Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
182
василий чапаев
Огромное спасибо !!!!!!! Очень актуально,для меня - и очень все интересно.
СсылкаПожаловаться
Мария
Познавательная статья, согласна на 100%.
СсылкаПожаловаться
Ловозерская ТИК
Замечательная статья. Вот только в нашей школе ждут от ребенка всего того, что в статье, вполне справедливо, считают не важным. И у детей - куча проблем... Индивидуальный подход только декларируется
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Просто АнониМ 69Помощь родителям
вопрос такой:стали бы вы помогать материально, например, своим родителям в ущерб своей семье (т.е. деньги не то что не лишние, а очень нужные!), ну и кроме того пенсия моей мамы равняется моей з/п, т.е. такую же сумму я трачу на нас двоих.
муж есть, но его финансы я в расчет не беру по ряду причин......т.е. считаем, что их нет.
тема для позитивного обмена мнениями!!!
после смерти папы маме совсем не хватает денег и тратит она их сразу все практически..... естественно это изменить нереально
171
АнонимВоспитатели просят установить программу whatsapp.
Типо, им удобнее кидать срочные новости туда, т.к родители редко заходят вк. А вк есть группа, в которой я и так все читаю. Плюс есть телефон, если у них что-то сросное. Мне не нудна эта программа, т.к у меня ограниченный круг общения и мне достаточно обычных звонков и гпуппы вконтакте. Могу я не пользоваться этой программой, интересно? Просто воспитатели каждый день что-то выкладывают, все время что-то просят. Надоели, если честно. 
170
МармозеткаЛюбимчики
Девочки, привет! Суббота, безделье, тема родилась, хоть и не нова, покидайте фоток вашего любимого мужского типажа, актеры, мужья, певцы. Интересно)) 
166
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка ч. 2 и про поборы в сад
Всем привет! Почти год назад создавала тему что необходимо мне было отвезти ребёнка к моим родителям за почти 3000 км от себя.... большинство писали что я плохая мать и что нифига не верну ребёнка через пол года как планирую. Что ребёнок чуть ли не навечно с бабушкой и останется. СПАСИБО тем кто меня поддержал, вас единицы оказались!! Ребёнок к маме вернулся, как и планировала. Да, тяжело... да, сопли, больничные, которые я не могу брать... но я пытаюсь и пока справляюсь. Про вторую часть темы: группа в госсадике начала работать с 1 октября, на собрании решили что для нужд группы необходимо 1500 с каждого. В списке нужд был муз.центр, игрушки, СД книжки (это меня больше всего возмутило, ну да ладно), подарок воспитателю с прошедшим юбилеем (ну тоже согласилась) конц.товары и хоз! товары. Меня на собрании не было..... мамский садиковский чат на два часа почти меня выбил и мысль заново не построю... короче, ещё по 2000 написали сдать и того 3500 на нужды для садика и на мои вопросы родкомитет ответил что а вдруг бахилы закончатся... ну не 2000 же с ребёнка бахилы.. сумбур короче. Всем ещё раз привет!!!
131
KOROLEVAПро любовь)))
Всем добрый субботний выходной вечер,если кто вдруг сюда заглянет,черканите,мне,непутевой,пару строк,отрезвите меня,или не знаю что. Я не тролль,пишу правду.Мне некому выговориться,не с кем посоветоваться... Мне почти 30.Замужем,двое детей.С мужем живем так себе,я его люблю,но ругаемся постоянно и я серьзно думала о разводе.Но детей жалко. Когда мне было 13 лет примерно,в наш городок приезжал из Харькова скажем мужчина))потому что мне было 13,а ему примерно 31,он сразу мне запал в душу,или это девичья влюбленность была,он тоже вечно на меня заглядывался,мы как дурачки улыбались друг другу,многие это замечали и мама моя тоже.Ну она сдедила за мной и т.д. Мы постоянно ходили к речке купаться и ловить рыбу. Разговаривали обо всем на свете и нам так хорошо было вместе. И мы оба понимали что влюблены друг в друга.Нл я была маленькая))а он такой тип,жил с мамой и побаивался девушек,то есть у него никого не было.Так проходило лето за летом,в этой странной влюбленности.Когда мне было 17 лет,он приехал зимой и я приехала в гости к родителям,уже училась в другом месте к тому времени,мы встретились... так получилось,что тогда первый и единственный раз мы стояли на морозе и страстно целовались и обнимались))) Он уехал в тот день,из поезда писал мне смс многочисленные,типа солнышко я тебя люблю люблю люблю больше всех в жизни,и очень хочу,чтобы мы были вместе...тогда это была наша последняя встреча вместе. Я познакомилась с мужем,родителям он сразу не понравился и мама сказала,уж лучше Славик,чем он,хоть Слава намного старше.Славик,это моя "любовь'". Потом я его уже не видела. Много лет.А этим летом он приехал и я с детьми была у родителей.Гуляли с сыном,он мимо проезжал на велике,поздоровались,мило улыбались.Потом ехали на машине с мужем,он нас видел,он так смотрел на меня,я знаю его взгляд.Я о нем никогда не забывала.А как только вспомню,начинает щемить сердце и я начинаю плакать...Я понимаю,время ушло,у меня дети и они для меня главное.А Славик -"мой Ральф", как Ральф для Мегги из Поющие в терновнике.)))))Сегодня он мне ВСЮ ночь снился,я целый день рыдаю... Думаю о нем и думаю.В соцсетях его не могу найти,а так хочу найти его и написать ему...но увы.... Спасибо всем,кто дочитал мое нытье....
89
Луч с небесБеременна. Нахожусь с МЧ лишь из-за страха.
Начну с начала, и попрошу отнестись с пониманием. Мне 22, ему 32. Начились отношения не лучшим образом. В августе 2018. Переспали в день знакомства, далее дабы не очернить свою репутацию, решила с ним «походить» и разорвать через месяц, два... Страсти и общие гулянки. Уже скоро НГ. Решила, если доживем до НГ, познакомлю с родителями(первый кого привела в дом). Так и случилось. Жили вместе у него. Постоянные ссоры, скандалы, его бухаловка на неделю, переписки с женщинами, мои вечные переезды от него домой, потом обратно. Так и жили. В Июне переехали на дачу к моим. Два месяца вёл себя идеально. Кстати, постоянно делал мне ребёнка, но я контролировала. И вот пока 2 мес был «хорошеньким» дала себе ОДИН раз расслабиться и вот оно. Я забеременела. Он счастлив. Сегодня нам 5 месяцев. Он двух недельный муж. Две недели идеальный, дальше его запой, [отредактировано модератором] расход. Прощаю его из-за страха, вроде люблю, а вроде терплю. В крайней ссоре решила жить лишь до определенного момента. Его сестра посоветовала родить, убедиться в своих способностях с ребёнком, а там и уйду спокойно. На днях опять загул и я понимаю, что НЕ МО ГУ с таким человеком жить, и без него страшно. И опять же плохо без него, вроде скучаю, а вроде и противен мне. Я понимаю, может гормоны, но что делать? Самооценку себе сделала. Я терпила и тряпка
65
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru