Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок, но оказывается, что это не совсем правильно. Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем. Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разному и о секретах, которые сделают процесс обучения проще и понятнее.


Пресс-служба лектория «Прямая речь»

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача.

Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту.

По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Lori.ru

Слушайте музыку и приучайте к этому детей

Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Lori.ru

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система – худшее, что можно было придумать.

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Татьяна Владимировна Черниговская
Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Учитель может пресечь травлю за три дня».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
182
василий чапаев
Огромное спасибо !!!!!!! Очень актуально,для меня - и очень все интересно.
СсылкаПожаловаться
Мария
Познавательная статья, согласна на 100%.
СсылкаПожаловаться
Ловозерская ТИК
Замечательная статья. Вот только в нашей школе ждут от ребенка всего того, что в статье, вполне справедливо, считают не важным. И у детей - куча проблем... Индивидуальный подход только декларируется
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маша РябининаМуж-дальнобойщик.Хочу секса.
Привет,девочки и мальчики.История такая,неприятная,щекотливая и интимная Муж уже второй год как пошёл работать в дальнобой.Я была категорически против,даже небольшой скандал закатила.Не послушал-пошел!График:два месяца он на работе и месяц дома.Приезжает,конечно дикий секс,оргии такие,что ни в одном порно такого нет,готовы съесть друг друга.А что потом? Он уезжает и я начинаю потихоньку сходить с ума.Первые две недели о сексе даже не думаю,на третьей начинаю мастурбировать,порно,фаллоимитатор даже купила.Так ещё две недели держусь.Потом все, начинается "ломка".Возбуждает даже запах мужской туалетной воды.Я работаю,вожу дитё в школу,занимаюсь чем то по дому и всегда в моей голове только секс,я ни на чём не могу сосредоточиться!Рассматриваю украдкой мимо проходящих мужиков и представляю их в постели.Меня это жутко бесит,ночами не могу спать.Начинаю злится,на себя,на мужа, раздражает всё.Так прошёл год.И вот совсем недавно меня так припекло это желание,что я залезла на сайт знакомств,и познакомилась с парнем.Тут же ночью мы обменялись телефонами и договорились о встрече на завтра.Встретились,он очень симпатичный,накаченный(женатик),я тоже красотка,желание у обоих через край,искра пробежала при первом же взгляде.Он снял номер,и мы пошли.И тут странность такая,я осознала вдруг что это оооочень не просто вот так [ удалено модератором  ] с незнакомым мужиком в какой то гостинице,не то удовольствие,как с мужем,с которым ты расслаблена,знаешь его и делаешь,что хочешь.Вроде парень этот и любовник хороший и всё при нем,но я даже не кончила,ни разу за три контакта.Может,из за презерватива,не знаю.Потом чувствовала себя последней [ удалено модератором  ]и всё такое,но через месяц я наконец решила ему ответить и опять встретиться,но так и не смогла,мерзко всё это как то.И тут меня осенило,а что если спать с женщиной,это вроде как и не измена.Почитала на форумах,вроде женщины новички оставались довольны.Может попробовпть?Но где их искать?Только пожалуйста,без осуждений,я уже взрослая девочка и сама решаю,как мне жить.Мне к слову уже 38 лет,правда,выгляжу на 30,не больше.Муж работу не бросит всё равно,а мне как выжить в этом мире???
593
викТОРИяАфриканское супер-образование! ;)
Всем привет, уважаемые форумчанки!
Мне захотелось ответить на один комент. Дословно я его не помню, но смысл был в том, что я, якобы, при поступлении здесь в Африке в свой институтик вещала, что образование в Африке ну просто супер-пупер.
Так вот, дорогие, это враки! ;) Потому что и ежу понятно, что до моего любимого и родного СПбГУ или крупных европейских ВУЗов здешним очень и очень далеко.
Так что же я тогда говорила?
1) Я говорила, что жить и работать, скорее всего, буду здесь же, в Африке. А в Африке мой институтик очень котируется.
2) Если говорить уже не про меня, а про образование и его применение в общем и целом. У моего мужа, к примеру, первое образование местное. Военный мед. Да, он переучился и выбрал совершенно иную профессию - по личным причинам. Но уже не раз я убеждалась, что врачом он был бы весьма хорошим. Его брат, жена брата, их знакомые, которые нас лечат - все учились здесь, в Сенегале. Живут, работают, имеют дом, машину, всё, что нужно для жизни.
3) Школы. В Сенегале есть очень хорошие школы. Как минимум два интерната - для девочек (на острове близ Дакара) и для мальчиков (в Сен-Луи, куда мы хотели отправить сына, но так и не решились). Но туда абы кого не берут. Увы. У сына был шанс поступить. У падчерицы пока шансов нет.
После этих (и некоторых других) школ дети поступают в ВУЗы Европы, Америки, Канады.

Вот, что я говорила и говорю.

Мой институтик, конечно, так себе, если иметь в виду работу в Европе и России. Но в России я бы, наверное, сейчас искала себя в преподавании того же франсе, не в маркетинге ни разу!

Кому любопытно, напишу, что мне дал институт и чем был полезен - в комментах.
416
Анонимплач ребенка доводит меня до истерики
Я почти целый день ношу ребёнка на руках, развлекаю как могу, напокупала куча всяких приблуд типа генераторов белого шума и качелей с вибрацией для засыпания. Очень устаю так как живу одна с мужем за границей, ближайшие родственники за 5000 км от нас, друзей и знакомых тут нету, помочь некому, муж все время работает, а я даже покушать не всегда успеваю. Когда ребёнок плачет, я прихожу в бешенство, матерюсь, кричу, закрываю рот ребёнку, говорю ему что отдам его в детдом, а когда он успокаивается, то сама плачу и извиняюсь перед ребёнком. Все чаще посещают мысли выйти в окно, но вот ведь незадача, только 3 этаж. Почти не сплю, ребёнок не засыпает до 2 ночи, просыпается ночью каждые 3 часа, днём не спит, с мужем постоянно ругаюсь, он сегодня меня даже [  удалено модератором  ] послал. Обращалась к врачу, предложил походить на групповую терапию, а у меня даже времени помыться нету, молчу уже про походы на терапию, до которой мне добираться час с двумя пересадками. Короче не знаю что и делать, хочу выйти из дома, и никогда сюда больше не вернуться. Можно ли отдать ребёнка на усыновление без согласия мужа? Хочется чтобы у ребёнка была нормальная семья.
203
АнонимЛитература в школе
Дочь учится в шестом классе. В лицее. До этого года была ударницей. Сейчас большие проблемы с литературой. Дело в том, что у них очень требовательная, учительница по этому предмету. Несмотря на то, что ребёнок все читает, она часто получает неудовлетворительные оценки и потом всю четверть ходит их исправлять. Весь класс так. Пока не исправят хотя бы на "3". И вот в этой четверти учительница, видимо, хочет из моей дочери сделать ударницу. Она постоянно оставляет её после уроков. Оставит сегодня, несмотря на то, что у ребёнка ещё музыкальная школа. Сказала ей, что и в музыкалку не отпустит. А моя ответственная очень, ревёт, боится опоздать. И в школе вчера ревела. Учительница говорит, что вызовет родителей в школу. Вот такое чувство, как будто у неё "2" выходит. Средняя оценка в электронном журнале пока "3,5". Я не ругаю ребёнка за такие оценки, потому что в моей школьной жизни тоже была похожая учительница и я знаю, каким трудом давались эти "4". Как успокоить ребёнка? Поговорить с учителем нормально не получится, она считает правой только себя. В истории школы много случаев, когда на неё писали жалобы, обсуждали на педсовете и т. д. С русским языком у дочери все хорошо. 
189
Наши души ещё живыСтранствия продолжаются: п.2: Новосибирск
Фроша, Богдашка и немного истории
166
Завидуйте_МолчаБоится садика....
Всем привет! Ребенок в сад всегда ходила с удовольствием, а три дня назад на замене была другая воспитательница и так вышло, что ребенок ударилась об стол или шкаф и сильно разбила губу. Подробности я не знаю, забирала ребенка не я, наша воспитатель тоже пояснить ничего не может (понятно что она ж не видела). Ну бесятся дети, в этом ничего криминального. НО, ребенок с того дня не хочет ходить в сад. Каждое утро это истерики со словами мама я боюсь (чего именно объяснить не может), мама пожалуйста не надо в сад и т.д. Девочки, милые, как мне помочь побороть этот ее страх? Сейчас выходные, понятно что куда нибудь сходим, как то отвлечемся, но боюсь что в понедельник начнется тоже самое. С памятью у нее отлично, не забудет так быстро.
63
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru