Домашние задания не нужны
Я считаю, что задавать уроки на дом – это обман с образовательной точки зрения. Не так происходит закрепление.
Если я, учитель, не могу в школе сделать то, что должен, и задаю домашнее задание, то это профнепригодность.
Понятно, что родители будут заставлять детей сделать то, чего не сделал я, – а с какой стати?
Например, английские неправильные глаголы не надо «долбить» дома. Дети в моей школе хорошо говорят по-английски, потому что у нас в третьем классе была игра «Мой заокеанский друг». Мы связались с американской школой, они удивились нашей наглости, но оказалось, что это очень интересно. Мы дружили по интернету, и – дети заговорили.
Ошибки в сочинениях можно не исправлять
Я не исправляю ученикам ошибки в сочинениях до определенного возраста. У меня есть много инструментов, чтобы школьник сам обратил на них внимание.
Я могу взять не красную, не желтую ручку, а сделать какую-нибудь загогулину в тексте – и пусть ищет ее, если хочет. А не хочет, пусть не ищет. Я рассказываю сейчас о детях, которые учатся таким образом - и при этом раз в году с успехом пишут государственные контрольные.
Я – училка литературы, и мне хочется, чтобы дети хорошо говорили по-русски. Как это сделать? Надо с ними разговаривать.
Мне говорят: «Наши дети не читают». И они читают, действительно, меньше, чем их мамы и папы. Но ведь у родителей не было такой альтернативы, какая есть у современных детей, а если бы была, посмотрел бы я на них! Читайте вместе со своими детьми.
Оценки – самая субъективная вещь на свете
Когда учительница ставит плохую оценку, это она ставит плохую оценку, может быть, потому что ей нахамили в транспорте с утра или разболелась мозоль. Ничего более субъективного, чем оценка, в мире нет.
Более-менее объективной вещью, и то – с большим субъективным блоком, является человеческая обратная связь. Так я могу хотя бы уточнить: что вы имели в виду, когда сказали, что вам кажется, будто у меня в математике сумасшедшие успехи?
Пятибалльная система – только вдумайтесь: «единица» не используется никогда, положительных оценок две. Вот я написал диктант и сделал в диктанте 28 ошибок, как один из моих учеников в прошлом году. Я получил «два». Мне взяли репетитора, я старался-старался, сделал 18 ошибок. Что я получил? «Два». Я еще старался, бросил все кружки, занимался только русским языком, сделал 12 ошибок. Что я получил? «Два». И даже если я сделал 5 ошибок, я получил «два». Такая объективная реальность.
Иностранный язык нельзя выучить школьными методами
Большинство из нас не выучили английский язык именно тем способом, который предлагают наши школы. Словарные слова, неправильные глаголы, домашние задания – так английский язык выучить нельзя.
Аделаида Симонович, которая в 1857 году открыла в России первый детский сад, писала о том, как вредно детям рано учить иностранный язык. По ее мнению, они выучат его в тот момент, когда захотят, а пока пусть играют. Удивительным образом жизнь доказывает, что она права.
Раньше третьего класса этот «клик» не произойдет. У ребенка должно наступить осознание того, зачем ему нужен язык. Рэп полюбить, кино на иностранном языке посмотреть – ему нужна какая-нибудь зацепка.
Учеба строится на личном интересе
Ничего нельзя выучить, когда у тебя нет зацепки и понимания того, для чего тебе это нужно. Если есть личный интерес, то будут и повторения, но не потому, что этого захотел учитель.
Заинтересовать человека можно только одним способом – заинтересоваться чем-то самому. Дети берут пример со взрослых. Если я сижу перед телевизором с бутылкой пива и говорю: «Иди почитай! Это так интересно – читать», – это невозможный проект.
Меня в свое время поразили слова Ги де Мопассана: «Ничто не зажигает так, как чужая страсть». Начните страстно что-нибудь делать. Неважно что – варить рыбу, жарить котлеты или ходить по квартире на лыжах. Страсть зажигает, удивите ребенка, пригласите его разделить вашу страсть.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала лекторий «Прямая речь».
Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».