Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
182
Андрей
В ответ на комментарий от Светлана Борисова История переписки2
Светлана Борисова
Здесь нет противоречия со статьей. У каждого свой темп, есть и РОО... Главное- нельзя за амбициями не видеть ребенка...
СсылкаПожаловаться
Тем можно существенно увеличить мотивацией, только мотивацией которой ребенок глубоко проникся, то есть любит ребенок велосипед, так составьте режим дня, что бы после занятий ребенок с вами поедет в лес в парк на велосипеде, а время ограниченно, кататься хочется больше, следовательно уроки нужно сделать хорошо и так что бы не переписывать, и скорость и качество сделанного улучшается. И расхлябанность пропадает.
СсылкаПожаловаться
Андрей
В ответ на комментарий от Людмила
Людмила
Ну весь уже доказано, что раннее развитие вредит! О каком изучении иностранного вы говорите, если дети ещё в родном языке звуки не все выговаривают?! Читаешь, общаешься и понимаешь, что мамаши действительно ополумели. Играйте со своими детьми, общайтесь, гуляйте и в процессе этого давайте информацию соответственно возрасту. Куда бежите?! Хочется похвастаться перед соседкой? Ну, тогда вам можно лишь посочувствовать
СсылкаПожаловаться
На счет раннего развития не соглашусь, как всегда правда посередине. В Индии дети в школу идут с 4 лет. Английский нормально мой сын изучал с 5 лет, с нормальным репетитором, с которым и пели и танцевали, то есть начали с игровой формы обучения и нормально втянулись, естественно про чтения и письмо забывать не стоит. И не надо забывать и про все остальное, про частое катания по лесу на велосипедах, про кино и зоопарки и про увлекательные для ребенка настольные игры. Мой уже до второго класса с успехом работает с отрицательными числами, причем научился сам благодаря настольным играм, так как по условием игры нужно считать и отрицательные числа, но считала, у нас бабушка, но а ребенок следил за счетом по своему желанию, ну так сам и научился. Все лето почти каждый день занимался, но всего около часа в день, но эти занятия были плодотворные, второй класс по математике прошли, и полтора месяца третьем занимаемся, без всякого экстрима. Просто ребенка нужно приучать к системе получения знаний и понятному режиму дня, ребенок должен знать, он с уроками справиться, а дальше будет очень интересно, типа поездки в лес на велосипедах, или еще чего, иногда игры компьютерные, тогда все будет легко и плодотворно. По школьную систему согласен, она далеко не идеальна, а учить надо, так как рынок труда за который достойно платят крайне ужат, и это тоже ребенок должен знать.
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Чтобы понять ребёнка и его стремления, надо его чувствовать и вспоминать своё детство. У меня старший сын попросил купить ему азбуку в 3 года и четыре месяца, потому что соседская девочка с удовольствием делала уроки в первом классе, когда рядом, развесив уши, сидел мой младший сын. К 4 годам он уже бегло читал, математикой занимались мы, родители. Со вторым сыном было всё наоборот. Мы не настаивали, ожидая... Даже со многими проблемами в первом классе. Результат: мальчишки поступили в Московский ВУЗ, но на разные факультеты, отучились бесплатно и нашли себя в жизни!) Так что, если ребёнок просит о чём-то в связи с его дальнейшим обучением, не надо ему в этом отказывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Юлия ТитоваДень рождения.

Был на днях День рождения. Весь праздник, по сути, обычно - это пицца и суши. Ездить куда-то с детьми и неудобно, и денег после нового года, да двух дней рождения детей подряд нет.
 Заказали пиццу и роллы. Двумя разными заказами получилось, так, нюанс. Ждём. Муж - руководитель, каждый вечер ему до ночи продолжают обычно звонить. И вот в День рождения - тоже. Дети сделали уроки, время уже ко сну, а заказ не везут. Ну, праздник у  народа как раз, всегда курьер задерживается, но сейчас уже слишком. Спрашиваю мужа - мол, чего там с заказом? Он - так а я пиццу не заказал. А первый заказ мне позвонили, но я как раз разговаривал с сотрудником своим, и не ответил. Минут 20 назад это было. Спрашиваю - и когда ты думал об этом сказать? Молчит. Я говорю - дети голодные, я есть хочу... Молчит. Детей, конечно, наскоро покормили, день рождения закончился. Ни подарков, ни ужина. Ни-че-го. Фиг с ним, с подарком. Просто прошёл день. Просто человек вот так вот взял и забил на мой праздник. 
 И спокойно лёг спать. Вообще никаких эмоций. Совсем. Ну как бы так всё нормально, ничего не произошло. 
 выговориться. наверно.  

539
ТакSа Дискотека 80х в СССР - или назад в прошлое.

Перебирая в памяти остатки прошлого - мы видим смутные очертания и это не удивительно т.к. прошло достаточно много времени с тех пор - когда мы были молодыми, а человеческая память как не печально но имеет свойство стираться.

В этой теме попробуем приблизительно восстановить картину событий прошлого, вспомнить всех(ну или почти всех популярных исполнителей), и вспомнить - как мы проводили свой досуг на дискотеке 80х в стране которой больше нет - в СССР. 

418
янаПро гости и чужих детей

Привет всем) Навеяло меня на тему поста вчерашний поход в гости. В общем позвала меня подружка, она сидит дома с ребёнком, ребёнку шесть лет. В сад не водят, точнее он ходил раньше, но ему там не нравилось, поэтому они его забрали домой. В общем ребёнок оочень гиперактивный. И ему явно скучно дома. Но и в сад он не хочет. В целом, тема о чем. Пришла я в гости, угостила киндером, ну и пошли с подружкой на кухню, чай пить. Малой забегает в кухню, тётя Яна пойдёмте играть. Я, мягко сказать, обалдела, ну скажем так, я и со своей то когда играла в далёком детстве, восторга не испытывала. А сейчас это вообще другая планета. Я ему и говорю, малыш, дай нам с мамой пообщаться, я же к ней пришла, мы давно не виделись. В общем, такие забеги, продолжались каждые 15 минут, на тему поиграть. Часа через два он просто начал истерить «пойдём играть, пойдём играть».... и я прям чувствую как начинаю раздражаться, говорю, малыш, я не к тебе пришла, а к маме. В общем, ребёнок заистерил, запсиховал. Я говорю подружке, все я домой. Не могу это терпеть. И пошла. В целом, вот и вопрос, у вас тоже дети зовут играть с ними людей , которые приходят к вам? И как вообще выходить из таких ситуаций. Поиграть с ребёнком не предлагать. Мне это неинтересно и я не собираюсь переступать свою зону комфорта ради этого. Просто моя дочь никогда так не делала, поэтому мне это и странновато. А может это нормально? Извините за многобукав.

413
ЯщерМарсианская угадайка

С добрым утречком, мои любознательные и проницательные подруги! По многочисленным заявкам, открываю угадайку по прошедшему конкурсу на тему связи, марсиан и связи с марсианами. 
Загадки здесь
https://deti.mail.ru/forum/dosug/kultura...
Отгадывать далее.
Вперед!

Ой блин! А списка авторов-то  нет! Давно не делала угадаек, забыла! Ждите!

312
Солнышко-в-рукахДочь хочет поступать в медицинский

Дочь в 10 классе, хочет поступать в медицинский. Тут бабушка оказалась категорически против. Я была за, но в интернете начиталась, что большая часть врачей совсем недовольна своей профессией.

292
ЕленаПроблемы с воспитателем или как наладить отношения?

Начну по порядку, чтобы не сбиться с мысли :).
Моему сыну 5 лет. В детский сад практически не ходил, были попытки с 2,5 до 3,7 но болел 2 дня через месяц, потом был перерыв, переезды в другой город и возвращение обратно домой. Заговорил более менее внятно в 4 года, сейчас выправился и осталась не большая невнятность в речи, но и это исправляется. Есть не большие нарушения связанные  СДВГ(т.е присутствуют только черты этого диагноза). Мышление развито по возрасту, т.е основные знания есть. 
Так вот это присказка, далее будет сказочка.
Решили отдать ребенка в детский сад, все же 5 лет, пора б уже. Приняли в общую группу, но т.е есть речевые проблемы зав. сада сказала есть возможность попасть в лого группу, так же можно в группу для детей с ЗПР (я тут сомневаюсь ну очень). Для этого нужно сходить к лору, неврологу и психиатру. Первых двух прошли без проблем, невролог пишет сдвг из благих намерений, лор аденоиды. Настала очередь психиатра, ждали очереди 2 часа из 7 человек детей. Зашел ребенок в кабинет, меня (маму) отсадили далеко в к двери, ребенка к себе по ближе. Задали вопросы как зовут, сколько лет, как зовут маму, папу, воспитателя, с кем дружишь, попросили собрать пирамидку, назвать цвета, все сделал, попросили рассказать стишок и тут заминка, стихов то мы не учили, как на меня психиатр орала, надо было слышать, ну это ладно. В общем говорит медсестре доставай карту ставим их на учет для обследования, я естественно отказалась говорю нам только диагноз в бумажку для пмпк нужен (дефектолог и логопед сада поставили ОНР), в общем отказали нам.
Пришла к заведующей все объяснила, что жизнь ребенку портить не собираюсь и мы в состоянии сами заниматься дальше с логопедом-дефектологом (что делали успешно до сада), там меня пытались дожать, что вам надо, вы должны и обязаны иначе попадете только в обычную группу. 
Теперь возник вопрос с одним из воспитателей, она изначально не была рада появлению еще одного ребенка в группе. но и негатива явного не было, а как узнала, что мы хотим переводиться в лого вообще обрадовалась, а тут облом.  Сначала она нам мягко намекала идите проходите комиссию и уматывайте, сегодня же выслушала целый концерт, на тему у меня их 20 а я одна. Я постаралась мягко (т.к ребенок одевался в раздевалке, остаемся до обеда) объяснить, что к психиатру на учет мы не пойдем и тп, в общем меня не поняли и кричала она долго и вдохновенно. В чем конкретно вина ребенка мне не поясняют.
Вторая воспитатель, говорит обычный ребенок, как и все. Говорит на что обратить внимание в поведении, эти вопросы обязательно прорабатываем дома и объясняем ребенку.
Про конкретно сегодняшний день у сына спросила, сказал, что на улице с мальчиком хотели залазить на горку из снега (в сугробы) и оттуда скатывались и на нас воспитательница ругалась. 
Пока вижу выход чтобы шел разговаривать муж с зав сада и вп, а самой озвучивать позицию все вопросы к мужу,пока иного выхода не вижу. Портить отношения с воспитателем не хочется.
ПС: за две недели посещения сада у ребенка появился отличный прогресс во внятности речи, стал более организованным и послушным, т.е польза от обычной группы очень большая. По мере возможности постараюсь ответить на комментарии.

279
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети