Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
182
Андрей
В ответ на комментарий от Светлана Борисова История переписки2
Светлана Борисова
Здесь нет противоречия со статьей. У каждого свой темп, есть и РОО... Главное- нельзя за амбициями не видеть ребенка...
СсылкаПожаловаться
Тем можно существенно увеличить мотивацией, только мотивацией которой ребенок глубоко проникся, то есть любит ребенок велосипед, так составьте режим дня, что бы после занятий ребенок с вами поедет в лес в парк на велосипеде, а время ограниченно, кататься хочется больше, следовательно уроки нужно сделать хорошо и так что бы не переписывать, и скорость и качество сделанного улучшается. И расхлябанность пропадает.
СсылкаПожаловаться
Андрей
В ответ на комментарий от Людмила
Людмила
Ну весь уже доказано, что раннее развитие вредит! О каком изучении иностранного вы говорите, если дети ещё в родном языке звуки не все выговаривают?! Читаешь, общаешься и понимаешь, что мамаши действительно ополумели. Играйте со своими детьми, общайтесь, гуляйте и в процессе этого давайте информацию соответственно возрасту. Куда бежите?! Хочется похвастаться перед соседкой? Ну, тогда вам можно лишь посочувствовать
СсылкаПожаловаться
На счет раннего развития не соглашусь, как всегда правда посередине. В Индии дети в школу идут с 4 лет. Английский нормально мой сын изучал с 5 лет, с нормальным репетитором, с которым и пели и танцевали, то есть начали с игровой формы обучения и нормально втянулись, естественно про чтения и письмо забывать не стоит. И не надо забывать и про все остальное, про частое катания по лесу на велосипедах, про кино и зоопарки и про увлекательные для ребенка настольные игры. Мой уже до второго класса с успехом работает с отрицательными числами, причем научился сам благодаря настольным играм, так как по условием игры нужно считать и отрицательные числа, но считала, у нас бабушка, но а ребенок следил за счетом по своему желанию, ну так сам и научился. Все лето почти каждый день занимался, но всего около часа в день, но эти занятия были плодотворные, второй класс по математике прошли, и полтора месяца третьем занимаемся, без всякого экстрима. Просто ребенка нужно приучать к системе получения знаний и понятному режиму дня, ребенок должен знать, он с уроками справиться, а дальше будет очень интересно, типа поездки в лес на велосипедах, или еще чего, иногда игры компьютерные, тогда все будет легко и плодотворно. По школьную систему согласен, она далеко не идеальна, а учить надо, так как рынок труда за который достойно платят крайне ужат, и это тоже ребенок должен знать.
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Чтобы понять ребёнка и его стремления, надо его чувствовать и вспоминать своё детство. У меня старший сын попросил купить ему азбуку в 3 года и четыре месяца, потому что соседская девочка с удовольствием делала уроки в первом классе, когда рядом, развесив уши, сидел мой младший сын. К 4 годам он уже бегло читал, математикой занимались мы, родители. Со вторым сыном было всё наоборот. Мы не настаивали, ожидая... Даже со многими проблемами в первом классе. Результат: мальчишки поступили в Московский ВУЗ, но на разные факультеты, отучились бесплатно и нашли себя в жизни!) Так что, если ребёнок просит о чём-то в связи с его дальнейшим обучением, не надо ему в этом отказывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ВасилискаУже собрали детей в школу? А почём?
Эксперты озвучили расходы на подготовку детей к школе. Специалисты провели опросы жителей разных регионов России и выяснили, сколько родители потратили перед 1 сентября.

Школьная форма, рюкзак, канцелярия, обувь и спортивный костюм. Минимальный набор ученика в сезоне 2019 – 2020, по сравнению с прошлым годом, подорожал почти на 2 процента.

Так, в городах Урала родители потратили на подготовку к школе больше 8 тысяч рублей, а в Новосибирске и Красноярске – по 9 тысяч.

В Москве траты на школьников перевалили за 15 тысяч рублей, а в Омске и Челябинске родители смогли уложиться в 7,5 тысяч. Меньше всего потратили на ученические нужды жители Перми – 6,5 тысяч рублей.

Добавим, что речь идет только про самые необходимые предметы гардероба и письменные наборы. Цены на модную школьную одежду и авторскую канцелярию исчисляются десятками тысяч.
443
НаталияКак научить защищаться от сверстников-нелюдей или как не воспитать "зверя"??
Всем доброго дня!
Сейчас прочитала в местных новостях: две девочки (12 и 16 лет) избили до потери сознания подружку 13 лет, всё это снимали мальчишки от 12 до 16 лет).  Избили за то, что девочка заступилась в соц.сети за маму ( маму "жертвы" позорили за ее работу продавщицей кваса). Подкараулили и били (ногами ) по лицу. Девочка хрупкая, тоненькая отключилась быстро. Её приволокли во двор, к бабушке и сказали, что нашли в таком виде. 
Полиция до сих пор не найдет двух девиц, хотя все контакты есть
Так страшно((( И не знаешь , что страшнее, что вырастет убл..ком или , что станет вот так вот жертвой отморозков, за слово ВКонтакте(((
Семьи у девочек (избивавших) неблагополучные, дети там предоставлены сами себе , никто даже не позвонил маме девочки и не извинился. Только написали в страничке "Инвалидом не стала?"
Страшно жить, где видео избиения считается геройством и служит повышению рейтинга в такой же стае(((
370
АнонимМучает совесть
Завтра у сына день рождения.Снимаем кафе.Будут только близкие родственники и близкая подруга с сыном.Днём подруга позвонила и сказалачто похоже заболевает но сына если что отпустит.сейчас ей звоню говорит что сопли текут но ничего она завтра запшикает нос и придёт.Я перед ней извинилась и попросила не приходить ну блин у меня сын только с больничного болел почти месяц .каждый чих в его сторону и привет.в садик ходит два раза по часу и болеет две недели.Отказала а сейчас мучает совесть.как бы вы поступили чтобы не обидеть подругу.Как вы поступаете с больными гостями?Или проще надо идите все чихайте все и будь что будет.Сразу хочу сказать ребёнок хроник любое ОРЗ обостряет основную болячки.ошибки.телефон.
136
ВеруняПричина, по которой пропадают старики
Хочу поделиться с вами историей, которая произошла сегодня в соседнем подъезде и затронула мою семью. Я поступила так, как на тот момент считала правильным, но сейчас я не уверена в корректности своего поступка, хочется получить советы, чтобы выработать некий алгоритм действий в подобных ситуациях.
Кое-что показалось мне подозрительным ещё вчера. Вернулась с работы поздно, начинало темнеть. Когда парковалась, увидела в зеркале очень старенькую бабушку, которая брела куда-то. Какое-то время я провела дома, сумки занесла, то, сё. Выхожу, чтоб отогнать машину на стоянку, встретила соседку, выгуливающую собачку, разговаривала с ней ооочень долго. Когда же я села в машину, то снова увидела согнутый силуэт старушки. Меня напрягло, что настолько пожилая женщина так поздно одна.
Утром мы собрались с мужем на рынок, выскочила из квартиры и прямо на моей лестничной клетке  снова вижу эту старушку, она стучалась к соседям. Тут следом выходит муж, а эта старушка просит попить воды, говорит, что ей "крови не хватает", выглядит при этом измождённой. Муж вынес воды, а я, видя, что с бабушкой не всё хорошо, начинаю спрашивать, к кому она пришла, т к в нашем подъезде эта бабушка точно не живёт.
Из рассказа старушки выясняется, что живёт она в соседнем подъезде, но у неё нет ключей и она не может попасть к себе домой. К соседям она стучалась, но никто не открыл, а пить хочется. Своё имя назвать может и не выглядит странной или потерянной, вроде в адеквате.
Тогда я зашла в тот подъезд, чтобы кого-то найти, ведь бабушке надо помочь оказаться дома. Короче никто не открыл и мы с мужем решили позвонить  в МЧС, чтоб как-то решить эту проблему.
Выяснилось, что без участкового вскрыть квартиру нельзя, т к может такое быть, что бабушка не из той квартиры, которую назвала.
Редкие соседи, которые появлялись на короткое время, подтвердили, что бабушку знают, но не знают, как связаться с родственниками, а одна девушка сказала, что квартиру этой бабушки уже по просьбе соседей вскрывали, т к оттуда шёл неприятный запах и никто не открывал. Ещё один сосед сказал, что года 2 назад эта бабушка его затопила.
Но никто из соседей не мог остаться, все спешили по своим делам.
Позвонила участковому, но он сразу не мог приехать, т к был уже на вызове, обещал приехать, как освободиться.
Сама бабушка была против того, чтобы я кого-то вызывала, боялась, что её заберут. Но сказала, что прошлую ночь она "провела в лесу". Дело в том, что в 100 метрах от нашего дома действительно начинается лес, иногда забегают белочки. 
Пока ждали, я вынесла бабушке покушать, она не сидела на месте, а ходила.
Одета бабушка не по сезону, в мужских трико, мужских туфлях и женской осенней куртке, из-под которой выглядывал шейный платок. Поскольку я вызвала участкового, мне надо было как-то следить, чтоб бабушка куда-нибудь не скрылась.
Если мне надо было отлучиться, то я привлекала свою дочь, завтра мы с сыном уезжаем по месту его дальнейшей учёбы, надо было собираться, покупать кой-какие вещи, продукты в дорогу. Дочь гуляла и приглядывала, иногда я снова подходила, у нас жара такая, выносила воды, булочку. 
Получается, что 3 часа это всё продлилось, пока приехала полиция.
Бабушка негативно отнеслась к беседе, говорила, зачем её в преступницы записали, но на вопросы отвечала. 
Неприятное заключалось в том, что когда молодой парень из полиции опрашивал и заполнял протокол, к нам подошла женщна и как давай фотографировать. Свои действия она объяснила тем, что "втираются тут всякие в доверие к пожилым, а потом пропадают старушки" 
Полицейский сказал, что он из полиции, на что женщина начала возмущаться и говорить, что не может такого быт, т к нашего участкового она знает в лицо и этот парень точно не участковый.
Тогда полицейский достал удостоверение, женщины, увидев документ, быстро ушла.
Но меня до сих пор возмущает - она так прицельно фоткала меня особенно, а я не сразу её заметила, т к участвовала в беседе. Мне гадко, что я потратила кучу времени своего, причём я подряд несколько недель была совсем без выходных и эта суббота - первая, когда я планировала хоть немного передохнуть. Я жутко вымоталась, в прошлую и позапрошлую субботу по 7 часов за рулём, в воскресенья обратно по 7 часов. В понедельники снова в 5 утра подъём и понеслась. Короче, мне обидно и гадко, что так со мной поступила эта женщина, раз такая неравнодушная, сменила бы меня и побыла бы с бабушкой хоть пару часов.
Сама бабушка, уже накрученная присутствием полиции, тоже начала скандалить, говорила именно мне, что зря я её преследую, что она не совершает никакого преступления, если просто ходит по улице.
Я чувствовала себя облитой помоями.
Были и странности - бабушка, прочитав протокол, удивилась, что полицейский написал сегодняшнюю дату - 24 августа 2019. Тогда он поинтересовался - а какая дата должна быть? Бабушка считала, что сегодня 5 декабря, отсутствие снега её не смущало, так бывает, ответила она. Протокол подписала.
Но всё вроде благополучно, полиция пробила всех родственников и ещё часа 3 ушло на то, чтоб с ними связаться.
Часа черед 3 приехал один из детей, самый обычный благополучный мужчина с семьёй. Но у него не было ключей, т к опекуном являлся другой сын.
А теперь вопрос тем, кто осилил мой огромный текст - как надо было правильно поступить? Дать воды и пусть бабушка дальше живёт на улице, ожидая, когда кто-то из детей навестит её? Сама бабушка настаивала именно на таком варианте, говорила, что ничего страшного, "мы же лесные люди, можем и в лесу переночевать".
Или дождаться, пока бабушке станет совсем худо, тогда уж вызывать скорую?
Я поступила вот так, понимая, что ещё пара дней и бабушка станет совсем слаба, мне казалось, что надо заняться ей сейчас, сегодня, не доводить до истощения. 
Не причинила ли я ей добро? Может, не надо было вмешиваться, чтоб потом не обтекать, облитой помоями? Чтоб мимопроходящие тётки меня не фоткали, подозревая в бабушкоубийстве?
Теряющиеся бабушки встречались мне за последние 10 лет раза 4 точно, и я всегда пыталась что-то сделать, выносила покушать, звонила полицейским, даже 1 раз отвела в полицию, а там мне сказали адрес и  я отвела ей домой, та бабушка была известной в полиции, не первый раз терялась.
Думаю, что ещё будут мне попадаться дезориентированные люди, как поступать? И чтоб помочь, и в то же время, чтоб меня саму не заподозрили в плохом. Кстати, я теперь понимаю, почему мужчины стараются не вмешиваться - увидел, к примеру, ребёнка потерявшегося, захотел помочь, а тебя самого за жабры.
124
Мадам Н.Д."Мой муж- писатель". Ч. 3.
Продолжаю рассказ о женщинах, сопровождавших жизнь и творчество великих русских писателей. Ссылки на предыдущие темы: 
 Часть 1. https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura...
Часть 2. https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura...
120
дуня семафороваНикита Михалков
Вот честно в шоке! Если Михалкову занесли инфекцию, при (делаю акцент!) Плановой операции по замене сустава и получился сепсис, спасали 40 часов, 7 операций, то чтож вообще у нас делается в медицине!!! 
Он же не в подвале оперировался, наверняка в  лучшей больнице Москвы. А что заносят нам, в простых больницах, что вообще делается, друзья! Значит, на что мы можем рассчитывать? Мне стало просто страшно. Не так давно Табакову занесли инфекцию от последствий сепсиса скончался. И ведь все это при их деньгах и возможностях. Что происходит.....
105
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru