парк на велосипеде, а время ограниченно, кататься хочется больше, следовательно уроки нужно сделать хорошо и так что бы не переписывать, и скорость и качество сделанного улучшается. И расхлябанность пропадает.
СсылкаПожаловаться
Андрей
В ответ на комментарий от Людмила
Людмила
Ну весь уже доказано, что раннее развитие вредит! О каком изучении иностранного вы говорите, если дети ещё в родном языке звуки не все выговаривают?! Читаешь, общаешься и понимаешь, что мамаши действительно ополумели. Играйте со своими детьми, общайтесь, гуляйте и в процессе этого давайте информацию соответственно возрасту. Куда бежите?! Хочется похвастаться перед соседкой? Ну, тогда вам можно лишь посочувствовать
СсылкаПожаловаться
На счет раннего развития не соглашусь, как всегда правда посередине. В Индии дети в школу идут с 4 лет. Английский нормально мой сын изучал с 5 лет, с нормальным репетитором, с которым и пели и танцевали, то есть начали с игровой формы обучения и нормально втянулись, естественно про чтения и письмо забывать не стоит. И не надо забывать и про все остальное, про частое катания по лесу на велосипедах, про кино и зоопарки и про увлекательные для ребенка настольные игры. Мой уже до второго класса с успехом работает с отрицательными числами, причем научился сам благодаря настольным играм, так как по условием игры нужно считать и отрицательные числа, но считала, у нас бабушка, но а ребенок следил за счетом по своему желанию, ну так сам и научился. Все лето почти каждый день занимался, но всего около часа в день, но эти занятия были плодотворные, второй класс по математике прошли, и полтора месяца третьем занимаемся, без всякого экстрима. Просто ребенка нужно приучать к системе получения знаний и понятному режиму дня, ребенок должен знать, он с уроками справиться, а дальше будет очень интересно, типа поездки в лес на велосипедах, или еще чего, иногда игры компьютерные, тогда все будет легко и плодотворно. По школьную систему согласен, она далеко не идеальна, а учить надо, так как рынок труда за который достойно платят крайне ужат, и это тоже ребенок должен знать.
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Чтобы понять ребёнка и его стремления, надо его чувствовать и вспоминать своё детство. У меня старший сын попросил купить ему азбуку в 3 года и четыре месяца, потому что соседская девочка с удовольствием делала уроки в первом классе, когда рядом, развесив уши, сидел мой младший сын. К 4 годам он уже бегло читал, математикой занимались мы, родители. Со вторым сыном было всё наоборот. Мы не настаивали, ожидая... Даже со многими проблемами в первом классе. Результат: мальчишки поступили в Московский ВУЗ, но на разные факультеты, отучились бесплатно и нашли себя в жизни!) Так что, если ребёнок просит о чём-то в связи с его дальнейшим обучением, не надо ему в этом отказывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Ирина КрасавинаПо следам.....

Девочки, я тоже хотела бы поднять тему детей и родителей.  Вчера пришла моя племянница со школы, вижу, что не в духе, подавленная. Спрашиваю что случилось и тут она начинает рыдать взахлеб. Успокоилась, рассказывает. В классе у них есть девочка, которая вчера при всем классе выражалась в сторону племянницы примерно так: ты сиротка, папа алкоголик, тебя сдадут в детский дом, где ты будешь носить обноски, тебе никогда не купят такой телефон как у меня, потому что ты сиротка....У меня от этого встали волосы дыбом.....Ребенок еще не отошел от смерти матери до конца и тут такое. Я головой понимаю, что дети сами об этом не узнали, это все они берут от родителей. Муж вчера рвал и метал, чуть ли не собирался ехать домой к этой девочке, еле удержала. Потому что он вспыльчив и не дай бог чего....Я хочу поднять этот вопрос на род. собрании в пятницу. Только не знаю что и как говорить. С племянницей поговорила в таком ключе: не смотря на то, что у этой девочки есть родители, она невоспитанная и очень не красиво себя ведет, что в детский дом никто ее не сдаст, что люблю ее как дочку и все у нее будет хорошо.  Но вот как это все преподнести родителям на собрании?Муж собирается со мной, не знаю как его отговорить.... У меня еще вопрос к учительнице, почему она это не пресекла, по словам племянницы она была в классе в это время.  

449
VaalisБез претензий на оригинальность

Добрый день! Дальнейший просмотр темы не советую осуществлять беременным женщинам и детям [smile]stuck_out_tongue_winking_eye[/smile] Итак. Мы закончили ремонт. Сначала немного скучных цифр и фактов: Ремонт квартиры в 36 кв.м. Всего было потрачено порядка 520 тыр., из которых: 280 тыр. - это оплата отделочных работ от подготовки к черновой отделки до полностью чистовой отделки. 120 тыр. нам стоили черновые материалы, 80 тыр. чистовые материалы, еще отдельно оплачивали 10 тыр. сантехнику за замену стояка холодной воды, и 30 тыр. окна, если бы изначально договаривались на ремонт, то материалы по окнам вошли бы в 400 тыр., но у нас получилось все наоборот [smile]joy[/smile]

411
Хатуль МаданДетки в клетке.

Сижу. Злюсь. Сильно злюсь. Злилась всю дорогу так, что аж руки тряслись, хорошо хоть удержалась от разборок на месте. Коллективный разум нужен. Есть у сына моего одноклассница, ей 9, ему будет 9. Третий класс. Пришла сегодня за ним в продленку, стоим с мамами, ждем, когда дети выйдут. Мама этой одноклассницы делится впечатлениями о первом уроке программирования, который был вчера. Рассказывает ее дочка молодец, а мой - огурец. Он там с учителем поругался, делать ничего не хотел, умничал, учительница на него наоорала, компьютер забрала, он плакал, извинялся, 10 минут стоял наказанный, потом ему комп отдали. Сказать, что мне было стыдно, ничего не сказать. Вышел сын, забрала его, идем по дорожке из школы, он, одноклассница эта, мама ее с другими мамами чуть приостала. Поскольку естественно эту историю я вчера от него не слышала, то вот, думаю, и расставим все точки на И, заодно и за вранье получит. Спрашиваю, что и как? Он в отказ, не было такого и все. Спрашиваю у нее, мол, что за история вчера. И начинает она хвостом вилять, ******************************************************************.  Извините, говорит, я немножко придумала и улыбается. ************************ НИЧЕГО НЕ БЫЛО. Сказала ей: иди и матери своей расскажи как есть. Дошла до дома трясет реально, сахар 20+.  Девы, что делать с ней? Маленькая ********* выдумала грязи вагон, вымазала вместе с матерью моего парня. Слов нет.

299
Ваше ВеличествоGucci. RTW весна-лето 2019.

Вчера Gucci впервые представил коллекцию в рамках парижской, а не миланской Недели моды. Презентацию своих новых творений Алессандро Микеле устроил в театре Le Palace — культовом месте французской андеграундной тусовки. Традиционный подиум отсутствовал — дефиле проходило между рядами, а в финале модели выстраивались на сцене.  Входным билетом на шоу весна-лето 2019 Gucci стала... садовая рассада. Точнее луковицы анемонов, фрезий, посевного шафрана, мускари, тюльпанов, гиацинтов и даже корень аптечного имбиря.  Продолжение в комментариях...

296
Алёна Т.Если двое детей, то ты домашняя клуша без вариантов?

Что-то я приуныла. Детей двое. С первым вышла в год на работу. Сейчас сидеть некому - жду 3-летия дочки и на работу. О моих планах все участники событий знают, тем больше моё недоумение от их слов. Мама: тебе бы найти работу два через два. Я: ещё лучше на полдня, только фиг ты такую работу найдёшь по моей специальности. Мама: а как ты их будешь на кружки и секции водить и дома все успевать? Свекровь: надо тебе работу рядом с домом найти в детском саду или школе. Ну прям точно, мечтала я техничкой или младшим воспитателей пойти с 2 образованиями и более чем 10 летним опытом работы. Золовка: надо вам третьего родить! Ага, прям счас, у неё не спросили, что нам делать в нагрузку с ипотекой. Ещё одна родственница: да зачем тебе работа. Двое детей это так тяжело, потом школа пойдёт, уроки делать после работы тяжело, да ещё с двумя. Плюс кружки, плюс дом. Короче, сиди дома. Нет, ладно б они эти идеи по разу выдали - все мы ляпаем невпопад, но на регулярной основе... Это у всех так с двумя и более детьми или мне одной с родственницами повезло?

230
яВысокие отношения и как скучно я живу.

Две фразы, которые меня конкретно так выбешивают.  Скучно живешь? Радуйся. У тебя адекватные родственники. Здоровые дети. Любящий муж.  А высокие отношения... так тоже никто не застрахован. Просто кто-то быстро выходит из всего этого. А кому-то нужно время. Обстоятельства складываются по разному.  Да и вообще. Сегодня ты жена преуспевающего бизнесмена. а завтра... Внеплановая проверка. Куча долгов. Муж запивающий коньяк водкой. Первое рукоприкладство на психе. Второе от безысходности. И третье по привычке.  Сегодня ты бизнесвумен. А завтра та же фигня... И сама стоишь на табуретке, просовывая туда свою голову.  А подкосить может что угодно. Болезнь. Смерть. Финансовые проблемы. Война...  Так что, дамы, [b][u]радуйтесь[/u][/b], что  вы крайне "скучно живете" и у вас не "высокие отношения".  Далеко не всегда это ваша заслуга. И далеко не всегда, такая веселая жизнь и крайне высокие отношения - это вина пишущих здесь людей.  Навеяло, после прочтения одной из темы)

170
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru