Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
182
Андрей
В ответ на комментарий от Светлана Борисова История переписки2
Светлана Борисова
Здесь нет противоречия со статьей. У каждого свой темп, есть и РОО... Главное- нельзя за амбициями не видеть ребенка...
СсылкаПожаловаться
Тем можно существенно увеличить мотивацией, только мотивацией которой ребенок глубоко проникся, то есть любит ребенок велосипед, так составьте режим дня, что бы после занятий ребенок с вами поедет в лес в парк на велосипеде, а время ограниченно, кататься хочется больше, следовательно уроки нужно сделать хорошо и так что бы не переписывать, и скорость и качество сделанного улучшается. И расхлябанность пропадает.
СсылкаПожаловаться
Андрей
В ответ на комментарий от Людмила
Людмила
Ну весь уже доказано, что раннее развитие вредит! О каком изучении иностранного вы говорите, если дети ещё в родном языке звуки не все выговаривают?! Читаешь, общаешься и понимаешь, что мамаши действительно ополумели. Играйте со своими детьми, общайтесь, гуляйте и в процессе этого давайте информацию соответственно возрасту. Куда бежите?! Хочется похвастаться перед соседкой? Ну, тогда вам можно лишь посочувствовать
СсылкаПожаловаться
На счет раннего развития не соглашусь, как всегда правда посередине. В Индии дети в школу идут с 4 лет. Английский нормально мой сын изучал с 5 лет, с нормальным репетитором, с которым и пели и танцевали, то есть начали с игровой формы обучения и нормально втянулись, естественно про чтения и письмо забывать не стоит. И не надо забывать и про все остальное, про частое катания по лесу на велосипедах, про кино и зоопарки и про увлекательные для ребенка настольные игры. Мой уже до второго класса с успехом работает с отрицательными числами, причем научился сам благодаря настольным играм, так как по условием игры нужно считать и отрицательные числа, но считала, у нас бабушка, но а ребенок следил за счетом по своему желанию, ну так сам и научился. Все лето почти каждый день занимался, но всего около часа в день, но эти занятия были плодотворные, второй класс по математике прошли, и полтора месяца третьем занимаемся, без всякого экстрима. Просто ребенка нужно приучать к системе получения знаний и понятному режиму дня, ребенок должен знать, он с уроками справиться, а дальше будет очень интересно, типа поездки в лес на велосипедах, или еще чего, иногда игры компьютерные, тогда все будет легко и плодотворно. По школьную систему согласен, она далеко не идеальна, а учить надо, так как рынок труда за который достойно платят крайне ужат, и это тоже ребенок должен знать.
СсылкаПожаловаться
Татьяна
Чтобы понять ребёнка и его стремления, надо его чувствовать и вспоминать своё детство. У меня старший сын попросил купить ему азбуку в 3 года и четыре месяца, потому что соседская девочка с удовольствием делала уроки в первом классе, когда рядом, развесив уши, сидел мой младший сын. К 4 годам он уже бегло читал, математикой занимались мы, родители. Со вторым сыном было всё наоборот. Мы не настаивали, ожидая... Даже со многими проблемами в первом классе. Результат: мальчишки поступили в Московский ВУЗ, но на разные факультеты, отучились бесплатно и нашли себя в жизни!) Так что, если ребёнок просит о чём-то в связи с его дальнейшим обучением, не надо ему в этом отказывать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Лилиан Андреаскайтео смешанных браках и его последствиях
Перспективная девушка из столицы, студентка престижного университета, с востребованной специализацией, гарантирующей достаток и карьеру, выходит замуж за молодого ближневосточного бездельника, перебивающегося случайными заработками весьма сомнительного характера... Это не сюжет мелодрамы, это конкретная девушка - дочь моих очень и очень близких друзей. Все в шоке. Ни уговоры, ни призывы включить разум ни к чему не приводят. Вот прям не оставляет меня маниакальное желание любыми способами расстроить этот брак.
Они уедут на родину мужа. Чтобы ей стать десятой женой и нарожать детей-полу[censored], обречённых всюду быть чужими. Конечно дети от смешанных браков бывают очень красивыми, Но случись в семье разлад, они ни тут, ни там не нужны.
Я нетолерантна? Или права?




448
Божья КоровкаФильм "Москва слезам не верит". Что осталось за кадром.
Всем доброго времени суток.

Визитная карточка режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» стала третьей по счёту советской картиной, удостоенной кинопремии «Оскар». Изначально принятая отечественными критиками довольно прохладно, лента, тем не менее, обрела невероятную популярность и зрительскую любовь. 

Так что же осталось за кадром этого потрясающего фильма? Почему картина могла быть и не снята? Кто вместо Меньшова получал "Оскар" и почему режиссёра не выпускали из страны? Какие сцены вырезали "добропорядочные" цензоры? Почему Меньшов не хотел снимать в главной роли свою жену? Об этом и о многом другом я вам сегодня и расскажу.

Приятного чтения!
379
ЭльвиркаПро больное...((
Выдалась свободная минутка, решила посёрфить... И вот на какое дело наткнулась. Случайно попалась на глаза петиция очень необычного (на мой взгляд) содержания, а именно об официальном отказе в установлении и выплате алиментов. Текст ниже прилагаю, ссылки подчистила. Могу сказать одно: я просто в шоке после прочтения. И мне вот стало интересно вдруг это у меня с головой какая-то беда, и это я так агрессивно реагирую на подобные темы, потому что мозоль уж слишком больная, а на самом деле мы к этому и катимся? Тема, конечно не для ссор, но для обсуждения. Очень интересно узнать что вы думаете по этому поводу? Собственно, текст:

Отменить алименты на несовершеннолетних детей

Мы считаем, что в настоящее время институт семьи в России развален. Более 60 процентов разводов по всей стране, а в некоторых регионах и до 110 процентов, являются тому прямым подтверждением.
Одним из факторов, разваливающих российские семьи, является варварская алиментная политика, распространённая в нашей стране. От современной алиментной системы страдают как сам граждане, так и чиновники (суды, судебные приставы, органы опеки и т.д.), а главное - страдают наши дети.
Мы верим в разумность и добропорядочность российских граждан и предлагаем отменить алименты на содержание несовершеннолетних детей, предоставив россиянам самим, внутри собственных семей, решать вопросы о содержании собственных детей.
Почему необходимо отменить алименты на несовершеннолетних детей?
1. Алиментная практика увеличивает количество разводов, тем самым нарушая права детей на полную семью
2. Алименты в том варварском виде, в котором они существуют сейчас, отрицательно влияют на демографию страны и психологический климат внутри семьи
3. Государство не в состоянии контролировать ситуацию с неплательщиками алиментов - в 2017 году выявлено более 850000 неплательщиков, и несмотря на всё ужесточающиеся наказания за неуплату алиментов (вплоть до уголовной ответственности), их число не сокращается
4. Разведенный супруг (супруга), получающий(ая) алименты в судебном порядке, часто препятствует общению ребенка со вторым родителем, так как отсутствует заинтересованность в выстраивании каких-либо отношений со вторым родителем. Добиться нормального общения с детьми через суд на практике крайне сложно.
Отмена алиментов несёт в себе следующие плюсы:
1. После отмены алиментов на несовершеннолетних детей количество разводов в стране резко снизится
2. Невмешательство государства в дела семьи положительно скажутся на демографии страны - в полных семьях рождается больше детей
3. Высвободится большое количество госработников, которые сегодня безуспешно занимаются выбиванием алиментов с почти миллиона должников. Эти чиновники могут заняться решением более важных и острых социальных вопросов; отмена алиментов также декриминализует и статью за их неуплату, что позволит с облегчением вздохнуть практически миллиону человек, которые в настоящее время, в силу ряда причин не могут выплачивать алименты.
4. Разведённым супругам придется мирно решать проблемы развода, манипулировать детьми не получится, в результате права детей будут максимально защищены

Руслан Дягилев, активист Мужского Эгалитарного Движения

Ну вот как-то так, а если реально такое вносить начнут? Ну ведь глупости же... И если б люди могли договориться и договаривались, то тогда вообще походов по судам не было с этой темой, или я что-то не так понимаю? Или просто у мужика уже забрало упало и его достали все его бывшие жёны с приставами и ответственностью?))))
 
325
ЛетягаПоступок мужчины
Сразу оговорюсь, тему открываю просто из интереса. Ситуация такая: пишу очередную книгу, в которой одна из героинь с мужем живёт по инерции, любви с её стороны давно нет, посматривает на сторону, но вдруг муж совершает поступок, после которого у неё открываются глаза и она понимает, что была не права.
И возник у меня вопрос, а было ли у кого-нибудь так на самом деле? То есть совершал ли у кого-то муж (жених, любимый) такой поступок, который заставил бы вас по-другому посмотреть на него (именно со знаком +). Может быть, любовь возникла именно после этого, или чувства возродились. 
Тем, у кого такого не было, буду благодарна за ответ, какой поступок мужчины мог бы дать толчок развитию чувств. 
То есть тема просто повспоминать, помечтать, порассуждать. Прошу прощения, если отвечать буду не сразу: трое детей и насыщенная жизнь не дают с головой погрузиться в форум)))
И да, это не сбор материала для книги, для неё я уже всё придумала)))
287
Катя_КУстройство семьи
Девушки, интересно знать, а какой уклад в вашей семье: равноправие, матриархат, патриархат. Если вас не устраивает нынешнее устройство семьи, на что хотели  поменять?И если те, кто всем доволен?
224
Карпова КарповаСладости и вредности детям
В одном очень большом сообществе, посвященном правильному родительству, на вопрос покупаете ли вы вкусное детям, 99,999% комментаторок ответили, что никогда, никогда, никогда не покупают своим детям чипсы и газировку, их дети из сладкого едят максимум три мармеладки в неделю и экокурагу, а шоколад от киндера выбрасывают.

Чувствую себя быдломатерью - мои дети обожают чипсы, газировку и сладости и едят их сколько хотят. Зато на всяких новыхгодах и дняхрожденьях они не накидываются на сладости и не обжираются. У нас дома постоянно в доступе конфеты, печенье, сахар рафинад, мармелад, зефир и тд. Вес в порядке, зубы отличные, никаких проблем вообще. Есть только правило, что сладкое только после основной еды: мясо и овощи, или суп, или каша. Когда к моему ребенку пришла подружка, которой дома запрещают сладкое не потому что у нее диабет или диатез, нет, она абсолютно здорова, и вес нормальный, а потому что "сладкое вредно детям", у нее случился коллапс. Она даже спросила, почему мы держим на столе полную с горкой вазочку с конфетами, а не выдаём каждому ребенку поштучно. Я ответила, что можно брать сколько хочешь, и она грустно сказала, что у них дома сколько хочешь сладкого могут есть только родители.

И я глубоко уверена, что запретами и через чур жёсткими ограничениями можно добиться только того, что ребенок будет все это есть тайком либо в гостях, либо покупать на карманные деньги.
203
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru